Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ 8 страница




[563] Отсюда частое поминовение за богослужением: «Зде лежащих», теперь по большей части теряющее свой прямой смысл.

[564] При выносах его в Воздвижение, нед. Крестопоклонную, 1-го августа.

[565] По древним уставам на воскресной утрени после великаго славословия — при пении Трисвятого совершался вход с Евангелием.

[566] Иногда говорят: при выносе креста и плащаницы поется ЗАУПОКОЙНОЕ Трисвятое. Выражение совершенно неверное. Не с чина погребения, как нечто грустное, взято Трисвятое для выноса креста и плащаницы, а как раз наоборот. С торжественного изнесения святыни, торжественное Трисвятое взято для торжественного перенесения «МОЩЕЙ» усопшего. Медленное же пение Трисвятого во всех этих случаях не для придания ему грустного характера, а по соображениям чисто практическим, чтобы дать возможность священнослужителям без торопливости совершить священные обряды.

[567] Пс. 23, 1.

[568] У нас установился обычай возливать елей только оставшийся от соборования усопшего. По последованию погребения елей должен быть возливаем независимо от того, был ли соборован усопший или нет, и возливается елей вообще от лампады.

[569] Пс. 122, 2.

[570] Пс. 122, 1.

[571] В требнике Петра Могилы возлияние елея истолковывается в таком смысле: при крещении почивший чрез помазание елеем был призван на подвиг. Теперь по тех же священных подвигах он снова помазуется елеем в знамение того, что милосердие Божие милостливо приемлет совершенные им в жизни подвиги. В соответствии с сим дается теперь особое обращение к усопшему при возлиянии елея: Господь и Бог наш Иисус Христос, укрепивый тя в вере и подвизех христианского жития, Той ныне милостивно сия да примет и елеем щедрот Своих да простит вся немощи человечески согрешенная и мзду прияти да сподобит тя со святыми Своими, поющими Ему: аллилуиа (лист 444 оборот).

[572] Быт. 18, 27: 106, 30, 19: Еккл. 12, 7. В древних Грузинских Евхологионах есть особая молитва на копание могилы. Но по содержанию своему она более соответствует моменту, предшествующему опущению гроба в могилу, ибо в ней испрашивается у Господа: благослови могилу раба Твоего и кости его сохрани в ней, душу же водвори в селение праведных (Кекелидзе, 72).

[573] Быт. 18, 27: Иов. 30, 19: Еккл. 12, 7. Последование погребения имеет в виду восточный обычай полагать тело усопшего в могилу без особого гроба и гробом называют самую могилу. У нас особый гроб — непременная принадлежность погребения. В виду того, что гроб прежде опущения его в могилу закрывается крышкой, порядок последних действий естественно изменяется сравнительно с изложенным в последовании. Именно, предание земле и возлияние елея совершается до закрытия гроба крышкой и следовательно до опущения его в могилу.

[574] В последовании погребения мiрских человек в данном месте нет упоминания об ектении. Но оно само собой предполагается чином литии, начатой во время шествия или при приближении к могиле. В священническом погребении определенно указывается весь порядок литии и сугубая ектения. А немного выше сказано, что прочее все окончания погребения, начиная со стихиры при прощании, якоже предписашася в последовании мiрском, где очевидно должна быть и ектения.

[575] Почти с подобными словами — «Слава Богу за всё» испустил свой дух святый Златоуст... «Слава Богу» должно быть основным настроением христианина во всю его жизнь и в радости и в горе. Оно должно быть и у уходящих в другую жизнь и у окружающих гроб, несмотря на всю горечь разлуки, на весь ужас смерти и тления. Поэтому «Слава Богу» в разных словесных формах многократно повторяется при погребении, растворяя сетование родственников и друзей, утешая скорбящих, приободривая унывающих. «Аллилуиа» «Хвала Богу» на непорочных. Многократное «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» на всем протяжении последования. «Благодаряще Бога»... при последнем целовании. И, наконец, после того, как земля сокроет землю, на могильном холме: «Слава Богу сице устроившему».

[576] Как нередко наше богослужение называется в самом богослужении.

[577] Пред. 2, 3 и 4 чтением апостола.

[578] Пред. 3 и 4.

[579] Пред. 1, 2, 3 и 4.

[580] Пред. 2 и 3.

[581] Песни 1, 4, 5, 7, 8 и 9.

[582] Песнь 6.

[583] В изданном отдельной книжицей последовании погребения священников (СПб, 1904) ирмосы всех песней канона напечатаны с нотами, чем предполагается пение их всех. Но в данном случае это издание не может быть авторитетом, так как и в отношении великого славословия, которое оно дает также с нотами и в праздничной редакции вопреки определенному и ясному указанию Большого Требника: Великое славословие на погребении, если и может быть пропето, то во всяком случае в будничной редакции.

[584] Должно обратить внимание, как охраняет Святая Церковь текст нарочитых песнопений нарочитых дней от употребления их в других случаях. Для канона священнического погребения она назначает напев великосубботнего канона, ради чего, в начале каждой песни выписываются начальные слова ирмосов, как указание способа пения следующих тропарей песни. А там, где и самые ирмосы должны быть пропеты в качестве катавасии, на 3-й, 6-й песнях даются уже другие,— не великосубботние ирмосы — по 3-й песни обычный «Несть свят», а по 6-й, хотя и Великого Четверга, но довольно общего содержания - «Бездна последняя»... (Эта подробность не есть ли возражение против разного рода "пассий" и подобных новшеств?). Лишь по 9-й песни, в заключение всего канона, как бы в утешение служителю Своему, всю жизнь верою и любовию величавшему Господа и Богоматерь, а вместе и в утешение его рыдающим чадам, Церковь поет: Не рыдай о Мне Мати, зряще во гробе... востану бо и вознесу со славою... верою и любовию Тя величающия.

[585] В будни и меньшие праздники не ексапостиларий, а светилен.

[586] Ибо верующие СМЕРТИЮ к Владыке приходят. Окт. глас 4, утро. Канон 2, песнь 6, тр. 3.

[587] Обычно ексапостиларий и светилен никогда не поется более трех раз, а вообще более 3-х светильное, а с Богородичном 4-х, никогда не бывает. А здесь ексапостиларий поется, очевидно, канонархом (самое название его показывает, что это песнопение, которое поется нарочито для этого ВЫСЛАННЫМ с клироса на средину храма певцом). После этого его повторяют людие. Затем канонарх поет три стиха, а людие к каждому припевают ексапостиларий и после этого еще на славу и ныне Богородичен.

[588] Пс. 102, 14-15.

[589] Пс. 116, 2.

[590] Лишь в 8-м гласе без стихов.

[591] Всего с Богородичном 31 стихира. Именно столько стихир (31 с Богородичном) полагается еще только на 5-й седмицы Святой Четыредесятницы на вечерни пред Великим Каноном. А дальше будут пропеты и ирмосы Великого Канона. Глубоко верную мысль высказанную Андреем Николаевичем Муравьевым (Впечатления погребения митрополита Филарета. Напечатано в приложении к собранию писем митр. Филарета к А. П. Муравьеву, стр. 680—681), что иерейское погребение как бы соединение двух знаменательных служб Страстной Седмицы — Великого Пятка и Великой Субботы следует расширить, что этот умилительный чин есть соединение трех знаменательных служб: утреня В. Пятка, В. Субботы и Четвертка Великого Канона.

[592] Последование священнического погребения. Молитва по 2 Евангелии.

[593] Псалмы, антифоны, тропари, седальны, стихиры всех гласов, прокимны, аллилуиа со стихами, блаженны, канон, хотя и одного гласа, но в разных напевах: великосубботнем, Великого Четвертка, обычном и Великого Канона и ексапостиларий.

[594] Апостол, Евангелие молитвы славословие, Благо есть.

[595] Стихира Дамаскина, глас 3-й.

[596] Икос 2-й.

[597] Стр. 34.

[598] Степенна 1-го гласа.

[599] Степенна глас 5.

[600] Степенна глас 1.

[601] Степенна глас 6.

[602] Степенна глас 2.

[603] Степенна глас 4.

[604] Степенна глас 8.

[605] Степенна глас 3 и 7.

[606] Степенна глас 2.

[607] Последование малого образа, то есть мантии. 1—2 вопросы.

[608] Чин погребения младенческого. Молитва на ектении.

[609] Там же, стихира 3.

[610] Там же, Канон, песнь 8, тр. 3.

[611] Там же, на ектении прошение и молитва.

[612] Чин погребения младенческого. Канон, песнь 3, тр. 3.

[613] Там же, молитва прощальная.

[614] Тропарь, кондак, икос и 1 стихира (Болезнь Адаму).

[615] Но и тех здесь всего 5 с Богородичном, тогда как и последовании погребения мiрских человек в этом случае 12 стихир и Богородичен.

[616] Чин погребения младенческого, канон, песнь 5, тр. 2.

[617] Если не сотворили они ничего худого, то ведь и доброго не могли ничего сотворить. О, благость Божия!

[618] Чин погребения младенческого, канон, песнь 9, тр. 3.

[619] Там же, песнь 7, тр. 2.

[620] Там же, икос 2.

[621] Какое понимание естественных родительских чувств!

[622] Чин погребения младенческого, Канон, песнь 8, тр. 3.

[623] Там же, икос 5.

[624] Там же, канон, песнь 4, тр. 1.

[625] Там же, канон, песнь 5, тр. 3.

[626] Там же, канон, песнь 5, тр. 1.

[627] Там же, канон, песнь 6, тр. 3.

[628] Там же, возглас на ектении.

[629] Там же, прошение на ектении.

[630] Там же, молитва по ектении.

[631] Чин погребения младенческого, прошение ектении. Ср. канон, песнь 5, тр. 2.

[632] Стр.

[633] В древних рукописях есть особая молитва над трапезой в память усопшего, в которой испрашивается: Упокой душу раба Твоего... творящим же память его милость, мир и прощение грехов даруй (Кекелидзе, стр. 77, 72).

[634] В древних (XVI—XVII веков) рукописных богослужебных книгах встречается даже последование — своеобразная и умилительная служба, не имеющая, конечно, ничего заупокойного, па которой возносятся, напр, такие прошения: о еже избавитися брату нашему от всякия опасности... о еже непорочно ему течение жизни... о еже жити ему в страсе и святости (Кекелидзе, Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, стр. 133, 162, 163, 185, 191).

[635] А если Октоих в двух книгах, то и в 5-м гласе.

[636] Симеон Солунский. Новая Скрижаль.

[637] По никоновскому уставу прежде начатия панихиды предстоятель прочитывал две молитвы: одна «кадилу над усопшим» и другая над кутиею в память умершим.

[638] Стих 3.

[639] Стихи 5-6.

[640] Стих 9.

[641] Стих 14.

[642] Стих 15.

[643] Стих 16.

[644] На панихиде это прошение получает особый смысл в приложении к скорби о разлуке с усопшим.

[645] Лк. 20, 38.

[646] Пс. 65, 5; 101, 13; Ср. 134, 13; 24, 13.

[647] Знаменательно, что Святая Церковь в данном случае в приложении к своим усопшим дерзновенно употребляет библейское выражение, в Священном Писании прилагаемое к. Господу (Ты же, Господи, вовек пребывавши и память Твоя в род и род. Пс. 101, 13; 134, 13); Им Самим о Себе сказанное, как о Пребывающем вовеки.

[648] В изложении, напр., порядка воскресной службы об исполнении Бог Господь со стихами (чему на панихиде соответствует аллилуиа) Типикон говорит: канонарх возглашает Бог Господь со стихи его в настоящий глас. Возглашает не только Бог Господь, но и стихи его В НАСТОЯЩИЙ ГЛАС, конечно, обозначает не простое чтение, а пение на соответствующий глас.

[649] Или, как у нас обычно, диакон, а в отсутствии его, иерей.

[650] Так и на субботней полунощнице опускаются непорочны в виду непременно предстоящего стихословия их на утрени и заменяются 9-й кафисмой.

[651] По Уставу припев должен следовать за каждым стихом 118-го псалма за исключением последних двух стихов в каждой статии (92—93, 175—176), которые поются по два за один и повторяются по трижды (см. примечание 33 к настоящей главе). Ввиду того, что точное по Уставу исполнение 17-й кафисмы может показаться очень продолжительным для богомольцев и обременительным для певцов, возможно петь по одному стиху лишь первые стихи в каждой статии (1 и 94), а все прочие петь по два за един. И в последованиях погребения мiрских человек и священников также можно пропеть по единому стиху в первой статии первые два стиха, во 2-й и 3-й статии два стиха по одному первому (т. е. стихи 1, 2, 73 и 136), а все прочие по два за един. Такой порядок находит себе оправдание в том, что во всех заупокойных последованиях, на коих стихословятся непорочны, за исключением последования монашеского погребения, последние два стиха в каждой статии поются по два за един. Такое соединение, кажется, удобное и для певческого исполнения, так как тогда в каждой строфе можно будет сделать по 4 колена, а не по 2 только. Также если даже самый 118-й псалом не поется, а читается, можно читать и по одному стиху, и два за един, но следовало бы весь псалом прочитывать, или хотя бы и некоторую часть его. У старобрядцев 17 кафисма на панихиде...

[652] По 2-й статии непорочных: Та же ектения. И поминает иерей усопших якоже прежде написася посреде непорочных. По 3-й песни канона: и поминает иерей преждеусопших по ряду, якоже предречеся посреде непорочных. По 6-й песни канона: И поминает иерей преждеусопших якоже прежде указахом.

[653] Подобно тому, как напр. исключительный случай гласного чтения на Троицкой вечерни седьмой вечерней светильничной молитвы не дает права читать ее и в других случаях вслух.

[654] Так исполняются в Киевской лавре тропари на Бог Господь на воскресной утрени, совершаемой отдельно от вечерни (когда не бывает всенощного бдения).

[655] На панихиде, напр., где канон поется всего на 4, на всех песнях будет 32 тропаря и 3 ирмоса-катавасии, всего, следовательно, 35 песнопений, с седальном, кондаком и икосом — 39 песнопений.

[656] Пс. 50, ст. 17.

[657] 21 ст.

[658] 5 ст.

[659] 4 ст.

[660] 16 ст.

[661] В последовании погребения мiрских человек. Он тот же, что и в Октоихе в субботу 6-го гласа, только текст его изменен применительно к поминовению одного усопшего.

[662] При поминовении в день годовщины по кончине иерея или архиерея соответственно будет употребить на панихиде канон из последования священнического погребения.

[663] Последование общего молебна в часослове.

[664] В конце Октоиха.

[665] Там же немного далее.

[666] 1) Дивен Бог во святых... 2) Покой Господи... 3) Слава... 4) И ныне...

[667] По 3-й песни ирмос... По 6-й песни ирмос... По 9-й песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света... и поем ирмос 9-й песни.

[668] В ирмологионе 1045 ирмосов.

[669] Редкие случаи нечетного количества стихов в каноне, напр. на повечерии Пятка ВАИЙ и первых четырех дней Страстной седмицы (в некоторых песнях) отмечаются нарочито: Тропари колико их суть.

[670] В воскресном каноне Октоиха, где по 3 тропаря и в первых будничных канонах Октоиха же, где по пять тропарей.

[671] В большинстве праздников. А о канонах двунадесятых праздниках канона всегда особые точные указания.

[672] Напр. при двух святых в Великом Посте на тех песнях, где есть трипеснец.

[673] Первый воскресный канон Октоиха поется со ирмосом на 4. Но на воскресной утрени он не единственный и вызывается это крайней необходимостью ввиду утеснения в канонах: и в Октоихе не один канон, а из Минеи нельзя опустить и всего должно быть не больше, чем на 14 со ирмосом. А когда тот же воскресный канон читается на утрени субботы в Воскресенском храме, то и ирмосы его удвояются и тропари восполняются из крестовоскресного канона. В последовании во время безведрия канон имеет всего по три тропаря. Но там и ирмосы, как вообще на молебнах, не поются, поэтому они и не печатаются полностью. В каноне ко Причащению по три тропаря (кроме 9-й песни). Обычно там читаются и ирмосы. Но этот канон предназначен не для общественного БОГОСЛУЖЕНИЯ, а для чтения, главным образом, келейного, для домашней молитвы.

[674] Богородичные каноны Октоиха, предназначенные для повечерия, имеют в каждой песни ирмос и 4 тропаря. Так же Воскресные Троичные каноны. Но в самом конце Октоиха указывается: на повечерии такожде канон без ирмосов, подобие якоже и на молебне. Также должно петь канон и на воскресной полунощнице. О полунощнице с каноном, какова воскресная, в старинных записях служб говорилось: полунощницу поем молебном (Чиновник Новгородского Софийского Собора), т. е. по чину молебна, по которому канон без ирмосов. Канон на плач Пресвятой Богородицы на повечерии Великого Пятка имеет в каждой песне ирмос и 4 тропаря. Но там ирмосы поются по дважды.

[675] Пс. 67, ст. 36.

[676] При поминовении 2—3 и вообще немногих усопших соответственнее будет петь по каждой песни по дважды «Покой Господи души усопших раб Твоих». Но если к этим немногим именам будет присоединяема общая формула «и всех прежде почивших» или подобная, тогда следует петь так, как на панихиде об усопших многих.

[677] На практике, не желая очень затруднять себя разными справками, чаще поются ирмосы 6-го гласа, те, что могут быть на панихиде в день годовщины по мiрянине. Иногда поют ирмосы 8-го гласа, те, что могут быть на панихиде по единоумершем. В особой брошюре «Последования поминовения усопших, еже есть панихида», СПб, 1904, без всяких оснований в качестве катавасии указаны ирмосы из параклиса Богородицы: Небесного круга... Молитву пролию... Во истину Богородицу... Они же помещены и в нотном издании «Спутник псаломщика».

[678] Пред 50-м псалмом и по 3-й песни канона.

[679] Они в Октоихе в будничные дни среди седальнов по 2-й кафисме.

[680] Когда в Минее нет икоса.

[681] Да песнь ангельскую пою ти: аллилуиа. Октоих, глас 6, вторник утра по 2-м стихословии седален.

[682] 1 Сол. 4, 13.

[683] Плач христианина при гробе, по выражению церковных песнопений, «веселый плач». Веселое отшествие твое, поется, напр. в службе преп. Прохору Печерскому (10 февр.), веселого исполни всех плача (канон, песнь 8, троп. 4).

[684] Эта особенность в пении перечисленных предпраздничных канонов (в которых кроме того и ирмосы поются по дважды), катавасия по каждой песни и по 8-й песни Хвалим, благословим... не указывает ли на то, что когда-нибудь в древности эти каноны пелись со стихами пророческих песней подобно тому, как и до сих пор сохраняется в Уставе указание петь со стихами пророческих песней канон Великой Субботы на так называемой пасхальной полунощницы? А употребление Благословим Отца и Сына... на панихиде не есть ли напоминание о том, что панихида, как служба по самому своему названию всенощная (название служб никогда не является случайно), первоначально включала в свой состав и «пророческие» песни: необходимую часть уставного всенощного бдения? Во всяком случае особенность в пении 8-й песни канона на панихиде выделяет заупокойные каноны из ряда других, приближает их к выдающимся канонам предпразднства трех величайших праздников: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления.

[685] Со духи праведных... в пяток 4-го гласа на вечерни стиховны.

[686] Пред выносом тела из дома, после Евангелия, после прощания пред отпустом и по опущении гроба в могилу.

[687] Вечная память на панихиде соответствует молебному Многая лета живым. Последнее и возглашается и поется громогласно. Так же громогласно должно возглашаться и петься и наше заключительное благожелание усопшим — вечной памяти.

[688] Эту формулу вообще следует иметь в виду для возглашения на общих панихидах, в особенности при возглашении Во блаженном успении. При окончании панихиды, службы довольно не краткой, когда и силы и внимание молящихся утомилось, достаточно ограничиться общей формулой, а не перечитывать вновь имена, не раз уже прочитанные.

[689] Полный чин панихиды для этих двух дней излагается в Пентикостарионе в службе субботы Пятидесятницы. В Триодионе же в службе субботы Мясопустной делается только общее указание: по отпущении вечерни творим панихиду за усопших. Это же указание и в Типиконе. Но службы обеих суббот — и Мясопустной и Пятидесятницы совершенно одинаковы по строю своему. В Типиконе даже совсем не излагается служба субботы Пятидесятницы, а делается только ссылка: Поем всю службу усопших вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу мясопустную во всем подобно. Также после изложения службы субботы Мясопустной Типикон и Триодион отмечают: Ведати же подобает, яко сие последование бывает непременно и в субботу пред Святою Пятидесятницею. Основываясь на этих указаниях, должно заключить, что и в субботу Мясопустную поется служба во всем подобно субботе Пятидесятницы в тех частях, которые более подробно в ней изложены. Это, между прочим, касается и панихиды, только с заменой на ней канона 6-го гласа каноном рядового гласа Октоиха.

[690] После тропарей на непорочных, по 3, б и 9 песням канона.

[691] По 1-й кафисме, по 1 и 2 стихословии непорочных, по 3, 6 и 9 песням канона.

[692] Во всех последованиях погребения, которые по строю своему приближаются к утрени,— великой ектении заупокойной нет. Нет ее и в сокращенной заздравной утрени — молебне.

[693] Соответственно формуле: О упокоении душ усопших рабов Твоих (имя рек).

[694] В последовании молебна, который тоже сокращенная утреня, седальна пред 50-м псалмом нет.

[695] Обычно седален пред 50-м псалмом (в будние дни) надписывается: седален по 2 (или 3) стихословии.

[696] Стр.

[697] Как бывает, где поется аллилуиа.

[698] Последования в неделю Православия.

[699] Напр. Слово ми подаждь молитися, Милосерде, о подвизавшихся за веру и отечество мужественно. Песнь 1, троп. 1. Услыши, Троице Святая... гласы молебныя, приносимыя Тебе в Церкви о пострадавших в воинстве за Церковь Твою Святую. Песть 4, троп. 3. Молебницу Тя и пострадавших за Церковь Сына Твоего и свое отечество предлагаем. Песнь 9, тр. 4.

[700] Совершение этого чина может быть дозволено разве только после вечерни в самый праздник Усекновения Главы Предтечи, но только там, где на утро 30 августа не празднуется благоверным князьям Александру Невскому или Даниилу Московскому.

[701] Преподобный Дионисий, по прозванию Щепа, был блюстителем Антониевых пещер. Почивает в затворе в дальних пещерах. Память 28 августа.

[702] Служба преподобным отцам Печерским и всем святым в Малой России просиявшим, песнь 8, тр. 4.

[703] В праздники, начиная от святых со славословием, в предпразднство и попразднства,— если случится в субботу, как отмечено было ранее, в пяток вечера панихиды не бывает.

[704] По Уставу иерей не во все время богослужения носит на себе епитрахиль; тем более фелонь, но возлагает их на себя только тогда, когда что необходимо для иерейских действий и возгласов.

[705] У нас принято все заупокойные исследования совершать пред так называемой канунницей. Для данной литии она может быть поставляема на средине притвора и около нее потом будут поставлены подсвещники, хотя Типикон имеет в виду только эти последние, как обычно для всякой литии.

[706] И по стихире священник, возложив на ся епитрахиль, речет (Служебник). Устав предполагает, что епитрахиль, в которой отправляется богослужение в храме, обычно остается у Царских Врат, а для служб, совершаемых в притворе, там должна быть своя епитрахиль.

[707] Хоровое чтение.

[708] Срав. сказанное выше о возглашении на панихиде Во блаженном успении, которое заменяется возглашением Вечная ваша память...

[709] Ефес. 4, 4.

[710] См. выше о чине благословения колива, стр. 40.

[711] Но это не значит, что в своей домашней молитве молящийся может ни с чем не считаться, и, напр. в Великом Посте петь Христос Воскресе или на Пасхе читать: Господи и Владыко живота моего. В существенном и основном и домашняя молитва должна быть в соответствии с церковной. В церковной молитве указуется один определенный путь, по которому одному, ради единообразия, и несмущения друг друга должны идти и все молящиеся. В домашней молитве большая широта пути, но направление остается то же, что и в церковной молитве. И самая широта и простор должны иметь известные границы, за пределами которых начинается уклонение от правильного пути на распутия произвола и самочиния. Православные не только монахи, но и мiряне всегда и везде остаются послушниками Святой Церкви и даже в том, что предоставляется их свободе они всячески избегают самоволия. Отцы советуют все вообще делать с совета и рассуждения. Особенно это нужно в отношении молитвы. О домашней молитве следует советоваться с людьми духовноопытными, со старцами, и особенно, со своим духовных отцом, по благословению которого должен быть по возможности определяем состав и пределы ее (ср. примечание 2 на стр. этой же, ниже).

[712] Характерно это название домашней молитвы не только инока, но и мирянина — «келейное правило». Оно указывает, что и домашние молитвы как инока, так и мирянина, не должны быть чем-то беспорядочным, случайным, а должны быть именно ПРАВИЛОМ, то есть должны быть составлены по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.

[713] Церковными то или иное действие или молитва становятся не оттого, что они совершаются в Церкви, как здании, в храме, а оттого, что они совершаются в Церкви Христовой, как обществе верующих, по правилам Церкви, и людьми церковными, то есть принадлежащими к Церкви.

[714] Типикон. О молитве и поклонах церковное законоположение.

[715] В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мiрянин может совершать все церковные службы за исключением таинств.

Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мiрянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. А для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных книгах есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и под. и особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать помогать людям в различных обстоятельствах.

[716] Первый в Псалтири, второй - в 8-м гласе Октоиха.

[717] Мiрянин при совершении келейной молитвы и церковных служб в отсутствии иерея все иерейские возгласы должен заменять одним этим: «Молитвами святых отец наших», разумея здесь и отца своего духовного.

[718] Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, Приидите поклонимся.

[719] Мiрянину и ектении произносить не подобает. За ектении во всех случаях мiрянин произносит только Господи помилуй: за великую и просительную ектении — 12 раз, за сугубую — 40, и за малую по 3 раза.

[720] Это возглашение на келейной молитве, как и перед отпустом, «благослови», есть мысленное обращение молящегося к отцу своему духовному, за благословение которого и совершается всякое келейное правило, всякая домашняя молитва. Это сохраняет и предостерегает молящегося от всякого самочиния даже и в частной, домашней молитве.

** Приведём полный текст этой молитвы: «Помяни, Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго, усопших раб Твоих имя рек, яко Благ и Человеколюбец, превосходя грехи и потребляя неправды, ослаби, остави, прости все вольное их согрешение и невольное, возставляя тех во святое второе пришествие Твое, в приобщение вечных Ти благ. О нихже в Тя Единаго вероваша, Истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси Воскресение и живот и покой Твоим рабом, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веком.» — прим. Liturgica.Ru

[721] Заканчивается эта молитва текстом возгласа: Яко Ты если воскресение и живот. Но в данном случае этот возглас мiрянину не надо заменять возгласом: Молитвами святых отец, ибо это здесь употребляется не в качестве нарочитого иерейского возгласа, в отличие от других молитвословий, читаемых клириками или мiрянами, а составляет окончание молитвы, подобно тому, как им же оканчивается и заупокойная молитва на полунощнице или как некоторые молитвы, предназначенные для чтения не иереями, имеют окончание, сходное с иерейскими возглашениями, напр, молитвы междочасий 1-го и 3-го часов, молитва 9-го часа и др.

*** Более точно в старых книгах эта молитва читается так: Покой, Господи, души усопших раб Твоих (имя рек, поклон), и елика в житии сем, яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог прости их и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастники учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).— прим. Liturgica.Ru

[722] Так называемые «читальщики» и «читальщицы».

[723] При чтении Псалтири одновременно за живых и усопших поминовение тех и других совершается на славах по очереди: по одной — живых, по другой — усопших.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных