Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ применяемой в школьной практике методики формирования у учащихся научных понятий




Изучение применяемой в школе методики формирования понятий показало, что эта методика страдает рядом существенных недостатков. Основными из них являются следующие:

1. При формировании понятий о некоторых явлениях допускаются обобщения на основе единичных восприятий. Допускать такие обобщения неправомерно.

2. Как правило, из процесса формирования понятий исключается 5 этап – уточнение признаков понятий. Этот этап важен для предупреждения ошибок в усвоении понятий.

3. Учащихся не знакомят с правилами определения понятий.

4. Очень редко реализуется 8 этап (классификация понятий). Организация работы учащихся по классификации понятий не предусмотрена упражнениями в учебниках и учебных пособиях, в сборниках задач. Учащихся не знакомят с правилами классификации, играющей исключительно важную роль в систематизации и обобщении знаний.

5. Не уделяется должного внимания вопросам обобщения понятий. Совершенно недостаточно используется в этих целях обобщающее повторение учебного материала в конце учебного материала в конце учебного года.

6. Учащихся не знакомят со структурой понятий и общими требованиями к их усвоению, с видами формируемых у них понятий и обобщёнными приёмами работы по изучению содержания понятий.

7. Не обеспечивается организация подлинно самостоятельной работы учащихся по овладению понятиями на различных этапах их формирования.

8. В процессе формирования понятий крайне слабо реализуются межпредметные связи, не учитывается понятийная база, приобретённая ранее на уроках по другим предметам, отсутствует преемственность в их развитии при изучении различных предметов.

9. Нередко наблюдается отсутствие единства в интерпретации понятий в учебниках по различным предметам.

10. Авторы учебных пособий и сборников задач в своей работе над пособиями не учитывают достижений психологии и дидактики по вопросам теории формирования у учащихся научных понятий.

11. Имеет место явная недооценка принципа преемственности в формировании понятий при разработке учебных программ по смежным дисциплинам, что нередко приводит к дублированию и застою в развитии понятий, а иногда к движению назад.

12. Не обеспечивается оперативный контроль за усвоением понятий, вследствие чего ошибки в усвоении понятий учащимися обнаруживаются нередко уже после того, как они «закрепились» в сознании учащихся, вследствие чего преодолеть их оказывается очень трудно.

Всё это приводит к тому, что качество усвоения многих понятий, формирование которых осуществляется на протяжении многих лет, в процессе изучения нескольких учебных предметов, к моменту окончания учащимися средней школы оказывается очень низким. Отмеченные недостатки приводят к снижению роли формирования понятий в развитии мышления учащихся и в формировании у них научного мировоззрения.

 

Глава IV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных