Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задания для творческих групп




1. В нашем классе несколько учеников (довольно способных, но немного ленивых) постоянно отказывались отвечать у доски, а чтобы защитить себя от "двойки" говорили учителям, что не поняли тему. Если же учитель все-таки ставил "два"начинали громко возмущаться, доказывать, что это не справедливо. (Из анкет студентов.)

► Разработайте линию поведения учителя в данной ситуации, взяв за основу методику конструктивного спора.

2. В 11-м классе у нас сменился преподаватель русского языка и литературы. Алла Петровна радикально отличалась от своей предшественницы и манерой преподавания, и системой оценок. Приняли ее далеко не сразу. Часть класса постепенно привыкла к новому преподавателю, но оставались и недовольные. Один из них - Игорь С., умный, сообразительный парень, учится с нами с 10-го класса, до этого учился в математическом. Игорь считал, что Алла Петровна все делает неправильно. Все попытки учителя как-то заинтересовать его провалились. Игорь считал, что все знания, приобретенные им до 11-го класса, гораздо важнее тех, что дает Алла Петровна, поэтому пропускал уроки, не выполнял домашние задания, всячески игнорировал ее. Алла Петровна отказалась от попыток наладить отношения с Игорем и просто ставила ему "тройки", хотя знала, что он способен на большее.

► Разработайте модель разрешения конфликта с помощью техники открытого разговора.

3. Клавдия Михайловна вызвала в школу маму Артема. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

- Товарищ Зайцева, Вы совершенно перестали следить за сыном! - начала Клавдия Михайловна.

- То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым, - попыталась возразить мать.

- Так что ж, выходит, что мы - учителя - лжем Вам и от нечего делать вызвали Вас в школу?! - раздраженно продолжала учительница.

- А что собственно натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

- Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки...

- Вы знаете, Клавдия Михайловна, дома он мне не дерзит.

- Ну, значит, я лгу Вам, - перебила учительница. - Тогда мы будем с Вами разговаривать в другом месте - у Вас на работе: у администрации и в общественных организациях.

- А Вы меня не пугайте этим, - зло и раздраженно в свою очередь ответила мать. - Артем плохо ведет себя на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они на головах ходят...

- А Вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

- А Вы мне не грозите жалобами на работу, я тоже могу пожаловаться на школу в роно!

- В таком случае мне с Вами больше не о чем разговаривать, - и Клавдия Михайловна повернулась к окну.

Мать Артема ушла раздраженная, с глазами, полными слез. Полезного разговора не получилось... (Педагогические ситуации. - М., 1983. - С. 88 - 89.)

► Разыграйте ситуацию в лицах.

► Разработайте модель данной беседы с использованием учителем техники открытого разговора или конструктивного спора.

4. Двое учащихся случайно разбили горшок с цветком в кабинете. Учительница, узнав, кто это сделал, поговорила с учениками и попросила принести новый горшок. Ученики были согласны с таким решением. (Из анкет учащихся.)

► Смоделируйте возможные варианты беседы учительницы с учениками, в ходе которой было достигнуто взаимоприемлемое решение.

5....Начальная информация: в школу пришла молодая учительница, биолог, с высшим образованием. Сначала все было хорошо. Во второй четверти в начале урока она не нашла в классе учеников. Они стояли в коридоре второго этажа и объясняли директору, что учительница относится к ним высокомерно, подчеркивает постоянно свои большие знания и свою учебу в институте, на каждом шагу старается показать ученикам, насколько они глупы. (Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.,1999.-С. 39.)

► Разыграйте ситуацию в лицах. Продемонстрируйте возможный способ урегулирования конфликта директором.

6. У меня в школе был конфликт с учительницей истории. Она пришла к нам уже в 11-м классе, у нее были иные требования к ответам на контрольные вопросы. Прежний же учитель требовал почти дословное пересказывание материала. На контрольной работе я так и сделала. Новая же учительница поставила мне "2" и сказала, что я все списала. Чтобы разрешить конфликт, мне пришлось наизусть рассказывать всю тему (написанную в течение четырех лекционных уроков). (Из анкет студентов.)

► Определите объективный конфликтоген педагогической системы, который привел к конфликту.

► Предложите и продемонстрируйте способ предупреждения подобных конфликтов.

При выполнении заданий используйте справочные материалы из приложения.

 

Рекомендуемая литература: см. рекомендации к занятиям 3, 5, 6, 7.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. АщуповА.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

3. Васильева Т. Саногенное мышление учителя, ученика. - Калининград, 2000.

4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - 3-еизд., с изм. и доп. - СПб., 1997.

5.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Е. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000.

6. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград, 1996.

7. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.,1995.

8. Иеащенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Минск,1999.

9. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.-М., 1994.

10. Кан-Калт В.А. Грамматика общения: Метод, пособие / Под ред. Л.Ф. Гамаюнова. - М, 1995.

11. Кан-Калт В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения.-М., 1990.

12. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Пер. с англ. - М, 1992.

13. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: 1999.

14. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. - М., 1998.

15. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.-М., 1991.

16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

17. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

18. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 1991.

19. Рыбакова ММ. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.-М., 1991.

20. Рыбакова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

21. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...:Психологический практикум. - Дубна, 2000.

22. Самсонова Н.В. Опыт тематического словаря-справочника по конфликтологии. - Калининград, 2000.

23. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас.-М., 1992.

24. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991.

25. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов н/Д., 1999.

26. Стресс жизни: Сборник. - СПб., 1994.

27. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. - М., 1998.

28. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М., 1998.

29. Харханова Г.С. Возможности конфликтной ситуации как метода воспитания // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе. - Калининград, 2000.

30. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. - Красноярск, 1995.

31. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999.

32. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса.-М., 1994.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Сущность и структура конфликта.

2. Особенности педагогических конфликтов.

3. Динамика конфликта.

4. Личностные причины конфликтов.

5. Внутриличностный конфликт.

6. Способы управления эмоциональными конфликтными состояниями.

7. Классификация конфликтов.

8. Причины конфликтов в школе.

9. Методы диагностики конфликтов.

10. Мотивация конфликта.

11. Пассивные конфликтные стратегии игнорирования(уход), приспособление.

12. Активные конфликтные стратегии: соперничество, сотрудничество.

13. Компромисс.

14. Методы управления конфликтами.

15. Методы разрешения конфликтов.

16. Профилактика конфликтов.

17. Организация эффективного педагогического общения.

18. Анализ конфликтной ситуации (по выбору студента).

19. Педагогические возможности конфликтов и конфликтных ситуаций.

20. Формирование конфликтологических умений у школьников.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных