Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вотфосы для поетгорсния 3 страница




Наблюдение считается достоверным, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты. I Эксперимент Эксперимент — это общенаучный метод по-

....................... 1 лучения в контролируемых и управляемых

условиях нового знания. В социологию он пришел из области естественных наук. Различают натурный (лабораторный, поле­вой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Проведение натурных экспериментов в социологии, общест­венной жизни — дело далеко не простое и ограничено приро­дой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм, суть которых сводится к од­ному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинст­во натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и имеет много общего с социально-психоло­гическими экспериментами. Широкую известность в свое вре­мя получили эксперименты ученых под руководством Э.В. Иль­енкова в Загорском интернате слепоглухонемых детей. Результа­ты, полученные ими, еще долго будут поражать всех, кто знает об этих экспериментах[17].

Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко. Практически они имеются в каждом социо­логическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВ$4. В этом случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов: фор­мализованными и неформализованными параметрами. Форма­лизованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры — это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.

Мысленные (модельные) эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального экспери­мента, но полностью его заменить никогда не смогут. По этому поводу уместно вспомнить слова гения русской науки М. В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

Для выявления эффективности эксперимента целесообраз­ны его многократные проведения, в ходе которых отрабатыва­ется чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты экс­перимента — задача очень сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

 

20.4. Анализ документов

В социологических исследованиях часто применяется ана­лиз документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.


Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социаль­ных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

Анализ документов открывает социологу возможность уви­деть в отраженном виде многие стороны социальной действи­тельности. Документы обычно содержат богатую и емкую ин­формацию об этой действительности. Поэтому не следует пла­нировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изуче­нию свободного времени жителей того или иного города, мо­жет быть начато с получения статистических данных об ис­пользовании библиотек, посещении театров, концертов и т.д.

[

Классификация Однако чтобы использовать возможности,
документов предоставляемые документами, следует в
1 ' свою очередь получить системное представ-

ление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем мно­гообразии документов в наибольшей степени помогает класси­фикация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и ка­ким методом он наиболее успешно может быть проанализиро­ван. По форме фиксации информация делится на:

■ письменные документы (текстовая форма изложения);

статистические данные (цифровая форма изложения);

иконографическая документация (кино-^ фотодокумента­ция);

фонетические документы.

[

Традиционный Существуют самые разнообразные методы анализ анализа документов, однако наиболее рас-'^тттттшттттатт прОСТраНвННЫМИ, ПРОЧНО уТВврДИВШИМИСЯ

в практике социологических исследований являются традици­онный (классический) и формализованный (количественный).


Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие умственных операций, направленных на ин­теграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае... Фактически же это не 'что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование»[18]. Традиционный анализ документов дает возможность социо­логу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логиче­ские связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетиче­ских и иных позиций. Такой анализ направлен на полное, все­объемлющее выявление их содержания. Однако слабостью тра­диционного анализа документов является субъективизм; как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни ста­рался он предельно беспристрастно, предельно объективно рас­смотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени бу­дет субъективной, «его» интерпретацией.

{

Контент-анализ Стремление преодолеть субъективность
............ 11 традиционного анализа породило разработ-
ку принципиально иного, формализованного (количественного)
метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда
называют этот метод.

Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), — это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в со­циальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитие контент-анализа преимущественно связано с со­циологическими исследованиями, он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, воспри­ятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.

При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газетных материалов. И сейчас наибольшее применение он находит при изучении средств массовой ин­формации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого чвида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывает­ся с его помощью и поныне.

В социологическом исследовании газетные тексты, согла­шения, протоколы, договоры, и т.д. выступают в качестве объ­екта анализа. На основании изменений в текстах газет, журна­лов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, ком­мюнике и т.п. можно судить о тех или иных тенденциях, поли­тических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институ­тов, общественных организаций и партий, имеющих непосред­ственное отношение к объекту анализа.

Социолог-аналитик исходит из того, что те или иные пер­сонажи (автор, режиссер, редактор, критик) оказывают воздей­ствие на подготовку и восприятие текста (что-то усиливая, что-то затушевывая, лакируя, убирая вообще) в своих личных, групповых или партийных интересах. Это объясняется тем, что их деятельность включена в систему соответствующих институ­тов и организаций. Задача же социолога, исследователя — по содержанию и структуре объекта анализа (текста, документа и т.п.) определить характер взаимоотношений в тех системах, где родился текст, документ. «Состыковав», проанализировав ряд опосредовании, можно изучить объективные закономерно­сти функционирования и развития интересующего социального института. Как великий ученый-палеонтолог Кювье по одной кости умершего миллионы лет назад животного восстанавливал его облик, так и социолог по отдельному или отдельным фраг­ментам должен восстановить эмпирическое бытие идеологиче­ского или политического процесса, подчиненного сложным со­циальным закономерностям.

Прагматические модели контент-анализа глубже рассматри­вают исследуемые тексты. Они отходят от чисто описательной постановки вопроса и сосредоточивают внимание на тех при­знаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позициях или намерениях автора. С точки зрения технического исполнения такой подход более сложен, так как исследуемые признаки выражаются в тексте чаше всего неявным образом. Следует различать методологические принципы и технические приемы исследования.

Методологические принципы определяют содержательную ин­терпретацию исследуемых явлений. А технические приемы вы­полняют такую же роль, как и другие методы социологического исследования, например статистическое наблюдение или опрос. Технические приемы — это средства сбора социологической ин­формации. А информация может быть по-разному интерпрети­рована в зависимости от позиции исследователя, сущности его теоретической концепции. Специфика использования контент-анализа проявляется не в приемах счета единиц наблюдения, а в содержательном толковании самого объекта исследования.

Контент-анализу подвергается содержание текста. Возника­ет вопрос, что мы понимаем под содержанием? Даже если речь идет об одном и том же факте, но рассказывают об этом спе­циалисты разных сфер (например, историк и литератор), то и содержание текстов будет существенно различаться. Логическое и историческое не всегда в равной степени овладевают сердцем автора. Ясно, что содержание текста тесно связано, со способом отражения объективной реальности. Способ отражения детер­минирован формами общественного сознания, они наложили на него свой отпечаток. Без учета специфики данного явления не могут быть сформулированы задачи изучения содержания текста.

Текст и его содержание представляют для исследования ре­альность первого порядка. Задача социолога состоит в том, чтобы выяснить связь текста с фактами, событиями, отноше­ниями, о которых идет речь в тексте, но кроме этого ему важно установить те позиции, интересы, установки, которые опреде­ляют принципы отбора материала для данного текста: что по­дано ярко, броска, на чем сделан акцент и, наоборот, что заре­тушировано, а что и вовсе осталось за кадром.

Эти проблемы относятся в большей степени к методологи­ческой стороне контент-анализа. Но есть еще и его методичек екая, техническая стороны. К ним, например, можно отнести такие вопросы, как формулировка задач, выделение категорий и единиц содержания, сведение грамматических структур к единообразным формам, обеспечение надежности, сопостави­мости полученных данных. Следовательно, сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как отражены в некото­ром информационном массиве (тексте, микрофонном материа­ле и т.п.) интересующие исследователя смысловые единицы. Наиболее сложный и ответственный для исследователя момент — наметить эти смысловые единицы. Это могут быть социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей, опреде­ленные эпитеты, характеристики, качества личности, порядок перечисления государственных, политических деятелей, пози­тивная или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъек­та (объекта) действия: группа, личность, ролевая функция, ор­ган общественной организации, партия, толпа и т.д.

Как мы отмечали, одно и то же смысловое содержание мо­жет быть выражено с помощью разных языковых средств. Зна­чит, исследователь должен сформулировать их конкретные эм­пирические показатели.

Следующий технический вопрос: как считать'} Что поло­жить в основу счета? Частоту упоминаний единицы счета? Да, чаще всего делают именно так. Но, кроме того, считают и чис­ло строк или минут эфирного времени, отданных данной смы­словой единице, площадь газетной полосы. Но и это еще дале­ко не все. Специалисту-аналитику о многом расскажут еще и такие «мелочи», как шрифт публикации, место на газетной по­лосе или в теле-, радионовостях, тональность, в которой пода­ется материал, и т.д. Чем тщательнее была проведена подготов­ка к контент-анализу, сформулирована система четких правил, подготовлена математическая программа анализа текстовой информации, тем глубже, объективнее будет исследование.

Вместе с тем контент-анализу документов в определенной мере присуща своеобразная ограниченность, которая заключа­ется в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формаль­ных) показателей.

Обширная практика использования контент-анализа в со­циологических исследованиях дает возможность определить ус­ловия, при которых его применение становится крайне необхо­димым:

• при требовании высокой степени точности и объектив­ности анализа;


при наличии обширного по объему несистематизирован­ного материала;

при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глу­боких интервью, если категории, важные для целей ис­следования, характеризуются определенной частотой по­явления в изучаемых документах;

когда большое значение для исследуемой проблемы име­ет сам язык изучаемого источника информации, его спе­цифические характеристики.

В связи с развитием вычислительной техники и средств на­учного познания контент-анализ — один из важнейших и пер­спективных методов.

 

 

| Вопросы для повторения

Какие основные требования предъявляются к анкетному опросу?

Чем отличаются между собой вопросы анкеты?

Назовите способы контроля достоверности данных опроса,

Объясните отличие интервью от анкетного опроса.

Охарактеризуйте виды наблюдений в социологии.

Что вы можете рассказать о социологическом эксперименте?

Перечислите возможности метода анализа документов.

В чем заключается количественный метод анализа докумен­тов? Как он называется?


Анализ эмпирических данных

 

 

Эмпирические данные социологического исследования еще не по­зволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную пер­вичную социологическую информацию следует обобщить, проанали­зировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анке­ты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, гра­фики, диаграммы и т.д.

 

Контроль Анализ получаемых в ходе социологиче-за качеством ского исследования данных начинается с заполнения контроля за качеством заполнения инстру-няструментария ментария, исправления ошибок и отбраков-Гмшнишиишм.-ми.шипимп> ш (выбраковки) некачественно заполнен­ных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества запол­нения инструментария разнообразны, подходы здесь неодно­значны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюе­ров, места опроса и других факторов. Как правило, исследова­тели всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.

Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Например, на во­прос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный во­прос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполнен­ным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился отве­тить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респон­дент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получе­ние однозначного ответа затруднительно. В этом случае аль­тернативу сДа, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую,? скорее всего «Нет ответа», € Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитыва-ются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. 6 случае если респондент не ответил на 10—15% основных во­просов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и ан­кета идет на обработку в ЭВМ.

Более жесткие требования предъявляются к вопросам, ка­сающимся социально-демографических характеристик респон­дентов (пол, возраст, образование и тд.)- Если нет ответов на зги вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются одно­значному толкованию.

I

Кодирование в Допущенные к обработке документы нуме-
обобвденяе руются начиная с № 1 в целях контроля за
информации их прохождением. В дальнейшем массив
.......... документов передается на кодирование. Но

перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо зако­дировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если знаете, назовите, по­жалуйста». Ответы на этот вопрос могут быть самыми разнооб­разными: от полных, глубоких, обстоятельных до ответов-схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодирование таких ответов про­ходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения. Затем варианты группируются по смы­словой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваива­ется свой шифр или код.

Кодирование — связующее звено между качественной и ко­личественной информацией. На данной основе и осуществля­ются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Бели во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60—70 человек обработку вполне можно провести вручную, на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200—350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки — 100—200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нуж­на помощь программиста.

«

Шкала измерений Каждый вопрос в анкете или бланке интер-
1 1 вью представляет собой в определенной

степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают со­ответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.

Измерение производится с помощью различных шкал, ко­торым соответствуют различные правила математического ана­лиза данных. В социологических исследованиях применяются, как правило, шкалы трех основных типов: номинальная, ранго­вая (порядковая) и интервальная.

Простейшая шкала — номинальная. Чаще всего она фикси­рует (отражает) дихотомичный ответ: «Да* или «Нет», «Тепло» или «Холодно». Применяя ранговую шкалу, можно зафиксиро­вать более определенное состояние, отражающее ранжирован­ное распределение типа «Холодно» — «Тепло» — «Горячо». Но цифровые величины пока отсутствуют. Если же мы точку за­мерзания, скажем, воды примем за нуль, а точку кипения (пар) — за 100 и расстояние между этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу.

Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопро­сы, способствующие выявлению мнений, установок, объектив­ных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты отве­тов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Интервальная шкала бо­лев детальна, глубока. Она допускает обстоятельную математи­ческую обработку информации. В социологическом исследова­нии с ее помощью измеряются те характеристики, которые
можно выразить числами: возраст, образование, стаж работы,
учебы и др. По этой шкале возможно вычисление различных
величин.,

I

Группировка Наиболее простой формой обобщения пер-
■............................. вичной социологической информации явля-
ется группировка. На этом этапе выделяются существенные
признаки или один какой-либо признак (например, пол, воз-
раст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную
группу в соответствии с выбранным признаком. Когда сумми-
руются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осу-
ществляется простая группировка.. Точно докую же работу
можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уро-
вень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как
минимум три или четыре.

Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашивае­мых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эм­пирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.

Социологическая информация может быть сгруттирована по:

номинальному признаку (род занятий, национальность и тд.);

признакам, соответствующим ранговым шкалам (напри­мер, по характеру труда: ручной труц, работа с механиз­мами, наладка станков, интеллектуальный труц);

количественному признаку (группы характеризуются чи­словым значением, они качественно сравнимы между со­бой, например группировка по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и тд.).

Работа с номинальными и ранжированными группами ве­дется с использованием приемов математики, а группы, рас­пределенные по количественному признаку, изучаются с по­мощью математической статистики.

Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной,группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической — все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опраши­ваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности оп­рашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы по такому, например, признаку, как отношение к част­ной собственности, тогда осуществляется типологическая груп­пировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопро­сам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий по данной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.

В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образо­ванию, месту проживания и т.п.); Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (яь л2) «з,.», «*), которое харак­теризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, по­лучаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения, Существуют два вида распределений: вариацион­ный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основы­вается на количественных признаках изучаемых явлений, про­цессов, атрибутивный — отражает результаты группировки оп­рашиваемых по количественным признакам[19].

Иитерарстадня Более глубоко проанализировать социологи-
даяных ческую информацию позволяют широко при-
II. ишшшии'м меняемые в эмпирических исследованиях ста-

тистические и математические методы анализа получаемой ин­формации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в иссле­довании, решающую роль в ишерщмтации полученных, данных 1Црает прежде всего саш конда научная эрудиция социолога.

Общая логика интерпретации состоит в превращении стати­стических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процент, среднее арифметическое и т.п.), а как социологические данные. Такие показатели — результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку. Думается, что можно согласиться с авторами,. кото­рые утверждают, что «каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения, а посему об­ладать свойством многозначности»[20].

От возможных крайностей, неумышленных заблуждений ис­следователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Харак­тер проверки гипотез определяется видом исследования.

При пилотажном исследовании гипотеза проверяется соот­несением предполагаемого утверждения с выясненной в ре­зультате исследования числовой величиной. Например, вер­ность утверждения о неудовлетворительном состоянии мораль­но-психологического климата в коллективе не вызывает сомне­ния, если мы располагаем данными, полученными в пилотаж­ном исследовании, о том, что 50% опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12% — ожидая какой-либо неприят­ности.

Что же касается описательного (а тем более аналитического) исследования, то здесь процедура проверки гипотез значитель­но усложняется. Так, приведенные выше данные (о состоянии морально-психологического климата в коллективе) сами по се­бе не дают информации о том, кто эти люди, так как в инстру­ментарии отсутствуют конкретные социально-демогра­фические данные. Следовательно, средние величины — лишь первый шаг на пути исследования. Надо сделать и второй, и третий шаги, чтобы подойти как можно ближе к истине. Для этого из всей опрошенной совокупности следует выделить од­нородные по социально-демографическим характеристикам

ПОДГруППЫ..<:..■

; Если необходимо превратить в показатель какую-либо сред­нюю величину, а сравнить ее с другими величинами затрудни­тельно или вообще не представляется возможным (например, из-за новизны), то эталоном оценки выступают знания иссле­дователя или эксперта по данной проблеме. Допустим, коллек­тив переведен на новые условия оплаты и стимулирования тру­да. После года его функционирования проведен опрос, задача которого — оценить ответ на главный вопрос инструментария: удовлетворены ли опрашиваемые новой формой оплаты труда. При этом 57% опрошенных ответили положительно. Оценить этот результат (показатель) можно с оптимистической или пес­симистической точки зрения. Для получения объективной оценки нужно хорошо знать проблему и конкретные условия, в которых проходит эксперимент. Это делает или сам исследова­тель,, или приглашенный эксперт.

Другой способ превращения описательного исследования в показатель — сравнение рядов распределения по относительно однородным подгруппам из обследуемой совокупности с по­мощью внутреннего и внешнего соотнесения. Внутреннее соот­несение — это сравнение между собой элементов числового ря­да,внешнее — сравнение двух или более рядов распределения, построенных по двум или более признакам, из которых один — общий для соотносимых рядов. Например, распределение двух разных групп, работающих в новых условиях и по прежним формам оплаты, можно сравнить по уже упомянутому призна­ку: с каким чувством они ежедневно идут на работу.

Внутреннее соотнесение позволит однозначно оценить резуль­таты группировки в тех случаях, когда в числовом ряде четко вид­на наибольшая (модальная) величина. Соотнесение элементов чи­слового ряда в подобном положении заключается в их ранжирова­нии. При ответе на вопрос: «Как вы относитесь к своей работе?» 58% рес­пондентов избрали альтернативу (ответ): «Стремлюсь отдать работе все Силы, знания», 37% высказались: «Выполняю все, что от меня требуется, но не более», 5% ответили: «Как правило, работаю без желания, по необходимости». Из этих ответов видно, как выстроится ранг опрошенных.

Если внутреннее сравнение затруднено, то применяют внешнее сравнение числового ряда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных