Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конкретизация и обобщение понятий в процессе усвоения их учащимися




В методической литературе и в практике школьного преподавания, говоря о конкретизации понятий, обычно имеют в виду ознакомление учащихся с конкретными проявлениями признаков формируемого понятия. Анализ возможностей развития у учащихся ряда основополагающих понятий, заложенных в учебных программах, показывает, что последние создают необходимые условия для конкретизации и обобщения понятий. Однако в учебном процессе эти условия не всегда реализуются. Иногда процесс конкретизации понятий проходит стихийно, без целенаправленной деятельности учителя, отчего снижается эффективность этого процесса.

Процесс конкретизации понятий тесно связан с обобщением. Процесс обобщения имеет место и на первом этапе образования понятий, в процессе абстрагирования. Однако это более низкий уровень абстрагирования. Оно носит преимущественно эмпирический характер. На втором этапе развития понятий. В связи с их конкретизацией, должно осуществляться обобщение на более высоком (теоретическом) уровне.

Анализ качества усвоения учащимися научных понятий показал, что развитие многих понятий у них не доводится до высокого уровня обобщения. Исследование показало, что основная причина низкого уровня обобщения у учащихся – неразработанность методики конкретизации и обобщения научных понятий. Традиционная методика недостаточно ориентирует учителя на важность этого этапа в развитии понятий.

Важную роль в обобщении у учащихся научных понятий могут сыграть обобщающие семинары и лекции. Как показывают исследования, решению этой задачи способствуют комплексные семинары. Однако решающая роль в обобщении и конкретизации понятий принадлежит все же учебнику, поскольку на него ориентируется в своей работе учитель массовой школы и он служит основным источником знаний по предмету для учащихся.

Необходимы специальные исследования, направленные на выявление условий, способствующих обобщению и конкретизации формируемых у школьников научных понятий. Здесь прежде всего ждут своего решения такие проблемы, как разработка общетеоретических основ методики обобщения понятий; дальнейшее совершенствование содержания и структуры учебного предмета в направлении создания оптимальных условий для конкретизации и обобщения учащимися основополагающих понятий; разработка соответствующих способов изложения материала в учебниках; создание специальных учебных пособий для учащихся, в которых эта задача решалась бы более полно.

 

Глава V






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных