Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наблюдения в учебном процессе, их роль в формировании научных понятий




Наблюдение и эксперимент – важнейшие методы исследования в научном познании, источники научного познания, на основе которых в результате теоретического анализа и математической обработки устанавливаются научные факты и делаются обобщения

Под наблюдением понимают относительно длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Научно поставленное наблюдение строится по заранее обдуманному плану, ведётся систематически, имеет строго определенную задачу.

Успех наблюдения зависит от ясности и конкретности поставленной цели наблюдения, наличия необходимых предварительных знаний о наблюдаемых предметах и явлениях, умения анализировать и синтезировать материал наблюдения. Научное наблюдение может происходить в естественных и искусственных условиях.

Наблюдение в учебном процессе также является одним из важных методов познания учащимися окружающей действительности, необходимым элементом процесса формирования у них научных понятий, умений и навыков. Учебное наблюдение отличается от научного тем, что оно протекает по заданию учителя, цель наблюдения обычно формируется учителем.

Организация наблюдений учащихся преследует три цели.

Во-первых, развитие у школьников наблюдательности, умения видеть, подмечать явления окружающей действительности как важной психической четы личности.

Во-вторых, ознакомление учащихся с особенностями наблюдения как метода научного познания.

В-третьих, изучение свойств явлений природы и общества, а также развитие познавательных способностей учащихся.

В результате наблюдений за предметами и явлениями осуществляется выделение их существенных признаков, что составляет один из важнейших элементов формирования понятий.

Рассмотрим классификацию видов наблюдений.

По роли в учебном процессе выделяют:

© наблюдения предварительного характера (при изучении нового материала);

© наблюдения иллюстративного порядка;

© наблюдения исследовательского характера;

По роли в формировании понятий:

© нахождение внешних признаков явлений, предметов;

© установление взаимосвязи явлений и свойств предметов;

© выделение внутренних, существенных свойств предметов и явлений;

© выявление общих свойств класса предметов и их различия.

Формы организации наблюдений:

1. наблюдения за объектами, которые демонстрирует учитель;

2. групповые наблюдения учащихся;

3. индивидуальные наблюдения.

 

Необходимое условие подготовки учащихся к вполне самостоятельному проведению наблюдений – обучение их рациональным способам записи результатов наблюдения. Это обучение должно включать различных способов наглядного выражения получаемой с помощью наблюдений и опытов информации с тем, чтобы в дальнейшем учащийся, в зависимости от характера работы, сам выбрал наиболее подходящую для данного конкретного случая форму выражения полученной информации.

План деятельности наблюдения

1. Формулировка цели наблюдения

2. Выбор объекта наблюдения

3. Выяснение условий, необходимых для наблюдения

4. Практическое создание условий, необходимых для наблюдения

5. Планирование наблюдения

6. Выбор способа фиксирования наблюдаемого

7. Выполнение наблюдения, сопровождаемое фиксированием получаемой информации

8. Анализ результатов наблюдения

9. Формулирование выводов и их фиксирование

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных