Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп




  Возраст детей
Младший Средний Старший
Содержание Близость игровому и практическому опыту детей Возможность использования в играх, практической деятельности   Опора на воображение, направленность на порождение разных замыслов. Характерность. Эстетическая ценность.
Структура игрушки, предмета     Сложная структура, с большим количеством частей и деталей. Разнообразие строения объекта
Свойства и качества игрушки, предмета Однозначность материала, использование эталонного цвета и формы    

@ Проведите сравнительный анализ конспектов занятий по обучению детей рассматриванию картины.

Вопросы для анализа

Определите возрастную группу, в которой целесообразно про­водить занятие. Дайте обоснование.

• Сделайте вывод о направленности каждого занятия на разви­тие познавательной активности ребёнка. Обоснуйте его.

• Сделайте вывод о направленности каждого занятия на речевое развитие ребёнка. Обоснуйте его.

• Определите, на какой результат развития познавательной и речевой деятельности ориентировано каждое из занятий? В чём вы видите воспитательный эффект занятия?

• Выделите структурные части занятия в каждом конспекте, обозначьте их цели.

• Соотнесите выбор методов с целями каждой части занятия.

 

Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»

Вариант 1. (Из книги: Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М.: Просвещение, 1966.)

Программное содержание: Учить детей по одному отвечать на вопрос воспитателя в понятной для слушателя форме; учить рассматривать картину; об­ратить внимание на то, как приветливо встретили дети новую подружку.

Условные обозначения: (В. — воспитатель, Д. — дети).

Дети сидят за столами так, чтобы всем была видна картина.

Начало занятия — свободное рассматривание и обмен репликами по со­держанию картины («Ой какая красивая картина», «Мячик на полу лежит», «Де­вочка с флажком» и др.).

В.: Дети, посмотрите внимательно на картину. Кто здесь нарисован? (пока­зывает маму и девочку).

С кем пришла девочка в детский сад?

Д.: С тётей. С мамой.

В..: Кто встретил девочку:

Д.: Воспитательница.

В.: Что держит в руках воспитательница?

Д.: Голубя. Голубь белый.

В.: Что принесли дети девочке?

Д.: Мальчик принёс куклу.

В.: Что ещё принесли дети:

Д.: Девочка флажок принесла.

В.: Что держит эта девочка?

Д.: Зайчик у девочки.

В.: Это не зайчик, а кролик. Что показывает девочке воспитательница?

Д.: Птичку.

В.: Это голубь. Он живёт в детском саду. Видите, как приветливо встретили дети девочку. Эта девочка первый раз пришла в детский сад. Она ещё не знает, что есть в детском саду. Ей все показывают и зовут играть. А вот это что такое (показывает аквариум)? Посмотрите внимательно.

Дети отвечают. Воспитатель исправляет речевые ошибки.

В.: Что здесь на полу лежит?

Д.: Кубик, машина, домик из кубиков.

В. А теперь, послушайте, дети, я вам расскажу, что нарисовано на картине: «Маленькая Таня ни разу не была в детском саду. Она просила маму: «Мама, от­веди меня в датский сад. Там много девочек и мальчиков. Я хочу с ними играть». Мама поговорила с заведующей и на другой день повела Таню в детский сад. Мама открыла дверь в групповую комнату и сказала: «Здравствуйте, дети. Я вам новую подружку привела. Её зовут Таней». Воспитательница Анна Петровна взяла из клетки голубя и показала его Тане. Витя принёс куклу: «Вот какая у нас кукла!» Неля говорит: «Иди, Таня, играть. Я тебе дам красный флажок». А На­таша хочет показать Тане пушистого кролика. Тане больше всего понравился белый голубь. Она попрощалась с мамой и осталась играть в детском саду».

В.: Кто хочет посмотреть картину поближе, подойдите сюда Занятие окончено.

Вариант 2. Учебный конспект (разработан студентами). Программное содержание:

. Задачи по развитию познавательной деятельности. Учить детей:

— понимать содержание картины (желание детей и взрослых сделать пер­вый приход девочки в детский сад радостным);

— устанавливать связи, раскрывающие данное содержание (действия геро­ев — причины их действий, выражение лиц — эмоциональные состояния изо­бражённых, главный герой — место действия);

— «выходить за рамки» содержания картины, домысливать события, предшествующие изображению, а так же последующие события.

2. Задачи по развитию речевой деятельности.

— Развивать у детей связную диалогическую речь:

— умение отвечать на вопросы разных типов, используя соответствующие грамматические формы предложений;

— аргументировать свои суждения, используя элементы речи-доказательства.

— Обогащать и активизировать словарь детей за счет словосочетаний: «робко смотрит», «взволнованное лицо», «добрые улыбки», «солнечные лучи».

3. Способствовать появлению у детей интереса к рассматриваемой картине, желания обсуждать события, высказываться.

Ход занятия.

1 часть. Цель: организация первичного восприятия картины, общего узна­вания событий.

Обращение к индивидуальному и коллективному опыту детей, связанному с первым днём пребывания в детском саду, встречей новых детей:

— Ребята, вы помните как первый раз пришли в детский сад?

— Что вы чувствовали в этот день?

— Почему вы волновались?

— Вспомните, как воспитатель и дети встретили вас в первый день в дет­ском саду.

— Что вам запомнилось в первый день? «Оживление картины»:

— Хотите зайти в один детский сад и узнать о том событии, которое там произошло утром?

Внесение картины:

— Как вы думаете, какой момент увидел художник — день рождения де­вочки или приход нового ребёнка в группу детского сада? Почему вы так ду­маете?

2 часть. Цель: организация аналитического восприятия картины, установ­ление связей.

— Как вы думаете, кто главный герой картины?

— Как вы это узнали? (Все подошли к девочке, смотрят на неё).

— Почему приход девочки в детский сад привлёк внимание воспитателя и детей?

— Как вы думаете, что чувствовала девочка дома, когда соби] >алась в дет­ский сад? Что чувствует девочка сейчас? Как вы узнали?

— Хочется ли ей остаться в группе?

— Как смотрит девочка на то, что её окружает? (Ввести вырая;ение «робко смотрит»).

— Девочка одна пришла в детский сад или её кто-нибудь привёл? Докажите.

— Как вы думаете, волнуется ли мама новенькой девочки? Какое у мамы лицо? (Ввести выражение «взволнованное лицо»).

— Расскажите, как дети встречают новенькую девочку.

— Как ребята смотрят на девочку? Какие у них улыбки? (ввесп и выражение «добрые улыбки»).

— Почему они так смотрят?

— Что может сказать новенькой девочке воспитательница?

— Что бы вы услышали, если бы были в этой группе?

— Какое настроение вызывает у вас картина?

— Какие средства использует художник, чтобы вызвать радостное на­строение (выражение лиц, солнечные лучи в группе, яркие краски).

— Как вы думаете, понравится ли новенькой девочке в детском саду?

— Что новенькая девочка расскажет о своём первом дне в детс! ом саду? 3 часть. Цель: выделить идейный замысел картины.

— Как бы вы назвали картину?

Вместе с детьми выбрать лучший вариант названия. Обосноват!, его.

Составить план будущего рассказа по картине.

@ Составьте и запишите образцы рассказов разных видов:

  • вопросы для совместного составления рассказа:ю игрушке воспитателя и ребёнка 3-4 лет;
  • описательного рассказа по игрушке для детей 4—5 л ет;
  • повествовательного рассказа по игрушке для детей 5-6 лет.

@ Составьте вопросы для рассматривания картин ы с детьми одной из возрастных групп.

 

Ù Подсказка 1.

Вы можете использовать картины из серии «Мы играем» для детей младшей группы (например, «Играем в поезд»), из серии «Наша Таня» для средней группы (например (Чья лодоч­ка?») или «Домашние животные» (например «Кошка с котятами»), по картине типа «Зимние забавы» или по серии картин (например, «Путешествие в зонтике» В. В. Гербовой) для детей старших групп.

Ù Подсказка 2.

Не забудьте отразить в беседе по картине следующие аспек­ты: выявление эмоционального отношения детей к картине и её героям, установление разнообразных связей в картине (между ге­роями, героями и их действиями, взаимоотношениями; событием, временем и местом действия), о средствах выразительности кар­тины (цвет, композиция), обобщение результатов рассматривания картины, установление связи её содержания с детской деятельностью.

$ Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997. «Рассказывание по игрушкам», «Рассказывание по картинам».
  • Гризик И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспи­тание. 1989. № 5.
  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс. 2000.
  • Ктдратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества//Дошкольное воспитание. 1991. № 10.
  • Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи: Хрестома­тия маленьких авторов. Методические рекомендации. — Новгород, 1997.
  • У макова О. С Рассказывание об игрушках // Развитие речи детей до­школьного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984. С. 136-139.
  • Ушакова О. С., Смирнова Е. О. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. №9.

Занятие 6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных