Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вотфосы для поетгорсния 2 страница





входящие в данный вопрос (ца, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшиф­ровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Хот и другой способы имеют свои достоинства и не­достатки.

Четвертый раздел — это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итого­вый отчет о проведенном социологическом исследовании,.ле­леют выводы, формулируют практические рекомендации.

 

 

| Вопросы для повторения

Какие виды социологических исследований вы знаете?

С чего начинается социологическое исследование?

Какова структура программы социологического исследова­ния?

В чем заключается «теоретическое» и «практическое» иссле­дование?

Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования?


Методы социологических исследований

 

Использование конкретных методов социологического исследова­ния зависит от условий, места и времени, целей и задач исследова­ния, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение, ана­лиз документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.

 

Каждый из этапов социологического исследования — это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносторонний и увлекательный процесс. Наи­больший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. И если другие этапы базируются на уже «готовых» данных: разработка программы — на заранее имеющихся, а обработка и анализ — на вновь полу­ченных, то сбор социологической информации нацелен именно на «свежее сырье» — те самые новые сведения, обобщая и пе­рерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помо­гающую глубже объяснить реальный мир и предсказать буду­щие события.

При этом качество (достоверность, объективность и т.д.) новой информации зависит прежде всего от того, какими спо­собами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологическом исследовании.

 

20.1. Анкетный опрос

Из многочисленных методов сбора социологической ин­формации по интересующим социолога проблемам наиболее распространенным методом опроса респондентов является ал­кетныи опрос, поскольку с его помощью можно получить раз­нообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

Анкетный опрос — важнейший источник информации о ре­ально существующих социальных фактах, о социальной дея­тельности. Начинается он с формулировки программных во­просов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:
Требования * длительность не должна превышать

предьяаддау^ 30—40 мин, поскольку усталость

к анкетному респондента не позволит получить

оввосу полноценных ответов;

интерес к предмету опроса должен

не снижаться, а постепенно нарастать. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы долж­ны следовать за более простыми;

первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего — нейтральным; трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; вопросы должны быть ясными, четкими, понятными оп­рашиваемым (всем без исключения). Например, вопрос анкеты: «Каков размер Вашего месячного заработка?» — неясен. О чем здесь идет речь? Только о заработке или о доходе? О заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные?

вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке — это важней­шее требование социологического исследования. На­пример, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие-либо трудно­сти на работе?». Ответы: «Да», «Нет». Второй вопрос: «Если да, то в чем эти трудности выражаются?». В ответе приводится ряд факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей». Бели в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: сА теперь мы просим Вас высказать свое мнение о „.».

В подобной же форме строится и обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это обращение предшествует постановке вопросов и является сво­его рода введением, оно должно быть кратким, понятным и четким. Приведем пример.

 

 

УважаемьЙ коллега! Мы обращаемся к вам с просьбой высказать свое мнение о новых формах организации труда.

Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщения и выработать
практические рекомендации по улучшению организации труда. -

Возможные ответы в большинстве случаев привадим в анкете.- Просим внима­тельно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соот­ветствует Вашему мнению.

Если ни один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение (для этого оставлено специальное место). Заранее благодарим за помощь в работе.

 

 

Приведенное введение, коротко познакомив опрашиваемого с темой и целью опроса, ориентирует его на конкретное зада­ние при заполнении анкеты.

I

Классификация Вопросы анкеты различаются между собой
вопросов анкеты по содержанию и форме.
................... 1........ Деление вопросов по содержанию

обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отно­шении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивно­сти мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит ос­нованием деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на ан­кету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких­либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную инфор­мацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом приведет к неточности в информации.

По ф о р м е вопросы делятся на три основные группы:

открытые, закрытые и полузакрытые;

прямые и косвенные;

личные и безличные. Первая группа вопросов.

Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Ваше­го интереса к работе?»

Вопрос закрытого типа: «Что Вам нравится в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызы­вает физического переутомления; 4) хороший заработок».

Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к спи­ску ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т. д.). Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возмож­ность не только выбрать один из тех ответов, которые приво­дятся в анкете, но и высказать что-то свое.

Вторая группа вопросов. Прямой вопрос — это вопрос как бы «в лоб», например: «Доставляет ли Вам работа моральное удов­летворение или Вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применяют­ся лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, пря­мой вопрос следует заменить косвенным, например: «Если бы слу­чилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?».

Третья группа вопросов — личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

Достоверность Перед исследователем, который проводит
получаемой социологический опрос, постоянно стоит
информации проблема достоверности получаемой ин-
.............................. ™лхжгдхш-ш: формации. Проверка и контроль достовер-
ности данных опроса осуществляются несколькими способами.
Один из них — контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот во­


прос, который задается в более широком смысловом диапазо­не, в прямой форме. Например, рабочему предлагается ^вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) ра-1 ботой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5} совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать та­кие контрольные вопросы: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы вре­менно, не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, таки друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий — на весь объем выборки (панельный опрос) или на 5—10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса — сочетание нескольких методов: ан­кетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интер­вью.

Как составляется Первый шаг — подготовка ее проекта; вто-аикета? рой—пробный опрос (опрос-разведка), кото-

........................... рый охватывает небольшое число лиц (20—

30 человек), отобранных по основным характеристикам, опре­деляемым темой, целями и задачами исследования. Проба не­обходима для проверки плана опроса, уточнения вопросов, их формулировки и расположения. После тщательного анализа ре­зультатов пробы и исправления ошибок в анкете можно при­ступать к массовому опросу.

 

20.2 Интервью

Достаточно распространенной формой социологических оп­росов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впо­следствии, по мере развития эмпирических исследований, на­ряду с анкетированием оно Стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Интервью — целенаправленная, заранее запрограммиро­ванная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, веду­щего интервью) иопрашиваемого во многом опреде­ляют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.

При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту ин­формацию, которая не стала бы его достоянием в случае осу­ществления анкетного опроса (анкетирования).

{

Виды интервью Различают несколько видов интервью: «от
... ................. полной свободной беседы с опрашиваемым

до полностью формализованной процедуры опроса»[16].

Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не спе­циально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, кото­рые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

Глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного соци­ального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлении. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью — изучение общественного мнения относительно конкретного факта, си­туации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, ин­тересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и Мнение о нем, давая ему оценку.

При проведении интервью вопросы, с которыми интер­вьюер обращается к своим респондентам, могут иметь откры­тый или закрытый характер.

Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последо­вательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или стенографии. -

При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно на­зывают стандартизованным, исследователь обращается к рес­пондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся в основном вопросы закрытого типа. Респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, от­рицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможно­сти изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизо­ванное интервью — наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения.

Факторы, Как видим, классифицирующим признаком влияющие всех видов интервью является прежде всего ва проведение степень их формализованности.

интервью На проведение интервью существенное

|уии|ш""""1... 1. 1 |ПП|Г||Г "т влияние оказывают место и время, страте-
гия и тактика его проведения, состав участников.

Опрос на рабочем месте для многих категорий респондентов чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает из­лишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослужив­цы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.

Достоинство опроса по месту жительства респондента со­стоит в том, что человек в домашних условиях держится не­принужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопрос­ник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно.

Однако при опросе по месту жительства резко увеличивает­ся время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возраста­ст подготовительно-заключительный этап (знакомство, введе­ние в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять третьи лица — члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.

Специальное место опроса, куда респондент вызывается за­ранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, так как оно лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната от­дыха, класс технической учебы и тд. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении — сокращение сроков ин­тервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.

Однако окончательное решение необходимо принимать, ру­ководствуясь конкретными условиями, возникающими в каж­дом отдельном случае.

Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, оказывает фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени мо­жет выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы, например, с респондентом, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.

Большое значение имеет информирование респондента о це­лях и значимости опроса. Активность респондента, его готов­ность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно воз­растают, если он видит, что интервьюер не торопится, с инте­ресом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и тд.

Важное значение имеет умение интервьюера плавно пере­ходить от одной темы к другой.

Качество интервью заметно снижается, если во время бесе­ды респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профес­сиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интер­вью респондент высказал намерение уйти, то не следует,,при­нуждать его к беседе, лучше договориться о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выби­рать время, наиболее удобное для респондента.

Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях. С первого мгновения интер­вьюер невольно как бы подгоняет опрашиваемого под некий свой эталон. Это мешает ему объективно воспринимать рес­пондента.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться мак­симально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении.

Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Влияние различия полов в наибольшей степени сказывается на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т. д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т. д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопро­сов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опра­шиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста.

Ответы респондента на открытые вопросы будут более от­кровенными, пространными, если интервьюер улыбается собе­седнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кив­ками, восклицаниями и т.д. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый рес­пондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в пря­мых служебных отношениях с респондентом.

Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица не­редко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправ­ляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и тд. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респон­дента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты об­ращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить.

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевид­но, и их присутствие надо исключить. При необходимости ин­тервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить беседу с глазу на глаз.

Правив При установлении первого контакта необ-ведеяия беседы ходимо создать благоприятную атмосферу

.......................... для предстоящего разговора. Интервьюер

представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социо­логического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того что­бы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интер­вьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займет беседа.

Приступая к опросу в соответствии с планом интервью, важно подчеркнуть, что задаваемые вопросы интересны. Со­мнения интервьюера в компетентности респондента и другие настораживающие вопросы при закреплении контакта недопус­тимы.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать сле­дующие правила;

не допускать своей интерпретации формулировки вопро­сов. Изменение формулировок разрешается лишь в ис­ключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;

не допускать своего толкования ответа на вопрос;

задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;

исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, за­фиксированных в анкете, кроме специально оговоренных.

Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру ре­комендуется еще раз медленно повторить его и дать возмож­ность подумать респонденту.

Те вопросы, цель которых — выявление мнения респонден­та о каких-либо фактах, более всего требуют точности форму­лировок, и интервьюеру надо придерживаться только той фор­мулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.

Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации.

Выражение согласия — внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание.

Использование коротких пауз.

Повторение основного, вопроса.

Частичное несогласие, например: сВы говорите, что... Однако некоторые люди полагают, что...».

Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как... Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду...», «Итак, Вы только что ска­зали, что... Уточните, пожалуйста...».

Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:

 

Вы заметили, что обычно возникают споры по вопросам трудовой дисциплины?

Нет, я сказал «иногда».

Простите, я, очевидно, не расслышал.

 

Указания на противоречия в ответах.

Повторение последних слов респондента (метод «эхо»).

Нейтральное требование добавочной информации, на­пример: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного под­робнее?».

Требование определенной добавочной информации, на­пример: «Почему Вы думаете именно так? Как вы пришли к этому вы­воду? Когда?».

После всякого выраженного сомнения или несогласия и по­лучения на них разъяснения интервьюер должен выразить свое понимание, согласие, одобрение: «Да, да, вы правы. Сейчас мне ясно. Это очень интересно» и т.д.

Если интервьюер получил ответ типа «Не знаю», то обяза­тельно должен понять, что скрывается за ним: а) действитель­ное ли незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить его вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать другие. В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию по­ведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос; если не понял содержания, — повторить; если респондент боится высказать мне­ние, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистри­ровать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации «открытых» во­просов важно, чтобы респондент наиболее полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допускать никаких обобще­ний, улучшения речевого стиля респондента и пр. Записывать ответы надо быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюи­рования.

В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопро­сам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять уча­стие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем ин­тервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, про­должалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью» должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.

 

203. Наблюдение. Эксперимент

I

Наблюдение Один из методов социологического иссле-
................. дования — наблюдение, под которым по-
нимается сбор первичной специальной информации путем
прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Наблюдение в социологии — простейший метод сбора пер­вичной информации, лежащий в основе других методов. Он за­имствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Одна­ко наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение — не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерно­стью, систематичностью, последующей проверкой результата. В социологической литературе можно встретить различные виды наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т. д.) и невключенные, когда наблю­дение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, чаше всего используемые в психологических и социально-психологических экспериментах.

Наблюдения бывают систематические, проводимые по зара­нее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематические (кратковремен­ные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первич­ная основа для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из докумен­тов, с помощью опросов и т. д.).

Каждый вид (тип) наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона включенного наблюдения — возможность узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Нега­тивные его стороны — опасность потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью невозможен для наблюдения.

Невкяюченное наблюдение значительно проще, но оно дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

Наблюдение открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблю­дают, и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимен­та, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный не­достаток устраняется, но возникает вопрос об этической сторо­не сбора первичной информации.

При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц.

Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) от­счета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим Средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблю­дения. С целью получения объективной информации об изу­чаемом явлении, социальном факте используются способы кон­троля: наблюдение за наблюдением; контроль другими метода­ми; обращение к повторному наблюдению; исключение из за­писей оценочных терминов и т.п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных