ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Темунат Яхве – это не «подобное», не «образ» Яхве, а в каком-то смысле[5]Он Сам.Вот почему с такой силой звучит вторая заповедь Божья (Исх. 20:4): «Не делай себе изваяния и всякого сродного (темуна)»… «Сродное» не Яхве, а чему-то другому (в небе, земле, воде), сделанное для поклонения – и есть идол. Во Второзаконии Господь напоминает народу: Глаголал Яхве к вам из среды огня: глас глаголов вы слышали, но природное (темуна) [Яхве] вы не видели, – только глас… Сохраняйте тщательно в душах ваших, что вы не видели ничего сродного (темуна) [Яхве] в день, (когда) глаголал Яхве вам на Хориве из среды огня, чтобы вы не растлились и не сделали себе изваяния (пéсел), сродного (темуна) всякому идолу[6], изображения[7] мужского или женского. Втор. 4:12, 15, 16 «Сродное» Яхве единственно может насытить душу; на это уповает пророк Давид: Я в правде узрю лицо Твое; когда пробужусь, да насыщусь природным (темуна) Твоим. Пс. 17/16:15 «Сродное Яхве» – не за пределом человеческого бытия; это – самая драгоценная часть жизни; если будет сделано нечто «сродное чему-то другому» для поклонения (идол, кумир), то этим движением душа отвращается от Единого Бога – запрещает Ему доступ к себе, такая душа не наполнится Божественным присутствием. Как можно, подобно Моисею, «видеть темунат Яхве – природное Яхве» (Числ. 12:8), как можно, подобно Давиду, «насыщаться природным Яхве», которое в каком-то смысле есть Он Сам? Это – главный вопрос богословия, но мы удостоверены, что именно это произошло на Тайной Вечере: для учеников это было событие Боговедения, они «прямо» Бога пред собой увидели… Иисус сказал ученикам: «Уже не буду говорить вам притчами, но прямо (παρρησίᾳ) возвещу вам об Отце» (Ин. 16:25). Ученики это постигли: «Вот, теперь Ты прямо (ἐν παρρησίᾳ[8]) говоришь, и притчи не говоришь никакой… Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин. 16:29, 30). Апостол Петр, бывший при том событии, удостоверяет, что нам возможно«стать причастниками Божественной природы» – γίνομαι Θείας κοινωνοὶ φύσεως (2 Пет. 1:4). Об этом же говорит Давид Богу: «Насыщусь природным Твоим». Для того, чтобы обосновать такую возможность – «стать причастным Божественной природе» – на христианском Востоке было разработано учение о «нетварных энергиях». Вторая заповедь дает точное запрещение, чего нельзя делать тем, кто хочет соблюсти первую заповедь: нельзя «делать себе изваяние и никакого сродного» тому, что находится в одном из трех миров: небесном, земном и преисподнем. Речь идет не о птицах, зверях и рыбах, а о сущностях, которые располагаются в «небесах отверху» (ми-мáал)[9], «на земле отнизу» (ми-тáххат), «в водах, ниже чем земля» (ми-тáххат ла-áрец)[10]. Для этих сущностей птица, зверь, рыба может быть изваянием или чем-то «сродным». Человек будет поклоняться не рыбе или зверю, но той духовной сущности, которая в рыбе или звере себя выразило. Если мы потеряем цель и главный ориентир религиозной жизни – Господа и «сродное» Ему – и заменим это на «сродное» чему-то другому для поклонения, то это будет – через нарушение второй заповеди – душе погибель. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Яхве Элохим твой, Бог (Эл) – ревнующий, посещающий вину отцов до сыновей третьих и четвертых, ненавидящих Меня, и делающий милость тысячам любящих Меня и хранящих заповеди Мои. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, воздающий грехи отцов на детях до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости в тысячах любящих Меня и хранящих повеления Мои. Исх. 20:5, 6 «Посещающий вину». — Еврейское авон עון означает «вина» и «наказание» за вину. Грех уже есть наказание, хотя это до времени может быть неясно грешащему. «Вина» авон обращается «наказанием» авон до третьего и четвертого поколения (букв.: «до сыновей до третьих и до четвертых»). Таков устроенный Богом мир свободы: человек может гибнуть сам, и даже с наслаждением, но детям своим он этого не желает. Как первая заповедь была связана со Св. Историей, так Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|