Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава II. Развитие понятий в научном и учебном познании




  1. Психофизиологические основы образования понятий.
  2. Природа научных понятий, их роль в научном познании.
  3. Особенности развития понятий в науке.
  4. Значение формирования научных понятий у учащихся.
  5. Особенности развития понятий в учебном познании.
  6. Роль «донаучных» представлений в формировании у учащихся научных понятий.
  7. Сущность процесса усвоения понятий учащимися. Критерии усвоения понятий.
  8. Уровни усвоения понятий.
  9. Трудности в усвоении понятий учащимися.
  10. Типичные ошибки в усвоении понятий учащимися, причины их возникновения и пути предупреждения.

 

 

  1. Психофизиологические основы образования понятий

Чтобы понять закономерности процесса образования понятий в науке и выявить условия, способствующие их усвоению учащимися, необходимо знать психологические и нервно-физиологические основы механизма образования понятия.

Познание начинается с ощущений. Ощущения – генетически первая форма отражения объективной действительности.

Ощущение, восприятие и возникающие на их основе представления относятся к первой ступени познания. Это ступень чувственного отражения действительности, где знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Изучая развитие познавательной деятельности в эволюции животного мира (филогенезе) и у ребенка (онтогенезе), можно увидеть, что ощущение – первичная форма ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущения, восприятия и представления человека существенно отличаются от таковых у животных по физиологическим механизмам, по роли в процессе познания. У животных – это высшая форма ориентировки в окружающем мире, а у человека – начальная ступень познания.

Вторая ступень познания – абстрактное мышление, или мышление в понятиях, - характерна только для человека. Мышление базируется на чувственной ступени познания, но оперирует не образами, а содержанием понятий, которое сложилось в результате трудовой деятельности многих поколений людей.

Возникая в практической деятельности, познание человека постоянно проверяется практикой. Практика является критерием, по которому мы считаем тот или иной образ либо понятие истинным или ложным.

Схематично ступени образования понятий можно представить так: ощущение

восприятиепредставлениепонятие.

Начальной ступенью образования понятий являются ощущения.

Ощущением называется отражение в сознании отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наше сознание существует благодаря постоянному воздействию внешнего мира на органы чувств, благодаря постоянно действующей системе ощущений. Сам процесс совершается следующим образом:

· Внешний или внутренний раздражитель, действуя физически на рецепторы – органы чувств, вызывает возбуждение в периферических окончаниях анализатора.

· Возникшее возбуждение передается по проводящему пути чувствительного нерва в центральную часть анализатора – в кору головного мозга.

· В коре головного мозга нервное возбуждение переходит в явление психическое: возникает субъективный образ объективного раздражителя.

 

Нервно-физиологический механизм ощущения – временный условный рефлекс, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлексов.

Ощущения разнообразны по своей природе. Различают:

  • Экстерорецептивные ощущения, обусловленные раздражением рецепторов, расположенных на поверхности организма
  • Проприорецептивные ощущения, обусловленные раздражением рецепторов, расположенных в мускулах, сухожилиях, связках
  • Интерорецептивные ощущения, обусловленные раздражением рецепторов, расположенных во внутренних органах тела – желудке, кишечнике, легких.

Ощущения входят в состав восприятия.

Восприятие – это отражение в сознании окружающих предметов и явлений, действующих на наши органы чувств в совокупности их свойств и частей в данный момент при непосредственном их на органы чувств.

Следующей, более высокой ступенькой в образовании понятий является представление. Но представление связано с памятью, поэтому мы вначале рассмотрим особенности и виды памяти.

Память – умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в сознании.

Процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Качества памяти – быстрота, объем, качество.

Виды запоминания – ассоциативное (ассоциации по смежности, по сходству, по противоположности), логическое (смысловое). Запоминание только на основе ассоциативных связей называется механическим. Различают также произвольное и непроизвольное запоминание (запоминание без заранее поставленной цели).

Представления – ступень перехода от «живого созерцания» к мышлению.

Представления – это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств.

Представления относятся к тем же предметам и явлениям действительности, к которым относятся образы восприятий.

Физиологическая природа представлений – следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше.

Представления бывают:

· Единичные (основанные на восприятии одного определенного предмета, так как они отражают единичный предмет)

· Общие (представление, отражающее ряд сходных предметов)

Представления в учебном процессе формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе образования единичных представлений и последующего их обобщения. Общие представления отличаются от единичных меньшей яркостью, наглядностью. Они менее устойчивы, чем единичные представления.

Представление и понятие. Образование понятий опирается на представление. Понятия создаются в результате работы мышления над воспринимаемым и представляемым предметами. Понятия отражают обобщенное содержание, относящееся не только к одному предмету, но и ко многим предметам, к целому классу предметов. Понятие есть обобщенный умственный образ понятия. Все понятия создаются на основе восприятий и представлений.

Понятие и слово. Понятие неразрывно связано со словом. Не может быть понятий без слов. Слово является «вещественным» выражением понятий и опорой понятия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных