Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АУДИРОВАНИЕ (см. слушание). 2 страница




Лит.: Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. — М., 1978; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль ре­чи: Курс лекций по стилистике русского языка. — М., 1982; Газетные жанры. — М., 1976; Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах: IV—VIII классы: Пособие для учителей. — М., 1977; Ладыженская Т.А., Новожилова Ф.А. Устные и письменные высказывания учащихся на пат­риотические темы // РЯШ. — 1976. — № 6.

О. М. Казарцева

ГИБКОСТЬ (ПОДВИЖНОСТЬ) ГОЛОСА- качество профес­сионального педагогического голоса, его способность по воле гово­рящего быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, от мягкой атаки к твердой или придыхательной, а также переклю­чать и смешивать регистры.

Лит.: Найденов Б. С, Шевелев Н.Н. Голос и речь // Выразительное чте­ние. — М., 1972; Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. — М., 1975.

А. А. Князьков

ГИГИЕНА ГОЛОСА (от гр. hihieinos — целебный, приносящий здоровье) — совокупность мер по сохранению высокой работоспо­собности голосового аппарата. В Г. г. выделяют три основных компо­нента: Г. дыхания (здесь центральный момент — вдох через нос), Г. питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую обо­лочку глотки и гортани), психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций). Доказано, что курение и

3-ззэг 23


Гипербола

потребление алкоголя отрицательно сказывается на звучании го­лоса. Эффективное функционирование голосового аппарата невоз­можно без общего укрепления организма. Поэтому укрепление го­лоса тесно связано с занятиями физкультурой, закаливанием, пра­вильной организацией труда и отдыха. В Г. г. в ряду важнейших можно выделить функциональный аспект. Голосовой аппарат быстрее из­нашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупот­реблении крайними участками диапазона. Не меньший вред при­носят форсирование громкости и противоположная манера — вя­лое, тусклое звучание (голос без «опоры»). Нерациональная работа голосового аппарата, ведущая к его порче, иногда обусловлена де­фектами слуха. В частности, люди с пониженной слуховой чувстви­тельностью говорят, как правило, гораздо громче, чем того требу­ет определенная речевая ситуация. Таким образом, правила Г. г. ба­зируются на общегигиенических требованиях, связанных с поддержанием здоровья организма в целом, и, кроме того, учиты­вают физиологическую зависимость состояния органа от характера его функционирования.

Лит.: Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. — М., 1990; Фониат-рия и фонопедия. — М., 1990.

А. А. Князьков

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение) — троп (см. тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преуве­личении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например, у Вергилия Эней на последний бой со своим заклятым врагом Турном «встает огромен, словно отец Апеннин, возводящий седую от снега голову в небо, потрясая копь­ем с древком, огромным как ствол» (Вергилий. Энеида). Хафиз, вос­певая любовь, писал: «Ради родинки смуглой одной, одного благо­склонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу — бо­гатства Багдада!» Согласно Деметрию, Г. бывают трех видов: 1) по схожести, например быстротою ветру подобны; 2) по превосходст­ву, например снега белее, яснее ясного неба; 3) по невероятности изо­бражаемого, например головою в небо уходит (Деметрий. О стиле).

Г., подчеркивал М.В. Ломоносов, прилична при изображении людей, объятых сильными страстями, особенно радостью, печалью, ненавистью, гневом. Удачные Г., по мнению Аристотеля, являют­ся метафорами (см. метафора). Он же писал о Г., носящих «детский характер», ибо употребляются они под влиянием гнева. Г. широко использовались риторами, но люди пожилые не должны их упот­реблять, подчеркивал Аристотель. Деметрий считал, что Г. прида­ют стилю выспренность, поэтому их употребляют комические по-


Гипербола

эты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д.

Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказы­ваются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки сви­стит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля по­крылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взмет­нулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, вы­плеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свиф­та, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Бул­гакова, К. Воннегута и др.

Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений гре­ческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех тра­гических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристо­теля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учи­телей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от По­крова, Кутейкин. Арихметике учит его... один отставной сержант, Цыфиркин... По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» — грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает анало­гичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был на­нят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отече­стве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значе­ние этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам».

Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья— это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба

3* 35


говорение

(Н. Гоголь. Тарас Бульба); и фамусовское описание придворных: «А в те поры все важны! в сорок пуд» (А. Грибоедов. Горе от ума); и характеристика «зоологических эмигрантов» в письме В.Ф. Ходасе­вича Б. Диоптрову из-за границы: «Вы представить себе не можете эту сволочь: бездельники убежденные, принципиальные, оброс­шие восьмидесятипудовыми супругами и невероятным количест­вом стопудовых дочек». Хотя можно привести и более мощную Г. многопудья, когда Никита Кожемяка (в одноименной сказке) «взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него».

Г. тесно взаимосвязана с аллегорией, сказкой, загадкой. Напри­мер, в сказках народов Центральной Индии девушка пригоняет на угощение злым демонам двадцать раз по двадцать буйволов (гонд-ская сказка «Блестящий козел»); а в сантальской сказке «Как со­сватали леопарда» говорится: «В древние времена, говорят, свахи не торопились довести дело до свадьбы, пока не подъедят куль риса и двенадцать манов» (ок. 500 кг!). Но действительный образец Г. по невероятности изображаемого являет собой кхмерская леген­да «Священная тысяча», в которой мать говорит сыну: «Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет тече­ние времени, вина твоя будет искуплена». Выразительны и Г., ис­пользуемые в загадках. Например, русская загадка о комаре: «Крылья Орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они — нашу кровь лить».

Тропом, противоположным Г., является литота.

Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978. — С. 148—149; Деметрий. О стиле // Там же. — С. 252—259; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Книга первая, в которой содержит­ся риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 151—152; Львов М.Р. Рито­рика: Учебное пособие для учащихся 10—11 классов.— М., 1995; Па­нов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М, 1997. — С. 33—34; Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для средн. и старш. школьного возраста / Сост. В.И. Нови­ков. - М., 1988. - С. 54-57.

М.И. Панов

ГОВОРЕНИЕ — продуктивный вид речевой деятельности, по­средством которого осуществляется устное общение. Как и все ви­ды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На эта­пе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить

36


говорение

цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физиче­ское и психологическое состояние слушателей и пр.) и т. д. 2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания. 3. Осуществление деятельности, т. е. процесса Г. Большую роль играет жестово-мими-ческий код. 4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса Г., так и после него.

Продуктом Г. является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Продукт Г. — это то, в чем объективируется, воплоща­ется, материализуется все психологическое содержание деятельно­сти Г., все условия протекания, а также особенности самого субъ­екта Г. Результатом Г. является ответное действие участника рече­вого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом Г. учителя яв­ляется то, что ученики слушают (или не слушают) его. Результа­том Г. учеников является слушание учителя, его одобрение или неодобрение их высказывания.

Единицей деятельности Г. является речевое действие, входящее в структуру Г. или ее представляющее.

Психофизиологические механизмы Г.: 1) механизм репродук­ции, который обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить ком­муникативную задачу; 2) механизм выбора языковых средств, ко­торый зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д.; 3) ме­ханизм комбинирования, от которого зависят и беглость речи, и ее новизна, и другие ее качества как продукта, и механизм конст­руирования. Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе Г., осуществляются эти операции на основе чувства язы­ка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непроти­воречивости структуре и духу языка; 4) механизм упреждения, ко­торый может реализоваться в двух планах: структурном и смысло­вом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципирует­ся конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать выска­зывание без длительных пауз между отдельными фразами. В смыс­ловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситу­ациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание; 5) механизм дискурсивное™ управляет процессом функционирования речевого высказывания. Этот механизм позво-

37


____________________________ голос___________________________

ляет: а) оценивать ситуацию в ее отношении к цели; б) восприни­мать сигналы обратной связи (реплики собеседника, его невер­бальное поведение) и принимать решения «на ходу»; в) привле­кать необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете Г., ситуации и т. п. Виды Г. — см. общение.

Умение говорить является одним из основных профессиональ­ных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, разви­тию этого профессионального умения способствует наличие опре­деленных задатков и способностей, таких, как отличная вербаль­ная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей — основа для выработки коммуникативно-ре­чевых умений профессионального характера, особенностью кото­рых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение.

Лит.: Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения ино­язычному общению. — М., 1989.

Л. Е. Тумина

ГОЛОС— 1) способность интонировать речь или петь; 2) со­вокупность звуков, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками; 3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образо­ванные с участием голосовых складок, несут информацию об ин­дивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмо­ционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной при­надлежности.

В лингвистическом смысле Г. является дифференциальным при­знаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безудар­ных слогов, материализует интонацию.

В психологическом аспекте Г., если расширить это понятие включением в него особенностей произношения (дикции), состав­ляет звуковой облик человека.

Г. является важным средством звуковой (аудио) коммуника­ции, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с ад­ресатом речи. В коммуникативном плане Г. прежде всего обеспе­чивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, Г. не имеет однонаправленности и потому может быть обращен одномоментно ко многим участни-

38


голосовой аппарат

кам коммуникации. Сверх того, Г., при известных условиях, по­зволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаи­мопонимание.

Г., используемый в профессиональных целях, отличается боль­шей устойчивостью и способностью выдерживать длительную го­лосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Пе­дагогический голос как разновидность профессионального Г. ха­рактеризуется также суггестивностью, полетностью, помехоустой­чивостью и адаптивностью (см. педагогический голос).

Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1986; Зву­ковая коммуникация, эхолокация и слух. — Л., 1980; Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. — Л., 1977; Пави П. Голос //Сло­варь театра. — М., 1991; Рамишвили Г.С. Автоматическое опознание гово­рящего по голосу.— М., 1981.

А. А. Князьков

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — часть речевого аппарата, необхо­димая и достаточная для образования голоса путем модуляции выдыхаемой^ струи воздуха колебаниями эластичных голосовых складок. В голосорбразовании принимают участие воздушные пу­ти (легкие, бронхи, трахея, гортань) и система резонаторов (ро­товая и носовая^ полости). Во время дыхания воздух из дыхатель­ных путей под действием выдыхательной мускулатуры, создаю­щей в них повышенное давление, плавно и непрерывно проходит через широко открытую голосовую щель. При голосообразовании голосовая щель замкнута и голосовые складки напряжены. Щель открывается под давлением воздуха лишь на короткое время. Че­рез нее из дыхательных путей выходит часть воздуха. После этого, под действием аэродинамического эффекта Бернулли и сил уп­ругости, голосовые складки снова смыкаются, а подскладочное давление снова стремится их разомкнуть. Так возникают квазипе­риодические импульсы воздушного давления, которые воспри­нимаются как голос. Высота голоса зависит от частоты колебаний воздуха и обусловлена длиной, массой, жесткостью (т. е. степенью напряжения) голосовых складок, а также величиной подскладоч-ного давления.

Лит.: Большая медицинская энциклопедия. — М., 1974—1982; Мак­симов И. Фониатрия. — М., 1987.

А. А. Князьков 39


горловой звук (призвук)

ГОРЛОВОЙ ЗВУК (ПРИЗВУК) — неправильная манера зву­кообразования в речи или в пении, придающая голосу неприят­ный сдавленный (горловой) оттенок. Причины могут быть различ­ные: чрезмерно высокое положение гортани, давление корня язы­ка на гортань, перенапряжение и включение близлежащей мускулатуры (глотки, шеи). Для исправления Г. з. полезно пение на негромком звучании с придыхательной атакой (петь как бы уста­ло), выполнение упражнений на гласные [у], [о].

Лит.: Романовский Н.В. Хоровой словарь. — Л., 1980.

А. А. Князьков

ГРАДАЦИЯ (от греч. klimax — лестница, ступенчатость, кли­макс; от лат. gradatio — постепенное повышение) — фигура (см. фигура) слова, входящая в группу фигур прибавления. Г. имеет два основных значения: 1) узкое — цепочка анадиплосисов, т. е. фи­гур, заключающихся в том, что окончание первого периода явля­ется началом второго, например русская народная песня «Во саду ли, в огороде девица гуляет, она ростом невеличка, лицом кругло­личка» вся целиком, все 19 строф представляет собой такого рода Г.; 2) в широком смысле слова Г.: а) последовательное нагнетание однородных выразительных средств речи (климакс); б) наоборот, их последовательное ослабление (антиклимакс).

Примером климакса являются слова из речи Демосфена: «Я не только заявил, но и написал свое предложение, не только написал, но и отправился послом, не только отправился послом, но и убедил фиванцев, нет, — я прошел через все испытания от начала до конца и отдавал себя за вас решительно во всех обступивших государство опасностях» (Демосфен. За Ктесифонта о венке). Традиционно счи­тается, что Цицерон подражает Демосфену, используя климакс при защите Милона: «И ведь он предстал не только перед надрдом, но и перед сенатом, и не только перед сенатом, но и перед вооруженной охраной, выставленной государством, и доверился не только ей, но также и власти того человека, которому сенат давно доверил все государство, всю молодежь Италии, все вооруженные силы римско­го народа» (Цицерон. В защиту Тита Анния Милона).

Антиклимакс обычно выражает собой и иронию. Вот жалоба пьяницы и бретера Малартика: «У меня не было ни одного заказа ни на ловушку, ни хотя бы на пустяковое похищение, ни на самое плевое убийство» (Т. Готье. Капитан Фракасс).

Деметрий в трактате «О стиле», рассматривая пример климакса, отмечал, что эта фигура создает впечатление, «будто говорящий под­нимается со ступеньки на ступеньку все выше и выше», а если дать лишь изложение событий, то в нем «не будет силы». Автор «Ритори-

40


грамматическое подчинение (иерархия)

ки к Гереннию» считает, что особую прелесть Г. придает «частота повторений предшествующего слова». Но, как справедливо предуп­реждал Квинтилиан, в Г. «искусственность более очевидна и под­черкнута, а потому эту фигуру следует реже применять».

Лит.: Гаспаров М.Л. Градация // Литературный энциклопедический словарь.— М., 1987; Деметрий. О стиле // Античные риторики.— М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х час­тях. — СПб., 1834; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Па­нов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 43—44.

М.И. Панов

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (ИЕРАРХИЯ) - про­стейшая и вместе с тем фундаментальная форма выражения един­ства, центральный принцип организации языка, обусловленный законом инкорпорирования: включение одного компонента текста в

другой с неизбежностью приводит к иерархии, выражающей един­ство текста. Специфику подчинения в языке следует ридеть в двой­ной направленности этой связи. Она заключается в том, что один и тот же компонент является подчиненным в одном отношении и подчиняющим в другом. Обычно двойное подчинение усматрива­ют только в отношении главных членов предложения, выделяя на этом основании особый вид подчинительной связи — координа­цию. Но в предложении и тексте любая подчинительная связь яв­ляется двойственной. Компоненты текста, выражающие признак, логически подчиняются компонентам, выражающим тот объект, которому в процессе предикации приписывается этот признак. Но именно признак есть таинформация, на базе которой формирует­ся новое предложение. Поэтому компоненты, выражающие объ­ект, извлекаясь из предшествующего предложения, подчиняются тем компонентам, которые выражают признак объекта в формиру­ющемся предложении. Таким образом, пользуясь традиционной тер­минологией, можно сказать, что подлежащее (его состав в целом) логически господствует над сказуемым (его составом), но функци­онально ему подчиняется. Определительные отношения отражают ту же двойственность подчинения: в определительном словосоче­тании существительное логически подчиняет себе прилагательное, но функционально зависит от него. Дополнение логически зависит от глагола-сказуемого (ср.: стирать (что?) белье, рубашку; мечтать (о чем?) об отдыхе, славе и т. д., где традиционные вопросы «вхо­дят» в глаголы, занимая в их семантической структуре соответству­ющее место), но оно и господствует над глаголом, так как пред­ставляет собой информационный центр предложения. Глагол же


громкость голоса

отражает лишь «состояние» того предмета, который выражен су­ществительным — белье, которое стирается; отдых, о котором меч­тают, и т. п. Обстоятельство-детерминант (как и любой другой де­терминант) также и зависит (логически) от сказуемого или предло­жения в целом, и не зависит, господствует над ним (функционально). Подобная закономерность характеризует и любое предложение в тек­сте. Последнее логически зависит от предшествующего предложе­ния, так как уточняет, разъясняет, конкретизирует его содержание. Но вместе с тем, будучи носителем новой информации, оно лишь отталкивается от предшествующего предложения, подчиняет его себе.

Лит.: Мещеряков В. Н. Предикативен ли текст? // Филологические науки. — 1995. — № 2. См. лит. к статье Актуальное членение предложения.

В. Н. Мещеряков

ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА— субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владение голосом предпо­лагает использование в педагогическом общении множества града­ций Г., большого динамического (громкостного) диапазона. Чаще всего учитель говорит не очень тихо, но и не очень громко, однако ему необходимо иметь голосовой «запас прочности» — бывают слу­чаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучно­сти, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос. Г. г. зависит от многих факторов. Прежде всего от давления воздуха в легких и трахее (в подскладочном пространстве), а оно, в свою очередь, обусловлено активностью дыхательной мускулатуры (точнее, мышц-выдыхателей) и плотностью смыкания голосовых складок. Кроме того, голос, рождаясь в гортани и проходя по речевому тракту, обретает определенную окраску — тембр в зависимости от режима смыкания голосовых складок и конфигурации (формы и разме­ров) ротоглоточных и носовых полостей. Голос будет громче, при прочих равных условиях, если в его тембре будет больше звонко­сти, металличности, резкости, пронзительности, т. е. больше «удель­ный вес» высокочастотных обертонов. Однако с точки зрения эсте­тики и экономии мышечных усилий важно, чтобы высокочастот­ные обертоны лежали в области 2000—4000 Гц, где образуется так называемая верхняя форманта, придающая голосу полетность и при­ятную окраску. Г. г., т. е. его слышимость, тем больше, чем более явно выражена в нем верхняя форманта, так как слух человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот.

Наконец, Г. г. возрастает по мере увеличения частоты колеба­ний голосовых складок, т. е. высоты голоса. При одном и том же усилии дыхательной мускулатуры наименьшую Г. имеют нижние


дескрипторы номинативные

звуки диапазона, Г. женских голосов превышает Г. мужских. Такая зависимость Г. г. от его высоты также связана с особенностями слуха. Г. г. во многих случаях обусловлена особенностями слухового са­моконтроля говорящего. Так, учитель непроизвольно увеличивает Г. г., когда класс начинает шуметь. Причем непроизвольное увели­чение Г. происходит, как правило, за счет усиления работы дыха­тельных мышц и повышения частоты колебаний голосовых складок (использования верхнего участка диапазона). Такая неуправляемая реакция на шум нерациональна и часто приводит к заболеваниям голосового аппарата. Чтобы голос был услышан на фоне шумовой помехи, надо прежде всего позаботиться о формировании помехо­устойчивого тембра, т. е. об усилении с помощью ротоглоточных резонаторов соответствующих обертонов. Что касается высоты голо­са, то иногда именно нижняя часть диапазона (при условии пра­вильно выбранного тембра) дает выигрыш в слышимости, так как возникает контраст между высокими детскими голосами и низким голосом учителя.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977; Морозов В.П. Занимательная биоакустика. — М., 1987; Основы инженерной психологии. — М., 1986.

А. А. Князьков

Д

ДЕСКРИПТОР— слово, словосочетание или целое высказы­вание, которые отражают содержание перелагаемого текста в наи­более сжатом виде. В зависимости от характера передаваемого со­держания Д. делятся на номинативные Д., представляющие темы и подтемы первичного текста, и предикативные Д., передающие то, что говорится в пределах каждой темы и подтемы.

Лит.: Вейзе А. А. О ядерных текстах и их получении путем компрес­сии // Проблемы текстуальной лингвистики /Под. ред. проф. В.А. Бухбин-дера. — Киев, 1983; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970; Общение. Текст. Высказывание. — М., 1989; Севбо И. П. Струк­тура связного текста и автоматизация реферирования. — М., 1969.

В. Н. Мещеряков

ДЕСКРИПТОРЫ НОМИНАТИВНЫЕ- слова, словосоче­тания и предложения, отражающие тематическое содержание первичного текста, его темы и подтемы. В реферативной статье,

43


дескрипторы предикативные

например, при помощи Д. н. сообщается о том, чему посвящен реферируемый источник (В... рассматривается проблема...; Она посвящена актуальным..., анализу наследия..., рассмотрению..., характеристике..., вкладу... в..., решению вопроса о...; Моно­графия... представляет собой..., является попыткой описания..., представляет собой изложение результатов..., является исследо­ванием... и т. д.); какие цели ставил перед собой автор реферируе­мого источника (Целью... было...; Цель... состояла в доказатель­стве того, что... и т. д.); какие задачи ставились в реферируемом источнике (Основной задачей... были... В... автор ставит перед собой следующие задачи... К задачам исследования в... отнесе­ны... и т. п.); каков материал, использованный в реферируемом ис­точнике (Материалом исследования в... были... Автор привлека­ет к рассмотрению... В основе... лежит материал эксперимен­тов... и пр.); какие проблемы ставились в реферируемом произведении (В центре внимания... было современное состоя­ние..., в центре проблематики... были тенденциии... На первый план автор... выдвигает проблему... Главные усилия... направле­ны на... и т. д.); из каких разделов, частей состоит первичный текст (Отчет... состоит из... разделов.., включающих... глав... Брошю­ра состоит из... частей, в каждой из которых... и т. д.) См. де­скриптор.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных