Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мендельсон - Бартольди Феликс




Общие сведения о произведении и его авторах.

3.02.1809 – 4.11.1844

Немецкий композитор, дирижёр и пианист. Выдающийся представитель немецкого романтизма.

Родился в немецком городе Гамбурге 3 февраля 1809 года. В интеллигентной семье, где всегда поощрялось образование и музыкальность. Окруженный умным и чутким вниманием родителей Мендельсон получил блестящее воспитание и многосторонне образование. С раннего детства Мендельсон проявлял интерес к музыке. Для развития музыкальных способностей будущего композитора родители нанимали всегда лучших педагогов. Большое внимание на юношу оказали видные педагоги Берлина: пианист Людвиг Бергер и теоретик Карл Цельтер. С 9 лет Мендельсон публично выступал как пианист, а к 11 годам относят его первые сочинения. Большое внимание на молодого музыканта оказала та среда, в которой он воспитался, общение с Гейне, Гегелем, Гофманом, и конечно, Гёте не могли не сказаться на его эстетическом мировоззрении. Усиленные занятия музыкой и ранние триумфы не помешали Мендельсону получить прекрасное общее образование. Он закончил курс историко-философических наук при Берлинском университете. Но все же музыка у него была на первом месте.

Его творческое наследие весьма обширно и разножанрово: оперы: оперы («Свадьба Комячо», «Возвращение с чужбины»); оратории («Павел», «Илия», «Христос»); для оркестра: 5 симфоний («Реформационная», «Итальянская», «Хвалебный гимн»); 7 концертных увертюр, в том числе «Гебриды, или Фингалова пещера», для струнного оркестра (13 симфоний); концерты с оркестром (для фортепиано, скрипки); камерные ансамбли (4 фортепианных, 7 струнных концертов) сочинения для фортепиано («Песня без слов»); сочинения для органа: около 60 хоров («Летняя песня», «Любовь и вино», «Ночная песня», «На юге», «Осенняя песня», «Песня о добром друге» и др.); свыше 100 песен музыка к спектаклям драматического театра («Сон в летнюю ночь»). Но ведущее место в его творчестве занимала инструментальная музыка. Творчество композитора отличается сочетанием романтических тенденций с приверженностью и классическим традициям XVII – XIXвеков.

Музыка Мендельсона проникнута немецкой песенностью, общедоступна, подкупает тонкой поэтичностью образов. Иногда в его сочинениях появляются настроения меланхолии, элегичной грусти. Другая специфическая образная сфера музыки Мендельсона – изящная, с фактическим оттенком скерцозности.

Для мелодии Мендельсона характерны песенная и романсная напевность, закруглённость, а в пьесках скерцозного типа капризно-изменчивая, легкая пассажность чисто инструментального плана. В основном использовал полифоническую фактуру.

Мендельсон писал произведения и для хора. Как правило, они 4-голосны, мелодичны (связь с народной песенностью), для них характерны простота гармонии, стройность формы, преимущественно гамофонно-гармонической фактуры при развитом голосоведении, противопоставлении мужских и женских составов. Типичным для Мендельсона является сочетание классической стройности и уравновешенности формы с лёгкой созерцательно-лирической напевностью, не лишенный чувственного намёка, и с элементами описательного и жанрово-характеристического порядка.

 

Оперы и зингшпили

• «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
• «Свадьба Камачо»
• «Любовь солдата»
• «Два педагога»
• «Бродячие комедианты»
• «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Оратории

• «Павел», op. 36 (1835)
• «Илия», op. 70 (1846)
• «Христос», op. 97 (не окончена)
• Te Deum

Кантаты

• «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
• «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
• «Vom Himmel hoch» (1831)
• «Wir glauben all» (1831)
• «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
• «Вальпургиева ночь», op. 60
• «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
• «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)

Оркестровые сочинения

• 13 симфоний для струнного оркестра (1821—1823)
• Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
• Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
• Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
• Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
• Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)
• Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
• Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
• Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
• Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
• Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
• Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)
• Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
• Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе знаменитый Свадебный марш)
• Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)
• Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
• Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

Концерты

 

Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)

• Концерт для скрипки с оркестром e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
• Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
• Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
• Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
• Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823—1824)
• Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)

Камерные сочинения

• Семь струнных квартетов;
• Струнный октет;
• Две сонаты для скрипки и фортепиано;
• Две сонаты для виолончели и фортепиано;
• Два фортепианных трио;
• Три фортепианных квартета;
• Соната для альта и фортепиано

Сочинения для фортепиано

• Прелюдии и фуги
• Вариации
• Три сонаты
• Этюды
• Каприччио
• «Песни без слов», восемь тетрадей
• Рондо-Каприччиозо

Сочинения для органа

• Прелюдия d-moll (1820)
• Анданте D-dur (1823)
• Пассакалья c-moll (1823)
• Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
• Три фуги (1839)
• Прелюдия c-moll (1841)
• Шесть сонат op. 65 (1844/45)
• Анданте с вариациями D-dur (1844)
• Аллегро B-dur (1844)

Вокальные и хоровые сочинения
«Петь на просторе». Шесть песен.

• № 1. «В лесу» (сл. А. Платена)
• № 2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне)
• № 3. «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне)
• № 4. «Над её могилой» (сл. Г. Гейне)
• № 5. «Майская песня» (сл. Л. Хёльти)
• № 6. «На озере» (сл. И. В. Гёте)
«Первый день весны».

• № 1. «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда)
• № 2. «Подснежник» (сл. Н. Ленау)
• № 3. «Праздник весны» (сл. Л. Уланда)
• № 4. «Песня жаворонка». Канон
• № 5. «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа)
• № 6. «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау)

«Среди зелени». Шесть песен.

• № 1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези)
• № 2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гёте)
• № 3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа)
• № 4. «Соловей» (сл. И. В. Гете)
• № 5. «Грёзы» (сл. Л. Уланда)
• № 6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа)
Шесть хоров.

• № 1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля)
• № 2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа)
• № 3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда)
• № 4. «Лесные птички» (сл. Щютца)
• № 5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля)
• № 6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа)
Четыре хора

• № 1. «Память»
• № 2. «Хвала весне» (сл. Л. Уланда)
• № 3. «Весенняя песня»
• № 4. «В лесу»
В этом произведении воспевается красота, величие леса, который надвинул свою шапку и шелестит листвой, он стоит привольно и не страшится бурь. Но где то в тени глубокой видна небес лазурь. Это произведение аллегория…т.е. под лесом подразумевается человек, и несмотря на невзгоды, где то в глубине сердца человек хочет любить и мир скучный позабыть

Йозеф Эйхендорф

1788-1857

Немецкий писатель – романтик. Выражал стремление к «вокальности духа», гармонирующего с природой (романсы и песни положены на музыку Шуберта, Мендельсона и др.) и уходящего в мир грёз, (новелла «Из жизни одного бездельника»)

 

Литературный текст

Стоит наш лес могучий,

как богатырь живой,

надвинул шапку тучей

и шелестит листвой.

Стоит он так привольно

и не страшится бурь.

Среди ветвей зеленых

видна небес лазурь.

 


Величьем поражает

лесная глубина,
И грёзы навевает

такая тишина.
Открылся нашим взорам

мир сказочных чудес.
Под сень шатров зеленых
Манит красавец-лес.

 

В тексте произведения описывается не только невероятная красота леса, но так же его могущество, сила и глубокая тень…
«Стоит наш лес могучий, как богатырь живой,
Надвинул шапку тучей и шелестит листвой,
Стоит он так привольно и не страшится бурь.
В его тени глубокой видна небес лазурь…»
Так же в данном хоре говорится о чувствах человека, который однажды побывал в лесу, и уже никогда не смог забыть его глубины, его богатырского могущества, его прохлады тени…
«…Величьем поражает лесная глубина,
И грёзы навевает такая тишина,
И хочешь здесь невольно мир скучный позабыть.
Отрадой сердце полно, готово всех любить…».

Наше главное богатство - планета, на которой мы живем. Человечество проделало долгий и нелегкий путь, у истоков которого стояли беззащитные перед опасностями природы первобытные люди - и на протяжении всей дороги мы все сильнее и сильнее изменялись, теряя и без того тонкую связующую нить - нить, сплетающую воедино Человека и Природу. На месте некогда зеленых лугов стоят огромные города; там, где шумел некогда лес, протянулись выжженные земли; на место морскому дну пришла пустыня - такие следы оставляет за собой младший из сыновей Природы. Особенно тяжело это ощущается сейчас, на рубеже тысячелетий - те из нас, кто живет в больших городах, редко видят рассвет и слушают пение птиц - бег времени увлекает за собой, не давая задуматься. Уходит от созерцательности и культура нашего времени - мудрости и вдумчивости противопоставляются легкомыслие и беспечность. Редкое сердце теперь может замедлить свой бешеный ритм, чтобы выйти из общей суматошной гонки - и редкая душа теперь обращается к идеалам Природы, воспетыми художниками прошлого. И, будь то степь, тайга, пустыня или лес, редкое место удостаивается нашего внимания…

Тем не менее, люди не забыли окончательно тот путь, по которому они прошли. Искусство помогает человеку хоть ненадолго, но окунуться в безмятежный окружающий мир. Одно из таких произведений – песня Мендельсона "Лес".

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных