Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лепка в старшем дошкольном возрасте




На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, лов­ким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана о развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замеча­ют мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т.д.

Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам по­являются элементарные понятия. Естественно, что все это проис­ходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных усло­виях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто пони­мают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизиру­ются познавательные интересы, в отношении со взрослыми появ­ляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки. В изобразительной деятельности дошкольников стар­шего возраста творчество играет все более важную роль. Это свя­зано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог ста­рается организовать детскую деятельность так, чтобы они виде­ли все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен так продумывать свои занятия, чтобы обучение развива­ло личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобрази­тельных умений. Поэтому главной задачей является формирова­ние творческого склада ума, развитие воображения, эмоцио­нальной впечатлительности у старших дошкольников, т.е. развитие их личности через изодеятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности. Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и раз­мышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную сре­ду, в которой воспитываются дети, чтобы они могли познако­миться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее, где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру. Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова.

В старшей и подготовительной к школе группе воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным спосо­бом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепки, углуб­ления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стека­ми, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по, представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка мо­жет быть сюжетной, предметной, декоративной. Дети умеют да­вать эстетическую оценку лепным изображениям.

Если в средней группе дети освоили простые формообразующие движения и способы изображения, то в старшей группе они будут самостоятельно и свободно оперировать ими, а это - основа для создания выразительного изображения. Техника лепки усложняется. Детей знакомят со скульптурным способом изображения.

Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей; это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропор­ции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз­мерность конечностей. Движение при таком способе лепки пере­дается так же более естественно. Для более точной передачи дета­лей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуры малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают ему чужой манеры изображения.

При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает им образец, который вместе с детьми рассматривает и анализиру­ет. Затем образец убирают. После этого необходимо показать новый способ лепки. Педагог демонстрирует приемы, постоянно обращаясь к опыту детей: «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только коррек­тирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития не­обходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движе­ния пальцами, чтобы их увидели все дети. На следующем занятии он предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек, разделили, пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как из него вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность посоображать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным паль­цами, когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она была потоньше. Так вытягивают и округляют все ветки. Дети познакомились с этим приемом при вылепливании свистульки, при вылепливании веток прием тот же, но работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому, имитируя иголки, дети уже умеют, но теперь они делают это не по окружности шара, а на каждой ве­точке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается сим­патичная елочка, напоминающая настоящую.

Если же воспитатель, не обращаясь к прежнему опыту детей, сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимуще­ства перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном пла­тье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонст­рировать результат (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить де­тей, которые правильно это сделали. Показывая детям прием за­глаживания поверхности, следует делать это указательным паль­цем, а не большим, так как тренировать лучше указательный палец..

В.А.Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе. Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или кор­зиночку с малиной. Из тонкого диска вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь, соб­ранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шари­ками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная - одни дети лепят кор­зиночку, другие - малину.

Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке, одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Люби­телям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога, ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.

Детей нужно познакомить с крупной, обобщенной формой в лепке, где нет деталей, но четко видны пропорция и пластика формы. Самый подходящий материал для этого - снег. Нужно только показать детям эту увлекательную лепку. Она может быть чисто-белая, раскрашенная, с инкрустацией. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник, рассказав, что они не всегда ставятся людям, иногда и животным, например котам, собакам, даже насекомым. После знакомства с городской скульптурой дети охотно возьмутся за создание своей. Их привлекает простор для творчества.

Лепку можно использовать и как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Досадно, что леп­ка больших форм мало практикуется в детском саду, сконцентрированность на пластилине и малых формах однобоко развивает детей. В такой лепке воспитатель - соавтор и вдохновитель, а не сухой наставник. Дети любят взрослых, которые играют с ними.

Интересно попробовать с детьми технику лепки из глины с ин­крустацией и последующим обжигом. Лягушки, ящерицы, рыбки, инкрустированные стеклянным бисером, пластмассой, смальтой, полиэтиленовыми гранулами, очень декоративны.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке. Начинать луч­ше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого картона 15x15 см по­крывают слоем пластилина, это фон барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка - вылеп­ливание деталей, примазывание, заглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, добива­ясь высокого эстетического качества. Если барельеф нужно со­хранить надолго, его покрывают двумя слоями лака. Можно вы­лепить на барельефе сказочную Жар-птицу, крокодила Гену, Царевну-лягушку, красивых рыбок, птиц, букеты ягод, цветов, сю­жет из сказки.

С лепкой дымковской игрушки можно познакомить детей еще в средней группе, но лучше начинать в старшей. Педагог показы­вает детям дымковские игрушки, любуется вместе с ними яркой, нарядной гаммой цветов, рассказывает, где ее делают. Рассматри­вая игрушки, воспитатель вместе с детьми определяет, в чем сек­рет их красоты. Игрушки остаются в групповой комнате, и дети несколько дней рассматривают их. В свободное время воспитатель садится за столик и начинает лепить дымковскую игрушку на гла­зах у детей, сопровождая свои действия словами: «Сейчас я раска­таю глину и осторожно сверну из нее колокол, получится юбка, большая, красивая. А вот так я вылеплю и примажу к ней тулови­ще, из этих колбасок мы сделаем руки, вот так загнем их и сунем в муфточку. Чтобы кофточка была нарядная, мы сделаем оборочку сверху и снизу. Сейчас мы сделаем прическу из тонких жгутиков, свернем их красиво, вот так. Теперь шляпку красивую слепим». Приблизительно так, т.е. подробно, педагог рассказывает, как ле­пить барыню, сопровождая каждое свое действие объяснением.

Спросив детей, хочется ли им лепить дымковскую игрушку, педагог заготавливает глину, для чего требуется несколько дней. Лепка дымковской игрушки - праздничное действо, дети должны его ждать. Из всего многообразия дымковских игрушек для начала лучше выбрать рыбку, она устойчивая, детали к ней прочно прикрепляются и не отваливаются. Нужно сделать все для того, чтобы первая работа у ребенка была удачной. Потом можно делать коника, барашка. Лепятся они комбинированным спосо­бом - туловище и ноги из одного куска, разрезанного с двух сторон стекой, голова и шея лепятся из другого и примазывают­ся к туловищу, рога, кудрявая челка, уши лепятся отдельно и примазываются. Отдельно лепятся и оборки на ноги барашку, и налепки в виде маленьких лепешечек. Эти украшения типичны для дымковской игрушки, и надо познакомить детей с тем, как они лепятся. Оборка лепится в виде колбаски, ее кладут на мокрую тряпочку, накрывают и проводят пальцем, превращая в ленточку. Из ленточки собирают пальцами оборку. Узенькая оборочка - на ноги барашку, широкая - для фартучка няне, для кофточки бары­не. Оборочка - самая трудная во всей лепке деталь, ее нужно уме­ло собрать пальцами прямо на изделии и тотчас примазывать.

Трудность лепки дымковской игрушки в том, что дети лепят медленно, а глина сохнет быстро и детали отваливаются. Поэтому первые работы должны быть простыми по форме, устойчивыми, например рыбка, свистулька, индюк. У этих игрушек нет ног, которые подгибаются и не держат, поэтому их легко лепить. После просушки, обжига и побелки дети приступают к росписи игрушек. Сначала надо предложить детям рассмотреть, как расписаны иг­рушки, рассказать о традициях в росписи, затем сделать эскизы на бумаге, потренироваться.

Побелка для дымковских игрушек делается из молока, в кото­ром размешан мел (для пробы в побелку опускают палец, если по­белка с него не стекает, значит, консистенция хорошая), можно использовать и водоэмульсионную краску. Белятся игрушки кис­точкой в два слоя. Краски изготавливают так: яйцо разбивают сверху и выливают из него белок, оставшийся в скорлупке желток заливают уксусом, перемешивают и выливают в чашку, наливают уксус в скорлупку вторично и выливают в ту же чашку, все переме­шивают. Получилась эмульсия для разведения краски. Эту краску называют яичной темперой. Она не блекнет, не выцветает, очень прочно ложится. Заменить эту краску можно гуашью, в которую Добавлено немного клея ПВА. Расписывают свои игрушки дымков­ские мастерицы беличьими кисточками, а точечки и маленькие кружочки - штампиками из ровно обрезанных круглых палочек.

При работе над дымковской игрушкой нельзя заменять мате­риал, например глину пластилином: нарушаются традиции и вос­питывается безвкусица. Пластилин более упругий, чем глина, он позволяет мельче и тоньше вылепливать основные объемы и детали, а это несвойственно дымковской игрушке. Глина дает более плотные, округлые формы, традиционные для дымки.

В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы в этом возрасте дети приобрели необходимые учебные умения, включающие практиче­ские и интеллектуальные действия. Одно из них - умение читать схему. На занятии лепкой педагог предлагает детям научиться лепить человека в движении, так, чтобы фигура его была устой­чивая и можно было изменять его позу. Педагог показывает детям брусок пластилина и схему его разрезания, где голова, руки и но­ги вылеплены из целого куска. Вместе с детьми он разбирает схе­му, задавая им вопросы: «На этом рисунке изображен кусок пла­стилина, из которого мы должны вылепить человека, но не обыч­ным способом, приставляя к туловищу голову, руки и ноги, а из целого куска, где-то пережимая его, а где-то надрезая. Где у нас будет голова? Как мы ее выделим? (нужно пережать брусок в том месте, где должна быть шея; это показано стрелками с двух сто­рон бруска). Как мы выделим ноги? Что нам предлагают сделать на схеме? (Надрезать брусок снизу.) Как мы выделим руки? Как это изображено на схеме? (Сделать 2 косых надреза ниже головы.) Какой длины должны быть надрезы?» Разобрав с детьми схему, педагог разрезает в нужных местах свой брусок и спрашивает де­тей, что нужно сделать, чтобы руки и ноги были круглыми? На своем бруске показывает, как округлить и выделить на ноге стопу. Дальше он спрашивает детей, как изобразить движение ног (сги­бая их в коленях), как сделать фигуру устойчивой, как согнуть руки, чтобы они не были похожи на палки. Когда фигурка стано­вится устойчивой, он предлагает каждому из детей вылепить свой образ - грибника с корзинкой, или лыжника, или хоккеиста. При анализе воспитатель отмечает те фигуры, в которых более выра­зительно передано движение.

Следующую схему дети разбирают самостоятельно. Тема знако­мая - «Конь». В средней группе они лепили коня из двух кусков - из одного - туловище и ноги, из другого - голову и шею. Подобным способом лепили кошку и собаку. Сейчас предлагается другой спо­соб лепки коня: из одного большого куска - голову, шею и тулови­ще, а из другого - четыре ноги и хвост. На схеме показано, как раз­делить пластилин, как согнуть его, и показан конь в готовом виде. Педагог напоминает детям, что конь может быть стоящий, ска­чущий, танцующий - с поднятой передней ногой. Таким образом, на занятиях лепкой педагог развивает у детей конструктивные способности. При анализе отмечает выразительность позы коня и эстетическое оформление-аккуратность при вылепливании дета­лей, заглаженность поверхности, дополнительные украшения - седло и пр. К анализу необходимо привлечь детей.

В старшем дошкольном возрасте мотивы деятельности изме­няются, игровые мотивы уступают место познавательным. Учи­тывая это, воспитатель предлагает детям в свободное время соз­дать панораму о жизни слонов, или крокодилов, или динозавров. Для наглядности используются иллюстрации в книгах. Педагог предупреждает, что фигуры объемные, а пластилин нужно ис­пользовать экономно, опрашивает детей, как это можно сделать. Важно, чтобы дети сами догадались лепить животных на карка­сах. Это могут быть вкладыши овальной формы, яичная скорлупа, флакончики. Работа по изготовлению панорамы - коллективная. Ее ценность в том, что дети учатся совместно решать задачи и выполнять их, считаться с чужим мнением, перенимать опыт пластической деятельности. При изготовлении панорамы нужно каж­дому ребенку найти посильное дело, но участниками должны быть все. Такие сложные задания, как, например, работа по изго­товлению панорамы, нужны старшим дошкольникам. Они учатся корректировать свою деятельность в зависимости от возникших трудностей, принимать нешаблонные решения, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты в соответствии с постав­ленными задачами.

Пластическая деятельность всесторонне развивает личность до­школьников, если в ней нет рутины, если воспитатель постоянно опирается на опыт детей и применяет развивающие методы, если на занятии у детей формируются эстетические чувства. Каждый ребе­нок должен почувствовать на этих занятиях радость творчества.

§ 3. Аппликация и конструирование,

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных