ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конкретизация и обобщение понятий в процессе усвоения их учащимисяВ методической литературе и в практике школьного преподавания, говоря о конкретизации понятий, обычно имеют в виду ознакомление учащихся с конкретными проявлениями признаков формируемого понятия. Анализ возможностей развития у учащихся ряда основополагающих понятий, заложенных в учебных программах, показывает, что последние создают необходимые условия для конкретизации и обобщения понятий. Однако в учебном процессе эти условия не всегда реализуются. Иногда процесс конкретизации понятий проходит стихийно, без целенаправленной деятельности учителя, отчего снижается эффективность этого процесса. Процесс конкретизации понятий тесно связан с обобщением. Процесс обобщения имеет место и на первом этапе образования понятий, в процессе абстрагирования. Однако это более низкий уровень абстрагирования. Оно носит преимущественно эмпирический характер. На втором этапе развития понятий. В связи с их конкретизацией, должно осуществляться обобщение на более высоком (теоретическом) уровне. Анализ качества усвоения учащимися научных понятий показал, что развитие многих понятий у них не доводится до высокого уровня обобщения. Исследование показало, что основная причина низкого уровня обобщения у учащихся – неразработанность методики конкретизации и обобщения научных понятий. Традиционная методика недостаточно ориентирует учителя на важность этого этапа в развитии понятий. Важную роль в обобщении у учащихся научных понятий могут сыграть обобщающие семинары и лекции. Как показывают исследования, решению этой задачи способствуют комплексные семинары. Однако решающая роль в обобщении и конкретизации понятий принадлежит все же учебнику, поскольку на него ориентируется в своей работе учитель массовой школы и он служит основным источником знаний по предмету для учащихся. Необходимы специальные исследования, направленные на выявление условий, способствующих обобщению и конкретизации формируемых у школьников научных понятий. Здесь прежде всего ждут своего решения такие проблемы, как разработка общетеоретических основ методики обобщения понятий; дальнейшее совершенствование содержания и структуры учебного предмета в направлении создания оптимальных условий для конкретизации и обобщения учащимися основополагающих понятий; разработка соответствующих способов изложения материала в учебниках; создание специальных учебных пособий для учащихся, в которых эта задача решалась бы более полно.
Глава V Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|