Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятия по аппликации




Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:

1. Формирует умение составлять декоративный узор из раз­личных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Формирует умение составлять изображение предмета из от­дельных частей; изображать сюжет.

3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепле­ния их к основе.

4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цвето­вые сочетания.

5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей груп­пы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ре­бенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрос­лого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный пе­риод для развития детской активности и самостоятельности.

Педагогические задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который под­дается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага раз­ного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструмен­тах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полу­ченное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые про­стые предметы (цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки живот­ных и др.).

Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. Выпол­няя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппли­кацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц. Следует заметить, что некоторые авторы (Д.И.Воробьева) предлагают детям ножницы с 2,5 лет. Это расширяет возможности детей в дальнейшем выпол­нении аппликаций, так как они к 3-3,5 годам могут сами подго­товить для работы некоторые геометрические формы - отрезать квадраты от полоски бумаги по намеченной педагогом линии или разрезать по сгибу, деля полоску пополам. В этом случае дети раньше овладевают разрезанием ткани и вырезанием из нее, что позволяет обогатить содержание аппликативных работ детей в средней группе.

Овладение специфическими действиями с материалом, инстру­ментами, предметами в раннем возрасте происходит через обще­ние со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования -материалов и т.д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это дей­ствие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Наиболее простое действие - это отрывание, затем сминание - сначала круп­ных комочков (до 1 см в диаметре), потом мелких, а затем скатыва­ние шариков, самое сложное - это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепен­ное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того, что исполь­зуется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков - веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подго­тавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.

Первые совместные со взрослым ручные результативные дей­ствия, включенные в контекст создания определенного «продук­та» эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого воспри­ятия формы, цвета; они еще самостоятельно не замысливают изо­бражения, но уже на 4 году жизни в аппликации могут быть по­ставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. Расширение используемых форм идет в соответствии с озна­комлением с ними на занятиях по математике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.) и элементарные сюже­ты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

3.Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски бумаги, согнутые пополам по сгибу, а затем более широ­кие несколькими взмахами ножниц.

4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку вы­полнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус: видеть сочетание цвета, использовать в работе все цвета спектра; выпол­нять узоры в «холодных» и «теплых» тонах; находить углы, сере­дину листа бумаги и в них располагать детали узора.

Опыт, накопленный в младших группах, позволяет усложнить технику, разнообразить материал и обогатить содержание аппли­кации в средней группе, где решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материа­лов (бумаги, ткани) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2. Приобщать детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогащать содержание аппликаций, обеспечив более широ­кое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действу­ет рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для полу­чения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Они еще не владеют более сложным (симмет­ричным и силуэтным) вырезыванием, а в аппликации им хочет­ся использовать детали предметного содержания. С помощью трафарета дети реализуют свое желание, не прибегая к помощи взрослого.

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными спо­собами из ткани, в результате возможна аппликация на ткани. Для основы используются мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ткани можно располагать узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов; можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. В отличие от подобных бумажных изде­лий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей 4,5-5 лет можно учить аппликации из сухих листьев рас­тений: составить узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геомет­рических форм: полосе, квадрате и т.д.

Для того чтобы дети овладели техникой приклеивания листоч­ков на бумагу, надо помочь им сориентироваться на особенности сухого листа - он хрупкий, легко ломается. Поэтому нельзя намазы­вать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движени­ем кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов живых объектов: насекомых (стрекоза, бабочка, жук); животных (еж, заяц и др.); фруктов, овощей, человека.

Для передачи образа детям предоставляются другие материа­лы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, делая аппли­кацию бабочки, для брюшка можно использовать не только лис­точек, но и тонкую веточку; для глаз - мелкие семена. А можно и нарисовать брюшко и глазик.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более слож­ной техникой вырезывания - симметричной, силуэтной, много­слойной, а также техникой обрывания, плетения. Они могут ком­бинировать технику.

Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей - пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные ап­пликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием, используемого материала.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные ап­пликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжет­ной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сна­чала выкладывается и приклеивается общий фон (земля, море, небо); затем предметы заднего плана, а потом среднего и передне­го. Детям 6 и 7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

Обучая дошкольников созданию сюжета, пейзажа из сухих ли­стьев, травы, цветов, веточек, педагог продолжает развивать их ассоциативное мышление: на что похожа деталь и как она выгля­дит в сочетании с тем или иным предметом. Например, в пейзаже лист березы или тополя на заднем плане будет играть роль целого дерева березы или тополя; цветок тысячелистника на переднем плане выглядит как цветущая вишня или яблоня, часть рубиново­го листа - туловище бабочки и т.п. Ребенку нужно помочь увидеть это. Рассматривание картинок, фотографий, наблюдение в природе способствуют решению этой задачи.

Систематическое обучение детей разнообразным способам ап­пликации из различных материалов создает основу для творче­ского выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более вырази­тельного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных