Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности




Эту проблему следует рассматривать в более широком контексте с учетом современного социального заказа к сфере обра­зования. Общество всегда, а на переломных этапах развития особенно, нуждалось в личностях. Развитие личности человека - современное требование общества к системе образования. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели - разви­тие личности.

Цель использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте - содействие развитию личности. А это значит содействие становлению ребенка как субъекта деятельности. Лич­ность - это в первую очередь субъект деятельности, человек, ко­торый способен сам ставить цели деятельности, выбирать средства, планировать и реализовывать ее, получать результат. Это чело­век, способный быть самостоятельным.

Личность обладает чертами неповторимости, своеобразия, уникальности, непохожести на других - чертами индивидуальности. Это человек уникальный, самобытный. Индивидуальность - одна из сторон личности, проявление личности (В. В.Давыдов).

Одной из форм индивидуальности является творчество. Человек, обладающей качеством творческости, неповторим, свое­образен и в отношении к людям, природе, предметному миру, и к самому себе. Поэтому в условиях изобразительной деятельно­сти следует особенно содействовать развитию творческой лично­сти, тем более что «...личностный уровень индивида обнаружи­вается прежде всего в творческом его отношении к различным формам общественной жизни и уже через это - в творческом созидании и самого себя»1.

Индивидуальность личности как проявление самобытности человека немыслима без самоанализа, самопознания субъектом особенностей, осознание своего отличия от других, своего, «Я». Без способности к рефлексии невозможно полноценное самосозидание, самостроительство, саморазвитие личности. Следователь­но, процесс освоение изобразительной деятельности ребенком дол­жен быть сопряжен с самоосознанием в этой деятельности.Это ус­ловие самодвижения, саморазвития ребенка.

В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном обществе. Высокий уровень творчества, креативность органично связаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Поэтому освое­ние деятельности идет с опорой на эту сферу и в большей степени влияет на формирование системы мотивов, иерархию мотивов жизнедеятельности личности ребенка в целом.

Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможности руководства этим развитием следует рассматривать как подсистему более широкой системы «ребенок и общество».

1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 54.

 

 

В то же время при самых благоприятных условиях детская изо­бразительная деятельность в своем развитии не может достигнуть уровня зрелой деятельности. В психологии известно положение, что в дошкольном возрасте все виды деятельности несовершенны. По меткому выражению Л.А. Венгера, - это все «детские варианты» деятельности, поскольку в современном обществе ребенок не может овладеть деятельностью так, чтобы участвовать в об­щественном производстве наряду со взрослыми, и общество не предъявляет таких требований к ребенку, его деятельности. По­этому смысл всех видов деятельности в дошкольном возрасте в своевременном психическом, личностном развитии детей, разви­тии общих способностей.

Дошкольный возраст, как известно, сензитивен к развитию образного мышления, воображений, эмоциональной отзывчивости. Потери, допущенные в развитии ребенка в этом плане, невоспол­нимы в последующие периоды жизни. А.В.Запорожец неоднократно напоминал о том, что «...необходимо идти по пути не искусственной акселерации, а по пути обогащения, амплификации детского развития, уделяя особое внимание воспитанию тех ценнейших интеллектуальных качеств, которые наиболее интенсивно формируются в данном возрасте, а затем войдут в золотой фонд зрелой человеческой личности»1.

Психолог А.А.Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие вообра­жения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, методы включения целостной личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя го­ворить о границах способностей, отмеренных природой. Самое успешное развитие знаний, умений, навыков, «служебных» ка­честв не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего.

Говоря о содержании обучения (чему учить), следует помнить, что полноценное психическое, личностное развитие ребенка идет в процессе присвоения изобразительной деятельности в целом, а не отдельных ее фрагментов. А степень освоения определяется возможностью ее применения на самодеятельном творческом уровне. Только при этом условии возможно говорить о творческом развитии личности и вообще развитии личности как субъек­те деятельности, самостоятельно ставящим задачи и решающим их. В связи с этим уместно напомнить высказывание Н.П. Сакулиной о том, что при любом минимуме изобразительных знаний, навыков, в любом возрасте дети должны уметь их использовать самостоятельно.

В данном пособии детская изобразительная деятельность, закономерности ее развития характеризуются на основе критериев реалистического метода в искусстве. Поэтому рекомендации к обучению даются с учетом ценностных ориентации, средств и способов реалистического искусства.

Важен при этом и критерий разумной достаточности и необходимости в отборе задач, содержания, методов, форм обучения. То есть нужно ориентироваться не только и не столько на возможно­сти ребенка в овладении изобразительной деятельностью (принципиально доступно многое), сколько на смысл этой дея­тельности в дошкольном детстве, место ее в решении общих задач развития и воспитания ребенка в разные возрастные периоды.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных