Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И практических занятиях




СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА

Учебник


О


Под редакцией

доктора экопомических паук, профессора,

:шслуэ1сеипою работпика

высшей школы Российской Федерации

Н.Я. Ковшшпко


Допущено

Денартамснтом ка;'фоной политики и об1ШОвания

Министерства сельского хозяйства

Российской Фсдерании

в качестве учсб!1ика для студентов высших

учеб1[ых заведений но экономическим с11ениа,1ьностям

К i\iY-< к

Amp;': !

■■~-.K»»J-

«ЮРКНИГА»

Москва 2004


ББК65.9 К56

Рецензенты:

А.Ф. Шишкин, доктор экономических наук, профессор (Воронежский ГАУ);

В.Т. Водянникову доктор экономических наук, профессор (Московский ГАИУ имени В.П. Горячкина).

Федеральная целевая программа «Культура России» (Подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)

Экономика сельского хозяйства:Учебник для студентов высших учебных К56заведений / Н.Я. Коваленко, Ю.И. Агирбов, Н.А. Серова и др. - М.: ЮРКНИГА, 2004.-384 с.

Ответственный редактор, руководитель авторского коллектива:

Н.Я Коваленко доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

В учебнике изложены теоретические, исторические и научно-практи­ческие вопросы экономики сельского хозяйства. Подробно освещены экономические основы формирования и эффективного использования земельных, трудовых и материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве. Особое внимание уделяется развитию рыночных отношений в аграрном секторе, инвестиционной и инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, эколого-экономической эффективности использования природных ресурсов в сельском хозяйстве.

Всесторонне рассмотрены вопросы экономической эффективности производства отдельных видов продукции растениеводства и животноводства, издержки производства и цены реализации продукции в рыночных условиях. Особое внимание уделяется выявлению факторов, сдерживающих наращивание производства и повышение экономической эффективности сельского хозяйства.

Учебник предназначен для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, работников научно-исследовательских учреждений в аграрном секторе.

ISBN 5-9589-0015-3

© Коваленко Н.Я., 2004 © «ЮРКНИГА», 2004


Введение

Ускорение темпов развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны в условиях перехода к рыночным отношениям во многом зависит от эффективного использования всех факторов производства, укреп­ления материально-технической базы организаций, внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной и инвестиционной деятель­ности в отрасли. Наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, рост производительности труда и повышение эффективности сельского хозяйства в свою очередь предполагает совершенствование подго­товки высококвалифицированных кадров и в первую очередь улучшение их экономического образования**^В этой связи в процессе подготовки кадров для аграрного сектора важная роль отводится глубокому изучению экономиче­ских дисциплин и, прежде всего, курса «Экономики сельского хозяйства». Экономические знания расширяют кругозор работников сельского хозяйства, позволяют делать объективную оценку деятельности сельскохозяйственных организаций и подразделений, способствуют выявлению и использованию резервов для успешного применения новых приемов и методов организации труда и передовой практики.

Наука «Экономика сельского хозяйства» представляет собой составную часть системы экономических наук, которые изучают различные стороны общественных отношений людей в сфере производства и распределения ма­териальных благ. Теоретическим и методологическим фундаментом данной науки является экономическая теория. Она изучает законы общественного производства и потребления продукции, товаров и услуг на различных ступе­нях развития человеческого общества.

Историческое формирование науки «Экономика сельского хозяйства» неразрывно связано с последовательным и динамическим развитием отрасли. Важнейшей проблемой современного развития сельского хозяйства является повышение эффективности использования земельных, трудовых и матери­ально-денежных затрат, улучшение качества продукции и роста доходности сельскохозяйственных организаций.

Переход к рыночной экономике в России вызвал большие изменения в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе страны. Существенную трансформацию претерпевают организационная структура АПК, система управления, земельные отношения, принципы функционирования экономиче­ской системы в целом. Все это предопределило необходимость теоретическо­го осмысления происходящих реформ в сельском хозяйстве, выработке прак­тических рекомендаций по формированию материально-технических ресур­сов, развитию рыночных отношений, государственной поддержке экономики отрасли, способствующих повышению эффективности агропромышленного комплекса в целом.


происходящие в экономике изменения должны находить свое отражение в совершенствовании учебного процесса по экономическим дисциплинам в высших сельскохозяйственных учебных заведениях России.

Учебник дает возможность глубоко изучить теоретические основы эко­номических понятий и категорий, выявить их экономическую сущность, вскрыть резервы и факторы увеличения производства и повышения эффек­тивности в отрасли, выработать умения и навыки у специалистов по само­стоятельной постановке и решению сложных вопросов экономической дея­тельности сельскохозяйственных организаций.

В нем получили развитие многие теоретические и методологические положения, разработанные д.э.н. проф. И.С. Кувшиновым и академиком РАСХН В.А. Добрыниным, которые внесли большой вклад в становление и совершенствование науки «Экономика сельского хозяйства».

Учебник подготовили: д.э.н. проф. Н.Я. Коваленко - введение, гл. I, III-XI, XIV, XVI-XIX, XXII-XXIII; д.э.н. проф. Ю.И. Агирбов - гл. II, XII; д.э.н. проф. Р.Г. Ахметов - гл. XIII; к.э.н. проф. ГЛ. Петронева - гл. XX; к.э.н. до­цент B.C. Сорокин - гл. XXIV; к.э.н. доцент Н.А. Серова - гл. XV, XXI; к.эн. доцент В.И. Сапич - гл. VI §2.


Глава I. Предмет и метод науки: «Экономика сельского хозяйства»

1. Предмет и задачи науки. Методы исследования в экономике сельско­го хозяйства.

2. Значение сельского хозяйства в экономике страны.

3. Особенности сельского хозяйства.

4. Основные показатели экономической эффективности сельского хо­зяйства.

1. Предмет и задачи науки. Методы исследования в экономике сельского хозяйства

Понятие и задачи экономики отрасли^ажнейшейзадачей сельского хозяйства является обеспечение населения страны продовольствием, а пере­рабатывающей промышленности необходимым сельскохозяйственным сырь­ем. Решение этой задачи связано с дальнейшей интенсификацией отрасли, ускорением научно-технического прогресса, совершенствованием экономи­ческих отношений, развитием разнообразных форм собственности и видов хозяйствования.

Основным условием повышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы и активности в управлении производством является экономиче­ская подготовка специалистов сельского хозяйства.

В этой связи главной целью курса «Экономика сельского хозяйства» яв­ляется изучение действия объективных экономических законов и форм их проявления в сельском хозяйстве. Экономическая наука изучает производст­венные отношения в отрасли сельского хозяйства во взаимной связи с други­ми сферами материального производства, опирается на результаты исследо­вания естественных, технических и других смежных наук.

Под экономикой в широком смысле понимается совокупность об­щественных отношений, в которые вступают люди в процессе производства. Отраслевые экономические науки (экономика промышленности, транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства и др.) исследуют особенности проявления общих экономических закономерностей в отраслях народного хозяйства.

Экономика сельского хозяйства, как наука, изучает действия объектив­ных экономических законов и формы их проявления в сельскохозяйственном производстве. Экономические законы, которым подчиняется сельское хозяй­ство, носят объективный характер, и действуют независимо от сознания лю­дей. Руководствуясь общими экономическими законами, экономика сельско­го хозяйства раскрывает своеобразие их действия в конкретных условиях, разрабатывает способы использования в хозяйственной практике.


всельском хозяйстве действует система экономических законов: закон, стоимости, закон роста производительности труда, закон расширенного воспроизводства, закон накопления.

Учет и объективное использование действия всей системы экономиче­ских законов направлены на обеспечение возрастающих потребностей насе­ления и свободного всестороннего развития всех членов общества.

Экономика сельского хозяйства, как отраслевая наука, делает практиче­ские выводы и разрабатывает способы применения и использования основ­ных экономических законов в конкретных условиях развития агропромыш­ленного комплекса.

Предмет науки «Экономика сельского хозяйства» изучает производст­венные отношения людей во взаимозависимости и взаимодействии с развити­ем производительных сил. Важная задача экономики сельского хозяйства состоит в определении эффективности применяемых сельскохозяйственных машин и оборудования, агротехнических, технологических, мелиоративных и других мероприятий.

В условиях развития рыночных отношений в экономической науке наря­ду с понятием экономика отраслей широко используется понятие ЭКОНОМИКС. С точки зрения изучения экономических законов, использо­вания материальных ресурсов и удовлетворения потребностей населения эти понятия близки, но не идентичны. Экономика изучает производственные от­ношения в отраслях народного хозяйства (в том числе и сельского хозяйства) во взаимосвязи с другими сферами материального производства. Экономикс - по выражению К.Макконнелла и С.Брю - это исследование поведения лю­дей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Основу науки Экономикс составляют два фундаментальных факта:

- материальные потребности общества безграничны и неутолимы;

- экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограничены.

В этой связи абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым. Поиск вариантов эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетво­рения материальных потребностей человека и представляет собой предмет науки Экономикс.

Межпредметные связи и методы исследования.Экономика сельского хозяйства широко использует данные смежных предшествующих и после­дующих наук. Важная роль при изучении курса экономики сельского хозяй­ства отводится глубокому усвоению знаний таких предшествующих техноло­гических дисциплин как земледелие, растениеводство, агрохимия, мелиора­ция, механизация и электрификация, животноводство, хранение и переработ­ка сельскохозяйственной продукции, овощеводство и плодоводство и др. и


экономических наук: математика, политология, экономическая теория, пла­нирование и прогнозирование в сельском хозяйстве, размещение производи­тельных сил, вычислительная техника и компьютерные технологии, инфор­матика, статистика, нормирование и охрана труда, бухгалтерский учет. В то же время экономика сельского хозяйства, как отраслевая наука, дает базу для изучения последующих дисциплин экономического профиля, таких как: ор­ганизация сельскохозяйственного производства, анализ хозяйственной дея­тельности, экономико-математические методы, финансирование и кредитова­ние, управление сельскохозяйственным производством, международные эко­номические связи, предпринимательство, сельскохозяйственные рынки и др.

Способы познания окружающей действительности составляют метод науки. В основе науки «Экономика сельского хозяйства» лежит диалектиче­ский метод, который предполагает рассмотрение процесса развития в состоя­нии непрерывного движения и изменения, когда каждое явление характери­зуется единством и борьбой противоположностей, между старым и новым.

Для анализа массового экономического материала используют различ­ные методы экономических исследований: монографический, экономико-статистический (корреляционный, дисперсионный, индексный, регрессион­ный), абстрактно-логический, экспериментальный, экономико-математичес­кий, графический, расчетно-конструктивный и др.

Монографический метод основывается на углубленном изучении типич­ных явлений или процессов, а также длительного опыта деятельности сель­скохозяйственных организаций и отрасли в целом. С помощью данного ме'^о-да проводится изучение конкретного процесса производства, научное обоб­щение и выработка рекомендаций для широкого использования прогрессив­ного метода эффективной организации и управления отрасли. V / Экономико-статистический метод применяется при обследовании боль­шой совокуцности объектов, изучении факторов производства и их влияния на конечные результаты производства. Он базируется на массовых наблюде­ниях, выполнении группировок исходных данных с использованием обоб­щающих и аналитических величин, выявлении взаимосвязей показателей с построением рядов динамики, индексов, применением коррекции, дисперси­онного анализа. Данный метод позволяет делать более углубленные выводы при выработке практических решений.

/ Абстрактно-логический метод представляет собой изучение определен­ных явлений или процессов без их несущественных сторон и признаков. Он позволяет абстрагироваться от предмета исследования и с помощью логики осуществить познавательную деятельность.

, .; Экспериментальный метод используется при постановке экспериментов ПО экономической оценки приемов и способов организации производства, условий деятельности предприятий и организаций и их влияния на конечные результаты сельскохозяйственной деятельности.


\| Экономико-математический метод применяется при решении задач по оптимизации производства в целом или отдельных технологических стадий, процессов, а также при выборе оптимальных организационно-экономических и технико-технологических решений. Он позволяет найти наилучший иариапт использования материально-технических ресурсов организаций, pcinona, перспективных направлений практических действий для получения опти­мальных результатов

'^ Графический метод дает более наглядное представление об изменениях процессов производства и явлений в динамике или при сравнении вариантов использования ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. В про­цессе анализа сельскохозяйственного производства используются схемы, диаграммы, рисунки, структурные построения явлений и факторов.

Расчетно-конструктивный метод наиболее часто применяется при разра­ботке перспектив развития отдельных или финансовой и экономической дея­тельности сельскохозяйственных организаций. Он позволяет выбрать наибо­лее эффективный вариант достижения конечной цели предприятия и обосно­вать мероприятия по освоению оптимального варианта решения.

2. Значение сельского хозяйства в экономике страны

Сельского хозяйство является одной из самых важных отраслей народ­ного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает дру­гие нужды общества. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. В 2002 г. в структуре валового внутреннего продукта на долю сельского хозяйства приходится 5,2%.

От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни (табл. 1). Потребление основных продуктов питания в период с 1990 г. по 2002 г. со­кратилось в 1,4—1, 5 раза. Только потребление хлеба и хлебных продуктов, картофеля, овощей и бахчевых культур несколько возросло. Это связано с тем, что данные виды продуктов являются самыми дешевыми и производятся в основном в личных подсобных хозяйствах.

Сельское хозяйство России всегда было донором для других отраслей экономики, источником пополнения национального дохода для решения на­сущных задач страны. За последние годы только за счет диспаритета цен сельское хозяйство недополучило около 200 млрд. руб. От состояния и тем­пов развития сельского хозяйства во многом зависят основные народнохозяй­ственные пропорции, рост экономики всей страны. В стоимости националь­ного дохода на долю сельского хозяйства приходится около 8%, а в балансо­вой прибыли 4,5%.


Таблгща 1 Потребление продуктов питания в России (на душу населения в год, кг)

 

Наименование продук­ции Нормы потребле­ния 1990 г. 1996 г. 2000 г. 2001 г.
Мясо и мясопродукты
Молоко и молочные продукты
Рыба и рыбопродукты 18,2 20,3
Яйца, шт.
Хлеб и хлебные про­дукты
Сахар 35,3 47,2
Масло растительное 13,2 10,2 7,9 6,5 6,0
Картофель
Овощи и бахчевые
Фрукты и ягоды

Сельское хозяйство является основным потребителем материальных ре­сурсов страны: тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, горюче­смазочных материалов, минеральных удобрений. Сельское хозяйство в 2002 г. потребляло около 75% всех выпускаемых в стране тракторов, 80% зерновых комбайнов, 16% бензина автомобильного, почти 21% произведен­ного в стране дизельного топлива и 6,5% минеральных удобрений. На долю сельского хозяйства приходится свыше 12% стоимости основных средств России.

В сельской местности в 2002 г. проживало 38,9 млн. населения России, что составляет 27% от общей численности в стране. Из общего количества занятого в народном хозяйстве населения 63,6 млн. чел. в сельском хозяйстве работало около 8,0% от общей численности работающих в России. В среднем один работающий в сельском хозяйстве обеспечивает работу 6-8 работаю­щим в других отраслях народного хозяйства (в сфере материального произ­водства, строительства, переработки сельскохозяйственной продукции и др.).

Для производства продукции сельского хозяйства используется около 37% всех земель страны, в том числе 196 млн. га сельскохозяйственных угодий.

Сельское хозяйство - это не только отрасль экономики, но и среда оби­тания значительной части населения страны. Здесь формируются нравствен­ные основы народа, его национальная психология, историческая память.


3. Особенности сельского хозяйства

в сельском хозяйстве действуют те же общие экономические законы, что и в других отраслях народного хозяйства. Однако проявляются они с уче­том специфических особенностей отрасли.

Отличительной особенностью развития сельского хозяйства является то, что в качестве главного средства производства здесь выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры.

В сельском хозяйстве в качестве средств производства выступают живые организмы, какими являются животные и растения. Последние развиваются на основе биологических законов. Следовательно, экономический процесс воспроизводства здесь тесно переплетается с естественным процессом разви­тия живых организмов.

Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на ог­ромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят не от количества и качества применяемых ресурсов, а от конкретных условий, в которых осуществляется производство.

Территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции (зерна, картофеля, сахарной свеклы, молока, мяса и др.), так и техники и материаль­ных ресурсов (топлива, горюче-смазочных материалов, минеральных удобре­ний).

Одной из важных особенностей сельского хозяйства является то, что созданная здесь продукция принимает участие в дальнейшем процессе произ­водства. В сельском хозяйстве в качестве средств производства используются семена и посадочный материал (зерно, картофель и др.), корма, а также зна­чительная часть поголовья на восстановление и расширение стада животных. Все это требует дополнительных материальных ресурсов для строительства помещений и объектов производственного назначения (скотные дворы, скла­ды для кормов, хранилища для семян и посадочного материала и др.).

Важная особенность сельского хозяйства состоит в том, что здесь не совпадает рабочий период с периодом производства продукции. В сельском хозяйстве период производства складывается из времени, когда процесс со­вершается под воздействием труда человека (вспашка почвы, обработка, по­сев и посадка, уход за растениями, уборка урожая и др.) и когда он осуществ­ляется непосредственно под воздействием естественных факторов (произра­стание культурных растений, формирование урожая и т.д.).


Несовпадение периода производства и рабочего периода обуславливает сезонность сельскохозяйственного производства. Последняя оказывает суще­ственное влияние на организацию производства, эффективное использование техники, трудовых ресурсов и в конечном итоге на эффективность отрасли в целом.

Разделение труда, а следовательно специализация производства в сель-ском\хЪ^яйстве проявляется по иному, чем в промышленности и других от-расЛ5Гх народного хозяйства. В целях рационального использования земель­ных, трудовых и материальных ресурсов здесь необходимо добиваться опти­мального сочетания отраслей растениеводства с отраслями животноводства и развитием подсобных производств и промыслов. При совершенствовании общественного разделения труда необходимо учитывать специфические ус­ловия в конкретных регионах.

Несомненно, одной из главных особенностей сельского хозяйства явля­ется уровень и условия использования техники. В связи с тем, что в сельском хозяйстве, как правило, перемещаются орудия производства (машины, ком­байны, сельскохозяйственная техника), а предметы труда (растения) находят­ся на одном месте, то характер технической вооруженности сельского хозяй­ства существенно отличается от промышленных отраслей.Общая потребность в энергетических ресурсах здесь значительно выше, по сравнению с отрасля­ми промышленности. При этом территориальная рассредоточенность сель­ского хозяйства и сезонный характер производства требуют значительного увеличения потребности предприятий в технике и основных средствах произ­водства.

В сельском хозяйстве по иному строится организация трудовых процес­сов в отраслях растениеводства и животноводства. Здесь исполнитель не име­ет постоянного рабочего места как, например, в промышленности. В процессе производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от времени года и специфики возделываемой культуры рабочие полеводства и механиза­торы выполняют различные виды работ. Механизатор должен уметь работать практически на всех машинах и агрегатах, а рабочим полеводства необходи­мо уметь выполнять работы по подготовке семян и посадочного материала, уходу за растениями, заготовке кормов, уборке урожая. При этом вид работы может изменяться не только ежедневно, но в зависимости от условий и в те­чение одного рабочего дня.

Отмеченные особенности сельского хозяйства по сравнению с отраслями промышленности требуют всестороннего анализа и учета при формировании материально-технической базы отрасли, организации и управления производ­ством, определении экономической эффективности использования производ­ственных ресурсов.


4. Основные показатели экономической эффективности

сельского хозяйства

Одной из самых актуальных проблем дальнейшего ускорения развития сель­ского хозяйства в современных условиях является дальнейшее повьшюние эффективности отрасли. Эффективность производства - это сложная экономиче­ская категория, в которой отражаются действия экономических законов и прояв­ляется важнейшая сторона деятельности предприятия - его результативность.

При характеристике экономической эффективности сельскохозяйствен­ного производства используется система натуральных и стоимостных показа­телей. Натуральными показателями эффективности выступают урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Натуральные показатели являются базой для расчета стоимостных показателей: валовой и товарной продукции, валового и чистого дохода, прибыли и рентабельности производства (схема 1).

Валовая продукция - это вся созданная за определенный период сель­скохозяйственная продукция в денежном выражении, а товарная продукция -это продукция, проданная по всем каналам реализации.

Валовой доход (ВД) представляет собой разницу между стоимостью ва­ловой продукции (ВП) и потребленными материальными затратами (Мз):


ВД = ВП - Мз


Схема 1


Показатели экономической эффективности производства



 


 


Урожайность

сельскохозяйственных

культур


Валовой доход


Чистый доход


Продуктивность животных


Прибыль


 


Производство продукции на 100 га угодий


Рентабельность



Чистый доход (ЧД) рассчитывают путем вычитания из стоимости вало­вой продукции издержек производства или ее себестоимости (Сп):

ЧД = ВП-С,

Размер чистого дохода можно определить и при вычитании из стоимости валового дохода суммы на оплату труда (От). Тогда чистый доход будет ра­вен:

ЧД = ВД-От

В экономических исследованиях различают созданный (Т) и реализован­ный (Т) чистый, доход. Реализованная часть чистого дохода отвечает размеру прибыли предприятия. Следовательно, если чистый доход находят при рас­пределении валовой продукции, то прибыль (П) рассчитывают как разницу между выручкой от реализации продукции (Вр) и ее полной себестоимостью

(Ск):

n=Bp-Q

Обобщающим результатом экономической эффективности сельскохо­зяйственного производства является рентабельность. Уровень рентабельности (Р) рассчитывают как процентное отношение прибыли к полной (коммерче­ской) себестоимости продукции.

Эти показатели используются как при характеристике эффективности сельского хозяйства в целом, так и эффективности отраслей и отдельных ви­дов продукции.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских

и практических занятиях

1. Что понимают под экономикой в широком смысле?

2. Какие цели и задачи ставятся перед дисциплиной «экономика сельско­го хозяйства»?

3. В чем проявляются межпредметные связи «экономика сельского хо­зяйства» с другими дисциплинами, изучаемыми при подготовке высоко­классных специалистов?

4. Какие метод экономических исследований используются при изуче­нии дисциплины «экономика сельского хозяйства»?

5. Дайте характеристику современного уровня развития отрасли сельско­го хозяйства.

6. В чем состоит значения экономика сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства?

7. Сколько продуктов питание производится в сельском хозяйстве
Российской Федерации в расчете на душу населения?

8. Почему сократился уровень потребления основных продуктов питание на душу населения в России в переходный период?

9. Назовите основные особенности сельского хозяйства как отрасли на­родного хозяйства.


10. Для чего необходимо учитывать такие особенности сельского хозяй­ства, как несовпадение периода производства и рабочего периода в растение­водстве?

11. Почему при характеристике экономической эффективности сельско­хозяйственного производства необходимо использовать систему натуральных и стоимостных показателей?

12. Как рассчитывается валовая продукция сельского хозяйства, валовой и чистый доход в отрасли?


vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных