Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ 3 страница




И в праздники святых, если они совпадут с Господскими (в попразднство или в воскресный день), сам Великий Архиерей как бы отступает в тень и, не поступаясь своими архиерейскими привилегиями, сам заботится о том, чтобы привлечь внимание всех к Своему слуге, имениннику или юбиляру. Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется «ис полла ети». Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное «многая лета», возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по естеству, но и превыше естества, по обычаям мiра, но и превыше этих обычаев. По церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7-я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8.

Особенно показателен в этом отношении устав службы 1 января, когда с Господским праздником Обрезания совпадает праздник святителя Василия Великого. Хотя воспоминаемое 1 января событие из жизни Господа Иисуса имеет важное значение в деле нашего спасения, как доказательство истинного, а не призрачного, как думали некот. еретики, воплощения Сына Божия, явльшегося на земле спасения ради нашего, но праздник Обрезания не относится к числу великих, двунадесятых. Поэтому, пришедшаяся на тот же день память святителя Василия не переносится на «ин день», как перенесена с 14 сентября память Златоуста, и служба святителя присоединяется к службе Обрезания. При этом, разумеется, песнопения в честь Господского праздника за единичными исключениями, предшествуют песнопениям в честь святителя. Но торжественнейшая часть богослужения — полиелей, почти вся посвящена Святителю (Обрезанию только один седален по полиелее). И число песнопений в честь святителя Василия значительно превышает число песнопений Обрезанию. Так во всей службе всего только 4 стихиры Обрезанию, которые повторяясь поются 12 раз. В честь же святителя 23 стихиры, из которых некоторые повторяются, так что всех стихир святителю поется 27. Седальнов праздника 4, а святителя 7 и один из них повторяется. Канон праздника на 6, а святителя на 8. Только паремий Обрезанию 2, а святителю одна. Даже кондак праздника, в котором одновременно прославляется и святитель Василий, не имеет икоса и помещается по 3-й песни канона, где обычно полагаются вторые кондаки.

[83] Творения ч. 8, 1872, 58—59.

[84] «Вашея любве истинная искушая» — испытывая искренность вашей любви (2 Кор. 8, 7).

[85] Письма к архим. Антонию т. 1, М., 1877, 172.

[86] Даже в чине малого водоосвящения, казалось бы так далекого от всего поминального, святая Церковь находит возможным и нужным вознести моление: «Пощади, Спасе, души умерших братии наших в надежде жизни и ослаби, остави им согрешения!» (К сожалению, по установившейся практике всё сокращать, из 33-х стихов, положенных на водоосвящении, обычно поются 1—2 первых стиха и столько же последних, а все средние, в том числе и стих с молением об усопших, опускаются, что со стороны некот. православных мирян вызывает справедливые нарекания по поводу опущения заупокойных молений там, где они положены).

В соответствии с поминальным молением на водосвятом молебне, моление об усопших возносится иногда и на некоторых других молебных пениях. Напр. в молитве при акафисте Успению Богоматери (15 авг.) такое прошение: «Преставльшиеся во благочестии от жития сего раби Твоя в вечной жизни со ангелы и архангелы и святыми причти». В молитве преп. Сергию Радонежскому (25 сент.) наряду с просьбами о помощи в нуждах здравствующим, испрашивается и «отшедшим упокоение». Также и в молитве святителю Афанасию Лубенскому (2 мая) есть моление об усопших: «Моли да... преставльшиеся от нас отцы и братию, матери и сестры и чада наша в лики святых вчинив, в месте светле упокоит».

[87] Мф. 10, 37. Сам Спаситель, проявлявший столько нежной любви к Своей Матери, так заботившийся о Ней даже в ужасные минуты предсмертных страданий и тем подавший всем пример горячей до забвения о себе любви к родителям, в известном случае сказал Своей Матери и названному отцу: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знаете, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49). Ради исполнения других, более высоких обязанностей, Он требует даже как бы забвения любви к родителям. Новому ученику Своему, просившему позволения прежде пойти похоронить отца своего, Он говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царство Божие» (Лк. 9, 5). «При других обстоятельствах Христос благословил бы эту сыновнюю преданность, желавшую почтить даже прах умершего отца. Но теперь нужно было показать, что когда требуют того интересы высшего Царства, Царства небесного, то человек ради их должен порвать со всеми семейными отношениями». Лопухин А. А. Библейская История, Новый Завет, СПб. 1897, стр. 290.

[88] I Кор. 13, 5.

[89] Преп. Ефрем Сирин опасается ответа на будущем суде, если ученики его по любви к нему возьмут что либо на память о нем. В предсмертном завещании он умоляет их: «Ничего не берите у меня на память себе, братия мои, чада Святой Церкви, ибо на память вам есть у вас слышанное вами от Господа нашего, который всем нам жизноподатель. Если возмете что у Ефрема, то Ефрем будет в ответе. Господь скажет мне: в тебя более веровали они, нежели в Меня. А если бы на Меня более уповали, то ничего не взяли бы у тебя на память себе» (Творения ч. 5, Троице-Сергиева Лавра, 1900, стр. 301).

Не услышат ли и любимые наши сродники, которых с нарушением церковного Устава мы будем поминать в те дни, когда все мысли наши должны быть около празднуемого события, не услышат ли тогда наши сродники от Господа укоризненное: «вас они любят более, нежели Меня».

[90] I Кор. 13, 8.

[91] В соответствии с библейским повествованием о днях творения: «и бысть вечер, и бысть утро, день один». Быт. I гл., 5, 8 и др. стихи.

[92] Сравни выражение «круг богослужения».

[93] Здесь разумеются не только родители наши в собственном смысле, но и все усопшие предки и сродники наши. Ср. выражение «родительская суббота» — день поминовения всех усопших предков.

[94] Первая часть полунощницы, тропарь «Се Жених».

[95] Там же, тропарь 2.

[96] Срав. синаксарь субботы мясопустной.

[97] Пс. 120, 2.

[98] Ст. 7.

[99] Ст. 8.

[100] Ин. 4, 37.

[101] Так и на сугубой ектении сначала возносится моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. Так и на литургии Златоуста по освящении святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всякого епископства православных и прочих живущих на земле членов Церкви.

[102] Пс. 133, 1.

[103] Не только душам мученическим от Бога дается зде (на земле, особенно в храме) бываемая разумно зрети и веселитсь и ликовать, вместе с живыми, собравшимися в храме (15 ноября, свв. мчч. Гурию. Самону и Авиву на Господи воззвах, стихира 1-я), не только святые сами невидимо приходят в среду молящихся, запечатан пение и предначиная торжество (Навечерие Богоявления, великие часы, стихира гл. 6: «руку твою») и в лике церковном поют песни с поющими (4 апр. преп. Иосифу песнописцу, канон п. 7, тр. 1, сравни житие его), но и вообще все усопшие, по верованию Церкви, во время молитвы соприсутствуют молящимся, невидимо лишь для телесных очей. Поэтому в нашем богослужении не только нередки обращения к небожителям с приглашением прийти в среду молящихся (напр. «Посреде нас, Дево, прииди в час сей», Октоих гл. 7, Среда, утр. канон 2, п. 3, тр. 4. «Начальный воеводо, в час сей посреде нас прииди». — Нед. расслабленного, канон п. 4, тр. 6; там же п. 6, тр. 5: «Крестителю... прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Навечерие Просвещения, на 9 часе стихира: «Руку твою»... «Богоприимче Иосифе, прииди, стани с нами». Нед. Мироносиц, канон п. 3, тр. 9; «Спраздновати нам... яко Христов раб прииди». 23 апр. на литии ст. 1: «Отче Феодосие, боголепно песнь предначни». 11 янв. канон, п. 1, тр. 1: «Прииди, блажение (обращение к Златоусту), посреди совершающих память твою» (27 янв. ст. 2): «Общий составившие лик, в радости ныне сликовствтуют нам страстотерпцы и свеселятся», 15 ноября, на Господи воззвах стихира 1), но и частное, почти ежедневное обращение к усопшим, как к непосредственно присутствующим в храме: «Вечная ваша память достоблажении отцы и братии наши, приснопоминаемые» (имеются в виду уставные порядки, а не печальная современная практика многих храмов, выдумывающая свое, мало содержательное, например, частое, когда не нужно и когда нужно, не дающее ничего ни уму, ни сердцу перечитывание имен и игнорирующее уставное, полное глубокого смысла, например, совершение обычных литий по установленному чину).

Верование, что усопшие, не только святые, но и все остальные, поминаемые молящимися на земле, соприсутствуют им, служит оправданием возможности совершения литургии одним священнослужителем без богомольцев (как служил святитель Феофан Затворник и как иногда приходится служить по обстоятельствам настоящего времени) — хотя на поверхностный взгляд странно и не соответственно совершать без общества молящихся то богослужение, которое по преимуществу является служением обществу, общим делом, общественной службой λειτουργια от ληιτον — государство, народ, общество, и εργον — дело — общественное дело, общественная служба). Никогда иерей, хотя бы и в полном одиночестве совершающий общественное богослужение, тем паче литургию, не служит один. Ему соприсутствуют поминаемые им усопшие, прославленные и непрославленные. А его «мир всем», преодолевая всякие пространства и преграды, преподается его близким и чадам духовным, живым и усопшим, которых он имеет в мысли, совершая свое уединенное богослужение.

[104] Ин. 4, 36.

[105] Пс. 133, 1.

[106] Какое трогательное сближение всех усопших с почившей по законам естества Богоматерью!

[107] Как известно, наш церковный Устав не требует непременно бдений в воскресные дни и даже в великие праздники. Обязательно бдение назначается сравнительно не часто, безоговорочно же в Рождество Христово и Богоявление, да в Благовещение, если оно случится в будничные дни Великого Поста. Только в этих трех случаях Устав совсем не дает иного порядка службы, кроме как с бдением. Во все же остальные праздники вечерня легко может быть отделяема от утрени. Даже для храмовых праздников, сказавши, что в них непременно должно быть бдение, Устав все же на крайний случай излагает порядок службы и без бдения. То же и о двунадесятых праздниках, кроме Рождества Христова и Богоявления.

[108] Но и тогда, как увидим далее, вместо опущенного на полунощнице поминовения, оно совершается на бдении.

[109] Творения, Сергиев Посад, 1843, стр. 297.

[110] Творения, т. XI, СПб, стр. 248.

[111] На ектениях в большинстве случаев диакон не возносит сам молитву, а лишь приглашает к молитве соприсутствующею Церковь: «помолимся...», «...просим».

[112] I Иоан, 1, 7. Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха.

[113] Впрочем, по до-никоновскому уставу в воскресные и праздничные дни заключительная ектения повечерия и полунощницы ограничивалась поминовением только живых, и после ряда прошений о них в богослужебных книгах отмечалось: аще кроме недели и празднества, глаголем заупокой. Далее следует шесть заупокойных прошений, на каждое из которых мы же отвещаем: «Бог да помянет и упокоит их». Исключительно поминальный характер ответов братии на заупокойные прошения, очевидно, не соответствовал бы праздничной службе, поэтому в праздники и отменяются все заупокойные прошения. По нашему же Уставу и к заупокойным прошениям этой ектении припевается общее моление: «Господи помилуй», вместе с которым и самые поминальные прошения уже не врываются таким диссонансом в праздничное богослужение. Поэтому по нашему Уставу они и сохраняются даже в великие праздники.

[114] В эти субботы дневные святые воспоминаются только на отпустах и на проскомидии. На литургии не поются тропари и кондаки не только минейных святых, но и храма, даже храма Христова или Богородицы.

[115] 24 февр., 25 мая.

[116] 30 янв.

[117] Устав имеет в виду древние монастырские усыпальницы — особые помещения, отдельные от храмов, не имевшие особых престолов. Обычай устраивать в усыпальницах алтарь — более поздний обычай.

[118] Срав. на утрени первого дня Пасхи во время христосования: «поем МНОГАЖДЫ» и на литургии во время раздавания антидора: поем Христос воскресе дванадесять и МНОЖАЕ.

[119] Нед. Пятидесятницы, седален по 1 стихословии.

[120] Суббота Пятидесятницы, светилен.

[121] 5 молитва на вечерне Пятидесятницы.

[122] Субб. Пятид., на хвалитех, ст. 1.

[123] Панихида по строю своему есть сокращенная утреня.

[124] По уставу подкрепление на вечерней трапезе должно быть прямо после панихиды, прежде повечерия, самое название которого показывает, что эта служба должна совершаться после вечери, т. е. не после вечерни, а после вечерней трапезы. Греческое название сей службы αποδειπνον от δειπνον — обед, бывший у греков в позднейшие времена под вечер,— вечеря.

[125] Не только священнослужители и причастники, но и все молящиеся, из благоговения к великому Таинству, совершающемуся на литургии, присутствуют на ней не ядшими и говеют в ожидании антидора или просфоры, которые должно вкушать натощак.

[126] Как в данные субботы, так и в других случаях.

[127] Мф. 5, 46.

[128] Лк. 6, 32.

[129] Мф. 5, 47.

[130] Синаксарь в субботу мясопустную.

[131] Ср. в Типиконе в троидях написано: В субботу мясопустную (в пяток вечера седмыя седмицы) память совершаем всех от века усопших православных (в триоди цветной: благочестивых) христиан, отце в и братии наших.

[132] Пс. 92, 6.

[133] Лук. 6, 38.

[134] Суб. мясоп. Кан., п. 1, тр. 1.

[135] Там же, п. 9, тр. 5.

[136] 1 — великий канон преп. Андрея Критского; 2 — канон преподобным отцам в субботу сыропустную и 3 — канон на повечерии в пяток Ваий.

[137] Срав. выше примечание 4.

[138] Так стихиры минейного святого поются на Господи воззвах на вечерне, а стихиры заупокойные на утрени на стиховных. Канон святому минеи поется на утрени, а канон заупокойный относится на повечерие. Так обычно при стечении памятей вторые стихиры переносятся на утреню (только стихиры святого переносятся на хвалите); равным образом стоящий на втором месте канон переносится на повечерие.

[139] В предпразднество и полиелей.

[140] В отдание Благовещения, в праздник храма и в Благовещение.

[141] «До святых поемых на шесть включительно», как сказано в определении Священного Собора 1917 года о восстановлении уставной практики совершения в положенные дни малых постов службы со аллилуйей.

[142] Она перепечатывается в октоихе пред субботней службой 1-го гласа и 5-го, если октоих в двух книгах.

[143] В субботы вселенские не заупокойные только: 3 стихиры мученичны на Господи воззвах, 1 мученичен на вечерней стиховне, 1 седален мученичен по 1 кафизме и канон храма. (По поводу мученических песнопений на заупокойных последованиях будет сказано дальше).

[144] В субботы со аллилуйей на Господи воззвах слава — святого, и только если нет славы святому — мертвен; на вечерней стиховне два мертвена, на утрени один или два седальна по 1 каф., седален по непорочных, 8 тропарей канона по одному на каждой песне октоиха (а в великопостные субботы, когда канон октоиха не поется, по два тропаря на каждой песне четверопеснца, всего тоже 8 тропарей), кондак и икос по 6 песне канона, светилен, 1 стихира на хвалитех, все стиховны, 1 тропарь на блаженных и тропарь и кондак на вечерни, утрени, часах и литургии.

[145] Последование вечерни в часослове.

[146] Впрочем, в субботы, когда поется аллилуйя (за исключением двух вселенских суббот), если есть кондак минеи, он один раз поется по 3-й песне канона на утрени.

[147] Относительно ектении такое указание дается только в Пентикостарионе. Триодь обходит этот вопрос молчанием, а по Типикону и во вселенские субботы, как и во все другие поминальные субботы, заупокойная ектения на утрени произносится всего трижды.

[148] Таким самочинием и нарушением Устава является заведенный по местам обычай во всех случаях поминовения, даже при сорокоусте, употреблять и на часах и на литургии тропарь вселенских родительских суббот Глубиною мудрости. Правда, он указывается в последовании так называемого заупокойного бдения, чин которого заимствован из Требника Петра Могилы. Но ни это последование, ни самый Требник Петра Могилы в данном случае не могут служить авторитетом, так как находятся в прямом противоречии со всеми основными книгами Православной Восточной Церкви, о чем подробнее будет сказано ниже.

[149] Впрочем, обычай совершать поминовение усопших на Фоминой седмице не исключительно русского происхождения. О «дне первого поминовения после Пасхи» упоминает Григорий Хандэтийский († 961) в данном им своему монастырю уставе, который он сам, по словам его древнего жизнеописания, составил на основе богослужебных обычаев ВСЕХ СВЯТЫХ МЕСТ. Кекелидзе, Литургич. груз. памятн., стр. 478, примечание, начинающееся на предшествующей странице.

[150] Бессонов. Калики перехожие. 1, № 156.

[151] Дмитрий, архиеп. Месяцеслов вып. II., Каменец Подольский, 1893, стр. 168.

[152] В Душепол. Чтении, Октябрь 1871 г., высказано мнение, что Димитр. Суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны. Димитрий архиеп., там же, стр. 170.

[153] И в латинской церкви с X века совершается поминовение «всех благочестивых усопших» 2 ноября нового стиля, т. е. около того времени, когда у нас справляется Дмитриевская Суббота.

[154] В древности в некоторых местах погребения на убогих домах (о чем ниже), кроме четвертка 7 седм. по Пасхе, поминки совершались еще пред праздником Покрова Пр. Богородицы. В Москве был Покровский монастырь, «что за Яузой в убогих домах». Голубцов. Чиновники Моск. Усп. Собора, М., 1908, стр. 160.

[155] Сказание о Мамаевом побоище. Голубийский. Преп. Сергий и созданная им Троицкая Лавра. М. 1919, стр. 66, примечание.

[156] Димитрия архиеп. Месяцеслов, II., стр. 171 и примечание.

[157] По любви наших книжников XVII и начала XVIII вв. к словесным преувеличениям.

[158] Голубцов. Чиновники Моск. Усп. Собора, М., 1908, стр. 216.

[159] Если суббота Димитриевская случится 23 октября, когда положена служба со славословием, при которой на литургии не должно быть ничего заупокойного, тогда службу ап. Иакову можно перенести на воскресение 24-го, а минейную службу муч. Арефы с 14 октября перенести на субботу 23 октября. Если Димитриевская суббота случится 22 октября, когда у нас везде торжественно празднуется в честь Казанской иконы Божией Матери, или если в субботу случится храмовой праздник, то поминовение усопших следует перенести на предшествующий четверток, или на предшествующую субботу, например, с 22 октября на 20-е или на 15-е, соответственно уставным указаниям о перенесении заупокойной службы Вселенских родительских суббот при совпадении последних с праздниками.

[160] В субботу «Похвалы Богородицы, службы со славословием», а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. Смотри далее отдел «Девять нарочитых дней».

[161] Об этом будет сказано ниже в отделе «Послепасхальные будничные дни».

[162] В ближайшие годы после лихолетия в Москов. Успенском Соборе «после Фомины недели с понедельника на вторник» сам Патриарх совершал «панихиду большую... по новом исповеднике Ермогене патриархе Московском и всея Руси, и по архимандритех, и игуменех и по всех православных христианах, убиенных и пожженных, и в полон заведенных от безбожных Ляхов и Литвы, и тамо изнуренных и оскверненных и без покаяния нужне скончавшихся». Голубцов. Чинов. Моск. Усп. Соб., М., 1908, стр. 133.

[163] Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы Вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднества Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: «всему свое время... время сетовать и время ликовать» (III, 1,4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного. Строго храня некоторые нарочитые песнопения только для нарочитых дней и не допуская их употребления в другое время, церковный Устав и нарочитые, исключительные заупокойные песнопения двух вселенских поминальных суббот соблюдает только для этих двух суббот, разрешая их употребление только два раза в год (а стихиры на хвалитех только по одному разу).

Не может быть оправдано соединение во вторник Фоминой седмицы заупокойных песнопений с песнопениями попразднества Антипасхи, указуемым в Типиконе разрешением при совпадении субботы мясопустной со Сретением, совершать в самый день праздника полную заупокойную службу в усыпальнице, ибо в таком случае в усыпальнице должна быть исключительно заупокойная служба Триоди без единого Сретенского песнопения, а не какая-то мешанина заупокойного и праздничного. Никакой заупокойной службы, носящей пасхальный характер, отличный от других заупокойных служб, наш церковный Устав не знает, не одобряет и не разрешает.

[164] См. выше примеч. 71.

[165] Среди неизвестных усопших могли быть и неправославные. Их, конечно, погребали отдельно. Отличить православных от неправославных в те времена было нетрудно, ибо тогда все православные носили на себе кресты.

[166] Непосредственно за чином погребения совершается и панихида, чего в других случаях не бывает. Здесь такое соединение как бы в замену поминовения 3-го, 9-го и 40-го дней, которого, конечно, до сих пор не было по отпеваемым сегодня на скудельнице.

[167] По дониконовскому Уставу после возглашения на панихиде вечная память, читался трижды особый заупокойный тропарь: Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих с пятнадцатью поклонами.

[168] Голубцов А. П., Чиновник Новгородского Софийского Собора, М,, 1899, стр. 224-225. Срав. его же Чиновник Моск. Усп. Собора, М., 1908, стр. 138; его же Чиновник Холмогорского Преображ. Собора, М., 1903, стр. 133, 242; его же Чиновник Нижегородского Преображ. Собора, М., 1905, стр. 61.

[169] В Москве, например, крестное хождение на Божий дома в четверток перед Троицыным днем отменено синодальным определением 30 апреля 1763 г. Чиновн. Москв. Усп. Собора, стр. 226. Сравн. Чиновн. Нижегор. Соб. стр. 61.

[170] Товит, 1, 17.

[171] Там же, XII, 12-13.

[172] Память 10 янв. Скончался около 472-474.

[173] Димитрий Ростов. Минея Четья. Ианнуарий, М., 1897, стр. 181 —182.

[174] † 7 апреля 1540 г.

[175] Служба и акафист преп. отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотв. М., 1890, На стиховне великия вечерни слава.

[176] Там же, на Господи воззвах, стр. 4.

[177] Служба всем святым в земле Русской просиявшим. Канон, песнь 7, троп. 4.

[178] Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва после возгласа: в первых помяни 'Господи...

[179] Убогий — бедный. Дьяченко. Полный церк. слав, словарь, М., 1900, стр. 746.

[180] Убогий — чуждый. Там же.

[181] Обычай совершать поминовение недавно умерших в некоторые дни, ближайшие к их кончине, восходит к глубокой древности. Если в первые три века, когда не полагалось еще слишком резкой грани между мучениками и другими усопшими христианами, мы имеем сведения о поминовении лишь в годичный день по кончине, то когда с IV века постепенно стало усиливаться различие между теми и другими (см. Скабалланович, «Толковый Типикон», вып. 1, стр. 314-315), тогда для поминовения обыкновенных усопших, как нуждающихся в усиленных молитвах о них, устанавливается более частое поминовение их, особенно в ближайшее ко дню кончины время. В VII книге Апостольских постановлений (V в.) для поминовения усопших назначаются 3-й, 9-й, 40-й дни. Преп. Макарий Александрийский (+ 19 янв. 394 или 396 г.) говорит о поминовении усопших в эти дни, как о ПРЕДАННОМ ОТЦАМИ (Слово об исходе души).

По местам, не только на Западе, но и на Востоке, вместо 9-го и 40-го дня поминование совершалось в 7-й и 30-й дни. На Западе о поминовении в 7-й и 30-й дни говорит сакраментарий папы Геласия (+ 496); на Востоке — завещание преп. Ефрема Сирина: «Когда исполнится 30 дней по смерти моей, совершите по мне память, братия мои» (Твор., ч. 5, Сергиев посад, 1900, стр. 306). По уставу преп. Григория Хандэтийского (см. выше прим. 59) за умерших служили литургию в третий, седьмой и сороковой дни (Кекелидзе, указ, сочинение, стр. 478, примечание). Поминовение в седьмой день соответствует ветхозаветному предписанию: «Плач об умершем семь дней» (Сирах 22 11; ср. Быт. 50 10: «Сделал Иосиф плач по отце семь дней»). Поминовение 30-го дня также имело основание в ветхозаветной практике. И Аарона (ис. 20 29) и Моисея (Второз. 31, 8) сыны израилевы оплакивали тридцать дней.

Постепенно на Востоке для поминовения усопших были приняты 3-й, 9-й и 40-й дни, а на Западе —7-й и 30-й (Скабалланович, Толков. Типикон, вып. I, 315).

[182] Древние христиане называли день кончины днем рождения — dies natalis. Смирнские христиане пишут: «Мы собрали кости его (священномученика Поликарпа, † 167) и положили, где следует; туда мы стали собираться... праздновать день его мученического рождения» (γενεθλιον — день рождения). Цитата по Скабаллановичу, Толк. Типик., вып. I, 1968. И Тертуллиан († 220) свидетельствует: «Мы делаем приношение за скончавшихся в годичный день страданий pro natalitiis annua die» (Скабалланович, там же, 140). В соответствии с таким взглядом Церкви на день смерти и 51-е правило Лаодикийского собора (ок. 343 г.) говорит: «не подобает в четыредесятницу дни РОЖДЕНИЯ мучеников праздновати».

[183] «Егда совершается поминовение усопших: третины, девятины, сорочины, годины, или в иное время восхощет кто поминати родители своя, по вечерни бывает панихида, служба вся, якоже и на погребения, кроме стихир, блажени, апостола, евангелия и целования. В конце же службы или по отпусте ходят на гроб, поюще: Со духи праведных и прочая; священник молитву Боже духов и возглас Яко Ты еси воскресение, и отпуст по обычаю заупокой. Наутрие совершается святая литургия о усопших, и во святой литургии чтется апостол и евангелие дню и усопших... По заамвонной же молитве абие поют: Со духи праведных и прочая. Также диакон, кадя над кутиею, глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая, священник молитву Боже духов и по возгласе: Яко Ты еси воскресение и абие: Буди имя Господне. По отпусте же святые литургии ходят и на фоб паки, аце тамо близ есть, и таяжде поют и глаголют, яко и по заамвонной молитве и отпуст заупокой» (Деяния собора... М., 1905, лист 18-19). Давая эти указания о поминовении усопших, собор совсем не говорит о том, в какие дни может быть такое поминовение и в какие его нельзя совершать. В XVII веке такого вопроса не могло и быть. Тогда для русских людей, не только священнослужителей, но и мiрян, хорошо знавших не одну букву устава, но и понимавших и дух его, не могло быть никакого недоумения по этому поводу. Тогда все хорошо знали, в какие дни можно и в какие дни нельзя возносить заупокойные моления. Тогда знали и исполняли 169 правило Номоканона при Б. Требнике — помнили и считались с указаниями митр. Георгия о том, что в воскресение не должно петь литургию заупокой (Голубинский, История Русской Церкви, т. I, 2-я половина, М., 1904, стр. 456) и с разъяснениями митр. Киприана игумену Афанасию: «В НЕДЕЛЮ ЗА УПОКОЙ НЕ ПРАВИТИ, ниже в субботу вечера панихиды пети; в неделю же на проскомисании поминати умерших, тако же и в тайных молитвах невозбранно есть. Яко наставшему Великому посту, аще и случится кому от нас житья преставитися среди недели, певше над ним, гробу предати, А ПРАВЛЕНИЯ НИКАКОВА, НИЖЕ ПАНИХИДЫ ТВОРИТИ должно есть, разве в пятницу вечера, и в субботу поминание» (т. е. по скончавшемся в Великом посте среди седмицы должно ограничиться пред погребением чином отпевания — «певше над ним», а всякое другое поминовение, даже панихиду, следует отложить до поминального дня — субботы). Такожде и по всем пятницам Великого поста, КРОМЕ ПЯТЫЯ субботы и ШЕСТЫЯ. По Пасце же от Фомины недели за упокой правити лзе на всяк день. А В НЕДЕЛЮ ЗА УПОКОЙ ПОМИНАНИЕ ЧЕСТИ НЕ ЛЗЕ. (Голубинский, И. Р. Ц., т. II, 2-я полов., М., 1911, стр. 568-569).

[184] Типикон, глава 49. В неделю сырную вечера, второе ЗРИ.

[185] Патр. Алексий (1025-1043). Главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы освящен им самим 14 авг. 1034 г. Архиеп. Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. I, Владимир, 1901 г., стр. 158.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных