Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Золото (громко, затем фоном)




Внизу, ярко жёлтым, ослепляющим светом зажглись огни рампы, символизируя блеск золота.

ШАНТАЛь: Похоже на золото.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Это и есть золото. Мое золото. Одиннадцать золотых слитков.

ШАНТАЛь: Зачем вы мне это показали?

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: В этом городе все люди, начиная с тебя, — честные. Один из этих слитков я отдам тебе. Этот слиток мог бы сделать тебя независимой, позволил бы уехать отсюда, путешествовать по свету — словом, дал бы все, о чем мечтают девушки из глухих маленьких городков. Что касается десяти других слитков, то благодаря этому золоту все жители города до конца дней своих избавились бы от необходимости работать…

ШАНТАЛь: Ну, дальше…

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я хочу, чтобы ты, когда вернешься в город, рассказала, что видела золото и что я готов вручить его жителям. При одном условии — они должны будут сделать такое, о чем никогда и помыслить не смели.

ШАНТАЛь: Например?

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я желаю, чтобы они совершили преступление.

Тело девушки напряглось, и Чужестранец понял, что в любую минуту она может вскочить и уйти, не дослушав окончания его истории. Следовало торопиться, чтобы сообщить ей все задуманное.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я даю им неделю сроку. Если к исходу седьмых суток кто-нибудь из жителей города — не важно, будет ли это бесполезный старик, или неизлечимый больной, или слабоумный дурачок, с которым столько хлопот, — будет найден убитым, то я вручу золото вашему городу и приду к выводу, что все мы отягощены злом. Если же ты украдешь слиток, а город сумеет побороть искушение — или случится наоборот, — это убедит меня в том, что есть на свете и дурные, и хорошие люди, и поставит в затруднительное положение, поскольку будет означать духовную борьбу, исход которой неясен, ибо победу может одержать и та, и другая сторона.

Глаза Шанталь были полны слез, но, собрав все силы, она овладела собой:

ШАНТАЛь: Зачем вы задумали это? Почему избрали для этого мой город?

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Дело ведь не в тебе и не в твоем городишке: я думаю лишь о себе, ибо в истории одного человека заключена история всего человечества. Я желаю знать, хороши мы или плохи. Если хороши, значит, Бог — справедлив и простит меня за все, что я сделал. Ну а если мы плохи, тогда все позволено, и я никогда не совершал ошибочных шагов, и все мы уже обречены.

И, прежде чем Шанталь убежала, он успел добавить:

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Может статься, ты решишь не иметь со мной дела. Но в этом случае я сам расскажу всем, что дал тебе возможность помочь жителям города, а ты ее отвергла. Я сам предложу им то же, что предлагал тебе. И если они решат убить кого-нибудь, то, весьма вероятно, жертвой станешь ты.

Шанталь опустилась на колени на белой половине сцены, а Чужестранец отошел вглубь чёрной половины, сел на стул и громогласно объявил:

чужеСТранец: Всем вина! Я угощаю!

Знакомство

Жители города мгновенно оживились, окружили Чужестранца и стали засыпать его вопросами: «Расскажите о своей стране? Где вы работаете? Вы женаты? Случались ли с Вами невероятные приключения?» Чужестранец, в свою очередь спрашивал об истории здешних мест, о том, кто населял город много лет назад (считалось, что некогда город был гораздо крупнее, чем сегодня, что и подтверждали развалины нескольких зданий на оконечностях трех городских улиц), о местных обычаях, поверьях и суевериях, столь присущих людям, которые сами возделывают землю, о всякого рода новых веяниях в земледелии и скотоводстве.

 

Сцена 4.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я слышал, у вашего города богатая история?

Со всех сторон посыпались похвалы в адрес своего родного города: «Сущая правда! Мы гордимся своей историей! Замечательный город! А сколько легенд с ним связано!»

КУЗНЕЦ: Если Вам интересно, я расскажу одну легенду.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: С удовольствием послушаю.

КУЗНЕЦ: Много-много лет назад жил в одной из здешних пещер некий отшельник. В те времена Город был приграничным местечком, населенным разбойниками, укрывавшимися от правосудия, контрабандистами, проститутками, искателями приключений, которые подыскивали здесь себе сообщников, и наемными убийцами. Самым страшным и бессовестным из всех был араб по имени Ахав.

Разбойники

Жители распределились по сцене в шахматном порядке. Начался пластический этюд преступников.

КУЗНЕЦ: В одной из здешних пещер жил некий отшельник, который впоследствии прославился под именем святого Савиния. Однажды Отшельник покинул свою пещеру, пришел к дому Ахава и попросился переночевать.

ЖЕНЩИНА 1:(перебивая) Ахав знал, что слава Отшельника не уступает его собственной, и это беспокоило его, ибо славу свою не желал делить ни с кем, а с таким немощным и хилым человеком — и подавно.

КУЗНЕЦ: И потому он решил в ту же ночь убить его, чтобы показать всем, кто здесь хозяин, истинный и единственный. Разбойник указал святому отшельнику место для ночлега, а сам с угрожающим видом принялся точить нож. Отшельник некоторое время наблюдал за ним, а потом закрыл глаза и уснул.

Жители вновь окружили Чужестранца. Слева, тёмная половина сцены погрузилась во мрак. Луч высветил фигуру Шанталь.

ШАНТАЛь: Ахав точил нож всю ночь. А утром, когда отшельник проснулся, встретил его рыданиями. Впервые в жизни кто-то провел ночь рядом с ним, поверив, что он может быть добр. И с той минуты Ахав оставил свой преступный промысел и взялся менять жизнь в округе.

Вдали зашумел ветер.

ШАНТАЛь: После встречи у реки Шанталь три ночи практически глаз не смыкала. Ветер, то усиливавшийся, то стихавший, сотрясал железные ставни, и под его ударами они лязгали так, что сердце замирало. В первую ночь она обнаружила себя перед лицом Добра.

На сцену выходит ангел. Он очень похож на человека, только гораздо светлее. Его движения легки и завораживающи.

АНГЕЛ: В Городе живут хорошие люди. Ты можешь доверять им. Представь, как расскажешь горожанам все, что услышала от чужеземца. Можно себе вообразить, какой испуг и изумление будут у него на лице, когда жители Города выгонят его вон.

Ангел исчез, оставив Шанталь надежду.

 

Сцена 5.

Чужестранец показал на украшавшую стену картину.

Чужестранец: Знаете, что это такое? Одно из самых знаменитых в мире полотен: оно принадлежит кисти Леонардо да Винчи и изображает тайную вечерю — последний ужин Иисуса с апостолами.

ХОЗяЙКА ГОсТИНИЦЫ: Не может быть! Неужели такая знаменитая картина?! Мне она обошлась очень дешево.

Чужестранец: Это всего лишь репродукция: сама картина находится в одной церкви, расположенной далеко отсюда. Об этой картине существует легенда — если угодно, я мог бы рассказать.

Присутствующие изъявили согласие.

Чужестранец: «При создании этой картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

Леонардо (фон)

 

С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.

Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске, что уже видел эту картину раньше!

— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.

— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа».

Чужестранец довольно долго молчал, устремив глаза на священника, но Шанталь знала, что его слова предназначаются ей.

Чужестранец: Может быть, у Добра и у Зла — одно и то же лицо. Все зависит лишь от того, когда встречаются они на пути каждого из нас.

Весь свет гаснет, и лишь ослепляющий блеск золота выхватил из темноты испуганное лицо Шанталь.

ШАНТАЛЬ: Может быть, у Добра и у Зла — одно и то же лицо. Все зависит лишь от того, когда встречаются они на пути каждого из нас.

Битва

Добро и Зло, Ангел и Демон сошлись в битве. (пластический этюд).

Шанталь медленно склонялась над золотом. Золотой блеск отражался в её застывших глазах. Ангел и Демон застыли в ожидании. Девушка протянула руку к вожделённому слитку… Но тут свет померк, её рука безвольно опустилась. Демон исчез, оставив после себя сгусток злобы. Лицо Ангела тронула лёгкая улыбка.

ШАНТАЛЬ: Человек не может осуществить свои мечты в двух случаях: когда они совершенно несбыточны и когда после того, как колесо судьбы делает внезапный оборот, они превращаются в нечто вполне осуществимое, да только ты к этому не готов. Тогда вот и охватывает тебя страх перед дорогой, ведущей неведомо куда, перед жизнью, бросающей тебе неведомые вызовы, перед возможностью того, что все привычное и устоявшееся сгинет бесследно и навсегда.

Волки

Раздался пронзительный волчий вой. Темнота и маленькие жёлтые огоньки окружили её. Вой не прекращался, как и свист ветра. Шанталь сжалась и закрыла руками уши. Из груди её вырвался крик ужаса и боли. Свет померк и стало совсем темно.

 

Сцена 6.

Посетители бара с изумлением смотрели на Шанталь. Девушка огляделась. Недоумённые, глупые, осуждающие, сочувствующие лица. Лишь взгляд Чужестранца выражал что-то другое. Да Старик Берт смотрел ласково.

ШАНТАЛЬ: (шёпотом) Извините… Я не выспалась. Волк выл всю ночь… (взяла поднос и пошла обслуживать посетителей)

ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ: А я не слышала никакого волка.

ЖЕНЩИНА: Уже несколько месяцев, как в округе не слышно волчьего воя.

КУЗНЕЦ: Охотники, похоже, извели всех до единого.

ЖЕНЩИНА 2: Для нас это очень скверно, ведь волки — главная приманка для приезжих. И чем неуловимей зверь, тем больше азарт охотников.

ЖЕНЩИНА 3: Они ведь обожают подобное бессмысленное состязание.

ШАНТАЛЬ: Но я слышала волчий вой!

ЖЕНА МЭРА: Наверно, это был оборотень.

ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ: Никаких оборотней не существует.

ЖЕНА МЭРА: Существует или нет, но какой-то волк выл этой ночью. Вы заставляете Шанталь работать сверхурочно, она слишком устает, вот ей и мерещится всякое.

СТАРИК БЕРТ: Пр о клятый волк существует. Когда-нибудь этот волк нападет снова.

Фон

Посетители покосились на Берта, но спорить с полоумным стариком не стали. Шанталь медленно подошла к Берту и уселась рядом. Посетители и бар исчезли в темноте.

ШАНТАЛЬ: Спасибо.

СТАРИК БЕРТ: Похолодало наконец. Меняется наш город. В самом воздухе — что-то другое.

ШАНТАЛЬ: Этот город совсем не меняется. Чередуются только времена года, и сейчас пришла зима.

СТАРИК БЕРТ: Нет. Это пришел чужестранец.

ШАНТАЛЬ: Что изменилось с появлением чужестранца?

СТАРИК БЕРТ: Целый день я смотрю на то, что меня окружает. Иные думают, будто это — зряшная трата времени. Я вижу, как сменяют друг друга времена года, как деревья сбрасывают листву, а потом она появляется вновь. Для меня только так можно было пережить потерю человека, которого я так любил.

Призрак

Выходит прекрасная девушка - ПРИЗРАК жены Берта. Встает от него по правую руку.

ШАНТАЛЬ: Вы очень одиноки.

СТАРИК БЕРТ: Нет-нет. Я не один. Иногда она приходит ко мне, и мы подолгу беседуем. Вот и сейчас она со мной. Вот здесь.

Берт, как бы наощупь, нашел руку ПРИЗРАКА и сжал в своей. Шанталь посмотрела в указанное место, но ничего не увидела.

СТАРИК БЕРТ: Я очень любил её. Как часто я хотел, чтобы она забрала меня с собой. Зачем мне, старику, жить на этом свете? Но она неизменно отвечает:

ПРИЗРАК: Ещё не время. (музыка закончилась)

СТАРИК БЕРТ: Ещё не время. …Город может быть уничтожен. Так она сказала. Мы должны спасти его.

Демон Превращение

Демон вышел (пластический этюд). Демон собрал всех жителей на авансцене (кроме Берта и Призрака). Дирижирует ими. Жители поправляют рубашки, затем жители расступаются, образуя коридор. В конце коридора, друг напротив друга встают Чужестранец и Шанталь. Демон проходит между ними и исчезает. Возможно, жители завязывают себе глаза платком. Музыка стихает.

Дождь

Жители достают зонты, раскрывают.

 

Сцена 7.

Шанталь развязала чёрный длинный свёрток и вынула ружьё.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Ты хочешь меня убить.

ШАНТАЛЬ: Хочу. Не уверена, что именно вас, но очень хочу.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Это ничего, поскольку отвечает на мой вопрос: представители рода человеческого отягощены злом, раз уж мелкая служащая из провинциального городка способна совершить преступление ради денег. Я умру, но теперь я знаю ответ, и потому умру довольным.

ШАНТАЛЬ: Держите.

Шанталь протянула ружье чужестранцу.

ШАНТАЛЬ: Никто не знает, что мы с вами знакомы. Вам даже прицеливаться не надо — просто направьте на меня дуло и нажмите на курок.

Чужестранец положил палец на спусковой крючок, прицелился в ее сторону, и Шанталь с удивлением заметила, что двустволку он держит привычно и правильно, как человек, умеющий владеть оружием. Она медленно повернулась спиной. Так они простояли довольно долго: Шанталь знала, что, если чужестранец поскользнется или вздрогнет от внезапного появления зверя или птицы, палец его дернется и ружье выстрелит. В этот момент она осознала, сколь по-детски наивным было ее душевное движение: она пыталась бросить вызов этому типу, всего лишь чтобы подразнить его — пусть-ка сам сделает то, что предлагает сделать другим.

А чужестранец между тем продолжал направлять ружье на Шанталь, он не моргал, и руки его не дрожали. Теперь уже было поздно; теперь уж он сам был убежден, что оборвать жизнь девушки, бросившей ему вызов, — недурная, в сущности, идея. Шанталь готова была взмолиться о пощаде, но он опустил ружье раньше, чем она успела вымолвить слово.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Один немецкий философ сказал как-то раз: «Даже у Бога есть ад: это его любовь к людям». Не думай, что я струсил. Я и не такие курки спускал, а точнее говоря, я производил оружие, которому твоя двустволка в подметки не годится, производил и продавал по всему миру. Я женился на той, кого любил, у меня были две прелестные дочки, и я всегда умел требовать и получать все, что мне причиталось. Я много читал. Я ходил в церковь. Я боялся Бога и чтил его заповеди. Я занимал очень высокооплачиваемую должность директора гигантской компании. Мое оружие производилось для защиты порядка, без которого, как я считал, невозможны прогресс и созидание. Я всегда старался действовать в соответствии с законом и привык считать себя, что называется, «порядочным человеком». И вот однажды мне позвонили по телефону…

Террористы

Музыка. Жители сложили зонты и устремили взгляд на Чужестранца.

ЖЕНЩИНА 1: Мы похитили ваших детей.

ЖЕНЩИНА 2: Ваша жена у нас…

МУЖЧИНА 1: Нам нужно оружие…

ЖЕНЩИНА 3: Много оружия…

-: Ваше оружие…

-: Дайте его нам!

-: Иначе ваша жена умрёт…

-: Ваши дети погибнут…

-: Дети погибнут…

-: Они все погибнут…

-: Дайте нам оружие!

-: И держите всё в тайне…

-: Храните тайну…

-: Тайну…

-: Тайну…

-: Храните тайну…

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я сообщил обо всем в полицию… Еще до вечера квартира, где держали заложников, была взята штурмом, а похитители — двое парней и девушка, явно люди неопытные, — изрешечены пулями.

Семья

Мелькание синего и красного. Постепенно эта какофония стихает и мы видим в центре, на третьем плане, жену и дочерей Чужестранца. Он делает к ним несколько шагов, долго смотрит. Дети подходят к отцу. Он берет их на руки, смеётся, играет с ними. Затем смотрит на жену. У него в глазах слёзы. Семья освещается красным светом. Чужестранец отворачивается.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: И полиция, и террористы использовали продукцию моей фирмы… Я могу понять, когда убивают, преисполнившись ненависти или сгорая от любви, но вот так, без всякой причины, всего лишь потому, что сорвалась сделка? Я хочу знать, что происходило в головах этих террористов. Хочу знать, было ли хоть мгновение, когда в их сердца постучалась жалость, когда они заколебались — не отпустить ли их: ведь не с ними же они вели войну? Хочу знать, произошло ли хоть на долю секунды противоборство Добра и Зла, поединок, в котором Добро могло взять верх?

ШАНТАЛЬ: Но при чем тут мой город? Почему?

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: А почему в ход пошло мое оружие, если на свете столько оружейных заводов? Ответ прост: по случайности. В тот миг, когда твои земляки услышат о награде, Добро и Зло вступят в противоборство, и то, что случилось в той квартире, повторится в твоем городке.

Жители города стали медленно и деловито рассаживаться на заднем плане на свои места.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я понимаю, отчего ты медлила, но больше ждать не могу. Понимаю также и то, что тебе для борьбы с самой собой нужно было лучше узнать меня. Теперь ты меня знаешь. Я — человек, рядом с которым идет по Земле дьявол. Чтобы прогнать его или чтобы принять его раз и навсегда, мне нужно получить ответы на кое-какие вопросы.

Страх

 

Сцена 8.

На сцену выходит дьявол и шепчет Чужестранцу на ухо:

ДЬЯВОЛ: (голос записан, речь перебивается музыкальными вставками) Страх, страх, страх… Не ты один пребываешь в ужасе — все так живут.

Далее Дьявол по очереди подходит то к одному, то к другому жителю города.

ДЬЯВОЛ: Вот образцовый отец семейства, — он хотел бы завести романчик с секретаршей, но опасается гнева жены.

ДЬЯВОЛ: Вот жена, которой хотелось бы работать и обрести независимость — но она боится мужа.

ДЬЯВОЛ: Вот девушка, в одиночестве читающая книгу, — она притворяется беспечной, а на самом деле трепещет от перспективы на всю жизнь остаться одной.

ДЬЯВОЛ: Вот юноша — его душа полна ужаса при мысли о том, что ему придется оправдывать надежды, возлагаемые на него родителями.

ДЬЯВОЛ: Вот продавец, впаривающий клиентам миксеры и мясорубки, — он боится, что его могут в любую минуту уволить.

ДЬЯВОЛ: Вот студентка — она хотела стать танцовщицей, но испугалась соседских сплетен и пересудов и теперь готовится в экономисты.

ДЬЯВОЛ: Тихий город, вечер такой, что дух захватывает, а в душе каждого из этих людей гнездится страх. Страх одиночества, страх темноты, страх людской молвы, страх правосудия, страх рискнуть и все потерять, страх любить и быть отвергнутым, страх попросить прибавки к зарплате, принять приглашение, отправиться в незнакомые края, не произвести выгодного впечатления; страшно стариться, страшно умирать, страшно, что заметят твои недостатки, страшно, что не заметят твои дарования, страшно, что ты со всеми своими достоинствами и недостатками останешься незамеченным. Страх, страх, страх…

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: (запись) Я не заслужил того, что случилось со мной. Если Ты сотворил это со мной, я могу сделать то же самое с другими людьми. Это будет справедливо.

Музыка. Дьявол уходит. Меняется свет. Слово берет Шанталь.

 

Сцена 9.

ШАНТАЛЬ: Как всем известно, этот город был оплотом и пристанищем бродяг и разбойников. Наш иностранный гость не знает, каким образом удалось превратить его в очаг добродетели и порядка. Много лет назад, человек, взявший на себя ответственность за город, пригласил нескольких плотников из соседней деревни, вручил им чертеж и приказал, чтобы на площади, на том месте, где ныне высится крест, они построили нечто.

Над головой Шанталь медленно опускалась петля.

ШАНТАЛЬ: На торжественное открытие этого монумента пришли все жители. Речи он никакой произносить не стал, а просто сдернул покрывало, и все увидели виселицу. Человек сказал, что отныне и впредь жителям придется либо заниматься честным трудом, либо покинуть город. И всё. Виселица смотрела на людей, а люди — на виселицу. Мало-помалу дерзость и отвага мятежников стали уступать место страху. Кое-кто покинул город, другие попробовали себя на новой стезе прежде всего потому, что им некуда было податься, а может быть и потому, что теперь высилось на площади это орудие казни. Через десять лет, когда закон окончательно восторжествовал в городе, виселицу разобрали и на ее месте воздвигнули крест.

Среди полной тишины раздались одинокие рукоплескания — это хлопал Чужестранец.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Прекрасная история. Люди ведут себя так, как должно, не потому, что желают следовать закону, а потому, что страшатся наказания. У каждого из нас в душе есть эта виселица.

ШАНТАЛЬ: И вот теперь, по просьбе этого чужестранца, я собираюсь снести крест, что стоит на площади, и поставить на его место другую виселицу. Четыре дня назад он показал мне десять крупных слитков золота. Оно на ближайшие тридцать лет может обеспечить будущность всех жителей нашего города. Показал — а потом спрятал слитки в лесу, и я не знаю, где они теперь.

Чужестранец кивнул.

ШАНТАЛЬ: Это золото достанется жителям, если в течение ближайших трех дней в нашем городе кто-нибудь будет убит. Если этого не произойдет, чужестранец заберет золото и покинет нас.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Эта девушка — прирожденная рассказчица.

Шанталь повернулась и принялась мыть стаканы. Казалось, время в городе остановилось — никто не произносил ни слова.

МЭР (вставая): Мы вызовем полицию.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Удачная мысль.

ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ: Прошу вас, поднимитесь к себе в номер, соберите вещи и немедленно убирайтесь из нашего города.

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Я заплатил за неделю вперед и проживу ровно неделю. Даже если для этого придется вызвать полицию.

КУЗНЕЦ: А вам не приходило в голову, что убитым можете оказаться вы сами?

ЧУЖЕСТРАНЕЦ: Разумеется, приходило. Но только учтите, что в этом случае преступление-то вы совершите, а обещанной за него награды не получите никогда.

-: Это возмутительно!

-: Не может быть и речи!

-: Мы честные люди!

-: Нам чужого не надо!

-: Уезжайте из нашего города!

-: Мы не преступники!

-: Как вам не стыдно.

-: Мы ни за что не сделаем это!

-: Какой отвратительный фарс!

-: А ты толкаешь нас на преступление в обмен на деньги!

ШАНТАЛЬ: Никуда я вас не толкаю! Вы что — с ума все посходили?!

-: Это ты с ума сошла!

-: Как ты могла выполнять поручения этого безумца?!

-: Зачем тебе это было нужно?

-: Что ты на этом выиграла?

-: Хочешь, чтобы наш город стал адом?

-: Ты потеряла достоинство и утратила честь!

ШАНТАЛЬ: Нет, я вижу, вы рехнулись! Да неужели кто-нибудь из вас всерьез воспринял это пари?!

Фон

ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ: Оставьте её. Уже поздно. Идите спать.

Жители по очереди отвернулись от Шанталь (уселись спиной на стульях). Лишь Старик БЕРТ пристально смотрел на неё. За его спиной стоял ПРИЗРАК жены.

СТАРИК БЕРТ: Ты сама понимаешь, что дело тут не в тебе. И они это понимают, но им нужен виновный. Может, лучше будет, если ты переберешься на время куда-нибудь подальше.

Шанталь и ПРИЗРАК ушли в разные стороны. Пятеро жителей города повернулись.

 

Сцена 9.

хозяйка гостиницы, отвечавшая за прием и пребывание туристов; священник, на попечении которого были души; мэр, занимавшийся охотничьими лицензиями; жена мэра, занимавшаяся мэром и его решениями; местный кузнец, покусанный проклятым волком, но ухитрившийся выжить, и, наконец, человек, которому принадлежала большая часть земель вокруг города, БИЗНЕСМЕН.

БИЗНЕСМЕН: Вызвать полицию! Вот единственное, что мы должны сделать. Ясно, что никакого золота не существует.

мэр: Золото существует. Шанталь Прим не стала бы рисковать своим добрым именем, не будь у нее реальных доказательств. Но это ничего не меняет — полицию позвать надо.

ЖЕНА МЭРА: Единственное доказательство — это золото. Без него нам никто не поверит.

БИЗНЕСМЕН: Но где оно, это золото?

хозяйка гостиницы: А вы что скажете, святой отец?

священник: Я толком разбираюсь лишь в моей религии, а в основе ее — жертва одного человека, которая спасла все человечество.

Проповедь

Музыка. Жители города дружно встали, поставили стул в центре на третьем плане.

БИЗНЕСМЕН: То, что вы сейчас сказали, святой отец – очень интересно. Прекрасная тема для проповеди.

Священник прошел сквозь толпу и встал на стул. Все повернулись к нему.

священник: Я хочу, чтобы все вы осознали: неотъемлемо от человека понимание того, что все мы по природе — низменны и извращены и по этой причине подлежали бы вечным загробным мукам, если бы Иисус не принес себя в жертву ради спасения человечества. Повторяю: жертва одного человека спасла весь род людской. Уже много лет наблюдаем мы с вами за тем, как приходит в упадок наш город; и вот теперь я думаю, не Божья ли это кара, ниспосланная нам за то, что мы принимали все происходящее так безропотно, словно заслужили потерю места, где живем. Не пришел ли нам час восстать? Никто не благ. Никто. Довольно нам изображать из себя святых. Пора принять как должное наши слабости и пороки. Вы согласны?

Жители дружно встали перед священником на колени. Священник вернулся к своим собеседникам.

священник: Теперь перейдем к практической стороне вопроса.

БИЗНЕСМЕН: Шанталь Прим.

МЭР: Матери у нее нет. Бабушка умерла. Никто и не заметит ее исчезновения.

священник: Нет. Вина должна пасть на голову того, кто и спровоцировал трагедию. Пусть она несет это бремя до конца дней своих.

хозяйка гостиницы: А я не представляю на ее месте никого другого.

Музыка. Жители города встали с колен, обернулись и посмотрели на старика Берта, сидящего к ним спиной.

ЖЕНА МЭРА: Он, судя по всему, очень страдает от потери жены: уж сколько лет в любую погоду целыми днями бесцельно сидит у своего дома.

хозяйка гостиницы: Ничего не делает — только тоскует, и я думаю, бедняжка медленно сходит с ума: проходя мимо, я много раз слышала, как он разговаривает сам с собой.

БИЗНЕСМЕН: Полагаю, он отдал бы все на свете, чтобы прямо сейчас оказаться там, где ждет его любимая супруга.

МЭР: Единственный в нашем городе, кто, в сущности, ничем важным не занят. Как-то раз я спросил, почему он всегда — даже зимой — сидит у дверей? И знаете, что мне ответил Берт? Что он — на страже, чтобы не пропустить тот день, когда в городе появится Зло.

священник: (подойдя к Берту) Ну, судя по всему, он со своей обязанностью не справился.

Жители механически сели на стулья.

священник: Нужно, чтобы все были единодушны. Нужно, чтобы все сказали, принимают они это решение или нет, вслух.

-: Всем поровну?

Настало время произнести главное, чего мэру делать очень не хотелось. МЭР встал, но произнести это не решался.

священник: Всем поровну.

МЭР: Поровну…

священник: Итак, кто согласен?

Фон

Молчание длилось недолго.

-: Я! (либо поднимают руки, либо уходят на противоположную от Берта половину)

-: Я.

-: Я…

Один за другим люди на площади громко говорили, что согласны, и так продолжалось до тех пор, пока не высказались все. И никто не сказал: «Я — против!»

 

Сцена 10.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных