Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наиболее типичные различия тахилалии и заикания




 

Фактор Тахилалия (баттаризм, полтерн) Заикание
Осознание дефекта отсутствует имеется
Речь при напряжении лучше хуже
Привлечение внимания к речи улучшает речь ухудшает
Речь, требующая конкретных лучше хуже
точных ответов    
Чтение хороню знакомого хуже лучше
текста    
Чтение незнакомого текста лучше хуже
Письмо торопливое, сжатое,
  повторяющееся, напряженное,
  с неясным почерком заторможенное
Отношение к собственной речи безразличное, боязливое
  небрежное  
Психологические переживания отставленные опережающие
Академические способности не достигают хорошие
  возможного уровня, и высокие
  хотя хорошие (многое зависит
  и высокие от отношений
    с преподавателями)
Электроэнцефалограмма дизартрия чаще норма
Эффект Ли ухудшение речи улучшение речи
Аминазин улучшение ухудшение
Психометрические средства ухудшение улучшение
Желание лечиться очень небольшое большое
  или отсутствует  
Цель терапии направить внимание отвлечь внимание
  на детали речи от деталей

Дифференциальный диагноз более труден при различении тахилалии и ее разновидностей. Некоторые исследователи рас­сматривают их или как две степени выраженности ускоренной речи (М. Е. Хватцев), или объединяют в одну нозологическую группу (М Зееман). Чистая тахилалия в основном расстройство только темпового характера. При баттаризме и полтерн, помимо темпа речи, имеются нарушения синтаксического, морфологи­ческого, лексического и грамматического порядка.

Прогноз относительно брадилалии тем более благоприя­тен, чем раньше она будет выявлена и чем раньше начнется комплексное воздействие. В тех случаях, когда брадилалия является синдромом соматического, неврологического или пси­хического заболевания, прогноз зависит от успешности лече­ния основного заболевания.


Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте чем ребенок спо­койнее, тем легче формируется темп его внешней и внутрен­ней речи. Эффективность преодоления тахилалии зависит также от окружающих: более сложно добиться нормализа­ции темпа речи, если кто-либо из родных страдает недостат­ками речи или невротическими расстройствами: результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом.

Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно слож­но. Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или про­явление-синдром. Кроме того, имеет значение умственное раз­витие и поведение больного, микросоциальная среда, своевременное и комплексное воздействие.

Профилактика брадилалии и тахилалии включает лечение и предупреждение наследственных заболеваний, нервно-психи­ческих нарушений, травм, опухолей мозга, нейроинфекции и т.п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье ма­тери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических прин­ципов. Можно выделить следующие общие установки комп­лексного воздействия.

В коррекционной работе осуществляется опора на связи между анализаторами обще- и речедвигательными, общедви­гательным и слуховым; зрительным, речедвигательным и речеслуховым. Нормализация темпа и ритма общих движе­ний способствует четкости и точности речевых движений; умение более быстро воспринимать и воспроизводить различ­ные ритмические структуры помогают ребенку правильно оформить речь и т. д.

Коррекционное воздействие необходимо направить на вне­шнюю и внутреннюю речь страдающего брадилалией и тахи-лалией. Например, при брадилалии необходимо в занятия включать задания на развитие невербального и вербального мышления, на быстрое речевое оформление мысли и др.

Содержание и форма проведения занятия должны быть связаны с основной деятельностью ребенка (игровой, учебной), а его возраст должен определять подбор неречевого и речево­го материала, методику работы, индивидуальный подход.

Учет личностных особенностей страдающего нарушения­ми темпа речи позволяет вести систематическую, целенаправ-


ленную работу по коррекции его поведения, эмоционально-волевых проявлений с целью его социальной адаптации.

Наряду с систематической коррекционной работой логопе­да необходима и постоянная самостоятельная работа ребенка над речью и поведением.

Указанные положения реализуются в ходе индивидуаль­ной и коллективной (групповой) логопедической работы. Груп­повая работа имеет ряд преимуществ: в коллективе легче со­здать проблемную, игровую, речевую ситуацию, организовать общение. Сначала инициатива принадлежит логопеду, а де­тям — исполнительная роль. Постепенно инициатива пере­ходит к занимающимся: они самостоятельно осуществляют контроль над темпом и ритмом общих движений и речи.

Методика преодоления нарушений темпа речи включает медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевти­ческое, психотерапевтическое лечение), а также дидактичес­кие методы, логопедическую ритмику, физкультуру.

Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов. Лекарственное лечение и физиотера­пия носят тонизирующий характер. Медикаментозная терапия при тахилалии включает общеукрепляющее, общеуспокаиваю­щее лечение, дифференцированное воздействие в зависимости от выраженности раздражительности, беспокойства, двигатель­ной расторможенности, гиперактивности и т. п.

Применяются различные бальнеологические процедуры для регуляции общего тонуса, центральной и вегетативной нервной системы, улучшения самочувствия, укрепления физического здоровья.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности страдающего брадилалией или тахилалией, на изменение ус­тановки на собственную речь и микросоциальное окружение, на воспитание социальной функции речи.

Еще в 30-е годы XX в. Ю. А. Флоренская совместно с 3. С. Ходоровой разработала коллективно-психологический метод, в котором особое значение приобретает социальная сто­рона речи, условия речевой компенсации в зависимости от ситуационной установки пациента на окружающую его сре­ду, в частности на его слушателей. Окружающая среда может оказать декомпенсирующее или компенсирующее влияние на страдающего тахилалией, применяемая методически правиль­но, она делается необходимым, активным средством коррек-

 


ции. Задача разъяснительной психотерапии — социальное перевоспитание всей личности больного. С целью стимуля­ции активности можно применять рациональную психотера­пию и аутогенную тренировку. Рациональная психотерапия проводится в форме коллективных и индивидуальных бесед. В детском возрасте используется косвенная психотерапия в виде одобрения, похвалы, ободряющего внимания к ребенку, признания и подчеркивания его удач.

Аутогенная тренировка начинается с появления первых успехов во время коллективных психотерапевтических сеан­сов. В курс аутогенной тренировки входит ознакомление пациентов с задачами и спецификой этого вида терапии, усво­ение основных приемов саморегуляции, отработка навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологи­ческое напряжение; овладение сокращенными формулами са­мовнушения, приемами активной регуляции мышечного то­нуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности. Предлагается расширенная формула спокойствия. По окончании тренировки ученики в письмен­ном виде дают отчет о проведенной аутогенной тренировке. В процессе речевых заданий они постепенно переходят от мыс­ленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от груп­повой работы к индивидуальным выступлениям и от сопря­женного проговаривания речевого материала к спонтанной речи и публичным выступлениям.

Занятия физической культурой (включая гимнастику и ритмику) при брадилалии содержат тонизирующие комплек­сы движений для рук, ног, туловища в сочетании с дыхатель­ными голосовыми упражнениями, которые проводятся снача­ла в среднем, а затем ускоренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способствуют воспитанию тормоз­ных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произ­вольного переключения движений: торможению ненужного движения и активизации необходимого. Все упражнения ре­комендуется проводить под счет, мелодичную музыку, разме­ренно, спокойно, плавно, в медленном темпе. Общеукрепляю­щие упражнения чередуются со спортивными играми, которые проводятся в перемежающемся ритме и темпе движений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных