Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эвристика в современной дидактике 7 страница






Глава II


Фшюсофская модель вселения человека в мир



 


ких, социальных и человеческих ритмов с процессами, происхо­дящими на Солнце (Чижевский, 1924).

К.Э. Циолковский анализирует проблему поиска и отбора та­лантливых людей и критикует существующую систему обучения, готовящую в том числе и ученых. «От него (ученого. — А.Х.) не требуют ни открытий, ни изобретений, а только знания уже уста­новившейся науки. Таким образом, с помощью экзаменов отби­раются люди не с творческим талантом, а с огромной наклоннос­тью к восприятию» (1992, с. 57). В результате «большинство народных творческих сил пропадает бесплодно для человечества» (там же, с. 57). В своих работах «Горе и гений», «Двигатели прогресса» ученый предлагает пути устранения исторических оши­бок по отношению к талантам и их идеям. Некоторые из этих путей могут показаться странными, например селекция людей по их одаренности и постепенное разделение мира на 2 части. Другие предложения ученого заслуживают пристального внимания. На­пример, в очерке «В каком порядке происходит открытие или изобретение» К.Э. Циолковский типизирует людей в соответствии с этапами установления открытий: фантазеры (сказочники) — более умеренные фантазеры типа Жюля Верна, Эдгара По — даро­витые мыслители — составители планов и рисунков — моделисты — первые неудачные исполнители — осуществители открытия (там же, с. 223). Ученый предлагает выбирать представителей из каж­дой группы и собирать их вместе для более эффективной деятель­ности на благо человечества.

Русский философ и поэт Д.Л. Андреев — автор интеррелигии «Роза Мира» — соборной духовности будущего человечества строит образ человека «облагороженного образа» (1991, с. 242). Он счи­тает, что ведущее место в будущем образовании займут формы внутреннего труда ученика: созерцание, размышление, религиоз­ная деятельность, общение с природой, развитие тела, экскурсии и паломничества к великим очагам культуры, занятия литературой и искусством, творческая любовь. Разовьется не только жажда знания, но и духовная жажда вообще.

Приведем перечень основных черт будущего человека облагоро­женного образа, изложенный Д.А. Андреевым:

Умственный облик характеризуется интеллектуальной независи­мостью, свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого.

Эстетический облик проявится в развитом вкусе, знании и по­нимании искусств прошлого, потребности художественных впе­чатлений и собственного творчества, в чувстве восхищения перед явлениями Прекрасного.


Нравственный облик нового человека характеризуется деятель­ной добротой к окружающим, чувством единства общечеловечес­кого, чувством единства космического, чувством благоговения перед явлениями Высокого.

Религиозный облик характеризуется внутренней работой над рас­крытием органов духовного воспринимания, ощущением жизни как мистерии, знанием религиозных форм прошлого и настояще­го, умением со-веровать всем религиям, т.е. понимать опыт и учение каждой из них как отражение одного из рядов духовной реальности, потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве.

Телесный облик характеризуется дружбой со светлыми стихиа-лиями, стройным телосложением, пластичными движениями, от­крытым светящимся лицом (там же, 242).

Особое внимание в педагогике Д.Л. Андреева уделяется разви­тию внутренних задатков натуры учеников: «Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архи­тектурного, живописного, философского, религиозного творче­ства» (там же, с. 243). Основным типом общеобразовательной школы Д.Л. Андреев считает колледж-интернат, расположенный за городом. Обучение в нем занимает 12—13 лет по 7 месяцев в году. Среди учебных дисциплин — всеобщая история религий, политическая история, история искусств и наук, т.е. ориентация на «включение» ученика в культурно-исторические процессы.

Анализ работ философов позволяет сделать вывод, что гносео­логия русского космизма эвристична по своей сути. Ученые, пред­ставляющие данное направление отечественной философской мысли, создавали свои творения с целью отыскания путей и спо­собов развития человека и человечества путем созидания нового.

§ 3. Философские основания эвристического образования

Обобщение и интерпретация идей отечественной философии для моделирования теории эвристического обучения могут быть выполнены путем их проектирования на основные элементы ди­дактической системы: смысл образования, содержание, технология и методы, результаты образования. Приведем тезисное изложение философских идей, которые мы относим к эвристическому обучению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных