Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Необходимые элементы (этапы) процесса формирования у учащихся сложных научных понятий




1. Основные этапы формирования сложных понятий. В процессе обучения приходится иметь дело с формированием различных по степени сложности, общности и значимости понятий. Формирование сложных понятий – продолжительный во времени процесс, включающий следующие этапы:

1. Чувственно-конкретное восприятие, осуществляемое в различных условиях. Чувственно-конкретное восприятие в условиях школьного обучения целенаправленно. Учитель при этом ориентирует учеников на выявление определенных свойств, сторон наблюдаемых объектов, связей. Оно сопровождается анализом, сравнением, сопоставлением. После единичного наблюдения должно быть организовано «обогащение наблюдений», сопровождаемое сравнением, что позволяет выделить как их общие существенные признаки, связи и отношения, так и индивидуальные и тем самым подготовить учащихся к обобщению.

2. Выявление общих существенных свойств класса наблюдаемых объектов.

3. Абстрагирование.

4. Определение понятия. Учащимся предлагается дать определение нового понятия путём указания его ближайшего рода и видового отличия. Однако не все понятия можно определить, особенно на начальном этапе их образования. В таком случае ограничиваются указанием, перечислением существенных свойств предметов, охватываемых данным понятием.

5. Уточнение и закрепление в памяти существенных признаков понятия. Решение этой задачи достигается организацией специальных групп упражнений: по варьированию несущественных признаков; по дифференцировке (различению) сходных понятий; по применению контробраза.

6. Установление связей данного понятия с другими понятиями осуществляется различными методами, в зависимости от типа понятия.

7. Применение понятий в решении элементарных задач учебного характера. Цель данного этапа – выработка у учащихся умения оперировать понятием в решении элементарных задач. При решении этих задач одновременно достигается уточнение и закрепление знаний учащихся о связях и отношениях данного понятия с другими, ранее усвоенными понятиями, а также дальнейшая их дифференцировка.

8. Классификация понятий. Цель этого этапа – уточнить, обобщить знания о связях и отношениях группы уже сформированных понятий. Кроме того, его цель – ознакомить учащихся с сущностью и правилами научной классификации, раскрыть значение классификации в упорядочении и систематизации накопленных знаний. При классификации очень важно правильно определить основание деления – существенный признак, по которому более общее понятие делится на виды.

9. Применение понятия в решении задач творческого характера. Реализация этого этапа имеет целью включение формируемого понятия из какой-либо темы курса в более широкую систему понятий раздела или целого курса, установление связей между понятиями различных систем (разделов). Желательно также установление связей между понятиями, формируемыми на уроках по различным предметам.

10. Обогащение понятия. Обогащением понятия в процессе его формирования принято называть выявление новых существенных свойств объектов, отражаемых в сознании школьников с помощью данного понятия. Моменты (этапы обучения), соответствующие обогащению понятия, называют узловыми точками в развитии понятий.

11. Вторичное, более полное определение понятия. На основе усвоения новых признаков понятия, отражающих в сознании существенные стороны класса объектов, даётся новое, более полное определение понятия или вводится новое определение, дополняющее первоначальное, раскрывающее новые стороны понятия.

12. Опора на данное понятие при усвоении нового понятия.

13. Новое обогащение понятия.

14. Установление новых связей и отношений данного понятия с другими. Суть данного этапа заключается в том, что формируемое и непрерывно развивающееся понятие включается в новые, более широкие связи – связи с понятиями, формируемыми в процессе изучения новых тем или разделов курса, а также с понятиями, формируемыми при изучении других учебных дисциплин.

2. Процесс формирования и развития сложных понятий. Исключение из процесса формирования сложных понятий хотя бы одного из описанных этапов приводит к определённым недостаткам в усвоении понятия учащимися, вызывает у них определённые трудности по оперированию понятием при решении различного рода задач, прежде всего задач творческого характера. Исключение 5 этапа приводит к тому, что учащиеся испытывают затруднения даже в решении элементарных задач, так как они ещё не усвоили существенные признаки, не отделили их должным образом от несущественных; в их сознании новое понятие ещё не отграничено от ранее усвоенных понятий.

Отдельные этапы этого процесса, например 5, 7, 8 и 9, могут меняться местами во времени или осуществляться одновременно, в неразрывной связи, но все они должны еализоваться при формировании понятия. Способы (методы) их реализации могут быть различны. Они должны определяться с учётом содержания, природы понятия, общего развития учащихся, имеющейся у них понятийной базы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных