Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детей дошкольного и младшего школьного возраста




Преемственность определяется как связь между разными эта­пами или ступенями развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его эле­менты. То есть в новом всегда сохраняются элементы предшествующего этапа развития.

Таким образом, преемственность - это одна из объективных закономерностей развития любого явления, благодаря ей разви­тие непрерывно.

Существует преемственность и в развитии детей раннего, до­школьного и младшего школьного возраста, в частности, преем­ственность в развитии личности ребенка. Сущностный характери­стикой личности является развитие творческих способностей человека, творческости как качества личности.

Преемственность в развитии творческой сущности личности в разные возрастные периоды и на разных ступенях образователь­ной системы определяется необходимостью, которая обусловлена социальным заказом к системе образования (обществу необходи­мы творческие личности). В условиях художественной, изобрази­тельной деятельности в силу ее специфики, объективно творче­ского характера имеются большие возможности для развития творческой личности.

Однако преемственность, будучи и закономерностью, и необ­ходимостью развития творческой личности, может быть стихий­ной, фрагментарной, неполноценной, если специально не созда­вать условия преемственного развития.

То есть система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить пре­емственность в развитии творческих основ личности. Таким обра­зом, преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в системе образования. Эта преемственность проек­тируется и реализуется в целях, задачах, содержании, формах и методах работы с детьми.

На каждом возрастном этапе детства в пределах дошкольного должно происходить преобразование задач, содержания, методов и форм работы с дошкольниками с учетом и в связи со специфи­кой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей этого возраста, ведущего вида дея­тельности, магистральных линий развития, новообразований ка­ждого возрастного периода).

В предыдущих главах специфика творческого развития лично­сти дошкольника в условиях изобразительной деятельности рас- сматривалась нами в связи со всеми вышеназванными моментами. Доминирующая потребность детей раннего возраста (с года до трех лет) - освоение предметного мира и способов действия с ним. Предметная деятельность, в которой в основном и удовлетворяет­ся эта потребность, существенным образом влияет на характер изобразительной деятельности и возможности психического, лич­ностного развития ребенка в ней. Как следствие, это повлияло на конкретизацию задач, содержание, методы руководства этой дея­тельностью в раннем возрасте.

В дошкольном периоде, когда у детей развивается зародившая­ся раньше потребность освоения смысла деятельности взрослых, непосредственного участия в ней, ведущим видом деятельности становится игра. Возможность реализовать многие свои потреб­ности пока только в воображении, игровом плане существенно влияет на характер, своеобразие детской изобразительной дея­тельности (§ 3). Творческое воображение развивается наиболее интенсивно в этот стабильный период, поэтому задача развития творчества, продуктивного воображения является доминирующей в системе развивающего обучения на занятиях и в самостоятель­ной художественной деятельности дошкольников. Продолжают развиваться творческие умения. Приобретение знаний, умений и навыков подчиняется задаче развития творчества. Главное, чтобы ребенок мог выразить свои замыслы.

Именно поэтому в дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно раз­вивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства - творческое воображение. Значение твор­ческого воображения в дошкольном возрасте непреходяще. Оно крайне важно для его последующего развития в более зрелые го­ды и обусловливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

Линия развития творческого воображения в условиях изобра­зительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе.

Однако в начальной школе у детей появляется новый способ креативного познания мира - теоретическое мышление, которое формируется в учебной деятельности. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изобразительной деятельности, осознание при­чин ее несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других людей) у старших дошкольников зарождается новая по­требность: овладения знаниями и более совершенными способа­ми деятельности (адекватными оценкам и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становит­ся ведущей в начальной школе.

Процесс обучения детей на уроках предполагает задачу форми­рования соответствующих знаний и умений в сфере изобразитель­ного искусства как одну из главных. Однако характер освоения этого материала может быть как механическим, чисто репродук­тивным, так и творческим, креативным, на уровне творческого мышления. В.В.Давыдов продуктивное воображение, доминирую­щее в развитии дошкольников, считает основой творческого мыш­ления младшего школьника. Он рассматривает эти способности как самоценные и равноценные составляющие единой линии творческого развития детей - это и есть, по его мнению, основание преемственно­сти между дошкольной и школьной ступенями образования.

Креативное, творческое мышление младшего школьника — это как бы новый качественный отрезок в единой линии развития творческих способностей человека. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процес­се мышления - в форме абстрактных понятий.

Таким образом, в начальной школе задача освоения специфи­ческих знаний, умений сохраняется при наполнении ее более сложным содержанием (например, некоторые законы линейной и воздушной перспективы). При этом процесс освоения идет более совершенным способом креативного познания - творческим мышлением, позволяющим осознать принципы, закономерности создания художественного образа.

В плане преемственности получает дальнейшее развитие спо­собность ребенка самостоятельно ставить изобразительные зада­чи, организовывать и осуществлять для их решения адекватные действия (например, целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гиб­кость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п. То есть в начальной школе продолжается процесс освоения, дея­тельности на более высоком, более осознанном уровне.

В то же время вне уроков не должна потеряться самостоя­тельная художественная деятельность детей, возникающая по их инициативе. Главный смысл этой деятельности, как и у дошко­льников, - творческое самовыражение. Знания, умения и опыт творческой деятельности занимают в этом случае подчиненное положение. Доминирующим психическим процессом в такой деятельности является творческое воображение. Смысл этой деятельности - в создании ребенком оригинального образа, аде­кватно отражающего его чувства, мысли, устремления. Именно в такой свободной форме изобразительной деятельности наибо­лее ярко продолжается собственная линия развития творческого воображения детей-школьников как одной из сущностных ха­рактеристик творческой личности.

Развитие творческого воображения младших школьников мо­жет продолжаться в начальной школе и в рамках кружковой, сту­дийной работы, на некоторых уроках по изобразительной дея­тельности, где рисование идет на свободную тему.

Таким образом, преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществ­ляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого вообра­жения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельно­сти, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уро­вень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.

Один из подходов в решении задачи развития творческого во­ображения школьника в единстве с формированием специфиче­ских знаний, умений реализован в программе по изобразительно­му искусству Б.М. Неменского. Эта программа в большей степени отвечает идеям преемственности в развитии и художественном образовании детей. Существуют и другие программы, пытающие­ся решить задачи развития творческого воображения и формиро­вания изобразительных навыков и умений в единстве.

В школе В.В.Давыдова в настоящее время разрабатываются программы преемственности в развитии разных форм креативно­го познания: творческого воображения и мышления.

Анализ практики преемственности в художественном воспита­нии детей дошкольного и младшего школьного возраста показы­вает стихийность этого процесса и даже ошибки в решении этой проблемы. В дошкольных учреждениях это проявляется в форси­ровании темпов психического развития детей дошкольного воз­раста, стремлении ставить и решать задачи начальной школы в условиях дошкольного образования. Конкретным проявлением этого является перенос задач, форм, методов обучения из началь­ной школы в дошкольное учреждение; ущемление игры как веду­щего вида деятельности. Все это пагубно скажется на дальнейшем общем психическом и личностном развитии ребенка. Главная причина такого явления - непонимание специфики дошкольного периода детства, его самоценности, неповторимости, приоритет­ности определенных сторон психического и личностного развития детей в этом возрасте.

В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творче­ского развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы дошкольного детства, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в детском саду; использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учите­лем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в худо­жественном развитии детей-дошкольников сохранять и развивать при последующем обучении их в начальной школе.

Это должно проявляться в первую очередь в развитии ребенка как субъекта изобразительной деятельности. То есть его развитие сопряжено с дальнейшим освоением им этой деятельности. В пер­вую очередь с развитием общественно направленных мотивов деятельности, желания выполнить работу, производящую впечат­ление на других людей (выразительную и своеобразную). Соот­ветственно должна быть преемственность и в усилении учебных мотивов, развитии потребности заниматься данным видом деятельности, осваивать ее на более высоком уровне. Преемствен­ность должна быть и в освоении деятельности в сочетании всех ее структурных компонентови становлении ее на самодеятельном уровне. То есть у младшего школьника получает дальнейшее раз­витие способность ребенка самостоятельно ставить изобрази­тельные задачи (целеполагание). Осуществлять адекватные дейст­вия (более совершенное восприятие, замысливание образа, более высокий уровень изображения, контроля и оценки). Как следст­вие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъектного развития ребенка органично включает в себя разви­тие всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой.

В решении проблемы преемственности особо следует обратить внимание на развитие творчества ребенка, творческости как каче­ства личности. Это обусловлено двумя факторами:

- сущностной характеристикой личности является способность к творчеству;

- изобразительная деятельность по своей сути в ее высшем уровне развития в обществе - это сфера творчества.

Полагаем, что проблему развития личности младшего школь­ника в условиях изобразительной деятельности следует рассмат­ривать так же, как и дошкольника, а именно: в общей системе работы по развитию личности во всех сферах и видах деятельно­сти (не только учебной).

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического иссле­дования. - М., 1984.
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских ап­пликациях. - М., 1986.
  3. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983.
  4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
  5. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1997.
  6. ВенгерЛ.А. Педагогика способностей.- М., 1973.
  7. Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. - 2-е изд. - М., 1968.
  9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996.
  11. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
  12. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1988.
  13. Давидчук А.И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
  14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  15. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1966.
  16. Запорожец Л. В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986.
  17. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности де­тей. - М., 1961.
  18. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
  19. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошко­льников. - М., 1980.
  20. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.
  21. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.
  22. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
  23. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисун­ке. - М., 1985.
  24. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., 1984.
  25. Кузин В. С. Психология. - М., 1997.
  26. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб., 1996.
  27. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  28. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.- М., 1965.
  29. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как фор­ма усвоения социального опыта. - М., 1981.
  30. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1981.
  31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
  32. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л. В. Декоратив­ное искусство - детям. - М., 1976.
  33. Пантелеева Л. В., Каменев П., Станоевич-Кастори. Художест­венный ручной труд в детских садах СССР и СФРЮ. - Москва; Белград,1987.
  34. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. -М., 1972.
  35. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
  36. Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
  37. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьякова. - М., 1969.
  38. Сергеева Д. В. Взаимосвязь занятий по конструированию и ручному труду // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/Под ред. Р.С.Бурс. - М., 1987.
  39. Сергеева Д. В. Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
  40. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.
  41. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного вос­питания // Известия АПН РСФСР. - Вып. II. - М.; Л., 1947.
  42. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М., 1961.
  43. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
  44. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М., 1956.
  45. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г. С. Лепка в дет­ском саду. - М., 1986.
  46. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
  47. Щадриков В. Д. Психология деятельности и способностей чело­века. - М., 1996.
  48. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народно­го и декоративно-прикладного искусства. - М., 1996.
  49. Элъконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
  50. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического разви­тия детей в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
  51. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1995.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………………….

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных