Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




Дидактический принцип систематичности и последователь­ности в логопедических занятиях с заикающимися отражает­ся прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспита­ние навыков правильной речи у них происходит в строго си­стематическом и последовательном порядке, с учетом их ре­чевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легко­го к трудному.

На речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности. Это значит, что частота и сила рече-


вых судорог зависит от того, говорит ли он сам (задает вопро­сы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или де­лает это с чьей-либо пользой. Помощь выражается в подсказ­ке образца фразы, в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней мож­но выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь: заикающийся вслед за логопе­дом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит сво­бодно, поскольку фактически копируется чужая фраза (ее кон­струкция, манера произнесения). Степень самостоятельности минимальная.

Отраженная речь: заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конст­рукцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Следующая, более сложная форма речи для заикающегося — ответы на вопросы, сначала простые, затем развернутые. В отличие от отраженной речи здесь появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос позволяет заикающим­ся использовать определенную конструкцию предложения и почти все слова вопроса, добавив лишь 1—2 слова. Сложнее заикающемуся давать развернутые ответы на вопросы.

Пересказ еще более усложняет речь, так как надо про­изнести не 1—2 фразы, а значительно больше. В пересказе есть некоторые моменты, облегчающие речь: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма взрослым.

Рассказ представляет самостоятельное изложение мате­риала по теме, по картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, са­мостоятельная) — самая сложная для заикающихся. Она пред­полагает естественное и активное речевое общение с окружа­ющими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикаю­щихся может воспитываться на речевых занятиях в такой последовательности:

1) сопряженно-отраженная речь; 2) ответно-вопросная фор­ма речи; 3) пересказ, рассказ; 4) спонтанная речь.

Другим фактором, оказывающим влияние на состояние речи заикающихся, является разная степень ее подготовлен­ности. Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выу-

 


чен наизусть или необходимый материал заранее отрепети­рован, вслух или предварительно мысленно продумано то, что он хочет сказать и в какой последовательности. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом.

Речевые упражнения строятся в следующей последователь­ности:

1) заученный текст; 2) отрепетированный вслух; 3) мыс­ленно продуманный; 4) незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, влияющим на проявление или ис­чезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, особенно гласные, реже — слоги, еще реже — слова. Трудно­сти у них, как правило, возникают в начале изложения (труд­но начать говорить), в начале смыслового отрезка разверну­той фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появ­ляются на некоторых определенных («трудных») звуках.

Свободная и громкая речь у заикающихся достигается пу­тем последовательных речевых упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обыч­ным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность речи. При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются.

Определенное облегчение испытывают заикающиеся, ког­да сопровождают речь ритмичными движениями. Затем на­выки свободного общения с ритмизованной речи переводятся на разнометричную, т. е. обычную речь.

Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикаю­щихся может воспитываться в такой последовательности:

1) пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизо­ванная речь (стихи, проза) без движений; 5) опора на гласные звуки; 6) разнометричная речь.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося зак­лючается и в тренировке правильной речи в разных эмоцио­нальных состояниях. Логопед учит заикающегося владеть собой, своей речью независимо от настроения, от эмоциональ­ного возбуждения или подавленности. На эмоциональное со­стояние и речь человека влияют окружающая обстановка,


 


характер его деятельности и люди. Поэтому на занятиях важ­но предусматривать постепенное усложнение не только ре­чевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых они проводятся.

В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть следующей: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

С учетом общественного окружения — в одиночестве; с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми, хотя здесь возможны различные ва­рианты в зависимости от реакции заикающихся на участни­ков и условия общения.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также мо­жет влиять на качество его речи в зависимости от: а) ее вида; б) степени сложности (элементарные действия, комплекс дей­ствий); в) отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Существование многообразных факторов, влияющих на со­стояние речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду ком­бинировать различные виды речевых упражнений и ситуа­ций так, чтобы предугадать возможность возникновения речевых судорог и избежать их.

Принцип систематичности и последовательности включает не только логическую, но и организационную сторону логопе­дического воздействия на заикающихся, так как овладение определенными знаниями, навыками и умениями осуществля­ется систематически, регулярно и по плану. Только в этом слу­чае происходит регулярная тренировка нервных процессов, которая собственно и лежит в основе лечения неврозов.

Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему рабо­ты с заикающимися и разделяется на периоды (подготови­тельный, тренировочный, закрепительный). В каждом перио­де можно выделить ряд этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.). Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.

В задачи подготовительного периода входит со­здание щадящего режима, подготовка ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи.

Щадящий режим заключается в том, чтобы оградить пси­хику ребенка от отрицательно влияющих факторов; создать


спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ров­ное отношение; не допускать фиксации на неправильной речи; определить и выдерживать режим дня; предусмотреть спо­койные и разнообразные занятия; не допускать шумных, под­вижных игр, перегрузок занятиями.

Необходимо также успокоить заикающегося ребенка, отвлечь от болезненного внимания к своему дефекту и снять связан­ную с этим напряженность. Целесообразно по возможности ограничить речевую активность заикающегося и тем самым несколько ослабить неправильный речевой стереотип.

Для привлечения ребенка к занятиям необходимо исполь­зовать радиопередачи, магнитофонные записи или пластинки, беседы о литературных произведениях, обратить внимание заикающегося на выразительную речь окружающих людей, на положительные примеры, продемонстрировать магнитофон­ные записи речи детей до и после занятий, особенно в случаях осознания ими имеющегося заикания.

Контрасты между плохой речью в начале занятий и пра­вильной, свободной речью в их конце вызывает у детей жела­ние научиться говорить хорошо. Для этой цели можно ис­пользовать выступления и инсценировки детей, прошедших курс занятий.

С первых занятий логопед отрабатывает с ребенком необ­ходимые качества правильной речи: громкость, выразитель­ность, неторопливость, правильное оформление фразы, после­довательность изложения мыслей, умение уверенно и свободно держаться при разговоре и пр.

В задачи тренировочного периода входит овладение ребенком всеми трудными для него формами речи в разных речевых ситуациях. Опираясь на знания, умения и навыки, ко­торые ребенок приобрел в первом периоде, ведется работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Если все требования правильной речи хорошо и легко выполняются на этом этапе, логопед отказывается от совместного прогова-ривания фраз с ребенком и предоставляет ему возможность самостоятельно копировать образец фразы.

На этапе сопряженно-отраженной речи используются раз­ные тексты:

заученные наизусть известные сказки, вопросы и ответы, незнакомые сказки, рассказы.


Речевые занятия проводятся в кабинете или дома с лого­педом или с родителями. Условия усложняются, если на за­нятия приглашаются посторонние люди, сверстники, кото­рые могут присутствовать молча или принимать участие в занятиях.

Следующий шаг в логопедической работе с ребенком — этап вопросо-ответной речи. В этот период ребенок постепен­но освобождается от дублирования фраз по образцам и дела­ет первые успехи в самостоятельном речевом общении. Це­лесообразно начинать с отраженных ответов, когда взрослый задает вопрос, сам на него отвечает, а ребенок повторяет от­вет. Постепенно от коротких ответов на вопросы он перехо­дит к более сложным. Ребенок, пользуясь ранее полученными образцами, учится самостоятельно строить сложные предло­жения. Чтобы предупредить искусственность речевых упраж­нений, их следует проводить на самом разнообразном мате­риале, связанном с повседневной жизнью ребенка и с программным материалом: вопросы по ходу игры и др. По­лезно сопровождать вопросами различные виды деятельнос­ти, организуемые на общеобразовательных занятиях: наблю­дение за окружающим, труд, лепка, рисование, конструирование, игры с игрушками и пр.

Ответы ребенка вначале отражают его простые действия, несложные наблюдения, производимые в настоящее время (Я рисую дом. На столе стоит ваза с яблоками.). Затем — в прошедшем времени, о завершенном действии или сделан­ном наблюдении (Я ходил вчера с папой в зоопарк. Мы виде­ли там носорога). Наконец — в будущем времени, о предла­гаемом действии (Мы, пойдем сейчас в детский парк. Там меня ждут Таня и Вова. Мы будем играть в прятки). В этом случае от конкретного осмысливания и передачи своих непосредственных наблюдений и действий ребенок переходит к обобщающим выводам, описанию предполагаемых ситуа­ций и действий.

Разнообразные занятия помогают детям переносить навы­ки правильной речи в свою повседневную жизнь.

Если ребенок запнулся, следует попросить его снова повто­рить фразу, мотивируя тем, что ответ был недостаточно гром­ко произнесен (или слишком быстро, или невыразительно). Ребенок повторит фразу свободно. Если же речевой спазм был сильный и ребенок не смог преодолеть его, целесообразно за­дать наводящий конкретный вопрос, который позволит ему изменить или упорядочить конструкцию фразы.


При выборе речевых упражнений необходимо знать, в ка­ких случаях (трудные звуки, начало фразы, обстановка) у ре­бенка могут проявляться речевые судороги, чтобы уметь их предупредить или вовремя прийти на помощь. Показателем хорошо подготовленного и проведенного занятия с ребенком служит полное отсутствие у него речевых судорог.

После того как ребенок научится свободно отвечать на не­сложные вопросы, на занятиях используются пересказ и рас­сказ. Соблюдая последовательность перехода от ответов на вопросы к пересказам и рассказам, логопед вначале предла­гает ребенку самому составлять и произносить простые само­стоятельные фразы по картинкам, затем задавать вопросы по новой картинке и отвечать на них.

От простых фраз можно перейти к более сложным, связан­ным по смыслу, а затем к пересказу хорошо знакомого тек­ста (сказки, рассказа), малознакомого (недавно или только что услышанного), к описанию фактов из окружающей жизни, к рассказам о своей прогулке, экскурсии, занятиях и пр.

Соответственно усложнению форм речи усложняется и обстановка занятий. Занятия проводятся не только в кабине­те или дома, но и вне их. В кабинете ведется подготовка к выходу на улицу, в общественные места, репетируется пред­стоящая экскурсия, логопед задает вопросы о воображаемых или окружающих предметах или явлениях. Например: «Ты видишь перед собой дом. Сколько у него этажей, какого цвета крыша? Какой цветок растет на клумбе? Кто сидит на скамей­ке? Кто играет в мяч? Кто сидит на ветке? Какая сегодня пого­да?» В дальнейшем эти вопросы усложняются, ребенок рас­сказывает об увиденном, услышанном или сделанном и, наконец, участвует в беседах.

После усвоения речевого материала совершается экскур­сия, на которой ребенку задаются те же самые вопросы.

В процессе занятий вне кабинета ребенок учится спокойно реагировать на окружающую обстановку и людей, не стес­няться и правильно отвечать на вопросы логопеда, сверстни­ков и сам задавать вопросы. Занятия вне кабинета имеют большое значение для формирования правильной речи у заи­кающихся детей. Недооценка этих занятий обычно приводит к тому, что ребенок в кабинете, т. е. в привычных для него условиях, может говорить совершенно свободно, а вне кабине­та в его речи продолжают сохраняться судороги.

В задачи закрепительного периода входит авто­матизация приобретенных ребенком правильных навыков


 


речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах рече­вой деятельности. Названные задачи наиболее активно реа­лизуются на материале спонтанной речи, возникающей у ре­бенка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями).

Постепенно меняется степень участия логопеда в речевых занятиях с заикающимся ребенком. На первых этапах боль­ше говорит руководитель, на последних — роль логопеда сво­дится в основном к тому, чтобы правильно выбрать тему ре­чевого занятия, направить ход его и контролировать самостоятельную речевую деятельность ребенка. Занятия по­степенно приобретают характер бесед о проведенном дне, про­слушанной сказке, увиденной телепередаче и пр.

Используются творческие игры на темы из повседневной жизни: «Гости и хозяйка», «За столом», «На приеме у врача», «Магазин», «Мама и дочка» и др., игры-драматизации на сю­жеты известных сказок.

В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей направлено на то, как ребенок говорит вне заня­тий. Поэтому не следует упускать возможности поправить его, когда это нужно, в разговоре на прогулке, дома при подготов­ке к обеду, во время утреннего туалета и т. д.

Структурные части отдельного занятия. Принцип после­довательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и зак­лючительной.

Подготовительная часть занятия включает организацию детского коллектива, беседы психологического характера, ре­чевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на пре­дыдущем занятии речевого материала, подготовку ребенка к предстоящей работе.

Основная часть занятия содержит новый вид речевых уп­ражнений или новые условия, в которых они проводятся.

В заключительной части занятия логопед закрепляет но­вый материал, подводит итоги работы детей, обращает внима­ние на их успехи, дает советы и задания для тренировки речи вне логопедических занятий.

Такое построение отдельного логопедического занятия по­зволяет увидеть его в ряду других, составляющих в целом единую последовательную цепь направленного и системати­ческого коррекционно-педагогического воздействия на заи­кающегося ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных