Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ 6 страница




[317] Надписание оглашения Златоуста на утрени 1-го дня Пасхи.

[318] Канон Пасхи, песнь 4, тропарь 3.

[319] Там же, п. 5, троп. 2.

[320] Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби... Тя славити. Стихира пред началом Пасхальной утрени (октоих, гл. 6, субб. вечера на стиховне, стихира 1).

[321] Ср. в Огласительном слове Златоуста: Никто же да рыдает о своем убожестве... никто же да плачет о прегрешениях, никто же да убоится смерти.

[322] Сохраняются только хвалитные псалмы (148-150) на утрени и вечерние на вечерне (140, 141, 128, 116).

[323] Даже один первый стих этого псалма, обычно поемый на полиелейной утрени после Евангелия, и тот, как по своему содержанию не соответствующий светлому торжеству, Пасхи, заменяется другими, более подходящими праздничными стихами: в Благовещение «Благовестите день от дне спасение Бога нашего...»; 23 апреля: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него».

[324] Скабалланович М. Н., проф. К уяснению некоторых особенностей страстных и пасхальных служб. Пастырское чтение, 1917, апрель, стр. 26. «Впрочем в Дамаскиновском пасхальном каноне есть два просительных обращения; но они совершенно необычного характера. Вот эти чисто пасхальные прошения: «Сам мя спрослави. Спасе, во Царствии Твоем» (троп. 3-й песни) и «О Пасха велия и священнейшая, Христе... подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тр. 9-й песни). Там же. Примечание 3.

[325] Ирмос 8-й песни канона Пасхи.

[326] Тропарь Пасхи.

[327] «Весь круг праздников, связанных с Воскресением Христовым, Церковь окружает поминальными днями, выделяя молитву об усопших из служб праздника, чтобы не омрачать его радости». Скабалланович. Христианские праздники. Кн. 5, Киев, 1916, стр. 133, примечание 179.

[328] Требник. Указ о провождении усопших во святую Пасху.

[329] Пение в данном случае, вместо заупокойных, кондака и икоса Пасхи более соответствует «Указу о провождении усопших на святую Пасху», в котором из заупокойного определенно назначается лишь ектения и молитва, под которой надо разуметь молитву на ектении: Божее духов, и молитву разрешительную. Все остальное, в том числе и кондак с икосом, должны быть пасхальные.

[330] См. например, Псалтирь с восследованием 7160 (1652) г. Глава 44. Како бывает в келье правильно ко светоносному Воскресению и во всю светлую неделю.

[331] Требник Петра Могилы, нарочито отметив, что в воскресение и праздничные дни не должно быть на литургии заупокойной ектении, хотя бы в храме находился гроб и в тот день предстояло погребение, далее продолжает: в проскомидии же и по Достойно тайно да поминает. НЕ ЗАПИНАЕТ БО ПРАЗДНИК ОСОБОГО И ТАЙНОГО О УСОПШЕМ МОЛЕНИЯ, ТОЧИЮ НАРОДНОГО. Часть 1, стр. 541.

[332] «Так как четыредесятница есть время всеобщего для христиан покаяния и исповедания грехов, то Св. Церковь всех их на это время подвергает как бы епитимии, которая в другое время налагается только на некоторых: именно предлагает верующим только чтение молитвословий и Слова Божия, но не дает им видеть совершения таинства Тела и Крови Христовых... Есть и другие причины такого установления. Литургия есть священнодействие торжественное. Возношение даров в таинстве Евхаристии показывает всю высоту благодатного дерзновения к Богу, на которую восходят верующие силою искупительной смерти Христовой и совершенного чрез нее удовлетворения за грехи их правде Божией. Но четыредесятница есть время сердечного сокрушения о грехах, совершенных нами, несмотря на все средства спасения нам данные, есть время скорби духовной, сетования и самоуничижения пред Богом. Поэтому Церковь неприличным признает и как бы не дерзает в сокрушении духа совершать в эти дни полную литургию, чтобы не смешивать печали с торжеством, самоуничижения с дерзновением». Иоанн архимандрит (епископ). Курс церковного законоведения, т. 1, стр. 459—461. Цитата из еп. Никодима. Правила Православн. Церкви с толкованиями, т. 1, СПб., 1911, стр. 537.

[333] Тим. 12.5.

[334] «Живущие ВКУПЕ и умершие празднуйте», приглашает, например, Святая Церковь в предпразднство Происхождения Честных Древ Креста Господня. На Господи воззвах, стихира 3.

[335] В древней Церкви имела широкое распространение практика публичного покаяния и публичного исполнения епитимий. Тогда нередко и свободные от епитимий христиане, движимые братскою любовию к согрешившим собратиям, как бы принимали на себя ту же епитимию, добровольно подвергая себя тем ограничениям (напр. пост), которые налагались на согрешивших, участвуя в усиленных благочестивых упражнениях (молитва, коленопреклонения) и добрых делах (милостыня), которые назначались в качестве епитимий согрешившим.

Также, когда, согласно практике древней Церкви, те, которые по каким-либо причинам (по болезни, нахождению в пути, во узилищи) не могли со всею строгостью исполнить все правила пощения в течение Великого поста, должны были как бы отпащиваться по окончании всех праздничных дней Пятидесятницы, то и собратия их по братской любви, дабы в христианском обществе не было резкого разделения, также отказывались на это время от скоромных снедей и добровольно постились вместе с теми, которые послепасхальным постом должны были восполнить допущенное ими ослабление поста предпасхального. Так было положено начало поста святых апостолов (Петровского).

[336] Одновременное соблюдение постов всеми православными христианами на всем земном шаре, одновременное празднование всех общехристианских праздников.

[337] Гал. 6,2.

[338] Кроме тех случаев, когда вечерня заканчивается литургией преждеосвященных Даров.

[339] Типикон и Триодион. Понед. 1 седм. Великого поста по окончании вечерни.

[340] Хотя 169 правило Номоканона наряду с временами, в которые «помины не бывают», упоминает и 1-ю седмицу поста, но оно разумеет здесь невозможность совершения в эту седмицу (как и во все дни четыредесятницы кроме суббот) заупокойной литургии, и сверх того неудобство (даже просто по продолжительности богослужения 1-й седмицы) совершения нарочито заупокойных и поминальных молений (напр. панихид). Но совершение общих кратких литий на первой седмице прямо предписывается уставом (Триодион и Типикон. Понедельник 1 седмицы в конце утрени).

[341] До понедельника Фоминой недели он совсем не употребляется, а далее, до субботы Пятидесятницы, в седмичные (с некоторыми исключениями) дни он будет употребляться не более одного раза в сутки на полунощнице.

[342] Типикон. Триодион. Надписание утрени Великого Пятка

[343] Как в честь святых, так и в честь Богоматери — Ее икон.

[344] Службы рядовых святых, память которых приходится на Великий Пяток, выпеваются заранее на повечериях Великого поста, на которых, начиная с понедельника 2-й седмицы и до пятка 6-й, поются:...каноны минеи имеющих прилучитися святых от субботы Лазаревы до недели Фомины (Типикон и Триодион. В понедельник 2-й седмицы постов). Храмовой же праздник по 46 главе о храмах переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы. Также и праздник Георгия Победоносца при совпадении с Великим Пятком переносится на понедельник Светлой седмицы.

[345] Церковный Устав, особенно старинные записи порядка служб, иногда праздничную икону называют одним словом «ПРАЗДНИК». И в просторечья доселе это слово употребляется в том же значении: «Поставить свечу ПРАЗДНИКУ».

[346] Об этом см. ниже в 3-й главе.

[347] Утр. Вел. Пятка на стиховне, 1-я стихира; вечерня Великого Пятка, на Господи воззвах, 1-я стихира.

[348] Утреня Вел. Субботы. Непорочны. Похвала 68.

[349] Митр. Моск. Филарет, по поводу просьбы одного лица о совершении панихиды в его домовом храме в годовщину кончины его матери, случившуюся в Великий Пяток, писал: «Кажется вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери, когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершит панихиду завтра (в четверг) пред литургией, а не в пятницу.» Письмо Митрополита Московского Филарета к преосвященному Леониду («Душеполезное чтение», 1883, февраль, стр. 253, и отдельно, М., 1883, стр. 39).

Этот случай очень показателен. Очевидно, еще сто лет тому назад московское духовенство хорошо знало, что в некоторые нарочитые дни не может быть заупокойных богослужений даже в порядке частной требы, даже в домовой церкви, хотя бы то по просьбе самого владельца этого дома, который поэтому и обратился с своей просьбой чрез преосвященного викария к Митрополиту Филарету и получил от последнего указанный ответ.

[350] За исключением редкого случая совпадения Великого Пятка с Благовещением.

[351] В монастырях, назначаемых для совершения в келиях.

[352] Один порядок соединения служб вседневных, другой — праздничных со славословием, или с полиелеем, иной со бдением и совершенно иной в посты.

[353] 4 апреля канон преп. «Иосифу леснописцу», песнь 6, троп. 1. Какое понимание немощей человеческих, какое снисхождение к ним! Разнообразие песнопений, между прочим, и для того, чтобы не дремали молящиеся!..

[354] От понедельника до пятка каждой седмицы 17-я кафизма ежедневно стихословится на полунощнице вседневной, которая опускается только в праздники со бдением, каковых, как уже было сказано, по нашему Уставу сравнительно немного. В субботы 17-я кафизма стихословится на утрени в качестве 2-й рядовой кафизмы. 17-я кафизма должна стихословиться и на утрени большей части воскресных дней года, о чем см. следующее примечание.

[355] По церковному Уставу полиелей в воскресные дни поется в течение трех месяцев осенью, от 22 сент. до 20 декабря, и от двух до семи недель зимою — от 14 янв. до недели сыропустной. Во все остальное время года на воскресной утрени, если не случится полиелейного праздника, должно стихословить непорочны. А по старым нашим уставам непорочны стихословились неопустительно на утренях всех воскресных дней года, даже и при совпадении с ними полиелейных праздников. В таком случае полиелейные псалмы не заменяли собой 17-ю кафизму, но их пели непосредственно по окончании псалма 118-го.

[356] Даже в Великом посту, когда вся псалтирь прочитывается дважды в седмицу, когда и праздничная 1-я кафизма читается в качестве рядовой в среду на утрени, одна 17-я кафизма исключается из рядового чтения в будничные дни и сохраняется только для суббот.

[357] В четверток 15, в пяток 19 и 20, а в субботу 16 и 17.

[358] На утрени ектения по кафизмам, на каноне праздничное «Поим Господеви», а не будничное «Господеви поим», на литургии — всегда изобразительные, а не будничные антифоны.

[359] По воспоминанию о праздновании этого дня в Ветхозаветной Церкви.

[360] Отдание рядового гласа. Поэтому в субботу на «Господи воззвах» почти всегда догматик рядового гласа, как и по тропарях богородичен воскресен рядового гласа. В храмах святых при славословии и полиелее на утрени поется Богородичен канон мимошедшей недели.

[361] На ней воскресный тропарь «Егда снисшел», воскресные тропари по непорочных — «Ангельский собор», воскресный светилен: «Свят Господь Бог», воскресная стихира «Преблагословенна еси», вход со Евангелием по славословии, что по старым уставам было характерным отличием каждой воскресной утрени.

[362] Проф. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, Киев, 1895, 1, 135.

[363] Голубцов. Чиновник Моск. Усп. собора, стр. 73, 208.

[364] Там же, стр. 177.

[365] Там же, стр. 28, 172.

[366] «А певчие диаки идучи поют согласие первое: «яко щедрый Господи», да потом «Блажени непорочни» с припевы, со стихи. И сице во весь год в ходех всегда бывает», Чиновн. Моск. усл. собора, стр 208.

[367] Типикон, глава 12. «О службе субботней егда поем Бог Господь». «Посем стихологисуем кафизму 17-ю блажени непорочнии. В НИХ ЖЕ КАДИТ СВЯЩЕННИК».

[368] Псал. 118, стихи: 17. 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 157, 159.

[369] Ст. 50.

[370] Ст. 77, 116, 144.

[371] Ст. 93.

[372] Ст. 175.

[373] Даже пасхальный тропарь «Христос воскресе», производящий такое неотразимое впечатление на первой пасхальной утрени в ночь Светлого Воскресения и на Пасхальной седмице, в последующие дни до отдания Пасхи выслушивается нами более спокойно, а иногда даже и равнодушно.

[374] См. выше прим. 4.

[375] Статия 1, припев 3.

[376] Статия 1, припев на и ныне.

[377] Статия 2, припевы 1 и 2.

[378] Статия 1, припев 2.

[379] Статия 1, припев 2.

[380] Статия 3, припев 1.

[381] Статия 3, припев 4.

[382] По непорочных воскресные тропари 2 и 3.

[383] Филипп. 1, 23.

[384] Погребение священническое, стихира глас 7.

[385] Заупокойный кондак «Со святыми упокой».

[386] Припев Благословен еси Господи заимствуется из 1-го стиха того же псалма.

[387] Погиблее овча аз есмь. Заупокойные тропари по непорочных, троп. I.

[388] Там же, троп. 2.

[389] Там же, тропарь 4.

[390] Конечный день воспомянем вернии. Светилен субботы Пятидесятницы.

[391] Не ниже полиелея, а также предпразднством и отданием Благовещения.

[392] Если будет память святого минеи, не более, как поемого на шесть.

[393] «Весь круг праздников, связанных с Воскресением Христовым, Церковь окружает поминальными днями, выделяя молитву об усопших из служб праздника, чтобы не омрачать его радость». Скабалланович. Христианские праздники. Книга 5, Киев, 1916, стр. 133, примечание 779.

[394] В Вел. Пяток и Вел. Субботу тропари Благообразный Иосиф... Егда снизшел... Мироносицы жены... на вечерне три стихиры на Господи воззвах и три стихиры на стиховне «Егда от древа». На утрени четыре стихиры на хвалитех и на и ныне: Преблагословенна еси...

[395] 178 раз, так как последние два стиха в каждой статии поются два за один, но зато повторяются по трижды.

[396] Напевы 2-го гласа.

[397] Апокалипсис, глава 19, стихи 1, 3, 4, 6.

[398] 3-го гласа, напр., кондак Рождества Христова «Дева днесь».

[399] Чин иноческого погребения.

[400] Стихи 1-72, 73-131, 132-176.

[401] Стихи 1-93, 94-131, 132-176.

[402] 38 раз.

[403] Как и сейчас, он предлежит, уготованный к погребению совершенно иначе, чем как уготовляются мiряне, — не просто облеченный во одежды своего звания, но спеленутый лентием, отрезанным от монашеской мантии.

[404] Псалом 16, 1.

[405] 1 Коринф. 4, 10.

[406] Падение иноков видят и мiряне, а о их покаянных слезах чаще всего не знают и собратия монахи.

[407] Вспомним трогательное сказание: Одному игумену явилась Богоматерь и сказала: «Поди, подбери валяющихся за оградой МОИХ свиней, а то замерзнут». Игумен пошел и нашел двух пьяных монахов.

[408] Разбойниче покаяние рай окраде. Октоих, глас 1. В неделю на утрени ипакои.

[409] 49 раз.

[410] Мф. 10, 32; Мр. 8, 38; Лк. 9, 26.

[411] Последняя служба предшествующего дня — 9-й час, если совершается не в притворе, а в храмах, не имеет даже особого отпуста, а первая служба наступающего дня — вечерня — не имеет обычного начала (трисвятое, Отче наш), а прямо после благословения священника следует: Приидите поклонимся...

[412] I Сол. 5, 17; Еф. 6, 18.

[413] I Сол. 5, 16.

[414] Апок. 7, 15.

[415] «Обряд» — от глагола «обряжать», «рядить».

[416] Торжество даже потому, что совершающие поминовение на деле исполняют усиленно проповедуемую Церковью заповедь о любви к братии.

[417] Монахиня Иулиания († 13 февраля 1948 г.), вдова известного профессора-востоковеда Бориса Александровича Тураева († 10 июля 1920), сообщала мне, что в наши дни некоему дано было увидеть во сне недавно умершего близкого человека и услыхать от него, между прочим, что поминовение весьма радует усопших, и особенно радует поминовение на проскомидии. «Мы тогда бываем как именинники, и другие нас поздравляют».

[418] Кроме каждения в начале утрени, еще восьмикратное каждение всего храма на каждой песне канона.

[419] Типикон о начале утрени в 1-й день Пасхи.

[420] По древнерусской терминологии «князь и княгиня».

[421] К сожалению, не соответствующий церковному пониманию интеллигентский взгляд на каждение как на обряд по преимуществу заупокойный, очевидно, стал причиною того, что этот знаменательный обряд совсем устранен из последований обручения и венчания, и что об употреблении каждения в этих случаях теперь позабыло и большинство священнослужителей.

[422] См., например, изданные проф. А. П. Голубцовым чиновники Московского Успенского собора, стр. 84; Новгородского Софийского собора, стр. 7, 151; Холмогорского Преображенского собора, стр. 69 и др.

[423] Там же, Московского, стр. 3; Новгородского, стр. 49, 12, 135; Холмогорского, стр. 164 и др.

[424] Каждение на заупокойных последованиях, как и при всяком богослужении, должно совершаться только в те моменты, где оно назначается уставом, или где оно принято по давнему обычаю. Так, хотя устав не отмечает нарочито, но обычно все заупокойные ектении сопровождаются каждением. Такая практика отмечается в старинных записях соборной службы, например, в чиновнике Новгородского Софийского собора: «диакон... глаголет заупокойные ектении... с кадилом» (стр. 149); в чиновнике Холмогорского собора: «диакони глаголют ектении с кадилом» (стр. 66). Но только во время произнесения ектении и должно быть употребляемо кадило, а по возгласе его следует отложить до следующей ектении. Такой именно порядок указывается в древнерусских соборных чиновниках: «диакони ектению говорят с кадилом, и по возгласе, покадив архиерею, ОТДАЮТ КАДИЛО» (чиновн. Холмогор. собора, стр. 65) и в современном издании особой книжицей: «Последования парастаса, сиречь великия панихиды» (СПБ, 1913) также определенно указывается: «диакон... кадит... глаголя ектению великую. Такожде кадит и на прочих ектениях» (стр. 2), — ТОЛЬКО НА ЕКТЕНИЯХ, а не во все время панихиды. Установившаяся же по местам практика совершения каждения во все продолжение заупокойного богослужения, обращаяющаяся в непрерывное МАХАНИЕ, иногда даже пустым кадилом, не имеет основания ни в уставе, ни в древней практике, трудно указать и смысл для нее. Не в этой ли непрерывности каждения при заупокойных богослужениях, чего ни при каких других службах не бывает, надо искать корень того интеллигентского отношения к одному из торжественнейших и важных обрядов, о котором упомянуто выше. Махание же пустым кадилам — это извращение смысла глубокознаменательного символического действия. Дело не в махании, хотя бы даже и пустой кадильницей, а в воскурении фимиама, и если невозможно иметь (например, при продолжительном шествии с гробом) кадильницу с возжженным углем и курящимся фимиамом, — лучше ее совсем отложить.

[425] Типикон, глава 24: О вжигании свещ в праздники Господние и Богородичные, и глава о вседневном вжигании свещ.

[426] Так по уставу должно быть во все праздники, начиная от полиелейных, когда в начале пения псалма 134: Хвалите имя Господне не только священнослужители, но и все молящиеся должны возжечь свечи и стоять с ними до 3-й песни канона. В праздник же со бдением они должны снова возжечь свои светильники пред 9-й песнью и стоять с ними до конца утрени. К сожалению, у нас теперь это не соблюдается, и с возжженными свечами все богомольцы стоят только на утренях недели Ваий, Вел. Пятка, Вел. Субботы и Пасхальной.

[427] Которые также увенчаны крестом и к которым отчасти переносит мысль канунница.

[428] «ИМЕНИННИКОВ», «ПРАЗДНИЧНЫХ» (в некоторых местностях об именинниках и о тех, у кого какой-либо праздник, говорят: «Он сегодня праздничный!»).

[429] Св. Равноапостольный Константин Великий первый показал в этом отношении пример, поставивши над гробом св. ап. Петра крест из чистого золота. Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, стр. 1338, примечание 2.

[430] Галат. 2, 19.

[431] См., например, указ Ивана Васильевича Грозного Владимирскому духовенству о князьях, почивающих во Владимире, и, в частности, о почивающих во Владимирском Успенском соборе (Прот. А. Виноградов. История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. Владимир, 1891, стр. 32). Ср. также неоднократные указания, например чиновника Новгородского Софийского собора о рассылке властей для служения панихид на гробах святителей и князей во дни их памяти и в дни общих поминовений, и о поставлении кануна и кутии на каждой гробнице. Голубцов. Чино. Соф. собора, стр. 41-43 и мног. друг.

[432] У нас обычно для кутии пшеница или рис СМЕШИВАЮТСЯ с фруктами или конфетами (мармеладом). Но это не соответствует тому, что об устроении кутии говорится в 3-й главе Типикона. По уставу кутия, это не беспорядочное смешение зерен со сладкими плодами. Кутия — ЭТО ВАРЕНАЯ ПШЕНИЦА, СМЕШАННАЯ ТОЛЬКО С МЕДОМ, и сверх того РАЗЛИЧНЫМИ СЛАДКИМИ ОВОЩАМИ УКРАШЕННАЯ, т. е. красиво, изящно убранная. О кутье, например, в старинных записях соборной службы в Новгородском Софийском соборе говорится: КУТИЯ НАРЯДНАЯ С ЯГОДЫ И С САХАРОМ» (Голубцов. Чиновник Новгор. Соф. соб., стр. 38). Для христиан самое лучшее украшение святой крест. Поэтому там, где понимали дух церковного устава и где берегли церковные традиции, там кутию поверх вареных и услащаемых медом зерен украшали изображением креста, чаще восьмиконечного и с голгофою, сложенного из сладких овощей, например из изюма. Иногда крест составлялся из сладких овощей, соответственным образом нанизанных на тонкие палочки или проволочки, и поставлялся над кутиею, чем еще больше напоминалось о намогильном холме с увенчивающим его крестом.

[433] По церковным правилам, если христианин увидит на земле случайно начертанный крест, он должен его разметать, чтобы не попирать ногами священное знамение нашего спасения (см. 73-е правило 6-го Вселенского Собора).

[434] Иногда это был стол продолговатый и напоминал гроб. В чиновнике Холмогорского собора записано: «Стол покрыт фатою поставляется вдоль ко алтарю во образ гроба», стр. 229.

[435] Как упоминаемый в предшествующем примечании.

[436] В древней Руси иерей, возлагая на себя епитрахиль, непременно возлагал и поручни. Так поступают и ныне там, где ревнуют о хранении древних традиций.

[437] На вечерне при пении Господи воззвах священник ИЗМЕНЯЯ священническую одежду исходит и кадит. Триодион.

[438] Поему же сему (Воскресни Боже), извлачаются иереи и диакони от одежд и облачаются в белые. Типикон и Триодион.

[439] Об этом см. выше о пении непорочных.

[440] Черный цвет, строго говоря, неизвестен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Черный цвет — цвет безнадежной и, следовательно, нехристианской грусти. Белые ленты на черном еще более подчеркивают эту безнадежность, повергают едва не в уныние. Сочетания белого с черным Церковь не знает. Даже священные изображения и надписи на черных одеяниях великосхимников по указанию чина пострижения должны быть не белые, а червленые, т. е. красные! Так Это и устроялось в древности. В древней Руси последование страстей и богослужения Великого Пятка и Вел. Субботы совершались в темно-багряных ризах, напоминавших о пролитой за нас Божественной крови. Иногда даже утреня Великой Субботы совершалась в белом облачении. В Уставе церковном, принадлежащем Авраамию Палицыну и предложенном им в Троице-Сергиеву Лавру, впоследствие находившемся в числе рукописей Москвы Синод, библиотеки, между прочим, читается замечание, что в Вел. Субботу на утрени, когда совершалось «надгробное величание у Троицы в Сергиеве, прежде сего бывали белые ризы; игумен же Порфирий (вероятно первый, 1521—1524) уставил постные» (Горский и Невоструев. Описание Синод, рукописей, стр. 335).

Черный цвет проник к нам с сентиментального Запада с его обмiрщенным христианством. В допетровской Руси и в мiрском обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье.

Обычай носить траур в смысле одеваться во все черное — западный мiрской обычай. С конца XVII века, когда стало усиливаться у нас влияние запада, он стал проникать и в Церковь, перенося мiрское понимание траура не только на заупокойное богослужение, но и на Великий пост, и на дни страданий и смерти Спасителя, хотя по церковному взгляду эти дни — Пасха, только Пасха крестная.

[441] Так, например, в Москов. Успенском соборе при патриархе Никоне в субботу мясопустную на панихиде и на литургии было облачение «рядовое», т. е. то самое, которое употреблялось во все рядовые, непраздничные дни. Литургию патриарх служил в зеленом саккосе, а накануне панихиду в белом. Чинов. Моск. Усп. соб., стр. 241.

[442] По чиновнику Московского Успенского собора для всех воскресных дней назначается белое облачение.

[443] Известно, что Нонна, мать св. Григория Богослова, провожала смертный одр своего другого сына Кесария в белом праздничном платье, как знавшая, что смерть для христианина есть не проклятие, а венец.- Жизнь и труды св. отцев. СПБ, 1891, 417.

[444] Например, Маркова глава — аще 24 февраля случится в понедельник 2-й седмицы Великого поста.

[445] Если даже почему-либо на литургии неопустительно должно быть по три чтения из апостола и Евангелия, то два из них соединяются и чтутся «два за един», так что в общем остается не более двух чтений.

[446] В особенности у восточных творцов.

[447] Но блаженны и изобразительны, как и праздничные антифоны, можно не относить к самой литургии, началом которой по существу является момент малого входа. В древности литургии очень часто предшествовали торжественные литии вне храма, крестные хода, во время которых пелись три антифона (срав. в 79-й главе большого требника Последование и различные литии и бдения молебнов, состоящие из трех антифонов). Окончание антифонов приноравливалось к возвращению в храм, вход в который и был началом литургии. Об этом доселе напоминает нам малый вход.

[448] На литургии могут быть прочитаны не относящиеся к данному дню апостольское и евангельское зачало только в том случае, если ради предстоящего праздника нужно будет прочитать «напереди» рядовое зачало того дня, когда будет праздник. Апостольское и евангельское чтения, назначаемые по месяцесловному указанию, никогда не переносятся на ин день без перенесения на тот же день соответствующей службы. Никогда также не читаются на литургии апостол и Евангелие минейных служб, перенесенных на повечерие.

[449] Назначение на субботу и неделю пред Воздвижением особых апостола и Евангелия, которым в тот день по большей части не бывает соответствующих тропаря и кондака, как и полное отсутствие тропарей и кондаков при соединении литургии с вечерней — только исключения, точно оговоренные в уставе и не отменяющие общего правила, а подтверждающие его.

[450] Лишь в качестве исключительной особенности, никогда более не повторяемой, в три величайших праздника: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления, в один церковный день литурпия совершается дважды: в навечерие праздника после праздничной вечерни и порану в самый праздник.

[451] Игнатия Богоносца послание к Филадельфийцам, § 4.

[452] В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.

Боковым алтарям у нас обычно усвояется название «придельных». Но «придел» — это то, что «ПРИДЕЛАНО» к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский — Василия Блаженного — собор в Москве), но это и были действительно «придельные», т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы «в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти» (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт — «придельные попы». В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные «поповские клиросы», и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях.

[453] Например, если в одном приделе совершается храмовая служба, а в другом вся служба (а не одна литургия) будничная. Или в одном приделе совершается праздничная служба, например Покрову, а в другом будничная служба ап. Анании и преп. Романа. Если же в храме отправлено только одно праздничное бдение, то и все литургии, сколько бы их ни было совешено в том храме в тот день, все должны быть праздничными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных