Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим любого имущества - установленный законодательством порядок его использования, допустимые способы и пределы распоряжения этим имуществом.




Особое значение для определения правового режима имеет деление имущества на:

1) недвижимое, т. е. объекты, перемещение которых невозможно в силу их природных качеств. Например, земельные участки, участки недр, обособленные

водные объекты, леса, здания, сооружения и иные объекты, прочно связанные с землей, а также вещи, не являющиеся «недвижимыми» в прямом смысле этого слова, но отнесенные к недвижимости законодательством, поскольку они нуждаются в специальной государственной регистрации. Например, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты;

2) движимое, т. е. вещи не относящиеся к недвижимости, перемещение которых не связано с изменением их структуры (деньги, ценные бумаги и т. д.).

Принципиальным отличием недвижимого имущества от движимого является то, что недвижимое имущество подлежит регистрации и только с момента регистрации лицо приобретает права на недвижимость.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение и прекращение подлежат государственной

регистрации в Едином государственном реестре в порядке, установленном законом.

 

24. Приватизация и национализация имущества

Приватизация - отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц.

Основными принципами приватизации государственного и муниципального имущества являются признание равенства покупателей государственного

и муниципального имущества, а также открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц только на возмездной основе либо за плату, либо путем передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится это имущество.

В качестве субъектов, возникающих в процессе приватизации отношений, выступают собственники государственного и муниципального имущества, уполномоченные ими лица и органы, а также лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Объекты приватизации подразделяются на:

1) имущество, приватизация которого запрещена;

2) имущество, приватизациякоторого ограничена;

3) имущество, приватизируемое в особом порядке;

4) приватизируемые объекты.

Приватизация не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, кроме земельных участков, на которых рас-

положены объекты недвижимости,

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5)государственного и муниципального имущества,

которое находится за пределами территории РФ;

6) государственного и муниципального имущества в предусмотренных международными договорами РФ случаях;

7) имущества религиозных организаций (культовых зданий, сооружений с относящимися в ним земельными участками), полученного в собственность

безвозмездно;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, которые были созданы при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

10) государственного и муниципального имущества на

основании судебного решения;

11)акций в предусмотренных случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их

акционерным обществом.

Приватизации не подлежит имущество, которое отнесено к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое может

находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Законодательством устанавливается определенный порядок приватизации.

Выделяют следующие этапы приватизации:

1) разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;

2) принятие решения о приватизации имущества;

3) приватизация государственного имущества.

Обратный процесс, связанный с переходом имущества частных лиц в государственную собственность, называется национализацией. В соответствии со ст. 235 ГК РФ имущество, находящееся в собственности граждан и юридических лиц, может быть обращено в государственную собственность, (национализация) на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. Статья 306 ГК РФ гласит, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Закон о национализации пока не принят. Вместе с тем очевидно, что национализация — это исключительная мера, которая может применяться в целях обеспечения важнейших публичных интересов, например обеспечения обороны и национальной безопасности. Национализация может проводиться только: 1)после полного исчерпания других возможных форм отчуждения имущества, предусмотренных ГК РФ; 2)на основании федерального закона о национализации и соответствующих ему отдельных федеральных законов о национализации конкретного имущества;3) в отношении индивидуально-определенного имущества;4) при условии предварительного и равноценного возмещения Российской Федерацией стоимости национализируемого имущества и других убытков;5) гласно;6) с гарантиями судебной защиты прав собственника наци- анализируемого имущества.

Приватизация и национализация являются методами государственного регулирования экономики. Они должны быть тонкими инструментами влияния на рынок, а не грубыми средствами для передела собственности.

 

25. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

 

Правовое положение некоммерческих организаций определяется:

Гражданским кодексом Российской Федерации, который определяет основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях», который, согласно ст.1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формировании и использования имущества некоммерческих организаций.

Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон «О некоммерческих организациях» занимает как бы промежуточное положение между Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами, регулирующими отдельные виды некоммерческих организаций. Этим определяются его особенности, связанные с тем, что:

во-первых, нормы, содержащиеся в данном Законе, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ);

во-вторых, данный Закон является общим по сравнению со специальными законами, регулирующими правовой статус некоммерческих организаций отдельных видов, а, следовательно, он применяется только в части, не противоречащей специальному закону и только субсидиарно (дополнительно) к специальному закону.

В настоящее время, впредь до издания специальных законов, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» является основным законом, определяющим правовое положение таких некоммерческих организаций как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, фонды, объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», определяющим правовое положение сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В зависимости от вида деятельности, в соответствии с этим законом (ст. 4), сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть следующих видов:

-перерабатывающие;

-сбытовые (торговые);

-обслуживающие;

-снабженческие;

-садоводческие;

-огороднические;

-животноводческие.

Федеральным законом «Об общественных объединениях», который, в соответствии со ст. 2, распространяет свое действие на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (ст. 1 Закона).

Сфера действия данного закона определена ст. 4, согласно которой его действие распространяется на все профессиональные организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». В соответствии с данным законом торгово-промышленная палата определяется как негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей, имеющая целью содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формирование современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры.

Федеральным законом «О товариществах собственников жилья», в соответствии с которым определяется правовой статус, порядок создания, ликвидации и реорганизации товариществ собственников жилья — некоммерческих организаций, формы объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

 

26. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕЙ КАК ОБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Вещи - это объекты окружающего материального мира, созданные как природой, так и человеком, которые могут быть объектами гражданских прав.

Правовой режим вещи - порядок пользования, способы и пределы распоряжения и иные правомерные действия людей в отношении вещи, определяемые правовыми нормами.

Существующая в праве классификация вещей имеет важное значение для определения момента возникновения и прекращения права собственности, способа и предела распоряжения данной вещью.

Классификация вещей:

1) потребляемые (продукты питания, электроэнергия) и не потребляемые (амортизируются в процессе потребления);

2) определяемые родовыми признаками, т. е. отличающиеся по ряду признаков, и индивидуально-определенные, т. е. единственные в своем роде вещи,

3) делимые (питание, топливо), при делении вещь не теряет своих свойств, и неделимые (машина);

4) простые и сложные (ст. 134ГКРФ);

5) отдельные вещи и совокупность вещей (гарнитур, библиотека);

6) плоды — продукты органического развития как одушевленных, так неодушевленных вещей, продукция - все то, что получено в результате

производственного использования вещи и доходы - денежные и другие поступления от вещи, обусловленные ее участие в гражданском обороте;

7) деньги, которые по природе близки к вещам, определенным родовыми признаками;

8) не изъятые из гражданского оборотам ограниченные в обороте;

9) ценные бумаги - документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении, к ним относятся:

а)бумаги, в которых выражено право требования на уплату определенной суммы денег (облигации, векселя, чеки и др.);

б) бумаги, в которых выражено право участия в акционерном обществе или компании, право на получение части прибыли в виде дивиденда (акции);

в)товарные бумаги, в которых выражено вещное право (право собственности, право залога на товары), находящиеся во владении лица, выступающего, например, в качестве перевозчика или хранителя Такая бумага закрепляет право на получение определенного товара и является средством распоряжения товара.

Ценные бумаги подразделяются на виды по способам установления управомоченного лица:

а) предъявительские. Это документы, которые не

содержат имени уполномоченного лица (коносамент, облигация, чек, акция);

б) именные, составляющиеся на имя определенного лица (чек, акция);

в) ордерные, которые составляются на имя первого приобретателя (вексель, чек, коносамент).

В отличие от других документов ценная бумага является документом строго формальным, форма и обязательные реквизиты которой должны соответствовать

требованиям, установленным законодательством для соответствующего вида ценных бумаг. Реализовывать удостоверенные ценной бумагой права можно только

при предъявлении ценной бумаги.

 

27. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и 'общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1 ) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки;

влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовый деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5)социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1)установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком

смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Функции государственного управления:

1)прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

2)планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность

за неисполнение);

3)подбор и расстановка кадров;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных