Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пути улучшения природопользования и охраны




Окрулсающей среды

Мониторинг природных ресурсов и окружающей среды.Важным ус­ловием производственной деятельности всех предприятий и отраслей сель­ского хозяйства является рациональное использование сохранение и воспро­изводство ресурсов и бережное отношение к природе. Основным направлени­ем эффективного использования производственных ресурсов следует считать переход на малоотходные и безотходные технологии, комплексно исполь­зующие сельскохозяйственное сырье и побочную продукцию. Практика пока­зывает, что разумная экономия природных ресурсов позволяет успешно ре­шать важные эколого-экономические проблемы агропромышленного ком­плекса.

Природное равновесие невозможно сохранять и обеспечивать в условиях бесхозяйственности, при безответственном использовании индустриальных


средств интенсификации сельского хозяйства. При осуществлении мелиорации, химизации и механизации необходимо всесторонне учитывать экологические тре­бования рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Зафязнению атмосферного воздуха, почвы и воды способствуют выбросы углеки­слого газа, фреона, окисей азота, радиоактивных веществ, тяжелых металлов, пес­тицидов. Так, зафязнение воздуха сернистым ангидридом в концентрации 0,05 мг/м^ приводит к снижению урожайности зерновых культур на 30%, сахарной свеклы - на 35%, овощных культур - на 50-90%. При этом значительно ух^^дшает-ся качество выращенной продукции.

Зафязнение окружающей среды отходами производства наносит существен­ный ущерб зданиям, сооружениям и оборудованию. Оно приводит к ускорению их износа и увеличивает потребность в ремонте основных средств.

Большое влияние на окружающую среду оказывает развитие животно­водства. Крупные животноводческие комплексы и птицефабрики существен­но загрязняют окружающую среду: почву, водоемы, атмосферный воздух. Острой проблемой здесь является утилизация отходов животноводства и в первую очередь уборка и хранение навоза. Ее можно решить с помощью применения новых технологий, исключающих загрязнения водных источни­ков стоками от животноводческих комплексов. Назрела необходимость со­оружения навозохранилищ и очистных сооружений, а также установление надлежащего контроля за природоохранными мерами в каждом сельскохо­зяйственном предприятии.

Нерациональное применение минеральных удобрений и средств защиты растении наносят большой ущерб природной среде. Внесение удобрений без учета состава почвы приводит к нарушению почвообразовательных процес­сов и ухудшению деятельности микроорганизмов. Неудовлетворительная организация транспортировки и хранения минеральных удобрений способст­вует тому, что они в большом количестве попадают в окружающую среду, вымываются и уносятся в водные бассейны и наносят огромный ущерб рас­тительному и животному миру природы.

Большое влияние на экологию оказывают химические средства зашиты растений. Исследования показывают, что пестициды сокращают потери про­дукции сельского хозяйства до 30%, значительно повышают производитель­ность труда. Прибыль от применения пестицидов более чем в 3 раза превы­шает затраты на их производство и применение. Однако они в значительной мере способствуют загрязнению окружающей среды. Пестициды могут про­никать с водой в глубокие слои почвы и в процессе биологических и химиче­ских реакций превращаются в более токсичные и стойкие вещества. В этой связи в агропромышленном комплексе необходимо разрабатывать меры по рациональному использованию и хранению химических средств защиты рас­тений, шире применять биологические методы борьбы с вредителями и бо­лезнями сельскохозяйственных культур. И здесь многое зависит от подготов-


ки специалистов для сельскохозяйственного производства, от уровня их эко­логической культуры, мышления и подхода к решению конкретных задач.

Объективная необходимость регулирования природопользования.Воспроизводство продуктивности сельскохозяйственного производства и сбережения чистоты природных ресурсов должно быть направлено как на создание конкурентоспособной конечной продукции, так и на сохранение окружающей среды для обеспечения жизнедеятельности будущих поколений.

Особенности функционирования сельского хозяйства, уровень его тех­нологий и экономический механизм природопользования определяют воз­можность нарушения окружающей природной среды. Задача повышения эко­логической безопасности региональных агросистем должна основываться не на разработке новых методов ликвидации последствий нарушения природной среды, а на создание перспективных методов недопущения дальнейшего ущерба окружающей среды.

Под экологической услугой в аграрной среде понимают всякое улучше­ние агроландшафта в направлении его экологической ценности. Развитие рынка экологических услуг позволит организовать целенаправленное приро-довосстановление, в том числе за счет альтернативного сельскому хозяйству производства с использованием малоэффективных земельных ресурсов. Рынок экологических услуг предполагает организацию производства экологических благ и последующую их продажу потребителям на основе предварительного изучения потенциального спроса.

Следует различать два типа природоохранных рынков: рынок прав или лицензий на загрязнение и рынок экологических услуг. С помощью рынка прав на загрязнение возможно регулирование уровня загрязнения среды и смягчения отрицательных последствий сельскохозяйственных и других видов деятельности.

В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми про­цессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспо­собностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной активности. Это, в свою очередь, оказало негативное влияние на осуществление природоохранной деятельности, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

К негативным факторам воздействия на эколого-экономическую ситуа­цию следует отнести отсутствие также нового организационно-экономи­ческого механизма природопользования, особенно на уровне регионов. В них пока слабо поставлены учет и оценка природных ресурсов, практически не ведутся их комплексные кадастры. В недостаточной степени осуществляется координация работ по изучению и воспроизводству ресурсов, не обеспечива­ется экономическое регулирование использования ряда видов природных ресурсов, а главное - не осуществляется комплексное управление природо-


пользованием. Усугубляет ситуацию непрекращающаяся перестройка госу­дарственных структур управления, в том числе по использованию природных ресурсов. Нерешенность вопросов разграничения собственности на природ­ные ресурсы между Федерацией и ее субъектами нередко приводит к неэф­фективному использованию природных ресурсов, деградации природных комплексов.

Динамика и структура воспроизводства производительных сил в регио­нах складывается под определяющим воздействием отраслевого развития. При таком подходе размещение и специализация производства в регионах осуществляется при наличии необходимых природных и трудовых ресурсов, производственной и, частично, отраслевой инфраструктуры. Приоритет отда­ется такому варианту развития и размещения, который обеспечивает мини­мум отраслевых затрат. С позиции отрасли, производительные силы и при­родные ресурсы регионов выступают лишь как материальный базис развития производства, подчиненный производственным целям выпуска продукции.

Целевые установки региона должны иметь принципиально иной - соци­альный характер и не могут быть сведены к производственным показателям. Важнейшая цель регионального развития состоит обеспечении экологически безопасного, устойчивого и динамичного развития производительных сил и на этой основе - повышение благосостояния, которое определяется имеющи­мися в регионе природными, материальными, социальными и экологически­ми условиями.

Рост промышленного производства долгие годы достигался без должно­го учета исчерпаемости многих видов невозобновляемых ресурсов и понима­ния того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. Результатом такого подхода явились негативные изменения среды обитания человека, которые уже сегодня представляют серьезную уг­розу выживанию человечества. К перечню таких изменений относятся воз­можное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озоново­го слоя, учагДение кислотных дождей, накопление в почве промышленных районов токсичных тяжелых металлов и пестицидов в сельскохозяйственных зонах, загрязнение больших территорий радионуклидами.

Попытки решения экологических проблем без устранения причин их возникновения не могут быть успешными, поскольку любое увеличение тех­ногенного воздействия на природу в результате экстенсивного промышлен­ного роста приводит к усилению процессов ее деградации и требует все большего количества материальных и финансовых средств на ее восстанов­ление.

Наращивание усилий по устранению экологических последствий хозяй­ственной деятельности не может быть бесконечным. Необходим поиск путей не только экономически эффективного, но и экологически безопасного разви­тия производительных сил. Это, в свою очередь, невозможно без анализа


сложившихся систем природопользования, изучения и осмысления причин­но-следственных связей между составляющими их элементами, позволяющих объяснить феномен расхождения между ожидаемыми результатами функ­ционирования таких систем и имеющимися в действительности.

Трудности изучения систем природопользования во многом связаны с тем обстоятельством, что в настоящее время практически отсутствует единая научная теория, которая бы органично соединяла исследования как экономи­ческих, так и экологических процессов.

Стремительный рост загрязнения и деградации окружающей среды свя­зан с экологической несостоятельностью современной технологии. Увеличе­ние валового национального продукта сам по себе еще не означает каких-либо последствий для окружающей среды. Для этого необходимо знать, ка­ким образом достигнут этот экономический рост.

Механизм регулирования природопользования.Механизм экономи­ческого регулирования природопользования самым существенным образом зависит от того, в каком типе экономики, в какой социально-экономической системе он строится. Возникают основополагающие и принципиальные во­просы: совместимы ли цели охраны окружающей среды и интересы рыноч­ной экономики, допускает ли рыночная экономика введение регулирования ресурсов без потери своей эффективности, и наоборот - могут ли рыночные методы быть рабочим инструментом решения общенациональных проблем ресурсосбережения?

Опыт стран с развитой рыночной экономикой во второй половине два­дцатого века показал, что также как и по отношению к социальным аспектам, бизнес безразличен и к экологическим проблемам. Бизнес будет беречь или уничтожать природные ресурсы в зависимости от того, что в данный момент выгодно. Экологический императив является для бизнеса таким же внешним, дополнительным ограничением, как и социальный фактор. Социально ориен­тированная рыночная экономика допускает переход к экологически и соци­ально-ориентированной рыночной экономике,'способной решать общенацио­нальные экологические проблемы без снижения социально-экономической эффективности. Главным условием для этого является экологически ориен­тированное государственное регулирование экономических процессов.

Усиление государственного регулирования социально-экономических явлений - это процесс объективный и связанный с требованиями конкретного социально-политического направления. Государственное вмешательство в рыночную экономику в форме экономического регулирования и в виде пря­мого государственного хозяйствования представляет собой экономический способ смягчения циклических колебаний в экономике. В настоящее время государственное вмешательство приобрело новые функции социально-ориентированного перераспределения национального продукта. Усиление экологического давления приводит к новому усложнению условий существо-

9-1526 257


вания общества и вызывает необходимость расширения функций и форм го­сударственного регулирования функционирования социально-экономической системы. Принятие конкретных решений в механизме государственного ре­гулирования зависит от состояния экономики страны.

Рыночная экономика обеспечивает наиболее благоприятные условия создания эффективной системы природоохранного регулирования, поскольку именно в этом случае четко разделены субъекты контроля за окружающей средой. Государство создает экономические механизмы и экологичедкую законодательную и нормативно-правовую систему, регулирующие экологи­ческие параметры экономики, и разрабатывает механизмы контроля приро-допользователей. Товаропроизводители отвечают за соблюдение экологиче­ских нормативов и совершенствуют экологические характеристики процессов ресурсопользования и ресурсосбережения.

В системе экологических нормативов должны быть предусмотрены ме­ханизмы непрерывной их постройки по отраслям, регионам и во времени. Наряду с этим необходимо иметь схемы взаимоувязки нормативов с социаль­но-экономическими .параметрами производства, а также определить принци­пы их гармонизации с нормативами других стран и международными реко­мендациями.

Существует несколько подходов к определению критериев и размеров начисления платежей в решении проблем природоохраны:

- платежи можно устанавливать, исходя из оценки воздействия приро-допользователей на окружающую среду, из нанесенного ими ущерба и из суммы затрат, необходимых для компенсации этого ущерба. Учитывая слож­ный характер прямых и косвенных воздействий на окружающую среду, прак­тически невозможно оценить весь ущерб, этот подход неудобен для установ­ления системы платежей, однако пригоден для экспертизы новых проектов и производств;

- платежи можно устанавливать, исходя из планов природоохранных ме­роприятий местных, региональных и центральных органов. Эта система неэффективна из-за обезлички ресурсов и потери прямой зависимости улучшения экологической обстановки от платежей природопользователей;

- платежи можно устанавливать по аналогии с налогом от прибыли -внесение фиксированного процента от прибыли зафиксированные коэффици­енты повышения нормативов. Подход неудачен из-за многочисленных недос­татков;

- платежи можно устанавливать, исходя из регулирующей функции в деятельности предприятия.

Нельзя допускать, чтобы экономическое регулирование природополь­зования было либо вообще нечувствительным для предприятия, либо убийст­венным для его активности. Платежи нужно установить такими, чтобы при данном уровне цен на продукцию, платежей за ресурсы, чистоту продукции и


m загрязнения для предприятия был бы выгоден процесс непрерывного со-нершенствования уже действующего производства путем множества локаль­ных улучшений его экологических характеристик. Как показывает опыт наи­более развитых стран, это - фундаментальное требование, выполнение кото­рого обеспечивает восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Это главный механизм экономической переориентации национальной экономики. Система регулирования ресурсосбережения с помощью платежей и санкций при ее неуклонном проведении в жизнь создает достаточные стиму­лы к снижению сбросов и выбросов, но недостаточная ее гибкость может о грицательно сказаться на эффективности производства.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных