Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б. Историчность Иисуса 3 страница




246. Хороший обзор аргументов за и против таких тезисов, как первичность Евангелия от Марка и существование Q, см.: David Barrett Pea-body, «In Retrospect and Prospect,» The Perkins School of Theology Journal, Vol. XL, No. 2 (April, 1987), pp. 9-16. Список ученых-критиков, отстаивающих другие позиции либо склоняющихся к ним, см.: William R. Farmer, «Preface: Order Out of Chaos,» The Perkins School of Theology Journal, Vol. XL, No. 2 (April, 1987), pp. 1-6.

247. William R. Farmer, «The Church’s Stake in the Question of «Q»,» The Perkins School of Theology Journal, Vol. XXXIX, No. 3 (July, 1986), pp. 9-19.

248. Cm. F. L. Cross and E.A. Livingstone, The Oxford Dictionary of the Christian Church (Oxford: Oxford Univ. Press, 1974), s.v. «Thomas, Gospel of,» p. 1370. Подробный обзор см.: Craig Blomberg, «Tradition and Redaction in the Parables of the Gospel of Thomas,» Gospel Perspectives, vol. 5 (Sheffield: JSOT, 1985), pp. 177-205; Craig Evans, «Jesus and the Gnostic Literature,» Biblica, vol. 62 (1981), pp. 406-412; France, Evidence for Jesus, pp. 75-78; Farmer, «Church’s Stake,» p. 14.

249. Brown, «The Christians Who Lost Out,» p. 3.

250. Fitzmyer, pp. 122-123.

251. Farmer, «The Church’s Stake,» pp. 12, 14.

252. Fuller, Foundations, p. 143.

253. Евангелие от Фомы 32:1, 42:13-18, 43:9-12; ср. Откр.1:17-18. См. Robert М. Grant, Gnosticism and Early Christianity, rev. ed. (New York: Harper and Row, 1966), pp. 183-184; cp. Blomberg, Historical Reliability, pp. 209, 212. Даже члены «Семинара по Иисусу» считают это возможным толкованием слов «живой Иисус» в «Евангелии от Фомы». (Robert W. Funk, Roy W. Hoover and the Jesus Seminar, The Five Gospels: The Search for the Authentic Words of Jesus New York: Macmillan/Polebridge, 1993., p. 398.)

254. Jeremias, The Eucharistic Words of Jesus, pp. 104-105.

255. Некоторые примеры можно найти в: Лк.24:34; Рим.1:3-4, 4:25, 10:9-10; Флп.2:6-11, 1Тим.2:6, 6:13, 2Тим.2:8, 1Пет.3:18; ср. 1Тим.3:16.

256. См., например, «Евангелие истины» 20:25-34, 30:23, 27-33; «Послание к Регину» 45:14-28, 46:14-20, 48:4-19. Однако следует отметить, что гностики часто отрицали телесное воскресение Иисуса. Это особенно заметно в «Послании к Регину» 45:17-21.

257. Brown, «The Christians Who Lost Out,» p. 3.

258. Farmer, «Church’s Stake,» p. 14.

259. James М. Robinson, «The Sayings of Jesus: Q,» Drew Gateway, Fall, 1983, p. 32.

260. James M. Robinson, «Jesus from Easter to Valentinus/»/ownza/ of Biblical Literature, Vol. 101, 1982, pp. 6-17.

261. Koester in Robinson, Nag Hammadi, Volume II, pp. 84-86.

262. Прочие проблемы гностических взглядов выходят за рамки вопросов, рассматриваемых в этой главе. Хотя некоторые изречения Иисуса толковались по-разному, из этого нельзя делать вывод, будто гностицизм подтверждается учением Иисуса. Примерами отличий служат Его учения о Боге, Сотворении, природе физического тела, вечной жизни, спасительной вести и необходимости нести Его слова всему миру. (См. Habermas, Ancient Evidence for the Life ofJesus, p. 64.) Пейджелс называет и некоторые другие аспекты, в которых учение Иисуса отличалось от учений гностиков (Gnostic Gospels, pp. 177-178).

Еще один важный вопрос связан с происхождением гностицизма. Преобладает мнение, что он произошел от христианства. Фитцмайер называет гностицизм «паразитом» в этом отношении (с. 123). (См. Robert Grant, Gnosticism and Early Christianity, а также Edwin Yamauchi, Pre-Christian Gnosticism: A Survey of the Proposed Evidences Grand Rapids: Eerdmans, 1973.).

Другую критику см.: Ronald H. Nash, Christianity and the Hellenistic World (Grand Rapids: Zondervan, 1984).

263. Robert W. Funk, Roy W. Hoover, and the Jesus Seminar, The Five Gospels: The Search for the Authentic Words of Jesus (New York: Macmillan Publishing Company and the Polebridge Press, 1993), Preface, pp. ix-x, xiii.

264. Там же, с. 2.

265. Подробное обсуждение материала, представленного в этом разделе (во многих случаях в отредактированном виде), см.: Gary R. Habermas, «Did Jesus Perform Miracles?» in Jesus Under Fire: Modern Scholarship Reinvents the Historical Jesus, ed. by Michael Wilkins and J. P. Moreland (Grand Rapids: Zondervan, 1995), pp. 125-129.

266. Funk, Hoover, and the Jesus Seminar, Five Gospels, pp. 2-5.

267. Там же, с. 5.

268. Rudolf Bultmann, «New Testament and Mythology,» p. 5.– P. Бультман,

Новый Завет и мифология.

269. Там же, с. 38.

270. John Dominic Crossan,/?su5: A Revolutionary Biography, p. 82.

271. Там же, с. 95.

272. Jarl Fossum, «Understanding Jesus» Miracles,» Bible Review, Vol. X, No. 2 (April 1994), p. 50. Следует отметить, что Фоссум не числится среди членов «Семинара по Иисусу».

273. Там же, с. 398.

274. John Macquarrie, An Existentialist Theology, pp. 185-186.

275. Bultmann, «New Testament and Mythology,» p. 42.

276. Funk, Hoover, and the Jesus Seminar, Five Gospels, pp. 19-35.

277. Некоторые примеры можно найти там же, с. 199-200, 270, 399-400, 439, 468-469.

278. После замечания о «наивности фундаменталистов» Фоссум объясняет, что «воскрешение мертвых не считалось невозможным в древнем мире» (с. 50). Видимо, он считает это удовлетворительным объяснением. Но это пример генетической логической ошибки. Насколько мы можем судить, все древние сообщения о чудесах могут быть истинными, или же некоторые могут быть истинными, а другие – ложными. Этот подход не опровергает евангельские свидетельства.

279. Crossan,/?sttj: A Revolutionary Biography, p. 85.

280. В. D. Chilton, «Exorcism and History: Mark 1:21-28,» Gospel Perspectives, Vol. 6, ed. by David Wenham and Craig Blomberg (Sheffield: JSOT, 1986), p. 263.

281. Crossan,A Revolutionary Biography, pp. 82, 95.

282. Marcus J. Borgy Jesus: A New Vision, pp. 66-67, 70-71.

283. Funk, Hoover, and the Jesus Seminar, Five Gospels, pp. 126,268,397,464-465.

284. Crossan,Jesus: A Revolutionary Biography у p. 145 along with pp. 154,196,201.

285. Crossan, The Historical Jesus, pp. 372-376.

286. Borg, Jesus, p. 179; cp. pp. 178-184.

287. Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography, pp. 152-158, особ. p. 158; тж. Crossan, The Historical Jesus, pp. 391-394, особ. p. 394.

288. Диалог с Трифоном иудеем, 108.

289. О зрелищах, 30.

290. Уильям Лейн Крейг датирует это появившееся до Марка свидетельство по крайней мере 37 годом н.э. См.: William Lane Craig, «The Empty Tomb of Jesus» in Gospel Perspectives: Studies of History and Tradition in the Four Gospels, vol. II, ed. by R.T. France and David Wenham (Sheffield: JSOT, 1981), pp. 182-183, 190-191.

291. См. главу 7, где обсуждается важность ранних керигматических свидетельств.

292. Еще одним свидетельством традиционного погребения Иисуса слу

293. жит «Назаретский указ» – датируемая первым веком мраморная плита, предупреждающая, что разорение могил карается смертью. Воз

294. можно, указ вышел в ответ на обвинения со стороны евреев, а также на свидетельства о Воскресении Иисуса. Некоторые считают, что Туринская плащаница свидетельствует как минимум об индивидуальном захоронении жертвы распятия. Обзор подобных аргументов (включая источники) приводится в: Gary R. Habermas, Dealing with Doubt (Chicago: Moody, 1990), pp. 43-45.

295. Там же, с. 169-170; Crossan, The Historical Jesus, p. 404. Другие книги, в которых развивается эта тема: The Historical Jesus, pp. 396-404; Jesus: A Revolutionary Biography, pp. 175, 181, 186, 190. Jesus: Л Revolutionary Biography, p. 186.

296. Там же.

297. Я не соглашаюсь здесь с этим предположением. Я просто считаю, что на данном этапе вопрос о важности его социополитической темы для нашего главного тезиса представляется спорным.

298. *Crossan, The Historical Jesus, p. 397.

299. Joachim Jeremias, «Easter: The Earliest Tradition and the Earliest Interpretation,» pp. 306-307; Reginald H. Fuller, The Formation of the Resurrection Narratives (New York: Macmillan, 1971), pp. 34-42; C.H. Dodd, «The Appearances of the Risen Christ: An Essay in Form-Criticism of the Gospels,» More New Testament Studies (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), pp. 125-126; Rudolf Bultmann, Theology, vol. I, p. 45. Бультман также отмечает возможную параллель с 1Кор.15:5 и Лк.24:34 в Лк.22:31 и сл.

300. Crossan, A Revolutionary Biography, p. 190; ср. pp. 169-170.

301. Jeremias, «Easter: The Earliest Tradition and the Earliest Interpretation,» p. 306. (Курсив в оригинале.)

302. Fuller, Resurrection Narratives, pp. 27-49.

303. Там же, с. 37.

304. Особый интерес представляюттакие тексты: Деян.2:14-39, 3:12-26, 4:8-12, 5:17-40, 10:34-43, 13:16-41. См. Dodd, «Appearances,» pp. 124, 131; С. Н. Dodd, The Apostolic Preaching and its Developments, pp. 17-31 и таблицу после с. 96.

305. Crossan, The Historical Jesus, p. 397; Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography, pp. 165-166, 190.

306. Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography, p. 190.

307. Пример подобных аргументов приводится в замечательном труде: William Lane Craig, Assessing the New Testament Evidence for the Historicity of the Resurrection of Jesus.

308. Crossan, Jesus: A Revolutionary Biography, p. 190.

309. Там же, с. 169.

310. Об отсутствии свидетельств подобных явлений см. в: Gary R. Habermas, «Resurrection Claims in Non-Christian Religions,» Religious Studies, vol. 25 (1989), pp. 167-177.

311. Borg, Jesus, p. 184.

312. Там же, с. 185.

313. Marcus J. Borg, «Thinking about Easter,» Bible Review, vol. X, Number 2 (April 1994), pp. 15,49.

314. Тем не менее, эти явления чрезвычайно важны, и подробнее о них см.: Robert Н. Gundry, Soma in Biblical Theology: With Emphasis on Pauline Anthropology (Grand Rapids: Zondervan, 1987), особ. гл. 13; Craig, chapter 4; Norman L. Geisler, The Battle for the Resurrection (Nashville: Nelson, 1989), особ. гл. 7-8; Gary R. Habermas and J. P. Moreland, Immortality (Nashville: Nelson, 1992), chapter 9.

315. См.: Borg,/?ms, pp. 184-185 and Borg, «Thinking about Easter,» pp. 15,49.

316. Вот некоторые из проблем гипотезы, согласно которой явления Иисуса были галлюцинациями (или иными субъективными впечатлениями): индивидуальный характер психологических явлений такого рода, исключающий групповые свидетельства, подобные трем описанным Павлом в 1Кор.15:5-7; негативное внутреннее состояние; участие разных людей в разное время и в разных местах; разительная внутренняя перемена, произошедшая в учениках; пустая гробница; обращение Иакова; случай с Павлом на пути в Дамаск.

317. Chilton, «Exorcism,» p. 263; Borg, Jesus, pp. 66-67, 70-71.

318. Кроссан и Борг – не единственные участники «Семинара по Иисусу», опубликовавшие важные тексты на тему Воскресения. В качестве примера можно привести две более ранние работы, которые, вероятно, дают еще больше оснований для заключений, к которым мы здесь пришли: James М. Robinson, «Jesus from Easter to Valentinus (or to the Apostles» Creed) «Journal of Biblical Literature, Vol. 101; No. 1 (1982), pp. 5-37; John Kloppenborg, «An Analysis of the Pre-Pauline Formula 1 Cor 15:3b-5 in Light of Some Recent Literature,» The Catholic Biblical Quarterly, vol. 40 (1978), pp. 351-367.

319. В последние годы вышло несколько работ с подробной критикой «Семинара по Иисусу» и схожих взглядов. Заинтересованному читателю мы рекомендуем: Gregory A. Boyd, Cynic Sage or Son of God? Recovering the Real Jesus in an Age of Revisionist Replies (Wheaton: Victor, 1995); Wilkins and Moreland, eds., Jesus Under Fire; Ben Witherington III, The Jesus Quest: The Third Search for the Jew of Nazareth (Downers Grove: Inter Varsity, 1995); N.T. Wright, Who was Jesus? (Grand Rapids: Eerdmans, 1992).

320. Там же, с. 57-58, 63-64.

321. Там же, с. 22-23, 28, 55, 57-62. См. Bultmann, Theology of the New Testament, vol. 1, pp. 27, 125, 131, 175, 298; Neufeld, The Earliest Christian Confessions (Grand Rapids: Eerdmans, 1964), pp. 9, 49, 57, 61; Fuller, Foundations, pp. 204-206, 221-225, 248; Pannenbergjesws, pp. 366-367.

322. Bultmann, Theology of the New Testament, ibid., vol. 1, pp. 49, 81; Joachim Jeremias, Eucharistic Words, p. 102; Neufeld, ibid., p. 145, cf. p. 128.

323. Cm. Cullmann, Confessions, pp. 55, 58; C.F. D. Moule, The Birth of the New Testament, revised edition (New York: Harper and Row, 1982), p. 247; Neufeld, pp. 128-129, 133.

324. Cullmann, ibid., p. 55; Bultmann, Theology, vol. 1, p. 27; II, p. 121; Pan-nenberg, Jesus, pp. 118, 283, 367; Neufeld, pp. 7, 50; cf. Dodd, Apostolic Preaching, p. 14.

325. См., например, Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 27, 50. Далее в этой главе будут упомянуты и другие похожие источники.

326. Moule, Birth, pp. 33-35.

327. «Jeremias, Eucharistic Words, p. 102; Neufeld, pp. 7,9,128.

328. Moule, Birth, pp. 33-35.

329. Cullmann, Confessions, p. 41.

330. Jeremias, Eucharistic Words, p. 112; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 81, 125; Neufeld, Confessions, pp. 43, 140.

331. Bultmann, Theology, vol. 1, p. 312; Neufeld, Confessions, pp. 62, 68, 144.

332. Jeremias, ibid., p. 101.

333. Там же, с. 101, 104-105.

334. Cullmann, Confessions, p. 64; Moule, Birth, pp. 38-39; Neufeld, Confessions, p. 52.

335. Bultmann, Theology, vol. 1, p. 83.

336. Martin Hengel, The Atonement, transl. by John Bowden (Philadelphia: Fortress, 1981), p. 53.

337. Moule, Birth, p. 38.

338. Bultmann, Theology, vol. 2, p. 121; Neufeld, Confessions, pp. 20, 31.

339. Cm. Cullmann, Confessions, pp. 25, 27.

340. Там же; Bultmann, Theology of the New Testament, vol. 1, p. 82.

341. Neufeld, Confessions, pp. 31, 63-64, 146.

342. Там же, с. 114; см. с. 132-133.

343. Bultmann, Theology, vol. 1, p. 82.

344. См. Cullmann, Confessions, pp. 25, 27.

345. См. в особенности Деян.2:14-39, 3:12-26, 4:8-12, 5:29-32, 10:34-43; см. 13:16-41.

346. См. Деян. 2:22-23, 31, 3:15, 4:10, 5:30-31, 10:39-42, 13:28-39.

347. Drane, Introducing the NT, p. 99.

348. См. известный труд Додда: Dodd, Apostolic Preaching, pp. 17-31; см. также обзор этой дискуссии, предложенный Крейгом: Craig, pp. 36-38.

349. Joachim Jeremias, «Easter: The Earliest Tradition and the Earliest Interpretation,» p. 306.

350. С. H. Dodd, «Risen Christ,» p. 125; Bultmann, Theology, vol. 1, p. 45.

351. См. Neufeld, Confessions, pp. 7, 50; Pannenberg,y^5M5, pp. 118, 283, 367; Dodd, Apostolic Preaching, p. 14; Butmann, Theology, vol. 1, p. 27; vol. 2, p. 121; Fuller, Foundations, pp. 187, 189.

352. Neufeld, Confessions, p. 50.

353. ^Cullmann, Confessions, p. 55; Moule, Birth, p. 247.

354. Cp. Moule, p. 247; Neufeld, Confessions, pp. 51-52; Pannenberg,/?5MS,

pp. 31, 133, 137, 147, 367; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 27, 50; Fuller,

Foundations, pp. 180 (fn. 81), 187.

355. Cullmann, Confessions, p. 55, Moule, Birth, p. 247.

356. Jeremias, Eucharistic Words, p. 112; Neufeld, Confessions, pp. 43, 140, 143; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 81, 125.

357. Cm. Dodd, Apostolic Preaching, p. 11.

358. Cullmann, Confessions, pp. 55, 57-62.

359. См. Reginald Fuller, Resurrection Narratives, p. 10; Oscar Cullmann, The Early Church: Studies in Early Christian History and Theology, ed. by A.J. B. Hig-gins (Philadelphia: Westminster, 1966), p. 64; Pannenberg, Jesus, p. 90; Wickens, Resurrection, p. 2; Hengel, The Atonement, pp. 36-38,40; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 45, 80, 82, 293; Willi Marxsen, The Resurrection of Jesus of Nazareth, transl. by Margaret Kohl (Philadelphia: Fortress, 1970), pp. 80, 86; Hans Conzelmann, 1 Corinthians, transl. by James W. Leitch (Philadelphia: Fortress, 1969), p. 251; Hans-Ruedi Weber, The Cross, transl. by Elke Jessett (Grand Rapids: Eerdmans, 1978), p. 58; Dodd, «Risen Christ,» pp. 124-125; A.M. Hunter, Bible and Gospel, p. 108; Raymond E. Brown, The Virginal Conception and Bodily Resurrection of Jesus (New York: Paulist Press, 1973), pp. 81, 92; Norman Perrin, The Resurrection According to Matthew, Mark, and Luke (Philadelphia: Fortress, 1977), p. 79; George E. Ladd, I Believe in the Resurrection of Jesus (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), p. 104; Neufeld, Confessions, p. 47.

360. Fuller, Resurrection Narratives, p. 10; Wilckens, Resurrection, p. 2; Bultmann, Theology, vol. 1, p. 293; Dodd, Apostolic Preaching, pp. 13-14; «Risen Christ,» р. 125; Neufeld, Confessions, p. 27; Brown, Bodily Resurrection, p. 81.

361. Cullmann, Early Church, p. 64; Fuller, Resurrection Narratives, p. 10; Marx-sen, Resurrection, p. 80; Weber, The Cross, p. 59.

362. Jeremias, Eucharistic Words, pp. 101-102.

363. См. прежде всего: Fuller, Resurrection Narratives, pp. 11-12; Weber, The Cross, p. 59; Jeremias, Eucharistic Words, pp. 102-103.

364. В частности, Иеремиас приводит список подобных семитизмов (Jeremias, Eucharistic Words, pp. 102-103). См. также: Pannenberg,/?sws, p. 90; Fuller, Resurrection Narratives, p. 11; Foundations, p. 160; Weber, The Cross, p. 59.

365. Lapide, Resurrection, p. 98.

366. Wilk ens, Resurrection, p. 98.

367. Jeremias, «Easter,» p. 306.

368. Примеры такой датировки символа веры см.: Hans Grass, Ostergesche-hen und Osterberichte, Second Edition (Gottingen: Vanderhoek und Rupre-cht, 1962), p. 96; Leonard Goppelt, «The Easter Kerygma in the New Testament,» The Easter Message Today transl. by Salvator Attanasio and Darrell Likens Guder (New York: Nelson, 1964), p. 36; Thomas Sheehan, First Coming: How the Kingdom of God Became Christianity (New York: Random House, 1986), pp. 110, 118; Cullmann, The Early Church, pp. 65-66; Pannenberg, Jesus, p. 90; Dodd, Apostolic Preaching, p. 16; Hunter, Jesus, p. 100; Brown, Bodily Resurrection, p. 81; Fuller, Foundations, pp. 142, 161; Resurrection Narratives, pp. 81; Fuller, Foundations, pp. 142, 161; Resurrection Narratives, pp. 10, 14, 28, 48; Ladd, I Believe, p. 105. О»Коллинз отмечает, что, насколько ему известно, никто из ученых не считает, что этот символ веры появился после 40-х гг.н.э. Даже при такой датировке (40-е гг.н.э.) сделанные нами общие выводы, прежде всего в отношении раннего свидетельства очевидцев, остаются в силе. См. Gerald O’Collins, What Are They Saying About the Resurrection? (New York: Paulist Press, 1978), p. 112.

Интересно отметить, что 14 лет спустя, когда Павел вернулся в Иерусалим и снова встретился с Петром и Иаковом, Евангелие было главной темой их бесед, о чем непосредственно упоминается в Гал.2:1-10.

369. См. сноску 53 выше, поскольку каждый из упомянутых в ней ученых в целом придерживается этой схемы. Грасс считает, что местом передачи этой формулы скорее был Дамаск (с. 96), а Шихан в ближайшем контексте не говорит о месте.

370. См. Cullmann, The Early Church, pp. 65-66; см. также с. 73; Jeremias, Еи-charistic Words, p. 106; Hengel, The Atonement, p. 38; Dodd, Apostolic Preach-ing, pp. 16-17.

371. Cullmann, Confessions, pp. 72-73.

372. Hans von Campenhausen, «The Evens of Easter and the Empty Tomb,» in Tradition and Life in the Church (Philadelphia: Fortress, 1968), p. 44. Цит. no: Ladd, I Believe, p. 105.

373. Hunter, Jesus, p. 100.

374. W.Cullmann, The Early Church, p. 64; Jeremias,Eucharistic Words, p. 96; Pan-nenberg,/&sus, p. 90; Dodd, Apostolic Preaching, p. 17.

375. Dodd, Apostolic Preaching, p. 16.

376. Bultmann, Theology, vol. 1, p. 295; Neufeld, Confessions, pp. 66-67, 146.

377. Cullmann, Earliest Confessions, p. 32; Wolfhart Pannenberg, «A Dialogue on Christ’s Resurrection,» in Christianity Today, 12/14, April 12, 1968, pp. 9-11.

378. Weber, The Cross, p. 58; Hengel, The Atonement, p. 37.

379. Подробнее см., в частности, Gary R. Habermas, The Resurrection of Jesus: A Rational Inquiry (Ann Arbor: University Microfilms, 1976), pp. 114-171; Orr, The Resurrection of Jesus, в особенности главы VIII и IX.

380. Необоснованность попыток Юма и более современных авторов показана во многих публикациях. См., например, К.С.Льюис, «Чудо» (М.: Фонд им. А. Меня, 2006.– Т. 7); Richard Swinburne, The Concept of Miracle; Werner Schaafs, Theology, Physics and Miracles, transl. by Richard L. Renfield (Washington, DC: Canon Press, 1974); Gary R Habermas, «Skepticism: Hume» in Norman Geisler, ed., Biblical Errancy: An Analysis of the Philosophical Roots (Grand Rapids: Zondervan, 1981).

381. Подробное изложение данного вопроса, а также список литературы, в которой ученые девятнадцатого века опровергают взгляды друг друга, см.: Habermas, The Resurrection of Jesus: A Rational Inquiry, pp. 286-293.

382. См., например, Karl Barth, Church Dogmatics, vol. 4, part 1, p. 340; Raymond E. Brown, «The Resurrection and Biblical Criticism,» прежде всего с. 233; Pannenberg,/tfms, pp. 88-97; Wilckens, Resurrection, pp. 117-119; Giinther Вогпкатт,/шг5 of Nazareth, pp. 181-185.

383. Fuller, Resurrection Narratives, p. 37. См. также Wilckens, Resurrection, p. 113.

384. Fuller, ibid., pp. 37,46-47.

385. Как уже упоминалось, некоторые ученые не относят пустую гробницу к числу признанных фактов, но многие считают ее историческим событием. Убедительную аргументацию в защиту этого факта см.: Edward Lynn Bode, The First Easter Morning, Analecta Biblica 45 (Rome: Biblical Institute, 1970), pp. 155-175; William Lane Craig, «The Empty Tomb of Jesus,» pp. 173-200; Robert H. Stein, «Was the Tomb Really Empty?» in the Journal of the Evangelical Theological Society 20 (1977), pp. 23-29.

386. Здесь даже не упоминается опыт более 500 человек, утверждавших, что видели воскресшего Иисуса. Павел пишет, что большинство из них еще живы, и их можно расспросить о подробностях.

387. Преимущество использования только четырех фактов состоит в том, что их признает еще больше исследователей. Кроме того, эти факты показывают, насколько убедительны доводы в пользу Воскресения. Однако следует отметить, что эти доводы основаны не только на этих четырех фактах. И вообще, нет особых причин, по которым следовало бы использовать именно четыре факта – разве что только для того, чтобы показать, насколько вески документальные подтверждения.

388. Характерные взгляды богословов-критиков, принимающих эти четыре факта, изложены в: Fuller, Resurrection Narratives (в особенности стр. 27-49); Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 44-45; Tillich, Systematic Theology, vol. 2, pp. 153-158; Вогпкатт,/?5ш, pp. 179-186; Wilckens, Resurrection, pp. 112-113; Pannenberg, Jesus, pp. 88-106; Moltmann, Theology of Hope (в особенности стр. 197-202); Hunter, Jesus, pp. 98-103; Perrin, Resurrection, pp. 78-84; Brown, Bodily Resurrection (в особенности стр. 81-92); Paul VanBuren, The Secular Meaning of the Gospel (New York: Macmillan, 1963), pp. 126-134.

389. См. прежде всего Деян.1:1-11, 2:32, 3:15, 5:30-32, 10:39-43, 13:30-31.

390. Сравните свидетельства историка Майкла Гранта (Michael Grant, Jesus: An Historians Review, p. 176) и богослова Рудольфа Бультмана (Rudolf Bultmann, Theology, vol. 1, p. 45), в этом вопросе разделяющих мнение большинства ученых.

391. Fuller, Foundations, p. 142.

392. См. Евсевий, книга II: IX, XXIII; XXV.

393. См. Habermas and Moreland, Immortality, pp. 245-246, endnote 67.

394. См. сноску 74 выше. См. также: Grant,Jesus: An Historians Review (в особенности, с. 175-178); W.T.Jones, The Medieval Mind (New York: Har-court, Brace, Jovanovich, 1969), pp. 34-35; Carl Braaten, History and Her-meneutic (Philadelphia, Westminster, 1966), p. 78.

395. Grant, ibid., p. 176.

396. Здесь у нас нет возможности привести более подробную аргументацию и многие другие опровержения, основанные на расширенном списке известных исторических фактов. Более подробное освещение этих и других альтернативных теорий см.: Habermas, The Resurrection of Jesus: A Rational Inquiry, pp. 114-171.

397. См. Gary Habermas, The Resurrection of Jesus: An Apologetic, гл. I, где этот аргумент приведен в расширенной форме, включающей подтверждение этих фактов.

398. Здесь следует упомянуть новозаветное учение о том, что верующий имеет свидетельство Святого Духа (Рим.8:16, 1Ин.5:9-13) об этом событии (и о других истинах от Бога). Верующим не нужно полагаться на критические исследования герменевтической методологии, хотя здесь приводились именно они. Впрочем, такие исследования могут подтвердить то, что уже было принято, или ответить на вопросы скептиков.

399. См. Grant, Jesus: An Historian’s Reviexv – пример историко-критическо-го труда, в котором устанавливаются и другие ранние факты (помимо вероисповедальных формулировок), относящиеся к жизни Иисуса. Грант также признает четыре основных факта (стр. 175-178). См. Sherwin-White, Roman Society and Roman Law in the New Testament – пример другого специалиста по древней истории, который также использует критическую методологию, изучая с ее помощью суд над Иисусом и путешествия Павла. Интересен вывод, к которому приходит Шервин-Уайт: соответствующие новозаветные тексты содержат в высшей степени достоверную информацию по этим вопросам (см. с. 186-193), что особо упоминалось в главе 3.

400. Там же, с. 193-194.

401. * Там же, с. 194.

402. Robert Boyd, Tells, Tombs, and Treasure (Grand Rapids: Baker, 1969), p. 175.

403. Cp. Bruce, Christian Origins, pp. 193-194 и Boyd, Tells, p. 175. Брюс склоняется к тому, что перепись по всей империи проводилась в 10-9 гг. до н.э., а до Иудеи она дошла несколькими годами позже. Бойд датирует более раннюю перепись 6-5 гг.н.э., что практически совпадает с принятыми датами рождения Иисуса.

404. Bruce, Christian Origins, p. 192.

405. Шервин-Уайт, отвергая предположение, что Квириний был правителем дважды, в целом подтверждает повествование Луки, хотя и находит в нем больше проблем, чем Брюс (с. 162-171).

406. Vasilius Tzaferis, «Jewish Tombs At and Near Giv’at ha-Mivtar,» Israel Exploration Journal 20 (1970), pp. 38-59.

407. N. Haas, «Anthropological Observations on the Skeletal Remains from Giv’at ha-Mivtar,» Israel Exploration Journal 20 (1970), pp. 38-59.

408. J. Zias and E. Sekeles, «The Crucified Man from Giv’at ha-Mivtar: A Reappraisal,» Israel Exploration Journal 35 (1985), pp. 22-27; ср. перечни возражений Джо Цайаса и Джеймся Чарлсворта: James Н. Charlesworth, «Crucifixion: Archaeology, Jesus, and the Dead Sea Scrolls,» in Charlesworth, ed., Dead Sea Scrolls, pp. 279-280.

409. См. обсуждение теории обморока (и список источников) в главе 4.

410. О нанесении последнего удара во время подобных смертных казней см.: Hengel, The Atonement, p. 70.

411. Там же, с. 119-120.

412. Светоний, Жизнь двенадцати цезарей, Клавдий, 25; ср. Деян.18:2.

413. См. Bruce, Christian Origins, p. 196; Maier, First Easter, pp. 119-120; Boyd, Tells, p. 185.

414. См. Ian Wilson, The Shroud of Turin (New York: Doubleday, 1978).

415. Эти подробности приводятся в: Kenneth Е. Stevenson and Gary R. Habermas, Verdict on the Shroud (Ann Arbor: Servant, 1981), особ, глава 2.

416. Там же, глава 4.

417. О том, какие исследования плащаницы следовало бы провести, см.: Kenneth Е. Stevenson, Editor, Proceedings of the 1977 United States Conference on the Shroud of Turin (Bronx: Holy Shroud Guild, 1977).

418. Cm. Stevenson and Habermas, Verdict, главы 5-6 и Приложение А. Тж. см. John Heller, Report on the Shroud of Turin (Boston: Houghton Mifflin, 1983), особ, главы 12-14.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных