Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Й КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ. ПИРАМИДНО-СТРУКТУРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕРКВИ. АНАЛИЗ.




ВСТУПЛЕНИЕ

 

" а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны." (Иоанна 3:21)

Центральной темой этой работы, которую я хочу затронуть, будет тема единства христиан, проблемы и причины разделения среди христиан, возможные способы и шаги к достижению единства, о котором Иисус молился в Иоанна 17:21-23, однако самим катализатором к написанию этой работы явилась попытка объяснить причины, по которым я до сих пор на данный момент не могу определиться с выбором общины.

По ходу работы я буду объяснять, как я связываю проблему разделений среди христиан со своей личной проблемой по поводу того, чтоб определиться с общиной. В частности я планирую раскрыть два камня преткновения, которые затрудняют меня определиться, а именно наличие пирамидно-структурной системы управления во многих церквях и приобретение деноминационного названия как следствия присоединения к общине, состоящей в деноминации. Также несколько разделов будут иметь автобиографический характер моих поисков Бога, чтоб Вы могли понять, как и почему я пришёл к таким убеждениям. Поскольку Вы имеете определённо больший духовный опыт, чем я, Вы в каких-то случаях можете яснее знать, как Дух Святой может действовать, а как нет и соответственно понять, вёл ли Он меня. Ещё в этой работе я затрону деятельность экуменического движения, так как оно претендует на то, что исполняет Иоанна 17:21. Последний раздел будет посвящён некоторым предполагаемым контраргументам на мои размышления. (Это, в смысле, возражения на возражения?)

В этой работе я буду доказывать, что моя нынешняя позиция вызвана не противлением Богу, но является вынужденной, чтоб оставаться в мире со своей совестью. Я буду опровергать негласное сформированное убеждение, что проблема разделений в христианстве имеет будто бы неразрешимую природу. Я думаю, что я не настолько познал Бога, чтоб указывать Вам или другим христианам ряд шагов, которые необходимо предпринять, поэтому в этой работе я буду отстаивать лишь первый необходимый шаг. Этот первый шаг, на мой взгляд, заключается в том, чтобы со смиренностью в сердце в молитве к Богу принести к подножью Голгофского креста проблему разделений в том виде, в каком она есть и попросить Бога изменить ситуацию к лучшему. Я буду доказывать, что именно нежелание искать единства является главным тормозом в этом деле, доказывать, что это нежелание по разным причинам есть. Также при этом я буду соглашаться с тем, что моя нынешняя ситуация (отсутствие своей общины) является проблемной и подчёркивать своё желание, чтоб она разрешилась, буду делиться трудностями, с которыми сталкиваюсь в связи с этим.

Этой работой я не хочу противопоставлять себя другим, будто бы я праведнее остальных, но скорее имею намерение озвучить и помочь увидеть общую проблему, чтоб искать способ её решения вместе. В этой работе я буду пытаться проявить уважение и к Вам, и к другим христианам, но всё же, прекрасно понимая, что даже если бы я и захотел, всё равно всем бы не угодил, я буду больше стараться следовать словам апостола Павла из Гал.1:10. Я очень надеюсь, что когда Вы будете дочитывать уже, Вы, возможно, и не согласитесь с моей точкой зрения, но хотя бы поверите мне, что я не желаю противиться Богу. Прежде, чем Вы начнёте читать, я хотел бы выразить ещё одну просьбу: даже если Вы сочтёте, что всё написанное необходимо предать анафеме, не оставляйте меня в своих молитвах (тем более, если сочтёте именно так).

 

ПРОЛОГ

 

"благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа." (2 Фес.1:2)

Идея написания данной работы зародилась в середине осени 2015-го года после разговора с братом Юрием Позычайло, когда мы встретились в центре нашего города Запорожье в районе проспекта Металлургов. На момент встречи я не виделся с ним уже около года или даже больше, хотя когда-то мы были в одной церкви и служили бок-о-бок. Для меня шёл уже третий год после того, как моя церковь перестала собираться и действовать, как одно целое. Брат Юрий за это время решился пристать к церкви «Новая надежда», однако я до сих пор не мог определился с новой семьёй во Христе. За это время многие братья и сёстры увещевали меня забыть прошлый церковный опыт и найти себе другое собрание. Поскольку я этого не делал, создавалось впечатление, что я противился их увещеваниям. Порой некоторые стали думать, что я отвергаю истину, кто-то говорил, что я до сих пор не могу оправиться, были те, кто обвинял меня в том, что я ищу идеальную церковь, но я старался не переставать говорить с Богом и, как результат, свою проблему начинал видеть под другим углом. Однако проблема оставалась проблемой и я всё равно не имел конкретного представления, что делать дальше.

Бог на самом деле был всегда рядом, хоть мне иногда казалось, что Он где-то далеко, поэтому Он назначил этой "случайной" встречи состояться. Я ожидал снова каких-то стандартных наставлений, но Юрий дал совет пойти и поговорить с кем-нибудь, не держать всё в себе. Я принял этот совет и решил поговорить с Вами, Стас Олегович. Поэтому не судите строго в случаи чего, но лучше покрывайте молитвою. С одной стороны слова этой работы - это действительно моё слово и позиция, но с другой стороны я лишь решил принять совет и не держать всё в себе, а поделиться своими размышлениями. Да благословит Вас Господ

 

РАЗДЕЛ 1

Й КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ. ПИРАМИДНО-СТРУКТУРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕРКВИ. АНАЛИЗ.

 

 

Вы, наверное, спросите, что я имею ввиду под пирамидно-структурной системой управления и как это связано с молитвой Иисуса в 17 главе Евангелия от Иоанна, и уж тем более в чём непосредственно суть препятствия в моих глазах, чтоб стать членом церкви * 1?

В этом разделе я главным образом буду говорить о самой пирамидно-структурной системе управления. Её я буду рассматривать в деноминационных рамках, однако скажу, что знаю о существовании элементов этой системы управления в церквях, которые не относятся к какой-либо деноминации.

Итак, вот нынешняя система управления церквей ЕХБ, ХВЕ, АСД и других деноминаций (есть определённые различия в сложности системы, названиях церковных должностей, но общая суть одна):

Рис.1

 

Например, есть Президент или Генеральный секретарь (названия не играют особой роли) союза, потом под ним областные пресвитера, районные пресвитера, пресвитера поместных церквей, диаконы и, как говорят, рядовые верующие. Общаясь с Богом, изучая Писание, размышляя и анализируя, я всё больше и больше убеждаюсь, что это небиблейская форма управления для новозаветной церкви.

На основании Библии, общения с Богом, с братьями и сёстрами во Христе я верю, что Церковь – это невеста, в перспективе жена, Иисуса Христа (2 Кор.11:2, Откр.22:17), живой организм, новое творение (Иоанна 1:13, 2Кор.5:17), семья Божья (Матфея 12:50), Тело Христа (Еф.1:23, 4:12, 5:30), Главой которого Он является (Еф.1:22, 4:15). Вам, как и многим христианам, известны эти понятия, обороты речи. Но в этой работе я хочу подчеркнуть элементы человеческой организации, которые мешают развитию органических отношений с Богом.

Значение доктрины о Боге в данной теме. Это очень важная доктрина, вокруг неё за историю христианства было очень много дискуссий. Мы знаем, что человека, который её не признаёт или искажает, можно смело считать еретиком. Однако какое практическое значение она имеет для нас? Итак, если верно, что мы призваны являть миру Христа, то я уверен в таком случае, что доктрина о Боге, который есть Отец, Сын и Дух Святой, которые существуют от вечности до вечности, имеет для нас практическое значение. Из этой доктрины мы можем сделать вывод, что Бог – личность социальная и что самое главное, Бог не являет нам иерархический пример взаимоотношений. Мы знаем и верим, что Бог Отец, Сын и Дух Святой равны, никто из Них не выше, ни ниже. Не так ли?

Так как же тогда вопрос управления? Анархия? Никак нет. 1Кор.14:33: «… Бог не есть Бог неустройства …». Мы ведь все знаем, что Глава церкви Господь наш Иисус Христос, что церковью управляет Дух Святой? Так вот, это действительно так. Я лично так и верю. Управление, главным образом, осуществляется через общение с Богом, через зрелость и опытность святых, через дары Духа Святого. К примеру, из Писания мы можем знать, что есть духовные отцы, юноши, отроки (1-е Иоанна 2:13-14). Могут быть младенцы (1-е Петра 2:2). Можно родиться и оставаться младенцем (1-е Кор.3:1, Евр.5:12) и потому из-за того, что он недостаточно зрелый, Бог через него не может совершать управление надлежащим образом. Самое главное, на что я хотел бы обратить внимание, это то, что в церкви нет официальных, церковных постов, статической власти, власти одних верующих над другими, титулов, должностей, вакансий и т.д. Церковь призвана подчиняться государственной (официальной) власти (Рим.13:1, 1-е Петра 2:13), молиться за правителей (1-е Тим.2:1-2) и т.д. Но в церкви Иисуса Христа никакой подобной власти и управления нет. Одно из самых ярких мест на эту тему Матфея 20:20-28 (также Луки 22:24-27, Марка 10:35-45).

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможе властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» Матфея 20:25-26

Вот в этом месте Иисус говорит против статической, непреходящей власти сверху вниз как таковой вообще. Может быть, Вы скажете, что в этом месте порицается своеволие правителей. Я раньше тоже читал это место без особого внимания. Я думаю, нужно прочитать весь отрывок 20:20-28. Разве за историю не было ни одного хорошего князя или вельможи (Еккл.5:8, Притчи 21:1)? Или почему остальные ученики расстроились (Матфея 20:24)? Но главное Иисус подытоживает: «но между вами да не будет так», указывая им, что между вами, учениками Христа, отношения вообще строятся по-другому.

1-е Петра (также Откр.1:6):

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет»

Поскольку в новозаветный период все верующие, христиане, рождённые свыше, запечатлены Святым Духом, являются священниками, то это значит, что каждый христианин может быть носителем власти Иисуса Христа, то есть выражать волю и желание Иисуса, говорить от Его имени. Иисус Христос есть наш Царь и Господь, Он есть Глава, Генерал, высшая власть церкви. Если христианин имеет общение с Ним, он понимает волю и желание Христа и только в таком случае он имеет право претендовать на то, чтоб слушатели подчинились. То есть христианин только тогда имеет власть, когда он выражает волю и желание Христа. Это и есть главное отличие от (статической), структурной, иерархической, официальной власти. Это и есть подлинное теократическое управление. Пример для различия: ответственность за принятие решений лежит на официальной власти, даже если они не верны. Но в случае с христианами, ответственность пред Богом за принятие решений всегда сохраняется, даже если они решают послушать совет других. Ответственность пред Богом не только на тех, кто даёт неправильный совет (приказ). Это, к примеру, хорошо показывает текст Иакова 3:1 «Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Так мы видим, хоть учителя подвергнуться большему осуждению, ответственность со слушателей не снимается. Следующие места Писания того же настроения: Гал.1:7-10, 3:1 Рим.14:12, Матфея 7:15, 24:23-24, Деян. 20:29-31, 1-е Иоанна 4:1, Кол.2:4, 2Тим.4:3 и др.

Ещё одно серьёзное место против пирамидно-структурной системы управления в церкви. В Матфея 23:8-11 написано:

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга»

Интересно для меня то, что раньше я никогда не понимал смысла этого текста до исследования темы управления. Христос в начале главы обличает фарисеев, а потом резкое контрастное наставление своим ученикам: «А вы…». В этом месте Христос и говорит как раз против всевозможных должностей, титулов и званий в церкви. Это место является контрастом, например, к 1 Кор.12:28, где речь идёт о дарах Духа Святого. Наш Господь подчёркивает «все же вы братья». Также мы имеем тот же по смыслу вывод, что и в Матфея 20:27 «Больший из вас да будет вам слуга». Я хочу опять сделать ударение, что сейчас я не выступаю против братьев, как против личностей. Сама пирамидно-структурная системы управления является грехом. Моя бабушка, не рождённая свыше ныне, радуясь за моего двоюродного брата, что его повысили в должности на работе, сожалея обо мне, сказала, что мне нужно было идти в духовную семинарию, чтоб быть пастором.

Ситуация с иерархической системой управления в церкви напоминает ситуацию, описанную в 1 Царств гл.8, когда народ израильский просил себе царя «… поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов… пусть царь будет над нами; И мы будем как прочие народы…» (1 Царств 8:5б, 19б-20а). Мы имеем знание, что Глава церкви – Христос, что церковью управляет Дух Святой, но видимо, к сожалению, по своей падшей природе мы больше склонны согласиться с видимым управлением. Опять же я не говорю, что верующие в деноминациях не наследуют Царства Божия или что-то в этом роде. Я сам очень много получаю благословений, общаясь с верующими с разных собраний, в том числе и у Вас дома, когда мы собирались вокруг слова Божьего, Бог открывал много истин, давал откровения, несколько из которых, к стати, я упомяну в этой работе. Я верю, что Бог и с Вами имеет отношения, уверен, что где-то, вероятно, Вы знаете Бога лучше, чем я. Но то, что Бог действует и в деноминациях, объясняется не тем, что Бог согласился с пирамидно-структурной системы управления, а Божьей любовью и милостью к нам. В 1 Царств 12:20, 24 написано: «И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа, и служите Господу всем сердцем вашим… Только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего; ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами.». Бог по своей милости продолжает действовать настолько, насколько человек открывается Ему. Но христиане, которые поддерживают иерархическую систему управления, ограничивают поток Божьих благословений и благодати.

 

Апостолы. Генеральный секретарь или Президент (название должности не имеет значение) или даже высший орган деноминации, состоящий из нескольких людей, а не из одного человека, не в состоянии быть полноценной заменой служения апостолов. Итак, для начала подыму следующий вопрос: есть ли апостолы в теле Христовом сегодня? Знаю, что сегодня есть личности с громкими именами, которые именуют себя апостолами, но на самом деле ними не являются. Некоторые дети Божьи, смотря на их деятельность, претыкаются и с чистой совестью делают заключение, что Апостолов сегодня уже нет. По-моему это обычная тактика дьявола. Не стоит удивляться феномену лжеапостолов. Например, Ефесская церковь из книги Откровения смогла распознать лжеапостолов (Откр.2:2). Слышал аргумент, что у нас нет сегодня инструкции, как избирать Апостолов, потому-то их, мол, сегодня и нет. Я уверен, что от части такой аргумент порождён пирамидно-структурным пониманием управления церкви. Наверное, есть и другие аргументы.

Я, как Вы, думаю, поняли, склонен к положительному ответу. Я уверен, что служение апостола и сегодня должно присутствовать в теле Христовом. Через Писание я верю, что служение апостола, как и все дары Духа Святого, действуют и сегодня. Может быть, тема даров – больной нерв, но я всё же скажу, что я верю, что дары Духа Святого по необходимости могут проявляться и сегодня. В Писании не вижу серьёзных причин это отвергать. Единственное скажу, что всё должно быть на своём месте. В любом случаи лично касательно за себя я скажу, что вижу как сквозь тусклое стекло (1 Кор.13:12). Мне ещё далеко не всё понятно. Итак: I) Нам известно 4 места в Новом Завете, где перечисляются основные дары и служения: Рим.12:4-8, 1 Кор.12:7-11, 1Кор.12:27-30, Еф.4:11. В двух из этих мест говориться об апостолах. И что самое главное апостолы упоминаются на первом месте (Еф.4:11а, 1 Кор.12:28а). Следовательно, по-моему, это абсолютно нормально сделать вывод, что апостольское служение (или служение странствующих проповедников) должно присутствовать в церкви, если Павел выносит его на передовую позицию; II) В доказательство того, что апостолы, которых выбрал вначале Иисус, не были последними, скажу следующее: поскольку в Новом Завете упоминаются имена ещё других апостолов, это доказывает, что первые 12 не были последними и единственными. В Деяниях гл.1 вместо Иуды Искариота избирается Матфий (Деян.1:23). Вы говорили, что в Ваших глазах это сомнительная личность. Но я не пойму, почему? Я вижу, что Матфий был полноценным апостолом: «Петр же, став с одинадцатью …» (Деян.2:14); «Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали …» (Деян.6:2). Матфий упоминается в Писании. Думаю, не стоит смущаться, что о нём мало сказано. Не о всех апостолах в Библии сказано много. В Деяниях 14:4 и 14:14 сказано:

«Между тем народ в городе разделился, и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов

«Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили»

Апостол Павел известная личность, не так ли? Однако он же не был изначально в числе 12-и! Также недвузначно Варнава назван апостолом. III) В книге Откровение 2:2 и в 2Кор.11:13 упоминается об лжеапостолах. Следовательно, логично сделать вывод, что если Писание говорит об лжеапостолах, о том, что их важно уметь распознавать, значит есть и настоящие Христовы апостолы. Если бы их было чётко фиксированное число, верующие об этом бы знали. IV) В контексте темы апостольства, я думаю, внимания заслуживают 1,2 послания к Тимофею и послание к Титу. Слышал, что традиционно эти послания считаются пасторскими, считается, что Тимофей и Тит были пасторами поместных церквей. Однако я считаю, что в этом можно усомниться. О Тимофее в Римлянам 16:21 и 1 Фес.3:2 говориться:

«Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.»

«И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей».

О Тите в 2 Кор.8:23 говориться:

«Что касается до Тита, это мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это посланники * 2 церквей, слава Христова»

Также можно обратить внимание на содержание посланий. Как для старейшины (пресвитера), Павел говорит о весьма широком круге ответственностей * 3. Очень похоже, что это наставление на апостольское служение. Яркие моменты 1 Тим.1:3-5, 3:1-13, 5:17-19,22, Титу 1:5-12. В особенности 5:19

«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях».

V) В Библии в послании к Евреям сам наш Господь Иисус Христос назван Апостолом. Читая Синодальный перевод, этого можно сразу не заметить, поэтому процитирую из других переводов:

«Тому, святі брати, учасники небесного покликання, роздумуйте про Апостола й Первосвященника нашого віровизнання – Ісуса» (Переклад Рафаїла Турконяка (ПРТ) до Евреїв 3:1)

«Therefore, holy brothers, you who share in a heavenly calling, consider Jesus, the apostle and high priest of our confession» (ESV Hebrews 3:1)

В Евангелии от Иоанна 20:21 слова Иисуса:

«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».

Потом мы знаем Великое поручение нашего Господа Иисуса Христа:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:19-20, также Марка 16:15-16)

Христиане сегодня это место, к счастью, применяют и к себе тоже. Ведь же ясно понятно, что эти слова касаются и нас с Вами сегодня? Слава Богу, если да. Следовательно, если сопоставить Евр.3:1 и Иоанна 20:21, то мы имеем с одной стороны ещё одно доказательство, что апостолы должны быть в Теле Христовом, потому что Евангелие ещё несётся, а с другой стороны становиться ясным, что практику и стратегию Христа не стоит считать устаревшими. Может, кого-то смущает слово «Апостол». Людей с апостольским служением ещё называют «миссионерами», «странствующими проповедниками», «основателями церквей» и т.д. Например, в 2 Кор.8:23 употреблено слово «посланники».

VI) Как же «отсутствие инструкции» по избранию апостолов? При всём моём уважении к братьям, я считаю такую постановку вопроса некорректной. В 2 Кор.12:12 Павел пишет:

«Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами»

То есть, цитируя это место, я хочу сказать, что Павел считал, что коринфяне должны были понять, что он истинный апостол (2 Кор.12:11). То есть в Писании просто нет перечисления качеств апостола в одном месте, как например, в случаи с пресвитером или диаконом (1 Тим.3:1-12). Но можно наблюдать за характером служения человека, за его склонностями в служении, духовными побуждениями и т.д. Дело в том, что ведь, как я уже говорил, в церкви Иисуса Христа должностей * 4 нет. Пресвитеры и диаконы тоже не избираются на свободные места (должности). Если верно, что церковь – это живой организм, то появление старейшин – это тоже естественный процесс, который связан с духовным ростом. Признаком апостола является прежде всего большая выносливость (1 Кор.4:9, 2 Кор.4:8-10, 11:23-27, Фил.4:11-12, Деян.21:13). Если верно, что Бог действует не по шаблону, хочет с нами строить живые отношения, то и верно, что призвание от Бога на апостольское служение тоже может происходить не по шаблону. Например, в Писании есть такие примеры:

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Луки 6:13)

«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.» (Деяния 1:23-26)

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» (Деяния 13:2)

Все эти случаи избрания на служение отличаются друг от друга.

Теперь следующие вопросы. Имели ли апостолы власть? Если да, то что это за власть была? И была ли она прообразом власти деноминационного руководства?

Итак, исследуя Писание, я ясно увидел, что власть у Апостолов была. Это, например, видно из следующих мест Нового Завета: 1 Кор.16:1, 2 Кор.13:10, 1 Фес.4:2,11, 2 Фес.3:6,10, Филим. стих 8, Титу 2:15. Однако характер власти в церкви Бога и характер государственной власти стоит чётко отличать друг от друга. Согласно Библии последний вид власти чужд церкви. Апостолы до тех пор имели право претендовать на то, чтоб их слушались, пока они говорили Духом Святым от имени Христа. Например, в главе 2 послания к Галатам есть хороший пример, когда действия Петра и Варнавы не стоило наследовать. Апостолы всегда старались держаться принципа «кто хочет между вами быть большим, да будет всем слугою» (Матфея 20:26).

«мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.» (1 Фес.2:7)

Власть апостолам давалась Богом к созиданию церквей.

«Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.» (2 Кор. 13:10)

То есть апостолы сначала проповедовали Евангелие, потом определённое время заботились о новообращённых (или Евангелие могли проповедать другие верующие, а апостолы потом заботились Деян.11:20-26), чтоб они могли крепко стать на ноги, а потом апостолы предавали уверовавших благодати Божьей (Деян.14:23, 20:31-32). Когда апостолы оставляли церкви, в дальнейшем их служение заключалось в координации направления церквей, в духовной поддержке, в пропалывании сорняков (Деян.9:32, 14:21-22, 15:35-41, 16:4-5, Рим.1:11-12, 1 Кор.1:11, 15:1, 1 Фес.3:2,10 и др.) и т.д. Но они не управляли церквями, как чиновники.

«Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.» (2 Кор. 1:23-24)

Апостолы – это тоже старейшины, пресвитера (1 Петра 5:1), старшие братья, которые имеют особое откровение в познании Личности Иисуса Христа, большой духовный опыт и естественно осведомлены лучше, как вести духовную войну. Это нормально наличие таких мужей в народе Божьем. В Библии мы читаем, что апостолы – это люди, которые хорошо были осведомлены о тайне Божьей, люди, способные ясно и чётко донести виденье Божье, Божью мечту и вечный замысел, люди, показывающие личный пример служения друг другу. Об этом говорят места Писания:

«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор.4:1)

Также на тему тайны 1 Кор. 2:7, Кол.1:27, 2:2, 4:3, Еф.1:9, 3:3-5,9, 5:32, 6:19, 1 Тим.3:16, Божьего замысла 3 Царств 8:27, Ис.66:1, 1 Петра 2:5, 1 Тим.3:15б, Евр.3:6 (Бог ищет Себе дом) и Еф.5:32, Откр.21:9-10 (Бог Отец ищет Сыну жену), служения друг другу 2 Фес.3:7-10, 1 Фес.1:9, 2:9-12, Фил.4:9, 1Кор.4:16, Деян.20:35. В то же время апостолы были такими же, как и все, то есть нуждающимися в поддержке других братьев и сестёр (2 Кор.1:11, Рим.15:30, 2 Фес.3:1-2, Фил.4:16).

Итак, через Писание я вижу, что апостольская власть не является прототипом власти высшего деноминационного руководства. Я верю, что и сегодня среди детей Божьих есть люди с даром апостола. Господь знает, кто и на что способен (Исход 35:30). Я напомню, что я пишу против самой системы руководства, а не служителей. Я верю, что в высшем органе деноминации могут стоять люди с даром апостола и более того, они могут активно и искренне служить. Однако же сама иерархическая система, устройство отношений между верующими, неизбежно будет оказывать омертвляющее действие на народ Божий. Как не парадоксально, иерархия, которую лелеют братья, мешает им полноценно осуществлять служение.

 

Старшие пресвитера области. Об идеи старших пресвитеров скажу просто: это небиблейская идея. Такой должности или даже служения просто-напросто в Библии нет. Я приведу несколько цитат из альманаха издательства «Шандал» №9 «РАСКОЛ евангельско-баптистского движения в СССР (1959-1963 годы)», которые скажут очень многое без лишних комментариев:

«Институт старших пресвитеров был задуман как связующее звено между тремя различными структурами: церквами, союзом ЕХБ и государством в лице уполномоченного по делам религиозных культов» (с.27)

«С середины 1950-х годов руководство ВСЕХБ, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, стало разъяснять членам общин ЕХБ необходимость введения должности старшего пресвитера и область её ответственности. В частности, ещё в 1956 году в первом номере журнала «Братский вестник» была опубликована большая статья члена Совета ВСЕХБ Н.А.Левинданто (1896-1966) «О служении старшего пресвитера».» (с.27-28)

«К концу 1950-х давление на ВСЕХБ со стороны властей достигло своего апогея. В связи с этим в декабре 1959 года пленум ВСЕХБ принял два документа, которые во многом предопределили дальнейшее развитие событий в евангельских церквях. Это Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР (далее Положение) и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ (далее ИП) … Положение подчёркивало ответственность старших пресвитеров перед ВСЕХБ. Инструктивное письмо, в свою очередь, более конкретно определяло приоритеты этой ответственности. В самом начале ИП говорилось: «Основной задачей старшего пресвитера ВСЕХБ является наблюдение за соблюдением в общинах Положения ВСЕХБ во всех параграфах и пунктах, также советского законодательства о культах». Таким образом, основная задача, поставленная перед старшими пресвитерами, была связана, скорее, с его юридической, нежели духовной ответственностью перед верующими.» (с.28-29)

 

Ещё одно наблюдение: не во всех деноминациях эта должность называется одинаково. Например, в ЕХБ – это старший пресвитер, у ХВЕ – (областной или районный) епископ, у АСД – старший пастор. Несмотря на разительную разницу в некоторых пунктах вероучений, если бы идея старших пресвитеров была б библейской, то эта должность имела бы одно название. Его в конце концов в Библии б прочитали.

Ещё одна цитата с другой книги:

 

«Рекомендацію Г.Шмідта спийняли. Для умов, що панували в гітлерівській Німеччині це був єдиний спосіб зберегти п’ятидесятницькі церкви * 5, чекаючи кращих часів. Але білоруським служителям такий вихід не здавався єдино можливим. Вони вирішили звернутися до окупаційної влади із проханням про відкриття п’ятидесятницьких громад і про визнання керівного центру.

Після ознайомлення з віровченням п’ятидесятників, перекладеним німецькою мовою, без особливих зволікань було видано дозвіл на легальну діяльність п’ятидесятницьких церков і їхнього керівного центру. При цьому ж, не обійшлося без німецької термінології. Центр був зареєстрований в 1943 році як «Консисторія церкви християн віри євангельської й розташувався в Барановичах. Івана Панька стали йменувати єпископом, а Сергія Вашкевича – генеральним секретарем». (Історія релігії в Україні. Том 6. Пізній протестантизм в Україні. Розділ І. П’ятидесятники. Частина ІІ. Шляхи проникнення і умови становлення та розвитку п’ятидесятницьких церков в Україні (20-40 рр. ХХ ст.) Підрозділ П’ятидесятництво в роки Другої світової війни с.104-с.105)*6

 

Знаю, что бывают районные пресвитера и не только (в разных деноминациях иногда есть особые свои варианты). Есть ещё другие должности. Я о них писать не буду, потому что надеюсь, Вы поняли, что я имею ввиду. Принцип один.

 

Пресвитера в Писании. Пресвитер (гр. πρεσβυτέρου прэсбютЭру - старец, старейшина, пресвитер) – это старейшина, старший брат, то есть тот, кто в Господе находиться более долгое время, более опытный и зрелый брат. В Новом Завете слова «пресвитер», «епископ», пастырь» (кроме места Еф.4:11), «блюститель» являются по смыслу синонимическими понятиями. Чтобы в этом убедиться, можно попробовать сравнить разные места Писания, разные переводы:

 

I) «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец …» (Титу 1:5-7)

II) «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.» (Деяния 20:28)

«Пильнуйте себе та всю отару, у якій вас Дух Святий поставив єпископами, щоб пасти Церкву [Господа] і Бога, яку Він придбав Своєю кров’ю» (ПРТ Дії 20:28)

III) «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться» (1 Петра 5:1)

«Як співпресвітр і свідок Христових страждань, співучасник слави, що має відкритися, я прошу пресвітерів, які є між вами» (1 Петра 5:1)

Возвращаемся к нашему вопросу управления. Итак, из Нового Завета я вижу, что пресвитера не управляли церковью, подобно сегодняшнему традиционному пониманию, которое существует в христианских деноминациях. Они не являлись руководителями подобно руководителям, скажем, например, как в структурных единицах предприятия. Люди не избирались на свободную должность пресвитера (пастора, епископа, блюстителя). Они не стояли над церковью и церковь не была под ними (конечно, были исключения, подобные Диотрефу в 3-м послании Иоанна, но это негативный пример). Итак, чтоб раскрыть этот момент, для начала я хотел бы отметить, что Новый Завет в основном свидетельствует нам о том, что в церкви должно быть несколько старейшин *7, а не один только.

 

«Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитер ам через Варнаву и Савла.» (Деяния 11:29-30)

«Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитер ов церкви» (Деяния 20:17)

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитер ов Церкв и, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.» (Послание Иакова 5:14)

«Рукоположив же им пресвитер овк каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.» (Деяния 14:23)

 

Дальше я хотел бы отметить ещё пару мест Писания:

 

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.» (Деяния 20:28)

«Як співпресвітр і свідок Христових страждань, співучасник слави, що має відкритися, я прошу пресвітерів, які є між вами» (1 Петра 5:1)

Обратите внимание, пожалуйста, что блюстители находятся в стаде, а не над стадом. Таким образом, когда пресвитеров несколько, они имеет возможность координировать друг друга, потому что одни человек не всегда может находиться в надлежащем духовном состоянии из-за влияния жизненных обстоятельств, духовных атак и т.д. Основная функция старейшин – совершать духовный присмотр за теми, кто во Христе Иисусе младше и находятся в нужде (Рим.15:1-2), однако же даже если старейшин несколько, они всё равно не должны просто диктовать собранию принятые ими решения (Деян.15:22,25), так как каждый, принятый Богом, является священником Иисуса Христа (1 Петра 2:9, Откр.1:6), то есть может отображать Его разум, волю, желание. Скажу, между прочем, что Новому Завету чужда демократия, то есть принятие решений большинства посредством голосования. В Библии есть примеры, когда большинство оказывалось неправо (Числа 14:4-10, 3 Царств 19:18, Откр.3:4). Также в Законе было сказано: «Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исход 23:2). Хорошо, когда всё собрание с чистой совестью и спокойствием приходит к единому решению в едином духе. Конечно, такой способ принятия решений требует больше времени и терпения, но ценность такого решения будет велика. Оно будет выражать главенство Иисуса, свидетельствовать о водительстве Духа Святого, говорить о познании разума Господня (1 Кор.2:16), отображать отношения внутри Бога.

Я знаю, что в этом разделе я не раскрыл вопрос управления всесторонне, знаю, что у Вас могло возникнуть ещё много вопросов, однако в этом разделе я попытался затронуть сам корень проблемы. Остальные ответы на возникающие вопросы мы можем искать у Бога и в живом диалоге. Впрочем однако в следующих частях этой работы я планирую попытаться ответить на часть самых важных предполагаемых вопросов и возражений. В частности хочу указать на препятствия, создаваемые пирамидно-структурной системой управления на дело достижения единства христиан того, о котором сказано в Иоанна 17:21-23.

 

*1 Я бы сказал «членом деноминации». Этого момента я коснусь позже. Сейчас пишу «членом церкви», чтоб Вам было понятно и Вы не отвлекались;

*2 В ESV переводе (Holy Bible English Standard Version) к слову messengers (посланники) в 2 Кор.8:23 есть сноска, в которой говориться, что в греческом тексте стоит слово apostles (Апостолы)

*3 Тимофей и Тит также уж точно не могли быть старшими пресвитерами. Тема о старших пресвитерах будет затронута ниже.

*4 До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

*5 Речь идёт о присоединении к Союзу баптистов.

*6 Книга написана философами и историками, а не богословами. Поэтому едва ли возможно в этой книге проследить реальное движение в духовном мире. Но об организационных моментах, я считаю, прочитать можно

*7 Если верно, что в следует, чтоб в церкви было несколько старейшин, то это ещё одно доказательство, что послания к Тимофею и Титу являются наставлениями на апостольское служение

* * *

Одно тело и один дух,

в братолюбии пребудем друг,

Сохраним единство

в жизни между собою / 2р.

 

Один Господь, одна вера

Одно крещение для всех. / 2р

 

Один Бог и Отец один,

пребывают, на века Един,

Подаёт пример единства

для нас с тобой. / 2р.

* * *

Песня из христианского песенника

 

 

РАЗДЕЛ 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных