Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причина болезни. Новые исследования.




Опубликованные в журнале Nature результаты исследования, подтвердившего прямую зависимость между возрастом родителей и риском развития аутизма и шизофрении у детей, привлекли внимание огромного количества читателей.

В ходе исследования Кари Штефанссон и команда экспертов, работавшая на базе исландской компании Decode Genetics, использовали метод генетического секвенирования с целью доказать, что примерно 97% вновь возникающих мутаций связаны с возрастом отца. Эти новые мутации появляются в процессе обновления яйцеклеток и клеток спермы. Поскольку женщины, рождаясь, уже имеют в запасе определенное количество яйцеклеток в яичниках, мать передает своему ребенку в среднем 15 вновь появившихся мутаций – независимо от того, сколько ей лет. Мужские клетки, вырабатывающие сперму, напротив, постоянно делятся, и в результате – количество спонтанных мутаций со временем увеличивается.

По социологическим и экологическим причинам мужчины живут дольше и могут обзаводиться детьми, будучи уже в преклонном возрасте, отмечают исследователи. Эта тенденция в совокупности с тем фактом, что мы живем в эпоху ослабления влияния естественного отбора, означает, что ученые обнаружили важнейший фактор в развитии человеческого генома – новые мутации, вызванные старой спермой. Бывает, что мутации приводят к положительным результатам, но с гораздо большей долей вероятности они могут оказаться вредными – это значит, что вызванные ими изменения, скорее всего, будут чрезвычайно негативными.

С одной стороны – диагноз аутизма и шизофрении. С другой стороны, у отца преклонного возраста может появиться совершенно нормальный ребенок – в том смысле, что у него не будет такого диагноза, – но его IQ будет равняться уже 108, а не 110. Это значит, что мы имеем дело с проблемой, которая приведет к серьезным для общества последствиям только спустя несколько поколений.

За последние несколько десятилетий эти изменения, вероятнее всего, оставались незамеченными в силу улучшения качества окружающей среды: «отказ от краски, содержащей свинец, уменьшение количества инфекций, снижение случаев недоедания и так далее». Однако, исследователи, по их собственным словам, «искренне полагают, что наш генофонд ухудшается».

Основные особенности расстройств аутистического спектра:

1. Нарушения коммуникации резко затрудняют (в тяжелых случаях совсем исключают) возможность обучения, и преодоление (или хотя бы смягчение) коммуникативных проблем является первостепенной задачей как по значению, так и по очередности решения. Следует помнить, что речь идет о нарушениях не средств и форм коммуникации (сенсорные функции, речь) и не об обеднении утаиваемого потока информации (интеллектуальная недостаточность), а о нарушениях общения как такового, нарушениях, не зависящих от желания или нежелания (капризности, невоспитанности и т.д.) аутичного ребенка. Именно нарушения коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействия и (или) эмоционального контакта обучение и воспитание становятся практически невозможными.

2. Нарушения речевого развития при детском аутизме многообразны и являются одним из наиболее частых непосредственных поводов обращения родителей к специалисту. Среди наиболее частых симптомов следует отметить мутизм (отсутствие речи), эхолалии (повторение сказанного другим человеком), большое количество слов-штампов и фраз-штампов, "фонографическую" речь, неспособность к диалогу, неологизмы, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно "Я"), нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи и др.

3. При организации воспитания и обучения детей с аутизмом необходимо учитывать их особенности восприятия. К таким особенностям относят гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность, симультанность и трудности восприятия сукцессивно организованных (то есть разворачивающихся во времени) явлений.

Сенсорная гиперсензитивность проявляется чаще всего в сниженном пороге дискомфорта, непереносимости раздражителей, интенсивность которых вполне приемлема для ребенка с нормальным развитием. В других случаях, словно в запредельном торможении, ребенок реагирует на сенсорные раздражители крайне слабо, парадоксально (слабый раздражитель вызывает значительный ответ, сильный раздражитель - слабый ответ) или даже не реагирует вообще. Гиперсензитивность лежит в основе некоторых страхов, наблюдаемых при аутизме.

Фрагментарность подразумевает неравномерность реакции на качественные характеристики сенсорных сигналов: например, повышенное внимание к цвету при относительном безразличии к форме и размеру в зрительном восприятии, высокая чувствительность к тембральным характеристикам звука в ущерб частототональным и динамическим в слуховом восприятии и т.п. На более высоком уровне это проявляется в повышенном внимании к деталям объекта, тогда как объект как целое не воспринимается и по прямому назначению в игре не используется: ребенок часами крутит колесико машины, но ни кубики, ни песок в ней не возит и кукол в ней не катает.

Фрагментарность восприятия затрудняет и замедляет создание целостного образа предмета, становится существенным препятствием в формировании целенаправленной деятельности, становится одной из причин отставленных реакций, затрудняет процесс переработки сенсорной информации.

Если окружающее воспринимается как единое целое, и отдельные элементы нельзя выделить из фона и воспринимать изолированно от других, то говорят о симультанности восприяти я. Например, ребенка учат буквам и предъявляют логопедические карточки: на одной буква «Б» рядом с изображением барабана, на другой - тоже «Б», но рядом не нарисован банан. В большинстве случаев эти буквы воспринимаются как разные, понятия буквы «Б» не формируется.

Будучи чутким к деталям окружающего пространства и их изменениям (одна из причин феномена тождества), ребенок с аутизмом плохо усваивает сукцессивно организованные, то есть развивающиеся во времени, процессы. Именно поэтому при детском аутизме значительно труднее, чем при нормальном психическом развитии, усваиваются временные понятия (вчера - сегодня - завтра, сначала - сейчас - потом; формальное знание календаря не гарантирует, что ребёнок правильно ориентируется во времени; при ясном понимании различий между носками и колготками возникают постоянные сомнения, что надевать раньше и т.п.). Сукцессивно организована наша речь: мы произносим и воспринимаем одни за другими фонемы в слове, слова в предложении, предложения в сложном высказывании, и это одна из существенных трудностей, препятствующих овладению речью.

4. Неравномерность развития психических функций является одной из наиболее характерных особенностей аутизма, что отражает ведущее место асинхронии среди механизмов развития аутистического дизонтогенеза. При детском аутизме неравномерность развития проявляется также в том, что отмечаются разнообразные по степени и спектру нарушения различных высших психических функций (память, внимание, целенаправленность и др.), нарушения силы, подвижности, устойчивости, темпа нейродинамики и др.

В литературе приводятся многочисленные примеры такой неравномерности и на уровне более сложных образований:

опережающее развитие некоторых тонких моторных действий не только в сравнении с другими проявлениями тонкой моторики, но и по отношению к общей моторике;

диссоциация между успешностью произвольной и спонтанной моторной деятельностью;

отличающееся от нормы временные соотношения развития праксиса и гнозиса;

несоответствие уровней развития произносительной, номинативной и др. функций речи друг другу на фоне глубокого недоразвития и/или искажения ее коммуникативной функции;

неравномерность развития интеллекта (например, опережающее развитие способности к выполнению счетных операций при невозможности понять содержание даже простейшей арифметической задачи) и т.д.;

неравномерность проявляется и в динамике усвоения материала: практики отмечают, что нередко на протяжении определенного периода ребенок не дает каких-либо признаков овладения новыми умениями, навыками, знаниями, после чего отмечается резкий «скачок»; динамика таких «прорывов» индивидуальна, однако по мере продолжения обучения (если, конечно, этот процесс идет успешно) эти проявления неравномерности сглаживаются.

5. Повышенную пресыщаемость при аутизме связывают с низким общим, прежде всего психическим, тонусом и рассматривают как механизм, ограничивающий взаимодействие с окружающим, любую деятельность на наиболее глубоком, базальном уровне. Наступление пресыщения по времени индивидуально и зависит от глубины аутистических расстройств, от характера деятельности и отношения к ней ребёнка. Чаще всего пресыщение наступает быстрее, чем в норме, иногда почти мгновенно, поэтому в этих случаях необходимо применение специальных приёмов, позволяющих сделать взаимодействие с ребёнком продолженным (например, частую смену видов деятельности или использование разнообразных форм работы). Если какой-либо вид деятельности находится в русле сверхценных интересов ребенка, является объектом его сверхпристрастия, то пресыщение, наоборот, может не наступать очень долго, что грозит развитием опасного для здоровья физиологического истощения. В этих случаях необходимы меры, ограничивающие такого рода деятельность, предупреждающие развитие переутомления и истощения.

6. Стереотипное, однообразное поведение является одной из наиболее характерных особенностей детей с аутизмом. Стереотипии проявляются очень разнообразно: в любом виде деятельности (двигательные, сенсорные, идеаторные и т.д.), в рутинных привычках и ритуалах. При аутизме стереотипии направлены в основном на аутостимуляцию и носят патологический характер; они отличаются большой стойкостью, труднопреодолимы.

7. У подавляющего большинства детей с аутизмом слабо развита или не развита вообще способность к подражанию, имитации, что создает значительные трудности в обучении, поскольку прежде всего в дошкольном воспитании и в начальной школе (особенно для детей со сниженным интеллектом), показ, образец являются важнейшим способом обучения или научения. Эта особенность детей с аутизмом вполне преодолима, но требует специальной работы, что ни один из существующих учебных планов не предусматривает.

8. Очень важны особенности интеллектуального развития. По данным зарубежных и отечественных авторов от 70 - 75% детей с РАС (особенно при атипичном аутизме) страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности. Неравномерность развития при РАС ярко проявляется и в отношении интеллектуальных функций. Так развитие одних интеллектуальных функции может опережать возрастную норму, других – значительно отставать.

В настоящее время клинико-психологическая структура аутизма ясна не в полной мере, однако не вызывает сомнений, что сам аутизм представляет собой нарушение вторичное. Это означает, что при своевременной и адекватной коррекционной работе проявления аутизма могут быть в определенной степени смягчены, и это создает предпосылки для повышения уровня социальной адаптации ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных