Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темунат Яхве – это не «подобное», не «образ» Яхве, а в каком-то смысле[5]Он Сам.




Вот почему с такой силой звучит вторая заповедь Божья (Исх. 20:4): «Не делай себе изваяния и всякого сродного (темуна)»… «Сродное» не Яхве, а чему-то другому (в небе, земле, воде), сделанное для поклонения – и есть идол. Во Второзаконии Господь напоминает народу:

Глаголал Яхве к вам из среды огня: глас глаголов вы слышали, но природное (темуна) [Яхве] вы не видели, – только глас…

Сохраняйте тщательно в душах ваших, что вы не видели ничего сродного (темуна) [Яхве] в день, (когда) глаголал Яхве вам на Хориве из среды огня,

чтобы вы не растлились и не сделали себе изваяния (пéсел), сродного (темуна) всякому идолу[6], изображения[7] мужского или женского.

Втор. 4:12, 15, 16

«Сродное» Яхве единственно может насытить душу; на это уповает пророк Давид:

Я в правде узрю лицо Твое;

когда пробужусь, да насыщусь природным (темуна) Твоим.

Пс. 17/16:15

«Сродное Яхве» – не за пределом человеческого бытия; это – самая драгоценная часть жизни; если будет сделано нечто «сродное чему-то другому» для поклонения (идол, кумир), то этим движением душа отвращается от Единого Бога – запрещает Ему доступ к себе, такая душа не наполнится Божественным присутствием.

Как можно, подобно Моисею, «видеть темунат Яхве – природное Яхве» (Числ. 12:8), как можно, подобно Давиду, «насыщаться природным Яхве», которое в каком-то смысле есть Он Сам? Это – главный вопрос богословия, но мы удостоверены, что именно это произошло на Тайной Вечере: для учеников это было событие Боговедения, они «прямо» Бога пред собой увидели… Иисус сказал ученикам:

«Уже не буду говорить вам притчами, но прямо (παρρησίᾳ) возвещу вам об Отце» (Ин. 16:25). Ученики это постигли: «Вот, теперь Ты прямо (ἐν παρρησίᾳ[8]) говоришь, и притчи не говоришь никакой… Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин. 16:29, 30).

Апостол Петр, бывший при том событии, удостоверяет, что нам возможно«стать причастниками Божественной природы» γίνομαι Θείας κοινωνοὶ φύσεως (2 Пет. 1:4). Об этом же говорит Давид Богу: «Насыщусь природным Твоим».

Для того, чтобы обосновать такую возможность – «стать причастным Божественной природе» – на христианском Востоке было разработано учение о «нетварных энергиях».

Вторая заповедь дает точное запрещение, чего нельзя делать тем, кто хочет соблюсти первую заповедь: нельзя «делать себе изваяние и никакого сродного» тому, что находится в одном из трех миров: небесном, земном и преисподнем. Речь идет не о птицах, зверях и рыбах, а о сущностях, которые располагаются в «небесах отверху» (ми-мáал)[9], «на земле отнизу» (ми-тáххат), «в водах, ниже чем земля» (ми-тáххат ла-áрец)[10]. Для этих сущностей птица, зверь, рыба может быть изваянием или чем-то «сродным». Человек будет поклоняться не рыбе или зверю, но той духовной сущности, которая в рыбе или звере себя выразило. Если мы потеряем цель и главный ориентир религиозной жизни – Господа и «сродное» Ему – и заменим это на «сродное» чему-то другому для поклонения, то это будет – через нарушение второй заповеди – душе погибель.

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Яхве Элохим твой, Бог (Эл) – ревнующий, посещающий вину отцов до сыновей третьих и четвертых, ненавидящих Меня,

и делающий милость тысячам любящих Меня и хранящих заповеди Мои.

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, воздающий грехи отцов на детях до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,

и творящий милости в тысячах любящих Меня и хранящих повеления Мои.

Исх. 20:5, 6

«Посещающий вину». — Еврейское авон עון означает «вина» и «наказание» за вину. Грех уже есть наказание, хотя это до времени может быть неясно грешащему. «Вина» авон обращается «наказанием» авон до третьего и четвертого поколения (букв.: «до сыновей до третьих и до четвертых»). Таков устроенный Богом мир свободы: человек может гибнуть сам, и даже с наслаждением, но детям своим он этого не желает. Как первая заповедь была связана со Св. Историей, так






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных