Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сентябрь 1964 г. Б.П. Никитин




 

Вопросы-задачи, которые здесь приведены, составлены в расчете на то, чтобы развивать математическое мышление учеников, будить их творческую мысль, создавать стимулы к размышлению и пониманию количественных отношений. Вопросы эти, конечно, являются стержневыми, вокруг которых всегда может возникнуть множество «подсобных» вопросов, помогающих детям глубже разобраться в деле, но характер их целиком зависит от методического мастерства учителя, от того, насколько ясно он осознаёт и реализует главную цель – развить математическое мышление детей и поднять общий уровень математической культуры класса.

 

Человеку, впервые столкнувшемуся с методикой К.С. Скорохода, может показаться странным – как это могут первоклассники отвечать на вопросы и решать такие задачи, когда они этого ещё «не проходили», учитель «не объяснял им этот материал»? Вот здесь-то и кроется «секрет» методики, очень трудно доказываемый теоретически, но блестяще обнаруживающий себя в практике применения.

 

Вопрос или задача задаются ВСЕМУ КЛАССУ, и благодаря своей новизне мобилизует все ресурсы малышей, все возможности целого класса – знания, опыт, находчивость, наблюдательность, память, т.е. именно то, чем почти совершенно пренебрегает современная методика школьного обучения. И на каждый вопрос находятся ответы. Иногда знают или находят ответ сразу 8-10 человек, а бывает, что только 2-3 или даже один. Но почти всегда ответ находится. И если в классе только несколько способных учеников, то «целый класс это уже гений», - говорит К.С. Скороход, сам немало удивлявшийся этому поразительному явлению. Причём интересно, что отвечают не только одни отличники или сильные ученики, как обычно на уроках, а буквально все – даже самые слабые. Бывает, что ни один сильный не знает ответа, весь класс в недоумении, а какой-нибудь слабенький тянет руку и даёт правильный ответ. Знания рассыпаны между всеми, у одних больше, у других меньше, но у каждого обязательно есть что-то, чего нет у других. И вот это «что-то» позволяет ему учить даже самых сильных.

 

Кроме использования прошлого опыта и знаний буквально всех учащихся, метод заставляет всех ежедневно и из урока в урок развивать своё математическое мышление, свои творческие способности. Поэтому растёт сообразительность, находчивость, внимание всех детей и поиски ответов становятся всё успешнее.

 

Содержание вопросов-задач поэтому выходит часто далеко за пределы программы первого класса, но среди них нет таких, какие можно было бы назвать непосильными. Все эти вопросы К.С. Скороход ставил в первых классах, где вёл уроки арифметики, и все дети постепенно справлялись с ними, т.е. понимали их и усваивали. И это при полном отсутствии того давления на ребёнка, какое характерно для большинства учителей. «Наша задача так учить детей, чтобы они полюбили и школу, и учение, и сами стремились к знаниям», - говорит К.С. Скороход и поэтому восстаёт против «двойки», против жалоб родителям, против всякого давления на ученика. Насилие, действительно, способно вырастить лишь неприязнь, и мы не должны удивляться, как рвущиеся в школу малыши быстро остывают в школе к учёбе, и число отличников непрерывно падает от младших классов к старшим.

 

Вопросы-задачи не систематизированы и не связаны с программой по арифметике, поэтому учителю надо подбирать наиболее близкие к теме урока или просто отвечающие его замыслам по развитию математического мышления и поднятию общей и математической культуры учащихся.

 

Некоторые вопросы-задачи снабжены пояснениями или дополнительными вопросами, облегчающими как методику их использования, так и понимание учениками главного вопроса.

 

По образцу приводимых вопросов-задач каждый учитель, в зависимости от своего опыта и находчивости, может придумать большее или меньшее число собственных задач и улучшить предлагаемые.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных