Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные условия, способствующие успешном усвоению понятий учащимися




Успешным называется такое усвоение, при котором учащиеся овладевают полностью содержанием, объёмом понятия, знанием его связей и отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении учебных и практических задач – в рамках учебного времени, предусмотренного программой для изучения тем и разделов, в содержание которых входит формируемое понятие.

Можно сформулировать основные условия, необходимые для успешного усвоения учениками понятий. Рассмотрим эти условия.

1. Первостепенное условие – знание учителем содержания и значения формируемых у учащихся понятий.

2. Второе условие – знание учителем требований, предъявляемых к усвоению понятия, видение верхнего уровня, на котором оно должно быть сформировано у учащихся к моменту окончания средней школы. Выполнение этого условия необходимо для того, чтобы учитель видел перспективу в развитии понятия и осуществлял этот процесс целенаправленно и осознанно. Знание учителем таких требований помогает учителю видеть перспективу в развитии формируемого понятия и осуществлять контроль за своей деятельностью по формированию понятий.

3. Третье условие – знание учителем основных этапов развития формируемого понятия, «узловых точек» обогащения понятия. Это улучшает видение перспективы в деятельности по формированию понятия и способствует более квалифицированному её выполнению.

4. Четвёртое условие – правильный выбор способа формирования понятия, методов и приёмов, которые обеспечивают быстрейшее выделение его существенных признаков, связей и отношений с другими понятиями.

5. Важное значение имеет мотивировка введения каждого нового для учащихся понятия. Создание положительного отношения ученика к работе по усвоению понятия происходит при наличии положительных мотивов. Поэтому, какое бы понятие ни формировалось у учеников, должна быть обеспечена мотивировка его введения. А это может быть осуществлено лишь на основе раскрытия недостаточности уже имеющейся системы понятий для объяснения вновь установленных научных фактов или решения задач практического характера.

6. Ещё одно условие – организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах формирования и развития понятий. На первом этапе формирования понятия активизации мыслительной деятельности учащихся и их внимания способствует создание проблемной ситуации, анализ которой приводит учащихся к выводу, что имеющейся у них понятийной базы недостаточно для объяснения установленных фактов или решения практической задачи.

7. При формировании важно обеспечить правильное сочетание наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно-практического компонентов мышления учащихся. Это достигается правильным использованием наглядной опоры при формировании понятия, организация таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. А после того как понятие в сознании учащихся уже образовано, должна быть организована система упражнений, направленная на выработку у учащихся умения оперировать понятием в решении учебных задач и в познании нового.

8. Большое значение при формировании понятия имеет организация системы самостоятельных работ по овладению понятиями.

9. Большую роль играет по возможности более раннее установление связей формируемого понятия с другими понятиями данной системы и других систем понятий по предмету.

10. Важно своевременное установление связей и отношений между понятиями, формируемыми при изучении данного предмета, с понятиями, формируемыми в процессе изучения других предметов.

11. Непременное условие успешного формирования понятия – знание учителем имеющейся у учащихся понятийной базы и их жизненного опыта, на которые можно опереться при формировании понятия. Необходимо также учитывать запас знаний, которые приобрели учащиеся о данном понятии ранее, при изучении других предметов.

12. Необходимо также учитывать знания, приобретенные из прослушивания передач по радио, телевидению, просмотра кинофильмов, чтения научно-популярной литературы. Не всегда в указанных источниках даётся верная в научном отношении интерпретация понятия, не всегда учащиеся самостоятельно, на основе указанных источников, правильно выделяют существенные признаки. Поэтому учителю необходимо своевременно вносить коррективы в приобретённые таким образом знания учащихся.

13. Важное условие успешного формирования понятий – реализация межпредметных связей при формировании понятий в направлении обеспечения непрерывного развития понятий и единства их интерпретации, устранения возможных различий в раскрытии их содержания. Отсутствие единства в интерпретации понятий приводит к ошибке в их усвоении учащимися, называемой расщеплением понятия. Суть этой ошибки заключается в том, что одно и то же научное понятие в сознании учащихся расщепляется на два и более не связанных друг с другом понятий.

14. Для успешного формирования понятий важно вооружить учащихся соответствующими мыслительными операциями. Прежде всего у учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, чему уделяется большое внимание.

15. Важную роль в формировании понятий играет использование обобщённых планов усвоения основных классов понятий, представляющих собой систему вопросов в определённой логической последовательности, ориентирующих на выявление главного, существенного в классе объектов, которые отражаются в сознании с помощью данного общенаучного понятия. Такие планы представляют собой одну из форм теоретического обобщения и выполняют роль ориентировочной основы действия.

План изучения законов

1. Связь между какими явлениями или величинами показывает данный закон?

2. Формулировка закона.

3. Математическое выражение закона.

4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

5. Границы применения закона.

6. Использование закона на практике.

Обобщённые планы не даются учащимся в готовом виде. После некоторого опыта изучения частных явлений, законов, отдельных теорий учащимся предлагается самим выделить основные единицы соответствующего материала, предложить свои планы. Окончательные варианты планов получаются в результате коллективного обсуждения планов, предложенных различными учащимися.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных