Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация источников земельного права




Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют высшую юридическую силу на всей территории Российской Фе­дерации (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положениям и нормам Кон­ституции РФ должны соответствовать и не противоречить все зако­нодательные и иные правовые нормативные акты, которые прини­маются всеми государственными органами в области земельных отношений. Вместе с тем земельное, водное, лесное законодатель­ство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды от­несены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Тем самым Конституция Российской Федерации различает федеральное зе­мельное законодательство и законодательство субъектов Россий­ской Федерации. В этом проявляется наиболее общая классифика­ция норм земельного законодательства.

В российской правовой системе воплощен принцип верховенст­ва законов в ряду иных нормативных правовых актов. Законы обычно формулируют и выражают первичные, наиболее фундамен­тальные положения, регулирующие земельный правопорядок в Рос­сийской Федерации и ее субъектах.

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не мо­гут противоречить федеральным конституционным законам, а зако­ны и нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции — федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Законодательные источники земельного права подразделяют­ся на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы.

К первым ныне относятся Земельный кодекс Российской Фе­дерации и земельные кодексы республик (например, Земельный кодекс республики Башкортостан), входящих в состав Россий­ской Федерации[7]. Эти кодексы являются актами отраслевой ко­дификации земельного права. Наряду с ними действуют кодифи­цированные акты, относящиеся к природоресурсовому законода­тельству. Имеются в виду Водный и Лесной кодексы РФ, приня­тые в 2006 г., Федеральные законы «О недрах», «О животном ми­ре» и др.

Земельный кодекс РФ 2001 г. следующим образом определяет свое соотношение с кодексами и иными федеральными законами, природоресурсной или природоохранительной отраслевой направ­ленности. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окру­жающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культур­ного наследия народов Российской Федерации применяются соот­ветственно законодательство о недрах, лесное, водное законода­тельство, законодательство о животном мире, об охране и исполь­зовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные законы. К земель­ным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (п. 2 ст. 3 ЗК РФ).

Ведущее место в структуре подзаконных правовых актов при­надлежит нормативным указам Президента Российской Федерации. Являясь главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ издает указы и рас­поряжения. Они не должны противоречить Конституции РФ и фе­деральным законам и обязательны для исполнения на всей терри­тории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). Многие указы Президента РФ стали первичными нормативными актами, определяющими правовые основы земельной реформы и совершен­ствования нового земельного строя в России. При этом указы Пре­зидента РФ обладают меньшей по сравнению с Земельным кодек­сом РФ и федеральными законами юридической силой. Под феде­ральными законами в данном случае надо понимать не только те, которые входят в систему земельного законодательства, но и те, которые приняты для регулирования смежных с земельными отно­шений, однако содержат нормы земельного права.

Законодательные принципы и нормы, нормативные положе­ния указов Президента РФ нередко развиваются и конкретизиру­ются в правовых актах Правительства Российской Федерации. Эти акты многообразны и принимаются по разным вопросам регули­рования земельных отношений. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Фе­дерации (п. 2 ст. 115 Конституции РФ).

Правительству Российской Федерации подчинены федеральные министерства и ведомства. Оно утверждает положения, в которых определяются функции и полномочия этих государственных орга­нов исполнительной власти.

В осуществление своих конституционных полномочий по обес­печению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка Правительство РФ в области укрепления земельного правопорядка приняло новые важные правовые акты:

1) Правила определения размеров земельных участков для раз­мещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 485[8]);

2) Положение об учете и оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (утверждено Постановле­нием Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311[9]);

3) Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причинных изъятием либо временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов зе­мельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утверждено Постановлением Правитель­ства РФ от 7 мая 2003 г. № 262[10]);

4) Положение об особых условиях пользования береговой поло­сой внутренних водных путей (утверждено Постановлением Прави­тельства РФ от 6 февраля 2003 г. № 71[11]);

5) Правила организации и проведения торгов по продаже нахо­дящихся в государственной или муниципальной собственности зе­мельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 но­ября 2002 г. № 808[12]);

6) Положение об осуществлении государственного мониторинга земель (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 но­ября 2002 г. № 846[13]);

7) Положение о государственном земельном контроле (утвер­ждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689[14]);

8) Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота (утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 ок­тября 2002 г. № 830[15]);

9) Постановление Правительства РФ «О ведении государствен­ного водного реестра Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253»[16].

Известное место среди источников земельного права занимают приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты феде­ральных министерств и ведомств. По юридической силе их акты могут быть общеобязательными либо действующими в пределах систем соответствующего министерства, комитета, ведомства. Об­щеобязательную силу ведомственные нормативные акты приобре­тают в случаях, если их принятие делегировано законом, указом Президента РФ. Часто такие акты принимаются совместно не­сколькими государственными органами.

Конституция Российской Федерации обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных условий (ст. 130 и 131 Конституции РФ). В настоящее время дей­ствует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 13-ФЗ[17]. Согласно этому Закону предметом ведения ме­стного самоуправления является регулирование планировки и за­стройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использо­вания водных объектов местного значения, месторождений обще­распространенных полезных ископаемых, а также недр для строи­тельства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов ме­стного самоуправления, выборных и других должностных лиц мест­ного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 19).

Гарантом конституционных прав граждан, в том числе прав собственности на землю и других вещных прав на недвижимость, выступают судебные органы Российской Федерации. Они разреша­ют земельные споры и восстанавливают нарушения земельного за­конодательства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных