ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОСТАВЛЕНИЕ МЕСТНОГО ШКОЛЬНОГО ЗАДАЧНИКА
Несовершенство постановки преподавания арифметики в народной школе, оторванность от жизни и непрактичность предлагаемых сборников задач — доказывать вовсе не приходится; это, во-первых, единогласно признано педагогами, во-вторых, с очевидностью следует из того, что сейчас чрезвычайно большое число всевозможных сборников задач. Что все существующие задачники далеки от совершенства, это считает своим долгом доказать автор каждого вновь выпускаемого задачника, — иначе ему вовсе не для чего было бы и выпускать в свет свой задачник.
А много ли проявит ученик творчества и самодеятельности при решении готовой, не им составленной задачи? Отсутствие возможности обнаружить эти качества ещё в большей мере объясняется неприложимостью задач к практическим вопросам жизни. Задачи наших сборников подходят ещё для железнодорожников (движение поездов), для детей служащих водопровода (чаны, краны, трубы, водоёмы).
Составитель задачника, содержащего несколько тысяч задач, должен обладать в значительной степени творческими способностями, самодеятельностью и, кроме того, умением коротко и ясно излагать свои мысли, но ведь именно эти качества мы стремимся выработать в своём ученике. Но в таком случае нужно повести ученика по пути авторов задачников, т. е. нужно заставить ученика самостоятельно составить задачу и решить её. Из таких задач — придуманных самими учениками — и можно составить задачник данной школы; такой задачник будет постоянно и непрерывно совершенствоваться сообразно изменениям жизненных условий края.
Задачи необходимо распределять по типам, записывая каждый тип в отдельную тетрадь; ту из своих задач, которая заслужила одобрение всего отделения, ученик вносит в задачник собственноручно и при этом подписывается под ней. Каждый ученик должен уметь выразить условие составленной задачи арифметической формулой; это послужит хорошей подготовкой к составлению уравнений при прохождении алгебры.
Сперва распределение производится по таким типам: задачи на зерно, про деньги, про скот, птицу и т. п. Но по мере того, как развитие детей в этом направлении идёт дальше, они начинают группировать задачи так, как это обычно делается в учебниках.
ПРОГРАММА-МИНИМУМ, которая может быть очень легко и с большим интересом освоена учащимися 1 класса в результате применения «прямолинейного метода преподавания арифметики на принципе практической необходимости»
Глубокое и всестороннее знание нумерации четырёхзначных чисел устно, письменно и на счётах. Яркое и наглядное представление таких чисел, как тысяча, миллион, миллиард. Миллион зёрен кукурузы весит 500 кг и т.д.
Освоение мер времени, веса, длины, квадратных и кубических, изучение которых увязывается с прохождением нумерации — анатомии числа. На реальных предметах (мяч, гильза от снаряда, строительный кирпич и т. д.) дети
осваивают окружающий их геометрический материал, а эти предметы, завёрнутые в их обвёртки (развёртки) абстрагируются в чисто геометрические тела: мяч - шар, гильза - цилиндр, кирпич - параллелепипед, кулёк - конус и т.д.
Производными от геометрических тел будут фигуры (основание цилиндра — круг, грань куба — квадрат, грань призмы — прямоугольник и т. д.)
Дети легко усваивают точное понятие о линии, как границе поверхности, например, между двумя смежными стенами классной комнаты. Производными от фигур будут точка, окружность, радиус, диаметр, углы и т. д.
Линии прямые, кривые, ломаные: поезд в Москву идёт по ломаной линии, пароход по реке идёт по кривой линии, а самолёт летит по прямой линии, удар молнии также бывает по этим линиям.
Линии вертикальные (трубы заводов), горизонтальные (пол, потолок), наклонные (горка). Спиральные — пружины, бараний рог, косы у женщин.
Окружности концентрические, которые дети чертят и раскрашивают (мишень).
Рисование всех этих фигур с помощью линейки и циркуля, а также их комбинаций, иной раз под диктовку учителя.
- Умножение и деление чисел любой величины на 10, 100, 1000, а также на однозначное число (допускается пользование таблицами сложения и умножения). Сложение и вычитание — как обратные друг другу действия — письменно на нумерованных счётах (моей конструкции).
- Преобразование примеров из задачника в задачу как средство усвоения применения того или иного арифметического действия, а в 3-м классе, наоборот, превращение задачи в пример, в формулу, уравнение, с употреблением «Х» - характерного признака этих формул.
- Дети легко и свободно узнают, что такое график температуры, посещаемости школы детьми класса, отметок, а со второй половины учебного года с удовольствием сами ведут эти графики.
- Также легко и с интересом дети усваивают смысл и значение диаграмм, показывающих состав класса по полу, росту и возрасту. Диаграммы составляет учитель, а дети перерисовывают их в тетради.
- В результате работы с термометром комнатным и метеорологическим, дети практически усваивают смысл среднего арифметического числа, его происхождение и выражение с десятичными дробями, а также с отрицательным числом и некоторыми действиями с этими числами. Например: было –3, прибавилось 3 — стало 0. В Одессе –3, а в Москве в два раза больше — будет –3х2= –6 и т. д.
- «Прямолинейный метод на принципе практической необходимости» даёт прекрасный материал для устного счёта, и поэтому устный счёт имеет форму, как на картине Богданова-Бельского «Устный счёт».
- Из чисел отрывного календаря составляется числовая ось, которая вправо оканчивается знаком «плюс», а влево — «минус». Дети с большим удовольствием решают примеры такого типа: –8–6–2–5–9–10 и скоро узнают, каков будет результат, если знаки всех этих чисел поменять на обратные.
- Игры «пролётка», лото, домино, шашки, являясь «принципом практической необходимости» в жизни детей, дают прекрасный материал и для устного счёта и, особенно, для выяснения абсолютной величины относительных чисел.
- Деление отрезков прямой на 2, 3, 4, 6, 8, 9 и 16 частей даёт полное понятие о простой дроби и задачи на нахождение части от целого и целого по его части.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применяя свой метод и богатый арсенал наглядных пособий и средств увязки с живой действительностью, я совершенно исключил употребление в своей практике отрицательных отметок, которые ни в какой мере не являются стимулом возбуждения любви и интереса к предмету арифметики, а только являются стимулом разрушения моральной основы детей и проявления хладнокровной жестокости со стороны учителя. http://nikitiny.ru/Skorohod
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|