Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ




Отечественные исследователи подходят к изучению заика­ния с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологичес­кие и психические моменты, первичными считают расстрой­ства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются пси­хологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была; представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). 'Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды


изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиля­ровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симпто­мов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологи­ческие).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевый'за­пинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фик-сированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психо­логические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются су­дороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различа­ются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблю­дается короткое толчкообразное или длительное спазматичес­кое сокращение мышц — тонус: «т-ополь»1. При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выражен­ным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорога­ми обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляцион-ный аппарат, так как его функция управляется целостно рабо­тающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимо­сти от преобладания судорог в тех или иных органах речи раз­личают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заика­нии: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (су­дорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следую­щим образом: смыкательная (судорожно-сомкнутые голосо­вые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся

1 Черта после буквы означает судорожно-затянутое произношение соответ­ствующего звука.


(«А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); во­кальная, свойственная детям (впервые выделена И. А. Сикор-ским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявля-' ются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержа­ние высказывания, так как известно, что заикание усиливает­ся по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фоне-тико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений за­икающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,9% и старших — 13,1%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звуко-произношения, в 34% случаев отмечаются отклонения в разви­тии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, из­меняются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональ­ным состоянием заикающегося.

Изучение нестабильной частотности пароксизмов заикания позволяет обосновать понятие о сохранных участках правиль­ной речи, об определении уровня сохранной речи в зависимо­сти от разной степени сложности речевой деятельности и ре­чевых ситуаций. Выявление уровня сохранной речи имеет определяющее значение для основных коррекционных задач


на каждом этапе последовательной логопедической работы.

В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миок-лонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, расторможен-ность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с амбидекстрией (леворукостью).

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркива­ли, что «специфической основой заикания» является то психи­ческое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Фло­ренская, М. И. Панкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усу­губляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается не­вротическое расстройство, является чувство собственной не­полноценности. И чем больше фиксируется больным внима­ние на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого боль­ной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вслед­ствие этого симптом еще усиливается и еще более приковы­вает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмеча­ет, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство вни­мания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрирован­ное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоцио-


нальное отношение к нему (переживание, тревожность, бояз­ливость, страх).

Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возра­ста и общие принципы системного подхода в психологии (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В. Д. Небы-лицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологи­ческую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заи­кающихся. Различие между заикающимися и свободно гово­рящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отра­жается в волевых усилиях (действиях и поступках) в само­стоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированности в данном случае мож­но определить так: это есть отражение объективно существу­ющего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психичес­кой деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятнос­тях, трансформированных в психических процессах, состоя­ниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его вза­имодействии с окружающей социальной средой.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастаю­щую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использо­ваны 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безна­дежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид-; чивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к ^преодолению дефекта.


2. Умеренная степень болезненной фикса­
ции: старшие школьники и подростки переживают свой де­
фект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным улов­
кам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании,
испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать
свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фикса­
ции: у заикающихся переживания по поводу дефекта выли­
ваются в постоянно тягостное чувство неполноценности, ког­
да каждый поступок осмысливается через призму речевой
неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют
внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для
них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность,
страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:

1. Фиксированность является одним из основных факто­
ров усложняющих структуру дефекта и эффективность его
преодоления.

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или
стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприят­
ных факторов окружающей среды, совершенствованием и
усложнением психической деятельности в связи с формиро­
ванием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эн­
докринной системах, связанных с пубертатным периодом.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером мотор­
ных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассмат­
риваться как попытка заикающегося бороться со своим не­
дугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно
связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикающими­
ся детьми находится в зависимости от разной степени их
фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность,
тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавить­ся от него или хотя бы замаскировать порождают у заикаю­щихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные психологические особенности заи­кающихся, но и комплектовать по этому признаку группы


для обоснованной психотерапевтической направленности ло­гопедической работы с ними.

В зависимости от благоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его пре-морбидных особенностей психические явления могут в раз­ной степени и кратковременно проявляться или закреплять­ся и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенно­сти заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудно­сти порождают у заикающихся различные неречевые и рече­вые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирова­ние звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков их сочета­ний или слов (эмболы): э, и ну, вот, да и т. д.

Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; сред­няя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоя­нии проявляется сильное заикание; тяжелая — заикают­ся в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движе­ниями.

Выделяются следующие типы течения заикания: посто­янный — заикание, возникнув, проявляется относительно по­стоянно в различных формах речи, ситуациях и т. д.; вол­нообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, за­икание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат за­икания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных