Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развертывание текста




стоянно, он обязан отреагировать на любое отступление от норм. Од­нако в жизни мы часто наблюдаем иное. Здесь возможны следующие объяснения. Во-первых, иногда учитель замечает отступление от нор­мы, но не желает прерывать высказывание ученика, а потом по ка­ким-то причинам не возвращается к замеченным ошибкам и недоче­там. Во-вторых, бывают случаи, когда учитель не замечает наруше­ний норм, так как сам ими не владеет. В-третьих, учитель может сам владеть нормами, но не слышать их нарушения в речи учеников.

3. Необходимость свободного владения материалом предмета. В про­
цессе общения на уроке бывают случаи, когда учитель, не имеющий
достаточного профессионального опыта, не реагирует на фактиче­
ские ошибки в сообщениях учащихся, что в идеале также недопусти­
мо. Здесь также возможно предположить три причины: учитель сам не
знает правильного ответа; учитель заметил неточность или ошибку,
но не посчитал нужным исправить ее в ходе ответа (а потом забыл
или отвлекся); учитель не услышал фактической ошибки.

4. Необходимость постоянной готовности доброжелательно вос­
принимать нестандартную информацию, оригинальные мысли в
высказываниях учеников. Во время слушания учитель должен вы­
полнять и другие задачи: контролировать действия класса, следить
за дисциплиной, обдумывать дальнейший ход урока. Иногда это
лишает учителя возможности вовремя прореагировать на •«наход­
ки», оригинальный ход мыслей отвечающего ученика.

5. Необходимость сопереживания, способность к эмоциональ­
ному восприятию высказываний учащихся. Привычная обстановка
урока, присутствие каждодневных учительских забот нередко не
дают учителю «услышать настроение» в сообщениях учеников, соб­
ственное отношение ученика к тому, о чем он говорит, личност­
ное восприятие проблем.

Лит.: Ушакова Т.Д. Особенности профессионального педагогического слушания // Филологический журнал: Лингвистика и речеведение. — Юж­но-Сахалинск, 1995.

Л.Е. Тумина

Р

РАЗВЕРТЫВАНИЕ ТЕКСТА — один из механизмов текстооб-разования (наряду со свертыванием текста), в соответствии с кото­рым компоненты содержания текста выстраиваются в определен­ной последовательности. По Л.Н. Мурзину, Р. т. не может быть бес­конечным и обязательно сменяется свертыванием текста. Дело в

177


развитие речи

том, что восприятие информации подчиняется закону Ингве, ха­рактеризующему объем кратковременной памяти числом 7+(—)2. Это значит, что наибольшее число единиц информации, которые коммуникант (читатель текста) способен удерживать в кратковре­менной памяти, равно 9 единицам информации. Естественно, од­нако, что в процессе Р. т. количество единиц информации всегда превышает 9 и в силу вступает механизм свертывания.

Р. т. осуществляется за счет рематизации, т. е. присоединения компонентов, несущих новую информацию, к уже реализованной части текста.

Главное различие между развертыванием и свертыванием тек­ста состоит в том, что Р. т. представляет собой генерирование ин­формации, а свертывание — это, в сущности, механизм преобра­зования уже введенной информации.

Лит.: см. лит. к статье Актуальное членение предложения.

В.Н. Мещеряков

РАЗВИТИЕ РЕЧИ — специальный раздел школьной програм­мы по русскому языку, задача которого научить ребят целесооб­разно и правильно пользоваться языковыми средствами для при­ема и передачи информации. До прихода в школу дети овладевают начальными речевыми навыками, поэтому задача школы именно развитие речи — овладение умением воспринимать мысли, впечат­ления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме.

Р. р. учащихся в школе осуществляется в трех направлениях: 1) ов­ладение языковыми нормами: нормами литературного произноше­ния, образования форм слова, построения словосочетаний и пред­ложений, употребления слов в соответствии с их лексическим зна­чением и стилевой принадлежностью; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи ученика; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей.

Лит.: Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5—9 классы.— М., 1995; Программы для общеобразовательных учреждений на 1995/96 учебный год; Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. — М., 1990; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? — М., 1988.

JI.E. Тумина

РАЗГОВОРНАЯ ДОМИНИРУЮЩАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ - уча­сток диапазона голоса, наиболее часто используемый для интони­рования потока речи. Внутри этого участка выделяют «тон облег­ченной фонации», вокруг которого преимущественно происходят

178


рассуждение

мелодические модуляции — повышения и понижения тона. В зави­симости от типа голоса меняется расположение «тона облегченной фонации» на шкале частот. Эта средняя тоновая голосовая доми­нанта имеет большое значение для правильного пользования голо­сом. Ее смещение нередко является причиной функциональных на­рушений фонации, сопровождаемых объективными изменениями кровоснабжения слизистой оболочки голосовых складок и в виде переполнения ее кровью. При возвращении голоса к нормальной голосовой доминанте нормальное состояние слизистой оболочки восстанавливается.

Лит.: Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

А.А. Князьков

РАЗДАТОЧНЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - один из видов печатных пособий (см. средства обучения риторике), пред­ставляющий собой комплект карточек с рисунками и заданиями для самостоятельной работы.

В Р. и. м. включаются ситуативные рисунки, близкие по своей те­матике возрастным интересам учащихся. Выразительность рисунка, красочность, полиграфическая добротность печати — соблюдение этих требований помогает реализовать потенциальные возможности изо­бразительного материала как эффективного речевого стимула.

Рисунок дополняется словесным описанием ситуации, кото­рое помогает учащимся войти в определенную речевую роль. На основе рисунка предлагаются коммуникативные задачи. Вариатив­ность заданий, дифференциация их по степени трудности и по объ­ему работы — важнейшие методические требования, учитывающие специфику данного вида пособий.

Карточки используются на этапе закрепления материала, пред­назначаются для организации не только индивидуальной, но и пар­ной работы, облегчают подготовку диалогических и монологиче­ских высказываний.

Лит.: Зельманова Л.М. Рисунки и карточки с заданиями по разви­тию связной речи: 6 класс. — М., 1995; Ее же. Герои мультфильмов у нас в гостях. Раздаточный изобразительный материал для уроков развития связ­ной речи: 5 класс. — М., 1997.

Л.М. Зельманова

РАССУЖДЕНИЕ— функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть Р. в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса)

179


Рассуждение

другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установле­ния логических связей, без выявления причинно-следственной за­висимости между суждениями. Таким образом, в Р. преобладают причинно-следственные отношения. Содержание, цель высказыва­ния и характер смысловых отношений, свойственные Р., опреде­ляют его композиционные и языковые особенности. В любом Р., какой бы путь построения его ни был избран автором (дедуктив­ный, индуктивный или индуктивно-дедуктивный), как правило, имеются три части: часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться; объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы, и, наконец, заклю­чительная часть. Последовательность названных частей зависит от формы построения Р., от количества положений, которые будут разъясняться или доказываться, от способа доказательства.

В зависимости от логического способа мышления, положенно­го в основу Р., они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индук­тивный путь — это умозаключение от частного, конкретного к об­щему. Дедуктивный путь — это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. От способа ло­гического рассуждения зависит форма построения текста, т. е. его композиция. В Р., построенном индуктивным путем, вначале изла­гаются мысли и факты, на основании рассмотрения которых затем делается общий вывод, обобщение. В Р., построенном методом де­дукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а за­тем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность.

Р. может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором (или кем-либо) основного положения — тезиса. В зависимости от этого мы можем различать рассуждения-утверждения или рассуждения-опровержения.

Доказательство выдвинутого положения — основная, главная часть Р. В зависимости от выбранного автором способа доказа­тельства различаются Р. с прямыми доказательствами, т. е. Р. с такими доводами, которые непосредственно обосновывают спра­ведливость выдвинутого тезиса, и Р. с доказательством от про­тивного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредст­вом опровержения предполагаемых положений, противополож­ных доказываемому. Независимо от формы построения и способа доказательства, в качестве аргументов могут быть использованы различные факты из жизни самого автора или близких и знако­мых ему людей; факты, взятые из литературных источников; ссыл­ки на литературу (цитирование); сопоставление фактов; логиче-


реверберация

ские умозаключения и пр. Выбор того или иного доказательства определяется, главным образом, темой Р. Так, если тема Р. свя­зана с злободневными вопросами жизни и требует от автора вы­ражения его личного отношения, он чаще будет использовать собственные наблюдения, известные ему факты жизни. В харак­теристиках литературных героев, отзывах о прочитанном и уви­денном, литературно-критических статьях как доказательства ча­сто используются факты из литературных источников, ссылки на литературу и т. д.

В зависимости от характера формулировки темы можно выде­лить: а) Р. — прямые ответы на поставленные в теме вопросы; б) Р. на темы дискуссионного характера; в) Р. на темы, требующие рас­крытия понятий.

И, наконец, могут быть выделены такие виды (композицион­ные формы) Р., как сочинение — характеристика литературных героев, сочинение—отзыв о прочитанном, сочинение — литера­турно-критическая статья и др. Эти сочинения могут быть индук­тивными и дедуктивными, могут быть построены как утвержде­ния и опровержения, могут, наконец, различаться по способу ведения доказательства. Однако всем им присуща одна характер­ная особенность: они строятся на литературном материале, т. е. имеют в своей основе литературные источники. Им сопутствуют сочинения—характеристики знакомых, сочинения—отзывы на спектакль и т. д.

Лит.: см. лит. к статье Описание.

Л.Е. Тумина

РЕВЕРБЕРАЦИЯ (лат. reverberare — отражать) — процесс по­степенного затухания звука в закрытых помещениях после выклю­чения источника этого звука. Р. оказывает значительное влияние на слышимость речи и музыки в помещении, так как слушатели вос­принимают прямой звук на фоне ранее возбужденных и отражен­ных от стен звуковых волн. Р. характеризуется так называемым вре­менем Р., т. е. временем, в течение которого интенсивность звука уменьшается в миллион раз. Время Р. — важнейший фактор, опре­деляющий акустическое качество помещения. Оно тем выше, чем больше объем помещения и чем меньше поглощение звука стена­ми, потолком и полом. В условиях значительной Р. говорить надо несколько тише и медленнее.

Л ит.: Козюренко Ю.И. Звукозапись с микрофона. — М., 1988; Сло­варь иностранных слов. — М., 1984.

А.А. Князьков 181


регистр

РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — участок диапа­зона голоса, внутри которого звуки сходны по тембру вследствие единого физиологического механизма их образования. В мужских голосах выделяют два природных, натуральных Р. — грудной и го­ловной (фальцет); в женских— три: грудной, средний (медиум) и головной. Средний Р. называют еще смешанным, или микстом. Груд­ной Р. характеризуется насыщенным звучанием, густотой тембра, что обусловлено плотным и глубоким смыканием голосовых скла­док. Грудным он назван в связи с тем, что речь и пение в этом Р. сопровождается вибрацией грудной клетки, которую можно ощу­тить, приложив ладонь к области ключицы. Натуральный грудной Р. — это нижняя часть диапазона данного голоса до вполне опреде­ленной высоты тона. Если говорящий или поющий пытаются ис­пользовать физиологический механизм, присущий грудному Р., на более высоких тонах, то происходит срыв голоса. Таким обра­зом, для речи или пения в грудном Р. существуют жесткие ограни­чения высотного (мелодического) диапазона.

Головной (фальцетный) Р. отличается бедностью тембра, «флей­товым» характером звучания и меньшей силой, так как голосовые складки смыкаются лишь краями, слегка касаясь друг друга. Вибра­ционные ощущения в этом случае перемещаются в область головы и обычно отсутствуют в грудной клетке, что и послужило поводом назвать данный Р. головным. Натуральный головной Р. занимает верх­нюю часть диапазона, однако может захватывать и более низкие его участки. Речь на фальцете требует меньших энергетических затрат: легкость, «прозрачность» его звучания позволяет достигать опреде­ленных изобразительных эффектов, например, в художественном чтении. Несмотря на то, что физиологический и акустический меха­низмы грудного и головного Р. контрастны, существует возможность наложения их друг на друга, что приводит к образованию смешан­ного Р. под названием микст. Природное микстовое звучание встре­чается, как правило, только у женщин — в средней части диапазона. Распространение микста по всему диапазону голоса позволяет темб-рально выровнять его, поднять верхнюю границу полноценно зву­чащих тонов, а следовательно, обогатить мелодику речи. Овладение микстом, наряду с грудным и головным Р., расширяет тембраль-ную палитру. Поэтому при постановке голоса выработка микста — одна из важнейших задач.

Лит.: Князьков А.А., Стулова Т.П. Коэффициент регистровости и ус­тройство для его измерения // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. — М., 1985; Мак­симов И. Фониатрия. — М., 1987; Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.

А.А. Князьков 182


___________________________ реклама__________________________

РЕЗОНАТОР(от лат. resonare — давать отзвук) — 1) акустиче­ская система, усиливающая звук, если его частота совпадает с соб­ственной частотой акустической системы; 2) часть речевого аппа­рата,придающая звуку гортани фонетическую определенность и характерный тембр. Р.подразделяются на верхние, расположенные над голосовыми складками (полости рта, глотки, носа), и нижние (трахея и бронхи), а также на подвижные (способные изменять свою форму и объем и поддающиеся управлению — полости рта и глотки) и неподвижные, на функционирование которых можно влиять лишь опосредованно (см. органы речи).

Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика.— М., 1979; Фант Г. Акустиче­ская теория речеобразования. — М., 1964.

А.А. Князьков

РЕКЛАМА (фр. reclame от лат. reclamare — выкрикивать) — ре­кламный текст, в основе которого лежит представление фирмы, товара, услуги с тем, чтобы привлечь внимание потребителя, за­интересовать его, убедить в преимуществах рекламируемого объек­та. Рекламный текст строится согласно правилам социально при­нятой знаковой системы. Реализации заданной прагматической це­ли служит волюнтативное и эстетическое наполнение данного текстового пространства. Выделяют основные виды Р.: в зависимо­сти от рекламируемого объекта (Р. товара — в узком смысле, Р. фир­мы, Р. услуги, Р. марки, Р. идеи, Р. дела, Р. кандидата и т. д.); в зависимости от сферы осуществления (Р. экономическая, Р. поли­тическая, Р. социальная, Р. досуговая, Р. рекламная или метарекла-ма— рекламирование самого рекламного агентства); в зависимо­сти от адресата (Р. для массового потребителя, Р. для специалиста); в зависимости от материального носителя информации (Р. на ра­дио, Р. на телевидении, Р. на плакатах, Р. на уличных щитах, газет­ная Р., Р. по почте, Р. в специальных изданиях, Р. в каталогах и т. д.); в зависимости от способа аргументации (Р. рациональная, Р. эмоциональная, Р. логически обоснованная, Р. ассоциативная, Р. предметная, Р. образная, Р. фактологическая и др.); в зависимости от средств воздействия (Р. прямая, Р. иносказательная, Р. диссони­рующая, Р. конформистская, так называемая «жесткая» Р., так на­зываемая «мягкая» Р. и др.).

Рекламный текст представляет собой контаминацию различ­ных стилей, жанров и разновидностей речевой деятельности (уст­ных и письменных, диалогических и монологических, разговор­ных и научных и т. д.), а также различных способов аргументации (эмоциональных и рациональных-, ассоциативных и логических, образных и предметных, прямых и иносказательных, диссонирую-

183


ретроспекция

щих и конформистских и т. д.). Рекламный текст квалифицируют как сложный жанр волюнтативно-информационного вида, а именно как апеллятивно-репрезентативный жанр, в котором соединяются апеллятивно-эмоциональные функции, свойства (прагматически заинтересованное обращение к адресату), репрезентативные (пред­ставление определенной информации потребителю) и воздейству­ющие (убеждение в достоверности информации и необходимости совершить требуемое действие — покупку, приобретение, вклад, обращение и т. п.).

Эволюция рекламного текста в информационном пространстве современного социума происходит— с учетом закона восприятия информации Ингве — в сторону свертывания объемного рекламно­го текста в рекламную форму, или слоган. Слоган (англ. slogan — лозунг, девиз) — сжатая, ясная и легко воспринимаемая формули­ровка рекламной идеи. В случае если рекламный текст отрывается от целостного рекламного ролика и подвергается ситуативной метафо-ризации, он превращается во фразеорефлекс и может употребляться в ином ситуативном окружении. Техника создания рекламного тек­ста (заголовочный комплекс, композиция, построение фраз, мето­ды подачи информации, способы аргументации и т. д.) заимствует опыт западной, прежде всего англоязычной рекламы.

Лит.: Brochand В., Lendrevie J. Le publicitor. — Зе ed.— Dalloz, 1989.

В.Ю. Липатова

РЕТРОСПЕКЦИЯ — конструктивный прием, позволяющий 1) восстановить в памяти читателя сведения, приводившиеся в тексте ранее; 2) сообщить новые сведения относительно введения новых фактов; 3) дать возможность переосмыслить сведения, введенные ранее, в новых условиях, в новом контексте; 4) акцентировать вни­мание на отдельных частях текста, имея в виду их роль в раскрытии концепта, идеи текста.

В корпусе текста Р. отражается в оборотах типа: ...вспомним в связи с... то, что мы говорили о... в начале нашего обсуждения:...; ясно, что эти факты заставляют нас по-новому взглянуть на резуль­таты..., полученные ранее:...;...здесь-то и сказывается роль..., рассмотренных нами в I главе... и т. д.

Лит.: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследова­ния. - М., 1981.

В. Н. Мещеряков

РЕФЕРАТ — вторичный текст, семантически адекватный пер­воисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем мак-

184


__________________________ реферат__________________________

симально излагающий содержание исходного текста. Р. должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведе­ния исследования, его результатах. По Р. читатель должен ясно пред­ставить себе степень необходимости обращения к оригиналу для уточнения каких-то подробностей, деталей. В Р. объективно излага­ется содержание исходного текста, он не должен отражать субъек­тивных взглядов референта, а также оценки референтом освещае­мой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку самого читателя.

В основе Р. лежит процесс реферирования. При совпадении ком­плекса представлений, сложившихся у читателя Р., с комплексом представлений, вызвать который рассчитывал автор оригинала, Р. выполняет свое основное назначение — быть средством передачи информации.

Один из существенных признаков Р. — постоянство его струк­туры. В любом Р. выделяют:

заголовочную часть— библиографическое описание, фами­
лия автора, выходные данные исходного текста, указание на его
объем в страницах, а при необходимости — сведения о языке ори­
гинала;

собственно реферативную часть, включающую основную ин­
формацию первоисточника. Именно наличие этой части и делает Р.
самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назна­
чением;

— при необходимости — справочный аппарат: сведения о коли­
честве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно исполь­
зуется в Р. по естественным наукам.

Построение собственно реферативной части зависит от строе­ния исходного текста, подчиняется законам его внутренней органи­зации, поэтому данное построение нельзя свести к схеме. Вместе с тем в эту часть обычно входят предложения, в которых формулиру­ется основная проблема исходного текста, предложения, поясняю­щие, детализирующие ее, содержащие дополнительную информа­цию, наконец, предложения, в которых содержатся выводы, выте­кающие из результатов проведенных исследований.

Различают несколько видов Р., классификация которых произ­водится по различным признакам:

1. В зависимости от количества реферируемых источников разли­
чают монографические (результат переработки одного источника)
и обзорные Р. (написанные на основе нескольких исходных текстов,
объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

2. По виду представленной информации и способу ее изложе­
ния Р. делятся на информативные (более полно излагающие ин­
формацию первоисточника, не только указывающие на какой-то

185


референция

факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания ис­ходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назна­чение информативного Р. — заменить собой первоисточник, ин­дикативного — помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Выделяют также аспектные Р., ориентированные на определен­ную категорию читателей, тематическую область или проблему, ре­фераты пофрагментные, включающие информацию одного из раз­делов исходного текста, кроме того, авторские, машинные и т. д.

Язык реферативного текста характеризуется общими для науч­ного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью и доказа­тельностью. Одной из особенностей собственно текстов Р. является наличие так называемых клише, особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, критерием для выделения ко­торых служит регулярность их появления в определенных повторяю­щихся ситуациях (В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается... Тема, обсуждаемая в статье, относится к обла­сти... В заключительной части статьи рассматривается... и т. д.).

Лит.: ВейзеАЛ. Реферирование текста. — Минск, 1978; Кравченко И.Н. Теоретические и методические проблемы реферирования // Реферирова­ние в общественных науках. — М., 1982.

О. Ю. Князева

РЕФЕРЕНЦИЯ (англ. reference, от лат. refero — отношу, сопо­ставляю) — в традиционной семантике: отношение между словом и вещью (объектом неязыковой действительности), которая обоз­начена этим словом, т. е. является его референтом (Лайонс, 1968). В лексической семантике различают референт как предмет реальной действительности вне зависимости от языковой (вообще знаковой) системы и денотат как тот же предмет, выделенный знаком, по­лучивший знаковое обозначение (Новиков Л.А., 1982). Таким об­разом, отношение между словом и миром рассматривается незави­симо от говорящего и слушающего, вне реального использования языка, процесса речевого общения. В лингвистической прагматике, которая оказывает все большее влияние на различные области язы­кознания, в том числе семантику, в теории дискурс-анализа при­нят прагматический взгляд на сущность Р.: она предстает как дей­ствие со стороны говорящего (пишущего), или так называемый «акт Р.», которым говорящий связывает то или иное слово (выра­жение) языка с определенным объектом реального мира, внеязы-ковой действительности. Таким образом, в прагматике Р. предстает не как отношение «слово — внеязыковая действительность», а как

186


реферирование

более сложное отношение «говорящий — слово — мир» (в структу­ру этого отношения нужно включить еще и адресата), причем ус­тановление этой связи является активным действием лиц, исполь­зующих язык. Сравните:

(1) А: — Как ваша мама?

(2) Б: — Спасибо, ей уже лучше. А как ваша?

При анализе такого фрагмента беседы в прагматике принято говорить, что отношения Р. устанавливаются между выражениями ваша мама, она и пр. и определенными людьми и устанавливают их собеседники; взаимопонимание возможно тогда, когда отношения Р. установлены и интерпретированы ими правильно. Изучение слож­нейшей природы и особенностей Р. в реальном речевом общении только начинается и осуществляется в связи с исследованием про­цессов понимания и интерпретации высказываний в дискурсе.

Лит.: Арутюнова ИД. Предложение и его смысл. — М., 1976; Логика и лингвистика (Проблемы референции) // НЗЛ. — Вып. 13. — М., 1982; Сбор­ник обзоров. — М., 1984; Референция и проблемы текстообразования. — М., 1988; Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика — М., 1977.

А. К. Михалъская

РЕФЕРИРОВАНИЕ (от лат. referre — докладывать, сообщать) — один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами ре­чевой деятельности. С одной стороны, в основе Р. лежит репродук­тивная деятельность, посредством которой осуществляется связь между реферируемым материалом и референтом, с другой — про­дуктивная, если рассматривать реферат как коммуникативно-по­знавательный акт в целом.

Как один из видов речевой деятельности, реферат характеризу­ется всеми существенными признаками деятельности и включает обычные для нее этапы: а) этап ориентации (осмысление объекта Р., осмысление структурно-композиционной и смысловой струк­туры первоисточника, определение цели Р., соотнесение получен­ных при чтении первоисточника сведений со знаниями референ­та); б) этап планирования (составление программы высказывания);

в) этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, пере­
формулирование и представление информации в более емкой форме
с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых
особенностей текста реферата, его функционального назначения);

г) этап контроля (соотнесение результата с первоначальным за­
мыслом, совершенствование текста реферата).

Реферат можно рассматривать и как своеобразный процесс по­знания, проходящий через объективированные знаковые системы

187


рецензия

передачи информации, в которых фиксируется содержание науч­ного знания исходного текста. Референт оперирует не своими иде­ями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В то же время они (эти идеи), преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, при­обретая форму реферата. В этом плане реферат представляется фор­мой опосредованного перекодирования, при котором информация трансформируется из одной формы языкового выражения в другую.

В процессе восприятия и осмысления информации, содержа­щейся в реферируемом источнике, происходит соотнесение идей документа и знаний самого референта с объективной действитель­ностью. В результате возникает понимание. Далее происходит объ­ективация полученного субъективного образа в новом тексте — ре­ферате, в котором фиксируется уже синтезированный образ, про­пущенный референтом через призму уплотнения информации. Свертывание информации в реферат следует трактовать как проме­жуточный этап целого познавательного процесса. Современная прак­тика Р. способствует поиску информации и тем самым экономит время для творческой работы.

Одной из самых важных философско-методологических проблем Р. является адекватность передачи информации от автора перво­источника к читателю реферата. Схематично этот процесс изобра­жается следующим образом: Са—Тп—Ср—Тр—Сч, где Са — субъ­ект-автор текста первоисточника, Тп — текст первоисточника, Ср — субъект-референт, Тр — текст реферата, Сч—субъект-читатель ре­ферата (потребитель).

В результате процесса Р. текст реферата должен концентриро­ванно отражать все наиболее существенное из системы научно-кон­цептуальных подходов исследователя (Са) с тем, чтобы комплекс представлений (умозаключений и эмоций), сложившийся у чита­теля реферата (Сч), был адекватен комплексу представлений, вы­звать который рассчитывал автор исследования (Са) при издании оригинала.

Лит: см. лит. к статье Реферат.

О.Ю. Князева

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — речевое произведение, содержащее критическую оценку научно­го, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. В «Словаре синонимов русского языка» термин Р. рас­сматривается как синоним термина отзыв. Однако Р. как одна из разновидностей метатекста отличается от отзыва. В ней предполага­ется дать детальный анализ произведения, что для отзыва необяза-

188


речевая деятельность

тельно. В то же время в Р. может отсутствовать выражение личност­ного отношения, что является основным для отзыва.

Лит.: Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и прак­тика сочинений разных жанров» (VII—VIII классы). — М., 1986.

Л.Е. Тумина

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности (наряду с тру­довой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из несколь­ких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реа­лизации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. людей мо­жет входить в другую, более широкую деятельность, например об­щественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Р. д. гово­рения определяет профессиональную деятельность лектора, пись­мо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях Р. д. реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональ­ную деятельность людей.

Р. д. реализуется в таких ее основных видах, как слушание, гово­рение, чтение, письмо (см. письменная речь). Эти виды Р. д. рассмат­риваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

По характеру речевого общения Р. д. дифференцируется на ви­ды, реализующие устное общение, и виды, реализующие пись­менное общение. К видам Р. д., осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды Р. д. Они требуют специального целе­направленного обучения для овладения ими.

По характеру выполняемой роли в процессе общения виды Р. д. дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимули­рующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в ка-честе ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого дейст­вия на прием или вьщачу речевого сообщения виды Р. д. определяют­ся как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных ви­дов Р. д. (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последу­ющую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов Р. д. (говорения, письма) человек осуществляет сообщения.

Различные виды Р. д. предполагают и различные способы фор­мирования и формулирования мысли или (если под способом фор-

189


речевая деятельность

мирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов Р. д. определяется своей спецификой, проявляющейся преж­де всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли.

Р. д. определяется четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как буду­щего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировоч­ная фаза направлена на исследование условий Р. д., выделение пред­мета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий Р. д. и т. п. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления Р. д. Третья фаза — исполнительная, реа­лизующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выра­женной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвертая фаза — контроль деятельности, который осуще­ствляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и уста­новки на определенный вид слушания, при говорении — самокон­троль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д.

Р. д. определяется единством двух сторон — внешней исполни­тельной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осу­ществляющей организацию, планирование, программирование де­ятельности, выступают те психические функции, которыми она ре­ализуется. Это — потребности и эмоции, мышление и память, восп­риятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализу­ется деятельность вообще и Р. д. в частности. Так, внутренней сторо­ной или основным «механизмом», реализующим рецептивные ви­ды Р. д., является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов Р. д. является процесс са­мовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выде­ляются четыре основные этапа: мотивация, формирование замыс­ла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Со­относя эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона вклю­чает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и фор­мулирования мысли разными способами посредством языка или дру­гого кода. При этом рецептивные виды Р. д. характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны.

190


речевая ситуация

Лит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969; Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. — Т. 2. — М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говоре­нию на иностранном языке. — М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвисти­ческие единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. — М., 1959; Его же. Речевая деятель­ность // ЛЭС. — М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1969; Теория речевой деятельности.— М., 1968, 1971.

Л.Е. Тумина

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ — 1) ситуация речи, ситуативный кон­текст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуатив­ного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Основы учения о Р. с. закладываются в диалоге Платона «Федр»: «важно, кто говорит и откуда он»; необ­ходимо учитывать «природные свойства своих будущих слушате­лей» («какими речами какого человека можно убедить»), «время, когда... удобнее говорить, а когда воздержаться»; все виды речей «применять вовремя и кстати». Далее эти основы развиваются Ари­стотелем: «Речь слагается из трех элементов — из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» («Риторика». Книга I). Выделенные Платоном и Ари­стотелем элементы мы найдем в любых описаниях структуры Р. с, предложенных с тех пор. Так, лингвист XX в. Дж. Серл считает, что Р. с. включает говорящего и слушающего, а также некие «опреде­ленные условия» (1969); Дж. Ферт, один из основателей «неолинг­вистики», в этот же период предлагает при описании ситуативного контекста увязывать следующие факторы: 1) релевантные призна­ки участников Р. с; 2) релевантные объекты; 3) результат речевой деятельности. Д. Хаймс (1972), используя методы этнографии, раз­рабатывает следующую систему признаков Р. с. для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) об­стоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) — используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций ко­торой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель — то, что, по мне­нию участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуа­ции. В подходе Хаймса ценна прежде всего идея о том, что описать и понять Р. с. можно только при анализе именно значимых ее при-

191


речевое общение

знаков, определяющих речь, а не всех бесчисленных особенностей той или иной ситуации действительности. Этот подход аналогичен принятому в фонетике, где фонему как совокупность нескольких дифференциальных признаков отличают от звука (конкретной ре­ализации фонемы с многочисленными признаками).

Близко к этому понимание Р. с. в отечественной прагматике: при описании Р. с. отбираются те элементы ситуации речи, кото­рые важны для членов данного речевого коллектива и могут оп­ределять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А— те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи);

3) функция (проверка знаний, сообщение информации и пр.);

4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — призна­
ки Р. с, относящиеся к участникам ее: 1) их социальные пози­
ции (иерархия или равный статус и пр.), 2) социальные роли
(учитель — ученики), 3) правила и нормы, регулирующие от­
ношения участников в данном социуме, социальной группе,
4) индивидуальные отношения между участниками (любимый
учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для
речевого поведения).

Лит.: Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты. — 2-е изд. — М, 1987; Шабес В.Я. Событие и текст. — М., 1989; Searle J. D. Speech Acts. — Oxford, 1969; Hymes D. To­ward ethnography of communicative events // Language in social context. Ed. by P.P. Giglioli. — Harmondsworth, 1972.

A.K. Михальская

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ— это мотивированный живой про­цесс взаимодействия между участниками коммуникации, кото­рый направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.).

Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и пред­полагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социаль­ная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно.

Формой проявления Р. о. является речевое поведение собеседни­ков, а содержанием — их речевая деятельность.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п.

192


речевое событие

Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) к реальное. Вербальное поведение — это система высказываний, мнений, суж­дений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение — это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых челове­ком с целью адаптации к среде.

Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соот­ветствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рам­ках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Поэ­тому, если речевая деятельность — это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение — это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и сте­реотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подража­ния чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевой деятельности «задействованы» глу­бинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление (а порой необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступ­ков отсутствует.

Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отлича­ются друг от друга своими результатами. Результатом речевой дея­тельности являются мысль и текст, а результатом речевого пове­дения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Следовательно, формирование социально-активной личности ре­бенка предполагает развитие Р. о. в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными сло­вами, задача сводится к формированию у школьников «коммуника­тивной компетентности», которая охватывает знания не только язы­ковой системы и владение языковым материалом (речью), но и со­блюдение социальных норм Р. о., правил речевого поведения.

Лит.: Антон Э. Исследования проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах // Измерения в исследовании про­блем воспитания. — Тарту, 1973. — С. 154—170; Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Автореф. докт. дис. — М., 1975; Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические пробле­мы социальной регуляции. — М., 1978; Роовет Э.И. Обучение речевому общению (теоретические основы). — Таллин, 1984.

ОМ. Казарцева






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных