Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сложные формы звукового анализа




 

Тема. Звуковой анализ односложных слов.

Цель. Упражнение в определении количества и последовательности звуков в слове.

Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки:

1. Девочка уронила чашку и ахнула.

2. Мальчик ушиб колено — и охнул;

«услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!»

1. Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой 10+1 и составим слово из разрезной азбуки. (То же - со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова).

 

НАОБОРОТ

Слово ОХ и слово АХ

заблудились в трёх соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

- Ах, как страшно в трёх соснах!

И заохали, и заахали,

и зажмурились и заплакали:

- Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!

Прибежало слово ЭЙ!

Закричало слово Эй!

- Эй, друзья, повеселей!

Эй, ребята, посмелей!

С плачем дело не пойдет!

Надо бы наоборот:

Коль беда случилась с вами,

станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы –

улыбнётесь вдруг вы!

 

Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение.

 

И сказало ОХ: «Хо-хо!

В самом деле, как легко!

И сказало Ах: «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со сна!»

И по лесу далеко побежало:

«Хо-хо-хо!»

А потом издалека доносилось:

«Ха-ха-ха!»

И когда их голос стих,

тут окончился мой стих

 

Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах.

2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.

 

ЕРАЛАШ

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить По местам!

 

3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов.

«8: 0»

Если штангой сделать эМ,

Если штангой сделать эЛ,

И забить в ворота Е-будет МЕЛ.

 

 

Если О забить, как гол,

Будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул!

Будет - МУЛ.

И - МИЛ,

Ы - МЫЛ,

А - МАЛ,

Я - МЯЛ,

Ё - МЁЛ,

Восемь — ноль!

(И. Токмакова.)

4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом.

Образец: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым.

Сон, бак, сок, пил, вал, мел.

5. Из данных ниже слов получить другие путем замены

а) начальной согласной буквы:

точка, балка, лук, лак,

ком, день, педаль, макет

б) конечной согласной буквы:

сыр, сон, кот,

сук, мак, стоп

Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом.

6. Рассмотреть рисунок, посчитать, сколько названий предметов начинается на звук К, а заканчивается звуком А.

 

 

7. Написать в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой Т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются.

 

 

8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась».

Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа.

Ход занятия

Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и исправить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу.

БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ

Неизвестно, как случилось,

только буква заблудилась:

заскочила в чей-то дом и —

хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

буква-озорница,

очень странные дела

начали твориться...

 

 

Закричал охотник:

— «Ой! Двери гонятся за мной!»

 

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зелёный лук

с длинными усами!..

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

на головах у нас — щенки.

 

 

Синеет море перед нами,

летают майки над волнами.

Посмотрите-ка, ребятки,

раки выросли на грядке!

Говорят, один рыбак

в речке выловил башмак.

Но зато ему потом

на крючок попался дом.

 

 

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

 

 

На виду у детворы

крысу красят маляры.

Миша дров не напилил,

печку кепками топил.

 

 

Жучка будку не доела:

- не охота, надоело…

 

 

— На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок да скок

(А. Шибаев.)

Задания по тексту:

§ чтение стихотворения по фрагментам;

§ восстановление текста;

§ показ «буквы-хозяйки» (из кассы букв);

§ запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например:

двери -...?

лук -...?

будка -...?

9. Дать ответ на «Загадку».

 

Они, как я заметила,

везде и всюду есть:

в руке их только четверо,

зато в кармане — шесть.

Я шесть их вижу в радуге

и, если сосчитать,

то сразу сами скажете,

что их в арбузе — пять!

(Н. Разговоров.)

 

Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд

10. Перед каждым учеником ряд цифр (1–9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука».

Уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин, играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби, малыш, грузовик...

 

 

Позиционный анализ звуков в слове

1. Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий.

В качестве речевого материала используются любые из ранее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением.

2. Вписать по образцу буквы, обозначающие: третий звук в словах: кусты, скорый, белка; четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п.

 

 

Устно указывают предыдущий и последующий звуки.

3. Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда):

четвертую букву слова машина, объяснить написание;

пятую ««пружина;

пятую ««стучал и т.д. — с повторением правил:

кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных