Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология конструктивной критики




 

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т. д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

А. Что нужно сделать, прежде чем критиковать?

- Выяснить, нельзя ли исправить дело без критики.

- Определить, кому выгодно наличие недостатков.

- Определить цели критики. (Критика - не самоцель, а средство улучшения жизни.)

 

Рис. Основные формы и способы завершения конфликта (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. - С. 469.)

-Выяснить отношение критикуемого к его ошибкам: возможно, уже это окажется достаточным для исправления дела.

- Знать, как обычно реагирует на критику критикуемый, ив соответствии с этим выбирать форму критики.

- Точно знать, что произошло и каковы последствия плохого выполнения работы.

- Для критического анализа не должно быть закрытых зон и неприкосновенных лиц.

- Выслушать позицию критикуемого до конца.

- Изложить свое понимание того, что будете критиковать.

Б. Структура конструктивной критики:

- Указание на суть недостатков, тормозящих работу.

- Указание на основного виновника негативного результата.

- Выявление других людей, причастных к ошибкам.

- Анализ условий, которые способствовали сбою в работе.

- Указание на людей, причастных к созданию таких условий.

- Выяснение психологических причин, приведших человека к тому, что он допустил промахи в работе.

-Квалификация самого недостатка по критериям: повторяемости, значимости, последствиям.

-Прогнозирование последствий, вытекающих из критикуемого события (для коллектива, для критикуемого и т. д.).

-Определение пострадавших от ошибок и тех, кто будет исправлять их.

- Сочетание оценки с ответственностью за ошибки.

- Конкретные предложения о путях ликвидации недостатков.

- Предложения о сроках ликвидации недостатков.

- Предложения о силах и средствах, необходимых для устранения недостатков.

- Указание на невозможность повторения подобных событий.

В. Деловой характер критики заключается в следующем:

- Критика должна обладать эмоциональным накалом, чтобы задеть за живое, но не должна превращать сотрудников во врагов.

-Критическое выступление завершается предложениями, направленными на исправление дела.

- Необходимо квалифицировать суть допущенного промаха, вскрыть его объективные и субъективные причины.

- В критике должны быть учтены мотивы действий критикуемого и объективные последствия.

- Не стоит сглаживать острые углы: это может привести к повторению негативных явлений.

-Критикующий несет моральную, а иногда и юридическую ответственность за сознательное искажение фактов.

- Предоставлять критикуемому право на защиту.

- Представлять доказательство личной вины критикуемого.

-Критика не должна быть общей, без точного указания ошибки.

Г. Снижению внутреннего сопротивления критики способствуют:

-Исключение из нее понятий, задевающих достоинство человека.

- Реализация принципа уместности формы критики (резкая критика начинающего работника может дать больше вреда, чем пользы);

- Доброжелательность: задача критики - помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие.

-Недопущение повторной критики, если ошибка исправлена.

-Корректность критики неприятных для критикующего людей: здесь легко ошибиться, осудив не ради дела, а из-за неприязни.

- Не подавлять у подчиненных чувства самостоятельности.

- Учить сотрудников самокритичности на своем примере.

- Исключить подрыв критикой доверия между работниками.

- Критикуя, напомнить человеку о его положительных качествах.

- Показать, что критикуемого самому выгодно исправиться.

- Перед критикой вспомнить свои собственные ошибки.

Для сохранения отношений сторон важно то, как другой воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. Для этого необходимо знать следующее:

- Критика в свой адрес - резерв совершенствования.

- Объективная критика - это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.

- Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу.

-Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков.

-Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает.

- Не очень важна форма критики, важно ее содержание.

- Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути к успеху.

- Все, что я сделал, можно сделать лучше.

-Ценная способность - уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно.

-Любая критика требует размышлений: как минимум о том, чем она вызвана, как максимум о том, как исправить положение.

- Меня критикуют - значит верят в мои способности исправить дело.

- Если критика в мой адрес отсутствует - это показатель безразличия ко мне как к работнику.

-Критика возможных негативных последствий моих решений - предпосылка своевременного предотвращения моих ошибок.

- Умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология. - М., 1999.-С. 417-420.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных