Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.




1. Основы конституционного строя Республики Беларусь. ДействующаяКонституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом 15 марта 1994 г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Согласно ей Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституция республики – это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования общественных отношений. Понятие «конституционный строй» означает порядок, при котором государство и общество строят свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией. Основами конституционного строя можно считать находящиеся под защитой государства сущностные политико-правовые и социально-нравственные установки разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие.

С позиции содержательного подхода конституционный строй Республики Беларусь можно охарактеризовать как демократический, то есть имеющий следующие важнейшие признаки:

1. подчинение государства праву (правовое государство). Так статья 7 Основного закона гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы;

2. признание и гарантированность неотъемлемых прав человека и гражданина. Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод чело­века и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность. На их обеспече­ние направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст. 2, 21, 24 – 32, 59 – 63). Ориентиром в области обеспечения прав и свобод человека являются современные международные стандарты, содержа­щиеся в таких документах как Международный билль о пра­вах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) и другие. Конституция Республики Беларусь содержит основные поло­жения указанных документов, в частности, гарантирует право на жизнь (ст. 24), право на личную свободу и защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 25, 28), право на свободу передвижений (ст. 30), свободу совести (ст. 31), свободу мнений и убеждений (ст. 33), собраний и митингов (ст. 35), право избирать и быть избранным (ст. 38) и другие;

3. принцип разделения властей, то есть внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют функционировать ветвям единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В статье 6 Конституции Республики Беларусь за­креплено, что государственная власть в стране осущест­вляется на основе разделения ее на законодательную (представляет двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь), исполнительную (осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и Президент) и судебную (реализует система судов). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между со­бой, сдерживают и уравновешивают друг друга;

4. многообразие форм собственности как реальная возможность для существования и развития частной собственности – важнейшего условия проявления свободы и автономности личности.

В статье 13 Конституции говорится, что собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности;

5. политический плюрализм, то есть многообразие мнений, суждений, взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме призывающих к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующих войну, социальную, национальную, религиозную и расовую вражду;

Статья 4 Конституции Республики Беларусь гласит, что демократия в стране осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Согласно статье 5, политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан;

6. наличие гражданского общества, то естьсистемы негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, осуществления их личных интересов и формирования совокупности неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.).

7. Социальный характер белорусского государства,среди признаков которого выделяют:

· ответ­ственность государства за достойное существование граждан;

· государственная поддержка малоимущих категорий граждан;

· осуществление эффективной борьбы с антиобщественными явлениями.

· наличие обязанностей индивида перед иными лицами и обществом в целом.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому человеку достойного уровня жиз­ни. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (ст. 21). Полноценное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социаль­но-экономическим правам, как право на труд, право на образо­вание, право на охрану здоровья, право на безопасный труд и др. В Конституции Республики Беларусь эти права обеспечиваются статьями 41, 45, 49.

Для социального государства также характерна политика, предпо­лагающая обеспечение социального равенства. В этих целях ис­пользуются различные средства: правовые, экономические, организационные. Так, согласно Конституции Республики Беларусь провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную за­щиту свобод и законных интересов (ст. 22).

Таким образом, в Консти­туции Республики Беларусь сформулированы фундаментальные основы демократического, правового, социального государства, провозглашены необходимые условия для формирования и развития гражданского общества, а человек, его права и свободы признаны высшей ценностью общества и государства.

Основной закон Республики Беларусь выполняет ряд ключевых функций, определяющих место Конституции в общей системе правовых источников госу­дарства, её влияние на политическое, экономичес­кое, социальное и духовное развитие общества:

1. Юридическая функция заключается в том, что Конституция является главным законом государства, на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней оп­ределяется компетенция государственных органов. Конституция обладает верховенством по от­ношению ко всем иным правовым актам;

2. Политическая функция состоит в том, что Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых проте­кает этот процесс. Как политический документ Конституция может рассматри­ваться и в качестве программы, содержащей нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса и реальных действий государственных институтов (законодательной, исполнительной, судебной властей);

3. Идеологическая функция заключается в том, что Конституция является юридической основой государственной идеологии, мировоззренческим документом, способствующим распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для развития общества и государства в определённом направлении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных