Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика изучения качества усвоенных понятий




Знание общих требований к усвоению групп общих понятий и требований к усвоению отдельных понятий позволяет осуществить объективную оценку качества усвоения понятий на различных этапах их формирования. Для проверки качества усвоения понятий успешно могут быть использованы методы поэлементного и пооперационного анализа.

Сущность поэлементного анализа заключается в том, что при проверке письменных работ и прослушивании устных ответов учащихся фиксируется, каким из требований, предъявляемых к усвоению понятия, удовлетворяют знания каждого из учащихся. Для этого содержание проверочных вопросов или письменной работы составляется так, чтобы ответы на вопросы потребовали от учащегося раскрытия усвоения содержания понятия, его объёма, связей и отношений с другими понятиями.

В соответствии с этими требованиями заранее разрабатывается протокол анализа ответов учащихся, в котором фиксируются все элементы усвоения понятия. По данным анализа протокола выясняется, какие из признаков понятия усвоены лишь немногими учащимися. В соответствии с этим учитель вносит коррективы в дальнейший процесс развития понятия. Поэлементный анализ позволяет дать общую оценку уровню усвоения понятия всем классом и отдельными учащимися. На основе данных анализа могут быть определены коэффициенты усвоения содержания понятия, его объёма, а также связей и отношений данного понятия с другими.

Пооперационный анализ – дополнение к поэлементному анализу. Он применяется при проверке выполнения практических работ и решения задач. Сущность его заключается в том, что каждое практическое задание, решение каждой задачи разбивается на отдельные, логически вытекающие одна из другой операции, из которых складывается действие в целом и выполнение которых необходимо для успешного решении задачи или выполнения практического задания. Каждая из операций фиксируется в протоколе анализа. Пооперационный анализ позволяет оценить, в какой мере учащиеся овладели умением оперировать понятием в решении задач различного характера. Он даёт возможность совершенно чётко определить, какие затруднения возникают у учащихся в решении задач, какими проблемами в предшествующей подготовке вызваны эти затруднения. Одни из них могут быть вызваны тем, что не усвоены отдельные признаки формируемого в данный момент понятия, другие – недостатками в усвоении понятий, формирование которых проходило ранее, а третьи – пробелами в математической подготовке.

Такой анализ позволяет вовремя учесть имеющиеся недостатки в знаниях и более оперативно, целенаправленно вести работу по их предупреждению и устранению. Пооперационный анализ позволяет проследить логическое построение суждений учащихся при выполнении того или иного задания, обнаружить ошибки, наметить пути их устранения.

Поэлементный и пооперационный анализы в совокупности позволяют дать качественную и количественную характеристику знаний учащихся и благодаря этому более объективно судить о сравнительной эффективности различных способов формирования понятий.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных