Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ 7 страница




[454] Например, в иерейском месяцеслове на среду назначается служба с акафистом Успения Пресвятой Богородицы, тогда как и в псалтири следованной и в канонике служба Пресвятой Богородице Одигитрии; в конце вечерних молитв призывание многих святых, по преимуществу южнорусских, чего нет ни в псалтири следованной, ни в канонике, ни в правильнике; особые молитвы для проскомидии, причем нет даже определенных указаний, в какой именно момент проскомидии должно читать эти молитвы; и прошения для литургии — чего также нет ни в одной из основных богослужебных книг. В прежних изданиях иерейского молитвослова помещалась евхаристическая молитва из литургии Амвросия Медиоланского, в качестве предпричастной. В последних изданиях она исключена... Для субботы в иерейском молитвослове назначается особая, произвольно составленная служба за упокой, в которой собраны и песнопения октоиха разных гласов (седален 4-го, канон 2-го, утренние стихиры 6-го) и совершенно исключительные, только для двух вселенских суббот предназначенные стихиры с Господи воззвах и даже один только раз в течение года разрешаемые к употреблению 3-я и 4-я стихиры хвалитны мясопустной субботы, среди них та, которая характерна для этой субботы (Христос воскресе..., о чем было сказано ранее). К сим двум стихирам 8-го гласа без указания другого гласа присоединяется 3-я стихира «Болезнь Адаму...» И в Триоди, где она помещена в качестве славника, она предназначается для пения на 6-й глас, и в октоихе она помещается в 6-м гласе, также в качестве славника утренних стиховных стихир. В молитвослове иерейском, не имея указания своего гласа и примыкая непосредственно к предшествующим стихирам 8-го гласа, стихира «Болезнь Адаму», очевидно, предназначается для пения на тот же 8-й глас. Это совершенно невозможно и безграмотно с точки зрения Церковного устава, который никогда не допускает произвольной перемены гласов для песнопений, при написании их предназначенных на определенный глас. Кроме того, вопреки определенному предписанию Устава о том, что даже В ПЯТОК ВЕЧЕРА НИКОГДА ЖЕ, кроме двух вселенских суббот, поется аллилуйя, молитвослов иерейский устанавливает для всех случаев, когда будет справляться составленная служба об усопших, петь на вечерне «аллилуйя» с заупокойными стихами.

[455] См., например, чиновники Холмогорск. собора, стр. 65, 67, 181.

[456] Даже при совершении чина над кутиею в память усопших на литургии (см. в служебнике) «Вечная память» не возглашается, но непосредственно за возгласом священника «Яко Ты еси воскресение...» поется «Буди имя Господне...»

[457] С точки зрения истории богослужения в первой части литургии в этом месте может быть только многолетствование здравствующим.

В древней Византийской Церкви с моментом входа совпадало первое вхождение в храм патриарха и императора. Клир и певцы приветствовали входивших многолетствованием. Это многолетствование здравствующим, занесенное в наш чиновник архиерейского священнослужения и имевшее наименование «выкличка», в прежнее время возглашалось на литургии пред последним кондаком. С восстановлением патриаршества «выклички» стали отличительной особенностью служения патриаршего, на коем в этом месте в знак общения Православной Русской Церкви со всеми восточными патриархами возглашается всем им многолетие, каждому в отдельности.

Но мог быть один случай, когда в этом месте литургии пелась и «вечная память».

В древней Руси при погребении архиерея гроб почившего святителя на малом входе вносился в алтарь и поставлялся пред престолом. Почивший святитель как бы сам в последний раз священнодействовал. Естественно было в положенный момент наряду со служащими архипастырями многолетствовать и почившего, и конечно заупокойным многолетием — «вечная память». Но этот исключительный случай не дает никаких оснований, не дает никому права на внесение в чин литургии не предусмотренного уставом пения «Вечная память» в других случаях.

[458] Послед. погребения, стихира «Зряще мя безгласна».

[459] Литургия, молитва 3-го антифона; ср. Мер. 18, 19-20.

[460] Должно обратить внимание на одну литургийную подробность, подтверждающую то основное положение, что литургия никогда не должна быть переобременяема сверх указанных уставом дополнительными молениями и песнопениями, тем более перечитыванием многих имен.

На сугубой ектении вечерни и утрени присоединяется прошение «О милости, жизни... рабов Божиих». Это прошение употребляется и на молебне. Там оно имеет «имя рек» и там на нем могут быть читаемы заздравные помянники. Вечерня и утреня — службы общественные и потому на них то же самое молебное прошение не имеет «имя рек», а вместо него общая формула: «рабов Божиих, братии святаго храма сего». Это показывает, что за вечерней и утреней Устав церковный не предполагает гласного чтения заздравных помянников. Впрочем, молебное употребление этого прошения и удобство включений в него живых может быть и допускает некоторую возможность при каких-либо исключительных обстоятельствах присоединения на нем и на вечерне и на утрени имен живых, например, в женских обителях имени настоятельницы. На литургийной сугубой ектении этого прошения или подобного ему, в которое можно было бы включить имена живых, совсем нет. Это, конечно, потому, что по рассуждению Св. Церкви после поминовения на проскомидии и ввиду предстоящего поминовения по освящении Св. Даров на литургии нет необходимости в гласном поминовении кого бы то ни было. Достаточно общих формул, которые на литургии несколько расширяются, как о живых — поминовением главным образом непосредственных совершителей таинства, нуждающихся в усиленной молитвенной помощи предстоящих сомолитвенников, о братиях наших священшщех, священномонасех, так и об усопших поминовением предстоятелей поместных Церквей в знак общения Православных Церквей, и тех, кто своим покровительством Церкви давал ей возможность с полным спокойствием и во внешнем мире приносить святое возношение.

[461] Есть одно исключение — вечерня в день Пятидесятницы. Но для этого есть исключительные причины. А освящение воды в навечерие Богоявления совершается собственно не после литургии, а после праздничной вечерни, с которой соединяется литургия, и это тоже исключение.

[462] Сравн. Воскресение Христово видевше, Светлея, светися, О Пасха велия, читаемые священнослужителями по причащении.

[463] См. соборные чиновники, изданные проф. А. П. Голубцовым. И до последнего времени, например, Московский Успенский собор — матерь русских церквей» и Троице-Сергиева Лавра, храня древние порядки, даже в престольные праздники не совершали молебнов после литургии, ограничиваясь только торжественным молебном после малой вечерни накануне праздника.

Наш церковный Устав считает вполне законным желание верующих в праздник после всего круга праздничного богослужения в конце литургии еще раз вспомнить и прославить Виновника праздника. Но это прославление должно быть насколько возможно кратким. Типикон узаконяет в конце праздничной литургии совершение чина «благословения колива, приносимого в церковь в честь и память Господских праздников или святых Божиих». В древней Руси, как уже было отмечено, ни одного великого, особенно храмового праздника, не обходилось без принесения в храм праздничного канука — колива и меда.

У нас теперь кутия сделалась принадлежностью исключительно заупокойного богослужения и совершение чина над кутией в праздники может вызвать только смущение, хотя следовало бы принять меры к его восстановлению. Но применительно к этому чину в конце праздничной литургии может быть совершаемо краткое моление в таком, примерно, порядке.

После заамвонной молитвы все служащие исходят на средину храма к поставленному здесь аналою с праздничной иконой. Как при совершении чина над кутией, поют в праздники Господские и Богородичные тропарь, Слава и ныне, кондак; в праздники святых — тропарь, Слава — кондак, И ныне — Богородичен воскресный во глас кондака. Затем — после соответствующего диаконского возглашения предстоятель читает молитву празднику (см. книгу «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым...» Петроград 1915) После молитвы поется величание, во время которого священнослужители прикладываются к иконе праздника. За величанием следует Буди имя Господне, и обычное окончание литургии. Аналой с праздничной иконой поставляется так, чтобы богомольцы, подходя ко кресту, могли приложиться к иконе.

[464] Типикон, глава 2, в конце Чин о панагии, бываемой во обителях во вся дни.

По воспоминанию о том, что первый раз Таинство Причащения совершено во время трапезы на Тайной вечери, и о обыкновении первых христиан соединять Евхаристию с вечерями любви, наш церковный Устав рассматривает трапезу как продолжение богослужения, как завершение литургии.

Но кроме воспоминаний исторических есть и другие серьезные причины, по которым Устав церковный старается насколько возможно сократить окончание литургии, устранить всякие дополнительные моления после нее (даже последняя заключительная служба суточного богослужения — 9-й час — относится к вечеру) и приблизить трапезу к причащению. Эта причина — материнская забота Церкви о своих чадах, ее снисхождение к нашим немощам.

Совершившие долгий труд молитвенный, присутствовавшие (предполагается) за всеми продолжительными службами утренними и дневными (полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и литургия с различными молебствиями, которые могли быть после утрени и перед литургией), исполнившие, кроме того, и келейное правило, усиленное для причастников, пребывавшие долгое время неядшими, теперь нуждаются и в подкреплении сил телесных. Поэтому, лишь только вкусили они Пищи небесной или приняли антидор, как почти сейчас же Церковь приглашает их к трапезе со снедениями земными, тоже во славу Божию предлагаемыми. Ввиду этого после причащения возносятся лишь немногие заключительные и благодарственные моления. Даже благодарственных молитв по причащении сравнительно немного, они по крайней мере раз в 7 короче последования ко причащению. Псалом 33 в конце литургии нужен ради раздаяния антидора, как и псалом 144 по отпусте для того, чтобы со священным пением совершать исхождение (своего рода литию) из храма в трапезу. И молитвословия перед началом трапезы сокращены до минимума. Здесь нет и особого начального возгласа — он и не нужен, ибо это продолжение богослужения, начатого в храме. Здесь поется всего одна «Молитва трапезы» «Отче наш», затем краткое благословение ястий и питий и вкушение их при чтении житий святых или святоотеческих поучений. Зато по вкушении, когда все отдохнули и подкрепились, совершается довольно сложный и сравнительно не краткий чин о панагии, в состав которого, кроме специально благодарственных молитв Дающему пищу всякой плоти, Давшему и нам брашна в веселие, Насытившему нас земных благ, входит возношение просфоры в честь Богоматери, соединяемое с рядом славословий и молитвенных обращений к Ней, псалом 121, Трисвятое и ряд дневных или праздничных тропарей и, наконец, заключительное славословие Милующему и Питающему нас от Своих богатых щедрот.

[465] Трисвятое и Отче наш, а за возгласом священника, начинающегося прямо с «Приидите поклонимся», и псал. 90.

[466] Т. е. после начального возгласа — Трисвятое.

[467] У нас за последнее время отвыкли совершать панихиды накануне дня поминовения и любят совершать их в самый день поминовения. В таком случае, в соответствии с предписаниями Устава и с древней традицией, приличнее совершать панихиду пред литургией. Такое именно предписание дается в Требнике Петра Могилы: «Вестно же буди, яко аще вчера не отпеша парастас, то поутрени пред Божественной литургией поется». Требник П. Могилы, часть 1, лист 890.

[468] Т. е. так же, как и поминовение за богослужением святых угодников Божиих по имени совершается, например, на отпусте только тех, память которых в данный день празднуется, а все остальные святые поминаются лишь общей формулой «и всех святых».

[469] И название «обедня», обычно усвояемое литургии, характеризует ее, как службу непосредственно предшествующую обеду без каких-либо промежуточных богослужений.

[470] Типикон, глава 58, в конце, «зри» 1-е.

[471] Типикон и Триодион. Неделя сырная после вечерни, 2-е «зри».

[472] Если, например, кто-либо скончался а пяток 1-й седмицы Великого поста, то хотя 3-й день приходится на воскресение, когда бывает полная литургия, но поминовение 3-го дня переносится на предшествующую субботу 1-й седмицы, которая будет 2-м днем по кончине, поминовение же 9-го дня совершается в субботу 2-й седмицы, которая и фактически будет 9-м днем. Или, если кто-либо скончался, например, в субботу 1-й седмицы Великого поста, то поминовение 3-го дня совершается в субботу 2-й седмицы на 9-й день, а поминовение 9-го дня совершается в субботу 3-й седмицы, т. е. на 15-й день, хотя в самый 9-й день, который будет в неделю 2-ю Великого поста, совершается полная литургия, но на ней ради воскресного дня не может быть ничего заупокойного, ни гласного поминовения усопших и, очевидно, не должно быть и панихиды.

[473] В 5-ю субботу праздника Похвалы Богородицы со славословием, когда не может быть заупокойной литургии. А в следующие субботы — Лазареву и Великую — совсем не может быть никакого гласного поминовения усопших.

[474] Поминовение 40-го дня скончавшегося в Великом посте не может быть приурочено к великопостным субботам, так как до исполнения 40 дней от начала поста будет уже праздник Похвалы.

[475] О сорокоусте см. во 2-й главе.

[476] «В великом посте в простые дни освящения церкви не творим ни которым храмам КАЧЕСТВА РАДИ ПИЩНАГО, ДА НЕ РАЗРЕШИМ ни рыбу и вино и масло». Большой Требник, глава 108. Указ о храмах, когда святити или не святити.

[477] С полиелеем, ибо в праздники меньшие литургия Преждеосвященных не совершается.

[478] Служебник. Литургия Преждеосвященных.

[479] Типикон, 15 ноября.

[480] Применительно к перенесению заупокойной службы в усыпальницу, если суббота мясопустная случится 2-го февраля.

[481] Впрочем, должно отметить, что устав последования погребения не предполагает непременно следования его за литургией. По требнику исследование погребения совершается самостоятельно, независимо и не в связи с каким-либо общественным богослужением (ср. сказанное выше о совершении после литургии каких-либо исследований).

[482] Правильнее было бы с благословения архиерея.

[483] Кроме того, он употребляется только на панихиде в качестве тропаря и в октоихе в субботу 8-го гласа в качестве 3-го седальна по 2-й кафизме.

[484] Не ктому боюся в землю возвращения (Октоих, глас б, неделя, Песнь 5, Канон 1, тропарь 2). Да не боимся общия смерти, рода человеческаго Жателя, но погубителя человеком. Смерть бо истинно не яже разлучает душу от телесе, но яже разлучает душу от Бога (Слово св. Кирилла Александрийского «О исходе души». Псалтирь Следованная, глава 35).

[485] Чин на разлучение души от тела, молитва 2.

[486] Яков страх и трепет и подвиг и нужду имать видети душа, егда телесе разлучается. Приходят бо на нас воинства и силы небесный и сопротивных сил тьмы начальницы, миродержители лукавства, мытареначальницы и испытателие и делосказателие воздушнии и с ними человекоубийца диавол, иже в злобе сильный, егоже язык, яко бритва изощрена, о немже глаголет пророк: стрелы сильного изщрены со угльми пустынными. И приседит яко лев во ограде своей, змий великий, отступник, ад расширяли уста своя, князь власти тьмы, имеяй смертную державу, и образом неким судяй души, нанося и исчитая вся мною содеянная в деле и слове, яже в ведении и неведении беззакония и грехи от юности, даже до дне конца в оньже взяхся испытуяй. Прочее яков страх и трепет чаеши души имети в день он, зряще страшных и дивих и жестоких и немилостивых и безстудных демонов, аки муринов мрачных предстоящих, яко и самое видение едино лютейшее есть всякия муки, ихже зрящи душа смущается, волнуется, болезнует, мятется и спрятается, к Божиим Ангелам прибегающи... Душа сия и вящая и множайшая сих зрящая, яковый страх и трепет и тороп мнятся имети, дондеже нареченное приидет и освобождения ея будет: оный час есть болезнен и бедный и много стонен и безутешен, дондеже узрит, что будет. (Слово Кирилла Александрийского об исходе души).

Должно обратить внимание на то, что это слово помещается в Псалтири Следованной (глава 35 Псалтири, издаваемой в лист,— в позднейших изданиях меньшего формата его нет), книге, которая предполагается, должна быть келейной, настольной, ежедневно употребляемой каждым умеющим грамоте православным. Следовательно, предполагается и слово об исходе души должно быть часто прочитываемо каждым православным.

[487] Канон на исход души. Песнь 3, тропарь 1.

[488] Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 5.

[489] Ектения просительная.

[490] Напр. в молитве Субботней полунощницы: Да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ю ангели твои светлии и пресветлии. В старинных богослужебных книгах есть особый Канон святому Ангелу, грозному Воеводе, хранителю всех человеков, от Вседержителя Бога посылаемаго по вся человеческий души, возвести к Богу, а тело персти отдати. Этот канон рекомендуется читать ежедневно: Ты же, человече, не забывай смертной чаши, пой по вся дни канон сей.

[491] Например, в канонах повечерия Октоиха, читаемых на повечерии... Егда хощет душа моя разлучится от плоти... свободи мя руки ненавидящих мя, Богородице... (гл. 3, понедельник, песнь 6, тр. 1). Смертнаго часа убоявся... Тебе припадаю: спаси мя, Отроковице от сети ловящих (гл. 3, вторник, песнь 7, тр. 2). О Дева благая! О мiра радосте и прибежище! О хранительница верных и избавление скорби! Ты предстани ми в час смерти и избави от бесов, ищущих растлити мя (гл. 3 пяток, песнь 9, тр. 1). Егда повелением Божиим от временны жизни отыти хощу, Пречистая, бесовской руки покажи мя высша (гл. 5, среда, песнь 1, тр. 3). Егда хощет душа моя разлучитися от окаянного моего телесе, невидимых враг томительства избави мя, Богоневесто (гл. 5, среда, песнь 9, тр. 4). И ныне и тогда Твою помощь да обрящу, Чистая, в час воньже изыдет дух мой... избави мя бесовского мучительства... и не остави мене... предану бьгти им (гл. 6 вторник, песнь 9, тр. 3). ВСЕГДА ТЯ, ПРЕНЕПОРОЧНАЯ, МОЛЮ: в час смерти предстани ми... (гл. 7, понедельник, песнь 3, тр. 3). В час мя страшный смертный Ты исхити оглаголающих демонов и всякия муки (гл. 1, Неделя, Полунощница, по 6-й песни седален Богородичен).

[492] Молитва на повечерии: «Нескверная, неблазная»...

[493] Канон на исход души, песнь 1, тр. 1.

[494] Там же, песнь 6, тр. 1.

[495] Там же, песнь 7, тр. 1.

[496] Сравни с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».

[497] Пс. 69, ст. 3.

[498] Пс. 142, ст. 2.

[499] Пс. 142, ст. 3.

[500] Канон на разлучение души, песнь 4, тр. 3.

[501] Там же, п. 1, тр. 1.

[502] Там же, п. 8, тр. 1.

[503] Там же, п. 3, тр. 1.

[504] Там же, п. 3, тр. 2.

[505] Там же, п. 3, тр. 4.

[506] Там же, п. 6, тр. 2.

[507] Напр. в учебном часовнике, изданном в Москве при. патриархе Иоасафе в лето 1640.

[508] В древних греческих рукописях эти каноны также называются творениями Андрея Критского и Иоанна Евхаитского.

[509] Даже заупокойные тропари поются на 2-й глас (Помяни Господи), 8-й (Глубиною мудрости) или 4-й (Со духи праведных).

[510] Строй последования по исходе души, как сокращенной панихиды, очень сходен со строем сокращенного молебна, совершаемого в пяток вечера 1-й седмицы Великого Поста. Тогда Святая Церковь также с одной стороны считает необходимым нарочито прославить Св. муч. Феодора, а с другой, снисходя к немощи молящихся, утомленных продолжительными службами всей седмицы и самого пятка, и ослабевших от строгого поста, насколько возможно сокращает чин молебна, опуская катавасии, ектении, даже Евангелие. В этих двух случаях Церковный Устав дает как бы некоторый образец того, как при известных обстоятельствах можно сокращать те или иные последования, сохраняя существенное, так чтобы получалось лишь сокращенное последование, а не жалкие обломки его.

[511] Термин «новопреставленный» употребляется в требнике Петра Могилы, но не в последованиях погребения, а при указании того, как совершать в праздник на литургии поминовение в тот день погребаемого.

[512] Различные именования усопших.

Попутно должно отметить, что нередко употребляемые у нас в отношении к усопшим и другие эпитеты: отрока, девицы, жены, болярина, воина, убиенного, усопшего, сгоревшего и под. также не имеют твердых оснований в богослужебных книгах. Лишь некоторые из этих терминов употребляются в общих поминальных формулах, в каноне суббот Мясопустной и Пятидесятницы, да в древнем синодике, назначавшемся для келейного употребления. А в требнике Киевского издания в конце последования погребения мiрских человек замечено: Ведомо буди, яко сицевый образ бывает и о усопших женах... Сие убо последование, якоже выше речеся поется и о женах, и о отроцех православных, изменяему токмо имени мужеску полу или женского раба Твоего или рабы Твоей, а НЕ ИНОЕ. Согласно этому замечанию при имени усопшего не должно быть каких-либо терминов вроде «отрока» и подобн. К имени усопшего должны быть прибавлены только обозначения тех служений, на которые были возведены Церковью чрез особые чины Церковные и по которым они именовались и при жизни, как-то «чтеца» (имевшего посвящение в это звание, посвященного в стихарь, а не всякого читавшего в церкви или исполнявшего псаломщические обязанности), диакона, иерея, епископа, монаха, и т. д. К имени усопшего младенца должно прибавлять это слово, так как и особое последование младенческого погребения, в котором всякий случай «имя рек» предваряется словом «младенец».

[513] Книга 6, гл. 5.

[514] Евр. 4, 12.

[515] Срав. ниже рассказ иеросхимонаха Парфения о чтении им Св. Евангелия за одно близкое ему лицо и примечание 336.

[516] Следует ли читать псалтирь при гробе усопшего в дни Пасхальной седмицы? Устав Церковный совсем отменяет в эту седмицу чтение псалмов, даже тех, которые входят в состав ежедневного богослужения в качестве основных частей его за исключением лишь вечерних 140, 141, 129 и 116 и утренних 148, 149 и 150, заменяя все опущенное пасхальными песнопениями. В монастырях, где «неусыпное» чтение псалтири, оно совсем прекращается в пасхальную седмицу. В соответствии с этим может быть на Пасхе у гроба усопшего не следует читать псалтирь, заменяя ее или чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия даже и у гроба мiрянина, что в некоторых местах (на юге России) совершается иногда и не в пасхальное время (См. Толк. Тип. 1, 140)

[517] Требник в двух частях. Часть 1, глава 36.

[518] В Большом Требнике две молитвы: гл. 38. На основании дому и гл. 39, Егда кто имать внити в дом нов, обычно соединяющиеся с окроплением св. водою и даже водосвятным молебном. А в киевских требниках даже особый пространный и довольно сложный Чин благословения нового дома.

[519] Протоирей Мальцев в своей книге «Чины погребения» помещает заимствованный из Львовского требника (изд. Ставропигийским Институтом в 1873 г.) чин благословения гробницы, по коему после обычного начала и прежде окропления гроба святою водою читается особая молитва. В ней испрашивается у Господа ниспослание Ангела... храняща ю (гробницу) да тело, в ней положенное, покойную обитель обрящет даже до второго пришествия... душа же... вечныя радости сподобится.

[520] Ср. сказанное на стр.

[521] Бдение, конечно, дольше панихиды.

[522] Гораздо более, чем обычно, тратится на так называемые «всенощные бдения», самое название которых стало какою-то горькой иронией жалкой действительности. По всякому поводу и без всякого повода, и в праздники, и в будни, и ради поминок стараются служить непременно «всенощную», но такую, чтобы на нее как можно меньше пошло времени. В одной духовной семинарии на воскресную всенощную тратилось 40—50 минут. И после говорили, что отслужена всенощная! Как будто дело в названии... Так и с заупокойными всенощными... Зачем и для чего нужен этот обман?

[523] Не ранее второй половины прошлого столетия.

[524] Типикон, Октоих, Триодион, Пентикостарион, Служебник.

[525] В древних грузинских рукописных Евхологионах есть особые ектения и молитва на вынос покойника из дома. В прошениях ектений возносятся моления о живых сущих в доме сем... Яко да Господь... их сохранит. И о печали сущих... яко да... утешит их. А в молитве испрашивается у Господа: путеводи усопшего раба Твоего в место упокоения. (Кекелидзе, Литургические грузинские памятники. Тифлис 1908, стр. 72).

[526] Древние христиане день смерти называли днем рождения. Погребение совершается в один из ближайших дней ко дню смерти, как и именины чаще всего бывают в один из ближайших ко дню рождения.

[527] Последование священического погребения. Икос 2.

[528] Кийждо от СВЯЩЕННИКОВ по чину своем близ умершаго творят возгласы после ектении. Архиерей или начальствующий иерей сам глаголет... Вечная твоя память.

[529] Последование исходное мiрских человек.

[530] Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.

[531] Чин погребения младенческого.

[532] Только на молебне один кондак без икоса, а последование молебна с акафистом неизвестно Уставу.

[533] Со духи праведных... считают за тропарь.

[534] После Евангелия, а в параклисисе Богородице еще и после канона: Высшую небес.

[535] В последовании погребения в Большом Требнике непорочны печатаются полностью.

[536] Ст. 1.

[537] Ст. 93.

[538] Так толкуют св. отцы, стих 175.

[539] Устанавливая только в чине погребения такую особенность в пении «Господи помилуй» на малой ектении, Большой Требник неоднократно (по 2 и 3 статии непорочных, по 3 и 9 песни канона) приводит полностью текст этой ектении с указанием единократного «Господи помилуй» к первому и последнему прошениям и с троекратным ко 2-му и 3-му. К сожалению, эта подробность остается неотмеченной в малых требниках.

[540] Об ипофонном пении ниже, на стр. 48.

[541] Так в последований погребения священнического, где за кондаком следуют 24 икоса, завершаемые повторением кондака.

[542] Октоих, глас 5. Субб. утро. На стиховне стрихира 2.

[543] Служба преподобным и богоносным отцам нашим на святой горе Афонской просиявшим, на Господи воззвах, стихира на славу, Цариград, 1862, 12. Служба Всем Святым в земле Русской просиявшим, стихира по 50 псалме.

[544] Иоанна Златоуста. Слово огласительное во Св. Пасху.

[545] Блаженны 4 тропарь.

[546] Там же, 2 тр.

[547] Там же, 1 тр.

[548] Там же, 2 тр.

[549] Там же, 3 тр.

[550] Там же, 4 тр.

[551] У нас забыты прежняя степенность и выдержанность богомольцев в храме. Забыто и доброе правило старины не выходить из храма до полного окончания всего богослужения, прежде чем все вместе с настоятелем не сотворят так называемые исходные поклоны. При погребении сейчас начнется прощание, начнется движение, шум, толкотня. После прощания многие поспешат уйти из храма. Даже и священнослужители, если отпевание совершалось соборне, не все будут ждать отпуста. Поэтому и стали читать молитву прежде прощания, пока еще все стоят спокойно на своих местах. Читать ее там, где положено, пожалуй, из-за шума, движения будет затруднительно.

[552] Последнее целование — прощание. Так обычно и пред исповедью православные стачала испрашивают прощение у окружающих, а потом идут к духовнику и от него получают разрешение.

[553] Как и в жизни в самый последний момент расставания разлучающиеся говорят друг другу: «прости», «прости».

[554] Стихира 2.

[555] Стихира 3.

[556] Стихира 4.

[557] Стихира 7.

[558] Ст. 1, 2, 10.

[559] Ст. 3, 6, 7.

[560] Ст. 8.

[561] Стихира 13.

[562] Это предписание последования погребения весьма характерно и имеет значение не для одного данного случая. Если архиерей даже и не участвовал сам в совершении погребения, а оказался только присутствующим, то последнее разрешение должен дать именно он, архиерей. Иерей же читает прощальную молитву только в отсутствии архиерея. Это потому, что в Православной Церкви полноправным литургом, самостоятельным совершителем всех таинств и служб церковных является только епископ. В частности, только епископу принадлежит вся полнота власти вязать и решить. Иереи лишь легаты епископа, лишь его уполномоченные, заменяющие его там, где он физически не может быть. Иерей во всем действует не самостоятельно, а по воле епископа, от его имени (посему частое возглашение имени епископа при богослужении), за его благословение. В частности, за благословение епископа они могут вязать и решить, но иерейское связывание и разрешение лишь как бы предварительное, а окончательное и совершенное только от архиерея. В отсутствие архиерея, за его благословение иерей совершает многое из того, что по существу принадлежит только архиерею, с архиерейского соизволения пользуется многими архиерейскими правами. В частности, в присутствии архиерея он теряет право благословлять людей. В соответствии с этим и последнее разрешение усопшему, которое должно быть окончательным и совершенным и которое обычно сопровождается благословением, должно быть дано архиереем, если он присутствует. У нас вошло в обычай, чтобы при соборном совершении погребения разрешительную молитву читал духовник почившего. Но так должно быть только тогда, когда отпевание совершается одними иереями. Если же отпевание совершается архиереем, то хотя бы в числе сослужащих иереев был постоянный духовник почившего,— прощальная молитва должна быть прочитана непременно предстоятельствующим архиереем. Только если в погребении участвует несколько архиереев, и один из них был духовником почившего, разрешительную молитву следует читать именно ему, хотя бы он был одним из младших святителей.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных