Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Появление теории обморока




Авторы всех вымышленных описаний жизни Иисуса, упоминавшихся в главе 1, считали, что Он не умер на кресте и был реанимирован. В таком случае Его «явления» ученикам, разумеется, не были сверхъестественными, поскольку Он не умирал. Теория обморока, которой придерживался Генрих Паулус и другие авторы в период расцвета либеральных материалистических теорий, была довольно популярна в первой половине девятнадцатого века. Она была опровергнута фактами и осуждена сторонниками либерализма, такими как Давид Штраус. Прежде чем рассмотреть эту позицию, будет полезно обратить внимание на две современные попытки создать подобные биографии Иисуса.

Книга Хью Шонфилда «Пасхальный заговор» вызвала настоящую сенсацию[133]. Однако немногие читатели осознавали ее сходство с более ранними вымышленными описаниями жизни Иисуса. Согласно Шонфилду, Иисус был убежден в Своем мессианстве и, основываясь на этом убеждении, тщательно спланировал Свое общественное служение[134]. Он подстроил такие события, как триумфальный вход в Иерусалим, а Лазарь помогал Ему сделать необходимые приготовления[135]. Особенно тщательно был разработан план, связанный с предстоящим распятием: для этого нужен был очень точный расчет времени. В этом предприятии главным доверенным лицом Иисуса был Иосиф Аримафейский[136].

Пока Иисус находился на кресте, Иосиф позаботился, чтобы неизвестный человек дал Иисусу питье с подмешанным в него наркотиком. В результате Иисус быстро погрузился в бессознательное состояние, из-за чего сложилось впечатление, будто Он умер. Тем не менее, когда Иисуса сняли с креста, Его состояние было очень тяжелым, в особенности из-за нанесенной копьем раны, которую упоминает Иоанн[137]. В субботу тело Иисуса вынесли из гробницы, после чего Он на короткое время пришел в сознание, но вскоре умер и был перезахоронен[138].

Здесь Шонфилд предлагает свою реконструкцию событий, объясняющую веру учеников в Воскресение Иисуса. Ключевую роль в этой реконструкции играет неизвестный, который дал Иисусу наркотик. Он помогал нести Иисуса к гробнице, а затем вернулся в субботу, чтобы спасти Его. Когда Иисус на короткое время пришел в сознание, Он попросил этого человека передать ученикам, что Он воскрес из мертвых. Однако вскоре Иисус умер, и этот человек помог похоронить Его. Этот же неизвестный был в гробнице, когда ранним воскресным утром туда пришли женщины, и Мария Магдалина приняла его за садовника. Позже этот же человек общался с учениками по дороге в Эммаус, а также на берегу моря и в Галилее. Ученики приняли незнакомца за Иисуса и объявили о Его Воскресении из мертвых[139].

Непредвзятому читателю должно быть очевидно, что совершенно невероятный сценарий развития событий, когда неизвестный человек просто возникает из ниоткуда в тех ситуациях, которые надо как-то объяснить, весьма сомнителен, если не сказать больше. Весь сюжет очень похож на устаревшие и отвергнутые учеными вымышленные биографии Иисуса. Даже сам Шонфилд признает, что значительная часть его сочинения – «реконструкция, проделанная с помощью воображения»[140]. Далее он объясняет: «Мы вовсе не утверждаем, что наша реконструкция отражает то, что произошло на самом деле» [141]. Как отмечает Джон А. Т. Робинсон, «Пасхальный заговор» – это пример популяризованной биографии, которая настолько лишена фактических оснований, что если бы у публики не вызывал столь живого интереса практически всякий, кто пишет о христианстве, книгу «попросту высмеяли бы и забыли»[142]. Поэтому мы считаем, что предлагаемая Шонфилдом реконструкция жизни Иисуса в высшей степени неправдоподобна.

Еще один пример теории обморока в популярной литературе – это книга Донована Джойса «Свиток Иисуса». Тезис этой книги, содержащей еще более фантастический, чем у Шонфилда, сценарий развития событий мы рассмотрим в одном из следующих разделов этой главы. Здесь мы лишь приведем предлагаемый Джойсом вариант теории обморока.

По описанию Джойса, Иисус тоже планировал избежать смерти на кресте. Так, Он находился под действием наркотика, и римские солдаты не осмотрели Его достаточно тщательно – возможно, потому что были подкуплены. И они не пронзили Его бок копьем, чтобы убедиться в Его смерти. Поэтому Иисус не умер на кресте. В гробнице Его привел в сознание врач, который, видимо, спрятался там заранее[143].

Эта история об обмороке Иисуса – такая же выдумка, как теории Шонфилда и авторов восемнадцатого-девятнадцатого веков.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных