Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОСТАВ СЛОВА (морфемный анализ и синтез слов)




 

Корень слова

 

1. Прослушать текст. Отметить слова, имеющие одинаковый корень.

а) Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня. (К. Паустовский.)

письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой.

 

б) КАК РАСТУТ СЛОВА?

Как-то много лет назад

посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

был он только словом.

Это слово, слово-корень,

разрастаться стало вскоре Очень интересно

и плоды нам принесло —

стало много новых слов,

Вот из сада вам рассада,

вот еще посадки рядом,

А вот садовод,

с ним садовник идет.

Гулять в саду словесном!

(Е Измайлов.)

 

2. Близки ли по значению следующие пары слов?

корова — телёнок

лошадь — жеребёнок

свинья — поросёнок

овца — ягнёнок

Могут ли они считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня?

3. Указать корень в словах:

гора — горе — горел

вода — водил

рисовал — рисовый

шипеть — шиповник

Близки ли по значению слова каждого ряда? Являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые по написанию и произношению корни-«близнецы»?

4. Выписать группы родственных слов:

а) подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз;

б) горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит.

5. Выписать те словосочетания, которые допустимы в речи:

маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать не знаю, точить точилкой, косить косой.

6. Вставить пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов:

Скоро сказка..., да не скоро дело....

Хватит тебе, молодцу, горе....

Не впервой волку зиму....

Молодое растёт, а старое....

На... и рак - рыба.

Всё живое хочет...

7. Прослушать стихотворение Е. слова в тексте.

 

Висит сосулька — чистый лёд.

Никто сосульку не сосёт.

А леденцы — не изо льда,

и в рот их можно взять всегда.

Пора назвать нам, наконец,

сосулькой сладкий леденец.

Тогда сосульку ледяную

мы тоже переименуем.

И пусть вдоль крыш

и над крыльцом повиснет

много леденцов, а в магазинах

для ребят сосульки будут нарасхват.

Почему поэт предлагает переименовать сосульки в леденцы?

 

8. «Каверзные вопросы»:

Почему не шипит шиповник?

О чем горюет гора?

С кем не водится водица?

В какой ложке ложь?

Как рисовать рисом?

Куда окунули окуня?

Разве у каждой из столиц — сто лиц?

 

Сложные слова

 

1. Прочитать стихотворение и указать:

а) родственные слова;

б) сложное слово, составленное из двух корней:

 

Жил да был на свете пар,

С виду был он сед и стар,

но с кипящею водой

он плясал, как молодой.

Он из чайников струился,

над кастрюлями клубился,

никаких полезных дел

делать вовсе не умел.

Жило-было слово ход

в слове выход, в слове вход,

в слове ходики стучало и

в походе вдаль шагало.

Так и жили пар и ход.

Жили врозь они, но вот

вместе их соединили –

по воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход,

(Е. Измайлов.)

 

2. Выделить в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную е или о между корнями (кружком):

паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

3. Найти в тексте сложные слова, указать, из каких корней они образованы:

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошел пять километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах.

 

Пустотёс заострял вопрос,

пустомол наполнял котёл,

пустовар нагонял жар.

Пусточёт вел всему учёт...

К небу дым густой, а котёл пустой!

(В. Иванов.)

 

Каким одним словом можно заменить все сложные слова?

 

Приставка

 

1. Назвать противоположные действия, используя приставки от-, вы(с перекидыванием мяча):






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных