Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доход, прибыль, рентабельность

ТЕМА

План

1. Взаимосвязь показателей рентабельности с другими показателями хозяйственной деятельности предприятия.

2. Рентабельность: сущность, виды.

3. Показатели рентабельности: методика, расчет, анализ.

4. Обоснование направлений повышения прибыльности в деятельности организации.

 

1. Взаимосвязь показателей рентабельности с другими показателями хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль - показа­тель, который отражает лишь абсолютный финансово-эконо­мический эффект предприятия и сам по себе он (показатель) без соотношения с авансированными или потребленными ресурсами, т.е. затратами и прежде всего - капиталом, еще не определяет экономическую эффективность производства. В дан­ном случае речь идет о рентабельности и ее показателях, о ме­тодах определения экономической эффективности производ­ства на основе рентабельности.

В рыночной экономике основной целью предприятия явля­ется получение прибыли, а поэтому в качестве критерия эконо­мической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при обеспечении конкурен­тоспособности продукции. Таким образом, критерием экономи­ческой эффективности производства выступает рентабель­ность.

Рентабельность - это доходность, прибыльность, показа­тель экономической эффективности деятельности промышлен­ного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйст­венной деятельности.

Оценить эффективность функционирования предприятия и осуществить выбор управленческих решений в отношении использования производственных ресурсов можно или по от­носительным показателям — показателям рентабельности, или по соотношению темпов роста таких показателей, как совокуп­ные активы (jакт), объемы продаж реализованной продукции (jv.р.п) и прибыли (jп):

100% < jакт < jv.p..п <jп.

Первое неравенство (100%<jакт) показывает, что предпри­ятие наращивает свои активы, т.е. экономический потенциал, а значит возможности увеличения масштабов своей деятель­ности.

Второе неравенство (jаrn < jv.р.п) свидетельствует о повыше­нии интенсивности использования ресурсов, об опережении темпов роста объема реализованной продукции (продаж) по сравнению с темпом роста экономического потенциала (акти­вов предприятия).

Третье неравенство (jv.p.п < jп) означает, что темпы роста при­были опережают темпы роста объема реализации продукции, а тем более — темпы роста совокупного капитала (активов) пред­приятия, что в конечном итоге свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж — одного из главных показателей экономической эффективности производства и капитала.

В целом соотношение 100% < jакт < jv.p.n < jп называют золо­тым правилом экономики предприятия. Если на практике приве­денные выше пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о повышении экономической эффективности функционирова­ния предприятия, о его развитии и укреплении финансового состояния.

Интегральным же показателем экономической эффектив­ности реализованной продукции и активов предприятия высту­пает рентабельность. При расчете рентабельности использует­ся общая методология определения экономической эффектив­ности производства и капитала, которая представляет соотно­шение прибыли к затратам на производство и реализацию продукции. Важно усвоить, что каждый раз в качестве резуль­тата деятельности предприятия используется прибыль, кото­рая является обобщенным показателем результатов деятельно­сти предприятия, так как ее размер зависит от методов хо­зяйствования, эффективности использования всех факторов производства, активизации инновационно-инвестиционной, маркетинговой и коммерческой деятельности.

 

2. Рентабельность: сущность, виды.

Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей за­трат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие ви­ды рентабельности:

■ рентабельность продукции (работ, услуг);

■ рентабельность операций с капиталом.

Исходя из понимания видов затрат можно представить сле­дующие виды рентабельности:

■ рентабельность продукции (работ, услуг);

■ рентабельность капитальных затрат (инвестированного капитала);

■ рентабельность акционерного капитала.

По каждому виду рентабельности рассчитываются показа­тели, в которых детализируются количественные значения ис­ходных данных по различным признакам, а именно:

■ во времени - рентабельность продукции за год, квартал, месяц;

■ по месту - рентабельность предприятия, производства, цеха, торгового подразделения и т.д.;

■ по степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема произ­водства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

■ по степени детализации доходов с капитала - рентабель­ность аренды, лизинга, вложений в производственные пред­приятия или в финансовые учреждения; рентабельность фран­чайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной соб­ственности, переданных по лицензионным соглашениям; рен­табельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений.

Основные направления повышения рентабельности те же, что и для роста прибыли. Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением те­кущих и капитальных затрат. Поэтому способы снижения теку­щих издержек предприятия и более эффективное использова­ние имущества также оказывают положительное влияние на динамику всех показателей рентабельности.

Рентабельность измеряется с помощью системы относи­тельных показателей, характеризующих экономическую эф­фективность производственной, инвестиционной и коммер­ческой деятельности, а также выгодность производства отдель­ных видов продукции и услуг. Если прибыль характеризует эффект (результат) производства, то рентабельность - эконо­мическую эффективность принятых управленческих решений, потому что величина рентабельности отражает соотношение эффекта (прибыли) и вложенного в производство капитала или потребленных ресурсов.

Общей тенденцией в реальном секторе экономики Республики Бе­ларусь является рост рентабельности. Наиболее высокую рентабельность имеет развивающи­еся отрасли (связь, промышленность). Относительно низкую рентабельность с учетом критерия замедленного оборота капи­тала имеет сельское хозяйство и строительство. Удовлетвори­тельный уровень рентабельности в последние годы имеет тор­говля и общественное питание с учетом того, что эта отрасль имеет высокий уровень оборота капитала.

 

3. Показатели рентабельности: методика, расчет, анализ.

Показатели рентабельности можно классифицировать в три группы:

1) показатели рентабельности продаж (оборота), уровень которых определяется соотношением прибыли с объемом про­даж (выручкой от реализации продукции);

2) показатели рентабельности, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибы­ли с соответствующими затратами;

3) показатели рентабельности, в основе которых положен ресурсный подход, уровень которых определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированно­го капитала [68; 69].

Система показателей экономической эффективности про­изводства и капитала, включает следующие три группы показа­телей рентабельности.

1. Показатели рентабельности продаж (оборота):

1.1. Общая рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции = (прибыль от реализации продукции / выручка от реализации продукции) * 100.

1.2. Рентабельность продаж по прибыли предприятия = (прибыль предприятия / доход предприятия) * 100.

1.3 Рентабельность продаж по чистой прибыли = (Прибыль чистая / доход предприятия) * 100.

2. Показатели рентабельности, учитывающие затраты на производство продукции:

2.1 Рентабельность реализованной i-той продукции = (прибыль от реализации i-той продукции / себестоимость i-той продукции) * 100.

2.2 Рентабельность всей реализованной продукции по прибыли от реализации = (прибыль от реализации / полная себестоимость реализованной продукции) * 100.

2.3 Рентабельность инвестиционных затрат = (чистая прибыль от инвестиционной деятельности / инвестиционные издержки) * 100.

3. Показатели рентабельности капитала (ресурсов):

3.1 Рентабельность активов общая = (прибыль предприятия / активы) * 100.

3.2 Рентабельность активов чистая = (прибыль чистая / активы) * 100.

3.3 Рентабельность производства = (прибыль предприятия (балансовая прибыль) / (основные средства + оборотные средства предприятия)) * 100.

3.4. Рентабельность собственного капитала = (чистая прибыль / среднегодовая стоимость собственного капитала) * 100.

3.5 Рентабельность основного капитала = (прибыль предприятия / среднегодовая стоимость основных средств) * 100.

3.6 Рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям (в случае отсутствия привилегированных акций) = (чистая прибыль / акционерный капитал по обыкновенным акциям) * 100.

3.7 Рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям (в случае наличия привилегированных акций) = ((чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / акционерный капитал по обыкновенным акциям) * 100.

3.8 Рентабельность оборотного капитала = (прибыль предприятия / стоимость оборотных средств предприятия) * 100.

3.9 Рентабельность труда = (прибыль предприятия / годовая заработная плата ППП) * 100.

 

Подчеркивая важную роль показателей рентабельности за­трат и, прежде всего, рентабельности реализованной продук­ции для оценки эффективности деятельности предприятия, следует отметить, что они полезны в сопоставлениях только внутри определенных отраслей и при изучении динамики рен­табельности отдельных предприятий, однако она не имеет смысла для межотраслевых сопоставлений, поскольку прибыль в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и даже рентабельности продаж, но и от скорости оборо­та капитала. В тех отраслях, где высокая скорость оборота капи­тала, например в торговле, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции. Напро­тив, отрасли, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для то­го, чтобы «заработать» требуемую норму доходности на вло­женный капитал. Поэтому критерием экономической эффек­тивности предприятия является рентабельность капитала и, прежде всего, акционерного капитала. Экономический смысл рентабельности акционерного капитала состоит в том, что он характеризует прибыль, полученную вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

Основные направления повышения рентабельности вытекают из многогранного понятия «рентабельность» и методологии оп­ределения рентабельности, т.е. таких направлений два — повы­шение прибыли и снижение затрат. Известно, что на массу при­были и величину рентабельности влияют объемы продаж, уро­вень цен, размер издержек, процент за кредит, методы конку­рентной борьбы, уровень техники и технологии, организации труда и производства, степень государственного регулирова­ния цен, налогов и нормы амортизации.

4. Обоснование направлений повышения прибыльности в деятельности организации.

Максимизация объема прибыли — главная стратегическая цель предприятия как хозяйствующего субъекта. В общем виде прибыль равна разнице между выручкой от реализации (TR) и себе­стоимостью (издержками) продукции (TC):

,

где P – цена единицы продукции; Q – объем реализации продукции, шт.; FC и VC – соответственно, сумма постоянных и переменных издержек.

При своей простоте данная формула позволяет выявить ос­новные факторы, влияющие на массу прибыли [66]:

■ цена, по которой реализуется продукция;

■ объем реализации продукции;

■ уровень постоянных и переменных издержек производства.

Первые два компонента — цена реализации единицы про­дукции и объем реализованной продукции в натуральном изме­рении — непосредственно определяют объем валового дохода предприятия.

Особое влияние на формирование прибыли оказывает тре­тий компонент — уровень себестоимости. Поэтому если в при­веденную выше формулу ввести значение средних общих издержек (ATC) обеспечивается при условии не только полного возмещения постоянных расходов маржинальным доходом, но и его превы­шением над общей суммой постоянных расходов — маржиналь­ной прибылью.

Очевидно, что снижение издержек произ­водства непосредственно увеличивает прибыль предприятия:

П = ТР) - ТС =(РQ) – (АТС • Q) = (P - ATC)Q.

Поэтому, чтобы увеличить массу прибыли при минимальном уровне себестоимости, необходимо больше производить и боль­ше продавать продукции по более высоким ценам.

В условиях сформированного конкурентного рынка пред­приятие не в состоянии повлиять на цену. В краткосрочном пе­риоде маневр вводимыми факторами производства ограничен. С определенного момента предприятию приходится считаться с действием закона убывающей производительности. Поэтому задачу максимизации прибыли в краткосрочном периоде мож­но решить двумя вариантами:

а) сопоставлением валового дохода и общих издержек про­изводства;

б) сопоставлением предельного дохода и предельных издер­жек производства.

При оценке первого варианта — сопоставление валового дохо­да и общих издержек производства – выявляются две основные зоны развития предприятия:

1) зона убытков, когда об­щие издержки производства выше валового дохода и только в определенной точке общие издержки производства и валовой доход равны;

2) зона прибыли, в которой общие из­держки производства ниже валового дохода.

На этой основе можно сформу­лировать некоторые правила поведения предприятия, стремяще­гося максимизировать прибыль в краткосрочном периоде:

■ прибыль для предприятия возникает только в условиях, когда валовой доход больше общих издержек производства. Поэтому предприятие должно стремиться увеличивать объем продаж и сокращать прежде всего переменные издержки произ­водства;

■ максимум прибыли достигается в условиях, когда разни­ца между валовым доходом и общими издержками производства есть величина максимальная. После этого дальнейшее наращивание объема выпуска вызыва­ет сокращение массы прибыли из-за исчерпания положитель­ного эффекта масштаба производства.

Оценим второй вариант — сопоставление предельного дохода и предельных издержек. До тех пор пока предельный доход превыша­ет предельные издержки, сохраняется возможность или умень­шать убытки, или наращивать объем прибыли. Таким образом, равенство предельного дохода предельным из­держкам есть условие максимизации общего объема прибыли.

В долгосроч­ной перспективе предприятие может маневрировать всеми ви­дами производственных ресурсов. Поэтому все факторы произ­водства принято рассматривать как переменные. В качестве постоянной величины рассматривается лишь рыночная цена. Приходится учитывать и то обстоятельство, что на рынке могут появиться новые предприятия, а прежние сумеют заметно рас­ширить объемы производства.

В долговременном периоде предприятие обычно мобилизу­ет все возможности, чтобы снизить издержки производства. При этом предельный доход остается на уровне рыночной рав­новесной цены. Данная цена обеспечивает производителю пол­ную компенсацию издержек производства и получение сред­ней прибыли, т.е. при таком варианте анализа средние издерж­ки производства принято рассматривать как экономические издержки.

После того как предприятие внедрит все предложения и бу­дет достигнуто долговременное равновесие, цена товара будет соответствовать точке минимума средних общих издержек производства, а оптимальный объем выпуска продукции придется на ту же точку.

В долговременном периоде получение предприятием мак­симума прибыли предполагает рационализацию производства, снижение издержек производства, а также достижение опти­мального объема выпуска продукции. Отклонение от равновес­ного объема производства всегда будет означать потерю пред­приятием части прибыли.

Рыночная конкуренция вынуждает предпринимателя ограничивать объем производ­ства в точке, соответствующей минимальным средним издерж­кам производства, что закрепляется рыночной ценой равнове­сия. Это оказывается выгодным потребителю (так как он поку­пает товар по минимальной цене). Это выгодно и обществу, так как производитель ориентируется на достижение и сохранение минимальных текущих затрат экономических ресурсов. В ито­ге товар производится наиболее экономичным способом.

Таким образом, стремление максимизировать прибыль фор­мирует оптимальную структуру национальной экономики с уче­том максимального удовлетворения потребностей общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных