Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место индивида в группе




Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» (или «позиция»), обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Статус индивида в группе – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Другая характеристика индивида в группе – «роль», которую он играет. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, который раскрывается через перечень реальных функций, возложенных группой на личность, а также содержание групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей.
Набор ролевых функций определяется типом группы, ее структурой.

В 1957 г. Р. Шиндлер выделил четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну встречающуюся реже:

(1) лидер (тот, кто импонирует группе, побуждает ее к действиям, формирует программу действий);

(2) эксперт ( имеющий специальные знания, способности, навыки, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает);

(3) пассивно и легко приспосабливающиеся члены (старающиеся сохранить свою анонимность);

(4) самый «крайний» член группы (который отстает от всех из-за собственной бездарности, отличия от остальных или от страха);

(5) противник (оппозиционер, активно выступающий против лидера).

В группах могут встречаться и многие другие роли, например:

(6) мученик (вызывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее);

(7) моралист (который «всегда прав»);

(8) перехватчик (захватывающий инициативу у лидера);

(9) любимчик (пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите);

(10) агрессор,

(11) шут,

(12) провокатор,

(13) оппозиционер,

(14) защитник;

(15) нытик;

(16) педант;

(17) спасатель;

(18) жертва и т. д.

Набор ролей в группе зависит от задач, которые она выполняет. Так, в психокоррекционной группе многие роли носят образные и яркие названия:

· «добродетельный моралист»;

· «жалобщик»;

· «хранитель времени»;

· «страж демократии»;

· «аутсайдер».

В группе, сформированной под решение конкретной задачи, значимой для всех ее членов, различают конструктивные и разрушительные роли.

Конструктивные групповые роли:

· абсолютный лидер, лидер отношений, лидер коммуникаций, теневой лидер; прогнозист; аналитик; генератор идей; исполнитель; «контролёр» - человек дисциплинирующий команду; эксперт; командный гений (член группы, способный выполнять все, или большинство ролей).

Разрушительные групповые роли:

· руководитель паники; саботажник - сознательное неисполнение определённых обязанностей или небрежное их исполнение; настаивающий на особом отношении; сибарит - праздный, избалованный человек; паразит - нахлебник, тунеядец; неоценённый по заслугам; пожиратель времени.

Социально-психологические параметры малой группы

Малая группа, как всякая другая общность людей, имеет свои особенности.

1. Взаимоотношения, которые возникают в результате взаимодействия. Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизм формирования и саморазвития малой группы.

2. Групповые устремления. Сюда относятся цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий.

3. Групповое мнение, т.е. совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне неё.

4. Групповое настроение – это общий эмоциональный настрой членов группы, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её членов.

5. Традиции. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта, совместной деятельности её членов и укрепившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого челна малой группы.

При социально-психологическом описании малой группы используют и другие понятия:

· Состав группы (возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы).

· Групповая совместимость – способность ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения.

· Социально - психологический климат – качественная сторона межличностных отношений (симпатия, взаимопомощь, заинтересованность в успехе или конкуренция, зависть, амбиции и т.п.).

· Сплоченность группы – степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.

· Групповые нормы – определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

· Ценности группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям.

Психологические процессы в малой группе

1. Сплочение малой группы – это процесс формирования связей такого типа, которые позволяют достигать единства, избегать конфликтов и конфронтации. Сплочённость, как черта группы, выражает степень единомнения и единодействия её членов.

2. Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем на основе полномочий и норм, данных ему.

3. Принятие решений. Группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения, оценка различных ситуаций, поиск возможных путей выхода из них и выработка единой точки зрения.

4. Групповое давление. Каждая группа в ходе развития вырабатывает и закрепляет нормы, которые представляют общие требования. Нормы группы связаны с ценностями, нормы и ценности должны принимать и соблюдать все. Отсюда вытекают функции давления:

а) стремление обеспечить достижение групповых целей;

б) сохранение группы как целого;

в) разъяснение членам группы тех принципов жизни и

деятельности, на которые они должны ориентироваться;

г) определение членами группы своего отношения к

социальному окружению.

5. Конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии между членами группы. Конфликт играет в малой группе как конструктивную, так и деструктивную роль.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных