Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческое исследование




В чем же именно заключается работа историка? Как производят исторические исследования?

О событиях прошлого можно узнать (с определенной долей вероятности) в результате тщательного исследования фактов. Единственный источник знаний о событиях прошлого – изучение имеющихся исторических свидетельств. И хотя сам историк, как правило, не принимает участия в изучаемых событиях (если, конечно, он не присутствовал при них изначально), он может исследовать относящиеся к ним данные: рассказы очевидцев, письменные документы, прочие записи, сооружения, археологические находки. Развиваемые историком концепции должны основываться на таком материале. Данные инструменты – часть методологии исторических исследований[605].

Результаты, полученные на основе существующих данных, конечно же, не становятся правильными автоматически, особенно если между свидетельствами наблюдаются расхождения. Задача историка – произвести критическое исследование источников и как можно точнее определить их достоверность. Затем следует решить, какой из выводов лучше всего соответствует имеющимся свидетельствам; так достигается результат. Работа историка строится на этом основании[606]. Итак, мы делаем выбор между имеющимися свидетельствами, отдавая предпочтение наиболее вероятному выводу.

Чтобы исследовать прошлое с помощью такого метода, ученый должен располагать историческими данными. Эти источники часто делят на две категории: первичные и вторичные. Первичные источники «не получены из других, содержат информацию «из первых рук» и относятся к тому же времени, что и сами события»; эти источники наиболее важны[607]. Они могут состоять из свидетельств очевидцев, изложенных в различных формах.

Вторичный материал содержит свидетельство о первичных источниках, запечатлевших людей и события прошлого. Вторичными источниками могут быть учебники, монографии, сборники статей, учебно-методические материалы. Такие источники помогают расширить и углубить наши знания об уже существующих материалах.

Первичные источники содержат информацию в письменном и неписьменном виде. К первой категории относятся документы – официальные и неофициальные. Письма Плиния Младшего, который в начале второго века н. э. был императорским легатом в Малой Азии, – пример документов, вышедших из-под пера государственного служащего.

К неофициальным первичным документам относятся источники (книги, газеты, журналы), содержащие информацию, полученную от очевидцев. В качестве примера можно привести описание галльских войн, сделанное Юлием Цезарем еще до того, как он пришел к власти в первом веке до н. э.

Документы, написанные очевидцами или под их влиянием, играют, конечно же, важнейшую роль в историческом исследовании, если у историка есть к ним доступ. Например, в 50-е и 60-е гг. двадцатого века в США было опубликовано множество воспоминаний ветеранов Гражданской войны, которые тогда были еще живы[608]. Иногда в распоряжении историков имеется эпиграфика – письменные источники в виде надписей на камне, металле и прочих материалах.

Первичные неписьменные источники включают материалы, полученные непосредственно от очевидцев – интервью, устные предания, фотографии и археологические артефакты. Аудиозаписи интервью с очевидцами, разумеется, не могут быть старше 100 лет (в лучшем случае). Предания (устные или письменные) иногда уходят корнями в древние времена; источниками при этом служат рассказы, легенды, повествования о героях и баллады. Достоверные предания, основанные на рассказах очевидцев, – важный источник. С другой стороны, американцы знают рассказ о Джордже Вашингтоне и вишневом дереве и легенды о подвигах Дэви Крокетт. Но при использовании таких преданий возникает сложность: они должны быть достоверными, а не просто основанными на слухах и вымысле.

Археологические артефакты могут содержать ценные свидетельства о нашем прошлом. Архитектурные сооружения, памятники, могилы, склепы, мебель, произведения искусства, одежда, монеты, инструменты и прочие артефакты – все это может сыграть важную роль в восстановлении и исторического фона, и самих событий. Например, изучение еврейских склепов позволило получить очень точные сведения о погребальных обычаях, физических характеристиках людей, способах, которыми их убивали враги. При раскопках на месте Кумранской общины на берегу Мертвого моря были найдены не только Кумранские свитки; ученым удалось узнать множество фактов об эпохе Иисуса, об аскетичном и общинном образе жизни секты ессеев. Раскопки древнегреческих городов – Афин, Коринфа и Эфеса – позволили получить бесценные сведения об искусстве, религиозных верованиях и образе жизни этих древних народов.

Историческое исследование не ограничивается сбором первичных и вторичных источников, и историки далеки от мысли, что такая совокупность данных автоматически приравнивается к самим фактам. Прежде чем делать выводы, источники следует организовать и подвергнуть критическому изучению[609]. Например, к письменным источникам следует применять методы и внешней, и внутренней критики.

Внешняя критика используется для проверки самих документов; она делится на две части. Высокая критика проверяет подлинность документов, отвечая на вопросы об историческом фоне, авторстве, дате и месте написания, первоначальной читательской аудитории и причине написания. Затем задаются следующие вопросы: «Достоверен ли текст?», «Содержит ли он признаки, по которым можно судить о его соответствии фактам?» Низкая критика ищет ответ на вопрос о том, претерпел ли имеющийся у нас текст существенные изменения в сравнении с первоначальным. Речь идет о свидетельстве рукописей: датировке существующих копий, их сравнении с оригиналом, присутствии каких-либо интерполяций или пропущенных фрагментов.

Внутренние факторы также полезны при оценке достоверности документа. К этим факторам относятся: компетентность автора, его характер, а также умение отделять факты от эмоций, мнений и других субъективных искажений.

При работе с неписьменными источниками критик должен принимать во внимание методы датировки и другие научные способы проверки, в частности, химический анализ, а также сравнивать содержание этих источников с соответствующими письменными свидетельствами. Интервью с очевидцами и устные предания следует проверять примерно так же, как и документальные источники; критика должна включать внешнюю и внутреннюю фазы, изучать вопросы авторства, датировки свидетельства, его достоверности, выявлять, не подвергалось ли свидетельство изменениям под влиянием времени или обстоятельств.

После того как историк собрал материалы, организовал их и применил методы внешней и внутренней критики, он готов формулировать выводы. Результаты должны соответствовать всем имеющимся данным и представлять собой наиболее полное и вероятное объяснение. Эти результаты должны быть доступны для вдумчивой критики со стороны других ученых, что в свою очередь должно побуждать осторожного историка к защите результатов, основанных на имеющихся данных.

 

Выводы

Мы начали с концепции истории – концепции, включающей и сами события, и запись этих событий. Кроме того, в описании событий прошлого всегда присутствует субъективный элемент, поэтому выводы историков должны носить вероятностный характер. Но использование правильных методов позволяет в рамках этих параметров устанавливать объективные факты. Те, кто считают, что историки не в состоянии выявить объективные факты, сталкиваются со множеством трудностей.

Мы показали также, каким образом методы и инструменты историка позволяют получать достоверное знание о прошлом – особенно при работе с первичными источниками. Большинство историков соглашаются с этим выводом. Кейрнс подводит итог:

«При научном анализе артефактов и документов историк может быть вполне уверен в том, что ему известно относительно того или иного события… Среди историков наблюдается поразительное согласие в отношении главных фактов прошлого и очень многих выводов из этих фактов»[610].

В этой книге мы попытались изучить историчность Иисуса именно в рамках этих параметров, и прежде всего выявить факты, связанные с Его смертью и Воскресением.

Приложение 2: Систематизация апологетики

Наша книга построена по тематическому принципу, поскольку нашей целью было ответить на конкретные критические возражения и рассмотреть исторические аспекты жизни Иисуса, а не предложить апологетику в систематизированной форме. Главная цель этого приложения – систематизировать ответы из первой части, где была показана несостоятельность попыток отвергнуть уникальность Иисуса, и из второй части, где представлен исторический материал.

Материал этой главы тоже организован по тематическому принципу, но с иной целью: облегчить читателю поиск нужных тем. Материал главы разделен на три части: Новый Завет, Иисус, описания чудес. Наше внимание здесь будет сосредоточено не на самих возражениях, а на ответах на каждое из них. Поэтому данная глава, в отличие от предыдущих, отличается более жесткой структурой. Кроме того, в ней сравнительно мало сносок. Ссылки приводятся не на внешние источники, а на те разделы книги, в которых рассматриваются соответствующие темы: там можно найти указания и на источники.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных