Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура и характер




Культура оказывает влияние на нашу психологию, наши ценности, идеалы, склад ума, отношение к работе, словом, на все наше существо. Культура оказывает настолько фундаментальное воздействие на обусловленную природу, что мы даже не замечаем своей зависимости от нее, пока не сталкиваемся с людьми других культур или не выезжаем из своей страны.

Осознание своей культурной обусловленности поможет положить начало внутренним переменам. Такое понимание своей обусловленности является частью очистительного процесса анартха-нивритти, когда преданный меняется, чтобы создать более благоприятную среду для бхакти. Я помню, как я переехал на Филлипины в 1984 году. Мои американские привычки бросались в глаза окружающим, и я сам стал замечать их за собой. Это было очень благотворно для моего духовного развития. Я узнал, насколько я шумен, нетерпелив, бесцеремомен и горд.

Пожив в разных странах, я заметил особенности многих культур. На Филлипинах люди не такие мнительные, как на Западе, они просты и веселы. В Гонконге, Тайване и Тиаланде сарказм практически отсутствует, зато распространено очень ответственное отношение к работе и обязанностям. В России люди необычайно щедры и дружелюбны, хотя часто сентиментальны. Им трудно отказать, когда кто-то просит их о чем бы то ни было, тогда как американцы могут легко сказать «нет» и не чувствовать себя виноватыми при этом. В Англии люди вежливы и всегда готовы помочь, но при этом часто сдержаны.

Обобщения и стереотипы возникают на почве национальных черт и особенностей, они не появляются без причины. Однако нельзя применять их абсолютно ко всем представителям той или иной нации. Это называется расизмом или нетерпимостью. Тем не менее преданный всегда будет ощущать на себе отпечаток своей культуры, ему придется жить с этим. Поэтому преданным иногда полезно пожить несколько лет в другой стране. Я не хочу сказать, что мы не можем почерпнуть ничего ценного в своей культуре, но, не столкнувшись с другими культурами, мы можем так и не заметить своих отрицательных черт и не перенять ничего положительного у других.

Положительные качества можно перенимать, близко общаясь с другими и наблюдая за ними. Хорошие качества нужно перенимать при любых обстоятельствах и из любой культуры. Иными словами, во всех, кто нам встречается, как иностранцах, так и в соотечественниках, нужно всегда искать хорошие качества, чтобы усвоить их самому. Господь часто устраивает так, чтобы Его преданные повстречали тех, чьи качества очень помогают прогрессировать на пути бхакти. Такие качества обычно относятся к гуне благости, но могут быть и трансцендентными.

 

«Бескультурщина»

В материальном мире преобладает склонность относиться ко всему поверхностно и судить обо всем по внешнему виду и очень пренебрежительно. Мало кто готов концентрироваться и прилагать усилия, чтобы добиться чего-нибудь стоящего. Мы - поколение, привыкшее всего добиваться одним нажатием кнопки, обычно хотим получать быстрые результаты, не затрачивая никаких усилий. Таково влияние эпохи – мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах – люди медлительны, глупы, ленивы, невезучи и всегда обеспокоены. Мало кто согласен принимать трудности подлинной духовной жизни, которые и придают глубину чувствам преданного. Влияние этой эпохи можно заметить в отсутствии саттвичной культуры у современного человека и в том, как мы взаимодействуем друг с другом.

Очень распространенная привычка западных людей – задействовать несколько чувств обновременно. Пребывая обычно под преобладающим влиянием гуны страсти, люди Запада часто испытывают потребность затопить свои чувства потоком раздражителей. Однажды мне довелось наблюдать за человеком, который смотрел телевизор и одновременно жевал бутерброд, хлестал пиво, болтал по телефону и попыхивал сигаретой.

Иногда преданные под влиянием своей западной обусловленности ведут себя точно так же: смотрят видео за прасадом, или просматривают журнал, читая джапу. Мы знаем, что повторять джапу за рулем – это не тоже самое, что повторять джапу, спокойно сидя дома или в храме. И если научиться сосредоточиваться на одном виде деятельности, ум успокаивается, и способность повторять джапу улучшается. Сосредоточение на одном виде деятельности за раз помогает подняться в гуну благости, которая необходима для духовной жизни.

Наши отношения с другими зачастую не столь деликатны. Например, при знакомстве преданного часто спрашивают: «Кто твой гуру?», - так же как спрашивают об имени нового знакомого или его родной стране. Хотя в ведические времена иногда этой информацией делились при встрече, это делали для того, чтобы углубить отношения. Это делали с уважением, а не так, будто у человека спрашивают, каким стиральным порошком он пользуется, или будто хотят навесить на него ярлык. Представьте, что при первой встрече кто-то вас начал бы расспрашивать: «Как зовут твоих родителей и кто они по национальности? Как они познакомились и зачали тебя?» Не исключено, что вы бы ответили: «Это не твое дело. Неужели для тебя нет ничего святого?»

Многие считают, что очень важно знать, кто является гуру другого, и что одного этого уже достаточно, чтобы составить о преданном определенное мнение – о его характере, чистоте помыслов или интеллекте. Несомненно, это что-то говорит о преданном, но нет оснований уделять этому столько внимания. Разве не лучше сначала узнать самого человека? Резве нельзя проявить более личностный подход и судить об индивидууме по его качествам? Чем глубже наши отношения с человеком, тем глубже он открывается нам. Лучше узнать саму личность, стоящую перед нами, чем сразу же составлять мнение о ней на основании чистичной информации. Мы можем познакомиться с человеком, узнать его лучше и не посягать на то, что ему дорого.

Шрила Сананатана Госовами утверждает это цитатой из «Саммохана-тантры»:

Гапаед деватам ишам гопаед гуру атманах

Гопаеч ча ниджам мантрам гопайен ниджа-маликам

«Нужно хранить в тайне своего ишта-дева, своего гуру, свою мантру, и свою джапа-малу» («Хари-бхакти-виласа» 2.147).

Верховный Господь подтверждает эту истину, обращаясь к Адити:

наитат парасма акхйейам

пршайапи катханчана

сарвам сампидйате деви

дева-гухйам суса вртам

«О, почтенная женщина, этого не следует говорить никому, даже если об этом спрашивают. Глубоко сокровенные вещи приносят успех только тогда, когда их хранят в тайне» (Бхаг. 8.12.20).

Сокровища, естественно, хранят в тайнике. Также и преданный разумно хранит отношения с гуру и с итшта-девом глубоко в сердце – они не предназначены для всеобщего обозрения и обсуждения. Тайна оборегает высокую ценность этих отношений, так же как плотная крышка баночки со специями сохраняет их аромат. Если не закрыть плотно крышку, специи быстро выдохнутся. Конечно, скрывать имя своего гуру нужно не из стыда. Напротив, нужно радоваться своей удаче, благодаря которой у нас такой заботливый и сведущий наставник. Себя же нужно считать падшим и недостойным считаться его учеником и представителем. Не следует гордо афишировать тот факт, что мы являемся учеником определенного гуру, тем самым, рассчитывая выглядеть лучше в глазах окружающих – это все равно что использовать гуру в роли трамплина для своего ложного пристижа. Не стоит хвастаться своим гуру. Вместо этого лучше быть образцом вайшнавского поведения и качеств, особенно смирения, тем самым, позволяя гуру явить свою истинную славу.

Много лет назад двое моих духовных братьев отправились в Майяпур, чтобы посетить старого и уважаемого санньяси и узнать его мнение по поводу одного философского вопроса. Они выразили ему свое почтение и начали обсуждать философию. Во время беседы, один из них спросил его: «Кто ваш гуру?» Санньяси замолчал, а потом медленно сказал: «Почему вы спрашиваете меня об этом? Мой духовный учитель…» И больше он не смог ничего сказать. Его голос задрожал, и из глаз у него полились слезы. Преданные поняли, что оскорбили его своей бесцеремонностью, едва с ним познакомившись.

Люди Запада, как правило, сликом самонадеянны и недостаточно чутки по отношению к другим. Современное западное общество приучает нас идти на искусственное сближение, не проявляя уважение к другому человеку. Современное западное общество не уважает ничего кроме славы, денег и сексуальных подвигов. Это прямая противоположность ценностям вайшнавской культуры.

Есть еще одно плохое качество, распространенное почти повсеместно, - это склонность делать поспешные выводы и судить о других без достаточных оснований. Большинство из нас должны признать за собой этот грех. Эти привычки, порожденные гуной страсти, приводят к раздорам. Мы должны относиться к преданным, своим товарищам, с пониманием и стараться помогать им. Этот принцип лежит в основе поведения всех религиозных людей и важен даже в мирских отношениях.

Есть одна история, которая подчеркивает, как важно не судить о других поспешно и не торопиться с выводами. Как-то один мужчина сидел в парке на скамейке и спокойно читал газету. Тут к скамейке подошел человек с тремя детьми и сел рядом. У него был мрачный вид. Он сидел, уставившись в землю, но дети шумели и всячески старались привлечь к себе его внимание. Мужчина даже не смотрел на детей, и те вскоре затеяли настоящий бой. Первый мужчина все пытался сосредоточиться на газете, но кричащие дети сильно отвлекали его. Он подумал: «Почему отец не может унять своих детей?»

Так прошло минут десять. Наконец, первый мужчина опустил газету и, повернувшись ко второму, сказал: «В конце-концов, почему бы тебе не приструнить детей? Ты что, не видишь, как несносно они ведут себя? Они мешают читать!»

Второй мужчина медленно обернулся и со слезами на глазах ответил: «Только что умерла от рака моя жена. Я иду из больницы. Дети думают, что она легла спать. Они не знают, что она умерла, но чувствуют, что что-то не так. Я не знаю, как им объяснить, что произошло». Услышав это, первый мужчина понял, как ошибся в своей оценке поведения другого. Он поступил поспешно, не разобравшись как следует в ситуации.

В наши дни, достаточно обвинить преданного в чем-то, как многие делают поспешные выводы и считают его виноватым, не вдаваясь в подробности. А если преданный действительно виновен в преступлении или проступке, многие смотрят на него сквозь призму этой вины даже двадцать лет спустя, никогда не допуская мысли о том, что он мог раскаяться и очиститься при помощи преданного служения. Подобная косность мыслей указывет на недостаток настоящей культуры.

Культура Голливуда






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных