Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и общая характеристика земель водного фонда




Землями водного фонда являются земли, покрытые поверхност­ными водами, сосредоточенными в водных объектах а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположен­ными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществля­ется формирование земельных участков. В целях строительства во­дохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляет­ся резервирование земель. Порядок же использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законода­тельством (ст. 102 ЗК РФ)

Правовой режим земель водного фонда определяется сущностью вод, которые являются важнейшим компонентом окружающей при­родной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым при­родным ресурсом. Они основа жизни и деятельности народов, про­живающих на прилегающей к водам территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населе­ния, существование животного и растительного мира. Порядок ис­пользования и охраны земель водного фонда определяется Земель­ным кодексом РФ 2001 г. и Водным кодексом РФ 2006 г. и кон­кретизирующим эти головные законодательные акты земельным и водным законодательством.

Основным объектом правового регулирования являются водные объекты, которые в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразде­ляются поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

• моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

• водотоки (реки, ручьи, каналы);

• водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохрани­лища);

• болота;

• природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

• ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодиче­ского изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по сред-немноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты

льдом;

3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уров­ню воды;

4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине. 2. К подземным водным объектам относятся:

• бассейны подземных вод;

• водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответ­ствии с законодательством о недрах (ст. 5 ВК РФ).

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, являются водными объек­тами общего пользования, то есть общедоступными водными объ­ектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каж­дый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральным законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего поль­зования. Ее ширина составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы по­следних составляет 5 м.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования ме­ханических транспортных средств) береговой полосой водных объ­ектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6 ВК РФ)

Водные объекты находятся в собственности Российской Феде­рации (федеральной собственности). Пруды же, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принад­лежащего на праве собственности субъекту Российской Федера­ции, муниципальному образованию, физическому лицу, юридиче­скому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физическо­го лица, юридического лица, если иное не установлено федераль­ными законами.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Россий­ской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответст­вующий земельный участок, в границах которого расположены та­кие водные объекты.

Данные водоемы могут отчуждаться в соответствии с граждан­ским законодательством и земельным законодательством, однако при этом не допускается отчуждение таких водных объектов без отчужде­ния земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой пре­кращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы же собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах (ст. 8 ВК РФ).

На основании договоров водопользования, если иное не преду­смотрено законом, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено законом, водные объек­ты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных со­оружений;

4) размещения стационарных и (или) плавучих платформ и ис­кусственных островов;

5) размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей (в ред. федерального закона от 4 декабря 2000 г. № 201-ФЗ);

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного от­дыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Не требуется заключение договора водопользования или приня­тие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ре­сурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные иско­паемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения по­жарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных си­туаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологи­ческих и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспече­ния работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) воспроизводства водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографиче­ских, водолазных работ;

10) рыболовства, рыбоводства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Се­вера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ве­дения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения; работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 Водного кодекса.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких вод­ных объектов в пользование на основании договоров водопользова­ния или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 11, 24—27 ВК РФ).

Основной единицей управления в области использования и ох­раны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объ-я ектов и морей.

В Российской Федерации устанавливаются 20 бассейновых округов: Балтийский, Баренцево-Беломорский, Двинско-Печорский, Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Каспийский и др., границы которых утверждаются в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации, (ст. 28 ВК РФ)

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработ­ке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

В состав бассейновых советов входят представители уполномо­ченных Правительством Российской Федерации федеральных орга­нов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Порядок создания и деятельности бассейновых советов устанав­ливается Правительством Российской Федерации, (ст. 29 ВК РФ).

Для разработки схем комплексного использования и охраны вод­ных объектов осуществляется гидрографическое районирование тер­ритории Российской Федерации. Гидрографическими единицами явля­ются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Количество гидрографических единиц и их грани­цы утверждаются уполномоченным Правительством РФ федераль­ным органом исполнительной власти.

Для разработки водохозяйственных балансов осуществляется водохозяйственное районирование территории Российской Федера­ции — деление гидрографических единиц на водохозяйственные уча­стки. Количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным орга­ном исполнительной власти.

Порядок установления границ гидрографических единиц и во­дохозяйственных участков утверждается Правительством РФ (ст. 32 ВК РФ).

В целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты, потребностей в водных ресурсах в перспективе, обеспечения охраны водных объектов и т.д., разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии вод­ных объектов и об их использовании и являются основой осущест­вления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объек­тов устанавливаются:

1) целевые показатели качества воды в водных объектах на пе­риод действия этих схем;

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки ко­личества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой рас­четы потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравне­нию с доступными для использования водными ресурсами в грани­цах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распре­деления поверхностного и подземного стоков вод в различные пе­риоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);

4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам каче­ства, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйствен­ных участков при различных условиях водности;

5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в гра­ницах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участ­ков при различных условиях водности в отношении каждого субъ­екта Российской Федерации;

6) основные целевые показатели уменьшения негативных по­следствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этихпоказателей;

7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федераль­ным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейно­выми советами и утверждаются для каждого речного бассейна, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом ис­полнительной власти.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления.

Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплекс­ного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством РФ (ст. 33 ВК РФ).

Водоохранными зонами являются территории, которые примы­кают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водо­хранилищ и на которых устанавливается специальный режим осу­ществления хозяйственной и иной деятельности в целях предот­вращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объ­ектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания, водных биологических ресурсов и других объектов животного ц, растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные за­щитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пре­делами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канали­зации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина во­доохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 10 км — в размере 50 м;

2) от 10 до 50 км - в 100 м;

3) от 50 км и более — в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной поло­сой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавли­вается в размере 50 км.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за ис­ключением озера, расположенного внутри болота, или озера, во­дохранилища с акваторией менее 0,5 м2, устанавливается в раз­мере 50 км.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Феде­ральным законом «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных ка­налов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зави­симости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для об­ратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3° и 50 м для укло­на 3° и более.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нерес­та, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона,прилегаю­щих земель.

На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких тер­риториях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специаль­ных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии обору­дования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в со­ответствии с водным законодательством и законодательством в об­ласти охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установлен­ными Водным кодексом РФ ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодатель­ством (ст. 65 ВК РФ).

Правовой режим водоохраной зоны определяется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защит­ных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404[85].

На водоохранных зонах устанавливается специальный режим хо­зяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заливания и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и раститель­ного мира. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнитель­ные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пред­ставлению бассейновых и других территориальных органов Мини­стерства природных ресурсов Российской Федерации.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается в раз­мере от 50 м (при протяженности реки до 10 км) до 500 м (при протяженности реки свыше 500 км). Минимальная ширина водоох­ранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 км2 — 300 м, от 2 км2 и более — 500 м.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами отвода земель под эти каналы.

На территории городов и других поселений размеры и границы водоохранных зон устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генераль­ными планами.

Минимальная ширина прибрежных полос для всех водоемов ус­танавливается в размере от 15 до 100 м в зависимости от вида уго­дий, прилегающих к водному объекту (пашня, луга, сенокосы, лес, кустарник) и крутизне склона.

В поселениях при наличии ливневой канализации и набережной в каждом конкретном случае допускается границу прибрежных за­щитных полос совмещать с парапетом набережной.

Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защит­ных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах население информируется в установленном порядке.

В пределах водоохранных зон запрещается:

• проведение авиационно-химических работ;

• применение химических средств борьбы с вредителями, бо­лезнями растений и сорняками;

• использование навозных стоков для удобрения почв;

• размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горючесмазочных материалов, площадок для заправки аппара­туры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

• складирование навоза и мусора;

• заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

• размещение дачных и садово-огородных участков при ши­рине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

• размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

• проведение рубок главного пользования;

• проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда строительства и реконструкции зда­ний, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и дру­гих работ.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к перечис­ленным ограничениям, запрещаются:

• распашка земель;

• применение удобрений;

• складирование отвалов размываемых грунтов;

• выпас и организация летних лагерей скота (кроме использо­вания традиционных мест водопоя), устройство купонных ванн;

• установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделе­ние участков под индивидуальное строительство;

• движение автомобилей, тракторов, кроме автомобилей спе­циального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предос­тавляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыб­ного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехни­ческих сооружений при наличии лицензий на водопользование, в ко­торых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, при­брежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и земле­пользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совер­шение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных