Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Справочная информация




История создания повести Б.Полевого "Доктор Вера"

Впервые повесть «Доктор Вера» появилась в журнале «Знамя» в 1966 году. Борис Полевой был хорошо знаком со многими, кто освобождал наш город, с бойцами и командирами Красной Армии, партизанами, подпольщиками. Он сам 16 декабря 1941 года с передовыми частями вошел «с «лейкой» и блокнотом» в Калинин, который покидали фашистские войска. Великой Отечественной войне писатель посвятил многие свои произведения: «Повесть о настоящем человеке», «Золото», «Глубокий тыл». О судьбе Лидии Петровны Тихомировой Борис Полевой узнал случайно. Он возвращался из США, где был в командировке. В самолете оказалось немало советских журналов и газет. И вот в «Медицинском работнике» он увидел статью «Родина помнит». Она рассказывала о женщине-враче, которую Полевой хорошо знал в свой тверской период, с мужем которой журналистом Сергеем Никифоровым дружил в молодые годы. Ему даже в свое время рассказывали о том, что с ней произошло во время оккупации Калинина. И теперь в самолете, который возвращался из Америки, эта история показалась ему удивительной, и он дал слово написать об этом повесть.

Лидия Петровна Тихомирова была ординатором первой городской больницы. После того как фашисты разбомбили больничный городок, больница разместилась в подвалах. Когда немцы захватили город, часть раненых вывезти не удалось. И тогда Лидия Петровна осталась с ними в оккупированном Калинине. Несмотря на постоянную опасность, подпольному госпиталю помогали текстильщицы с «Пролетарки», учителя, медсестры, нянечки. Жизнь раненым в этих тяжелейших условиях удалось сохранить. Тихомирова сказала, что у больных тиф, и фашисты оставили больницу в покое. Когда город освободили от врага, Лидию Тихомирову и часть раненых, которых она спасла, отправили в спецлагерь для проверки. Сама она считалась женой врага народа. Ее муж Сергей Никифоров был комсомольским и партийным работником, которого арестовали по ложному доносу в 1937 году. И только единодушная поддержка тех, кому Тихомирова спасла жизнь, защитила ее от дальнейших репрессий. Сама она себя героиней не считала: «Я очень обыкновенная женщина, у которой много слабостей и недостатков».

Борис Полевой, взяв за основу реальные события, дал место и своему воображению. «Я прошу мою землячку, если к ней в руки попадется эта книга, не прикладывать к ней точную мерку своей хорошей жизни и не судить меня строго за то, что я по-своему рассказываю о событиях, которые она пережила». В повести Бориса Полевого врача, который остался в оккупированном городе, зовут Вера Трешникова. Застенчивая, неуверенная в себе женщина в трудной ситуации показывает свой стойкий характер. Действие повести происходит в городе Верхневолжске, под которым нетрудно угадать Калинин. Красное кирпичное здание школы, ажурный мост через Волгу, восьмиугольная площадь, Красная Слобода, нам трудно не узнать город, который Полевой считал своей родиной.

История создания фильма по повести Б.Полевого "Доктор Вера"

Вскоре после того, как повесть «Доктор Вера» увидела свет, родилась идея снять по ней фильм. За это решил взяться режиссер Дамир Вятич-Бережных. К тому времени он уже снял такие фильмы, как «Нормандия-Неман» (в соавторстве с французом Жаном Древилем), «По тонкому льду», «Я – Береза». Борис Полевой стал одним из соавторов сценария. О том, где снимать фильм, споров не было. Вятич-Бережных и Борис Полевой отправляются в Калинин выбирать места для съемок.

Фильм снимался в Затверечье, на Краснофлотской набережной, на площади Революции, на набережной Тьмаки.

И вот в середине марта 1967 года центр нашего города превратился в съемочную площадку студии «Мосфильм». Главное действие развернулось на площади Революции, где на месте памятника Калинину появился макет церкви. Здесь согласно сценарию должны были снимать сцену казни подпольщиков. Весна в этом году была ранней, а действие фильма происходило зимой. Пришлось с окраин города и из леса везти машины снега и, как говорится у киношников, делать зиму. В массовых сценах довелось поучаствовать и многим жителям города, которые для этого с чердаков и из чуланов достали старые тулупы и меховые шапки. А будущий журналист «Калининской правды» Валерий Бурилов надел эсэсовскую форму и стал одним из экзекуторов. Мы же, ученики средней школы №6, которая находилась совсем рядом, вместо уроков ходили вокруг съемочной площадки. Виселицы, гестаповцы с автоматами, съемочные камеры – тут было не до учебы.

И уже в середине января 1968 года в кинотеатре «Звезда» прошла премьера нового художественного фильма. В гости к первым зрителям приехала съемочная группа, в которую входили режиссер Вятич-Бережной, артист Юрий Киреев, а также исполнительница главной роли Ирина Тарковская. После показа фильма прямо на сцене ее расцеловала героиня – Лидия Петровна Тихомирова.

 

1. БИОГРАФИЯ Бориса Полевого

Борис Полевой (настоящее имя – Кампов Борис Николаевич) родился 17 (4) марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь. После окончания средней школы и промышленного техникума работал на тверской текстильной фабрике “Пролетарка”.

Тяга к журналистике появилась у Б.Н. Кампова (Полевого) очень рано. Еще в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете “Тверская правда” первую корреспонденцию. С 1924 года его заметки и корреспонденции о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет.

В 1928 году Б.Н.Полевой оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах “Тверская правда”, “Пролетарская правда”, “Смена”.

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б.Н.Полевого “Мемуары вшивого человека” – о жизни людей “дна”. Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов “перевести с латинского” (campus – поле) на русский.

В 1939 году вышла первая повесть Б.Н.Полевого “Горячий цех” о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе.

В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента “Правды”, в том числе на Калининском фронте (1942). События войны были отражены им в корреспонденциях этих лет. Много талантливых публицистических статей написал Б.Н.Полевой у стен Ржева.

Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: “От Белгорода до Карпат” (1944), “Повесть о настоящем человеке” (1946), “Мы – советские люди” (1948), “Золото” (1949–1950).

В 1949 году вышла в свет повесть “Вернулся”. Из записей, сделанных на строительстве Волго-Донского канала родился цикл рассказов “Современники” (1952).

В 1958 году был опубликован роман “Глубокий тыл” о самоотверженном труде жителей г. Калинина в годы Великой Отечественной войны.

Большое место в творчестве Б.Н.Полевого занимал жанр путевых дневников-очерков: “Американские дневники” (1956), “За тридевять земель” (1956), “30 000 ли по новому Китаю” (1957).

В качестве корреспондента центральных газет Б.Н.Полевой много ездил по стране. Результатом этих поездок явились дневники-очерки о стройках: “Ангарские записи” (1959), “Саянские записи” (1963). На основе документальных очерков написан и роман “На диком бреге” (1962).

С 1969 года до своей смерти занимал пост председателя Правления советского фонда мира. В 1961—1981 годах главный редактор журнала «юность». Член бюро ВСМ и Президиума Советского комитета защиты мира. С 1967 года он был секретарём правления Союза писателей СССР, с 1952 года был вице-президентом европейского общества культуры, депутат Верховного Совета РСФСР (1946—1958).

Писательское творчество и журналистика – лишь одна сторона деятельности Б.Н. Полевого. Он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организаторской работой, долгие годы (1962–1981) являлся главным редактором молодежного журнала “Юность”.

Умер 12 июля 1981 года.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

· ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА (1974)
3 ОРДЕНА ЛЕНИНА
ОРДЕН ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
2 ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
2 ОРДЕНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1-Й СТЕПЕНИ
ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
МЕДАЛИ

· ИНОСТРАННЫЕ НАГРАДЫ

· СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ (1947)— ЗА «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ» (1946)

· СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ (1949) — ЗА СБОРНИК ОЧЕРКОВ И РАССКАЗОВ «МЫ — СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ» (1948)

· МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕМИЯ МИРА (1959) — ЗА СБОРНИКИ ОЧЕРКОВ «АМЕРИКАНСКИЕ ДНЕВНИКИ»

· ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ МИРА (1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных