ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА И СТОИМОСТЬЮ
§ 1. Когда производство товара является результатом труда и расходов, независимо от того, может ли количество данного товара быть увеличено бесконечно или нет, существует минимальная стоимость, являющаяся необходимым условием его постоянного производства. Во всякое данное время стоимость — результат предложения и спроса, и ее величина всегда та, которая необходима, чтобы создать рынок для существующего предложения. Но производство товара не будет продолжаться, если эта стоимость недостаточна для возмещения издержек производства и получения, кроме того, обычно ожидаемой прибыли. Капиталисты не станут продолжать производство, постоянно приносящее убыток. Они не станут вести даже произведет во, приносящее прибыль меньше той, на какую они могут жить. Лица, капитал которых уже вложен и не может быть легко высвобожден, будут в течение длительного времени стойко продолжать производство без прибыли и, случалось, упорно продолжали производство даже с убытком для себя в надежде на лучшие времена. По они не будут делать это бесконечно или тогда, когда ничто не указывает на возможную перемену к лучшему. Никакой новый капитал не будет вложен в занятие, если это не обещает не только некоторой прибыли, но и прибыли не меньшей, чем можно ожидать от любого другого занятия в данное время и в данном мосте (при этом во внимание принимается и степень приемлемости занятия в других отношениях). Когда очевидно, что нельзя ожидать такой прибыли, капитал если и не изымается фактически, то по крайней мере не замещается новым по мере его потребления. Издержки производства вместе с обычной прибылью могут поэтому быть названы необходимой ценой или стоимостью всех вещей, произведенных трудом и капиталом. Никто добровольно не занимается производством, имея в перспективе убыток. Тот, кто так поступает, делает это из-за ошибки в расчете, которую он старается исправить как можно быстрее. Когда товар не только производится трудом и капиталом, по может быть произведен ими в неограниченном количестве, эта необходимая стоимость — минимум, которым будут довольствоваться производители, — является также, если конкуренция ведется свободно и активно, максимумом, на который они могут рассчитывать. Если стоимость товара такова, что она возмещает издержки производства но просто с обычной, а с повышенной нормой, прибыли, капитал стремится участвовать в этой дополнительной прибыли и, увеличивая предложение товара, уменьшает его стоимость. Это не просто предположение или догадка, а факт, известный тем, кто знаком с коммерческими операциями. Как только появляется новый вид предпринимательской деятельности, сулящий надежду на исключительную прибыль, и как только какой-либо существующий вид торговли или производства считается приносящим прибыль больше обычной, в короткое время производство или импорт товара становятся столь значительными, что это наверняка не только уничтожает дополнительную прибыль, по и понижает стоимость настолько же ниже необходимого уровня, насколько раньше она была выше его, причем до тех пор, пока избыточное предложение не выравнивается общим или частичным прекращением дальнейшего производства*. Эти колебания в масштабах производства, как уже упоминалось, не предполагают и не требуют, чтобы кто-либо менял свое занятие. Те, у кого дело процветает, увеличивают свое производство, шире пользуясь кредитом, в то время как те, кто не получает обычной прибыли, сокращают свои операции и — по выражению, принятому в промышленности, — работают неполный рабочий день. Таким путем наверняка и быстро уравнивается если, возможно, и не сама прибыль, то ожидание прибыли от занятий разного рода. Итак, общее правило заключается в том, что вещам присуща тенденция обмениваться друг на друга по таким стоимостям, которые делают возможным возмещение каждому производителю издержек производства с обычной прибылью, иными словами, по таким стоимостям, которые приносят всем производителям одинаковую норму прибыли на их затраты. Но чтобы прибыль могла быть равной там, где равны затраты, т. е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга пропорционально издержкам их производства: вещи, у которых издержки производства одинаковы, должны иметь и одинаковую стоимость, потому что лишь таким образом одинаковые затраты будут приносить одинаковый доход. Если земледелец с капиталом, равным 1 тыс. квартеров зерна, может произвести 1,2 тыс. квартеров, приносящих ему прибыль 20%, то все остальное, что может быть произведено одновременно с капиталом в 1 тыс. квартеров, должно стоить 1,2 тыс. квартеров, т. е. должно обмениваться на них, иначе производитель получит или больше, пли меньше 20%. Адам Смит и Давид Рикардо называли эту стоимость вещи, пропорциональную издержкам ее производства, ее естественной стоимостью (или ее естественной ценой). Они подразумевали под этим величину, вокруг которой колеблется стоимость и к которой она всегда стремится вернуться, — центральную стоимость, к которой, по выражению Адама Смита, постоянно тяготеет рыночная стоимость вещи и всякое отклонение от которой является временной некорректностью, неправильностью, само существование которой приводит в действие силы, стремящиеся ее исправить. В среднем за годы, достаточные для того, чтобы дать возможность отклонениям в одну сторону от центральной линии уравновесить колебания в другую сторону, рыночная стоимость соответствует естественной стоимости, но она очень редко точно совпадает с ней в любое данное время. Море везде стремится к некоему уровню, но оно никогда не бывает точно на этом уровне: его поверхность постоянно изборождена волнами и часто приводится в волнение бурями. Достаточно того, что, по крайней мере в открытом море, нет точки, которая была бы постоянно выше другой. Каждый участок попеременно повышается и понижается, но океан в целом сохраняет свой уровень.
§ 2. Скрытая сила, заставляющая стоимости вещей согласовываться в коночном счете с издержками производства, заключается в том, что иначе изменилось бы предложение товара, предложение возросло бы, если бы предмет продолжал продаваться дороже, чем это было пропорционально издержкам его производства, и уменьшилось бы, если бы цена упала ниже этой пропорциональности. Но исходя из этого мы не должны предполагать, что предложение в действительности неизбежно должно уменьшаться или увеличиваться. Предположим, что издержки производства определенного предмета уменьшились благодаря какому-нибудь механическому изобретению или увеличились за счет обложения налогом. Стоимость предмета через короткое время, если не сразу же, упадет в первом случае и повысится во втором; и это произойдет потому, что без этого в первом случае предложение увеличивалось бы, пока не упала бы цепа, а во втором случае уменьшалось бы, пока она не повысилась. По этой причине и из-за ошибочного представления, что стоимость зависит о г соотношения, складывающегося между спросом и предложением, многие предполагают, что это соотношение должно меняться всегда, когда происходит любое изменение в стоимости товара; что стоимость не может упасть вследствие сокращения издержек производства, если предложение не будет постоянно увеличиваться, и не может вырасти, если предложение не будет постоянно уменьшаться. Но это не так: в том или ином реальном изменении предложения нет необходимости, а когда предложение меняется, то это изменение, если оно постоянно, является не причиной, а следствием изменения стоимости. Правда, если бы предложение не могло быть увеличено, никакое сокращение издержек производства не привело бы к снижению стоимости; по нет никакой нужды в том, чтобы оно действительно было увеличено. Нередко достаточно оказывается одной возможности: торговцы знают, что должно произойти, и взаимное соперничество заставляет их предупреждать этот результат понижением цены. Возрастет ли постоянное предложение товара после удешевления его производства, зависит совершенно от другого, а именно от того, потребуется ли больше товара по этой уменьшенной стоимости. Чаще всего большее количество действительно требуется, но это не обязательно. «Человек, — пишет Де Квинси*, — покупает товар, непосредственно пригодный для достижения его личных целей, охотнее и в большем количестве, когда тот становится дешевле. Носовых платков, подешевевших вдвое, он, возможно, будет покупать втрое больше, но он не купит больше паровых машин оттого, что они подешевели. Размеры его спроса на паровые машины почти всегда определяются обстоятельствами, в которых он находится. Если он и учитывает стоимость, то в гораздо большей мере стоимость работы этой машины, чем стоимость ее покупки. Но у многих товаров сбыт, безусловно, ограничен только существующей системой, к которой эти товары привязаны как ее подчиненные части или члены. Можем ли мы благодаря искусственному удешевлению часовых циферблатов добиться того, чтобы их продавалось больше, чем внутренних частей или механизмов таких часов? Может ли продажа винных бочек увеличиться без увеличения продажи вина? Или могут ли инструменты корабельных мастеров найти расширенный сбыт, пока судостроение находится в застое?.. Предложите городу с 3 тыс. жителей партию катафалков, и никакая дешевизна не сделает для этого города соблазнительной покупку более одного катафалка. Предложите партию яхт; главные издержки тут связаны с укомплектованием яхты личным составом, снабжением его продовольствием, починкой яхты, и никакое уменьшение в цене самой яхты не соблазнит купить ее ни одного человека, чьи привычки и склонности не располагали его к такой покупке. То же самое можно сказать о профессиональной одежде епископов, адвокатов, оксфордских студентов». Однако никто не сомневается в том, что цепа и стоимость всех этих вещей в конечном счете понизилась бы при любом уменьшении издержек их производства, и понизилась бы из-за опасения, что появятся новые конкуренты и предложение возрастет; хотя большой риск, которому подвергся бы новый конкурент в торговле товаром, сбыт которого не может быть значительно расширен, позволил бы прежним торговцам поддерживать их первоначальную цену гораздо дольше, чем они могли бы делать это с товаром, предоставляющим более заманчивые возможности для конкуренции. Рассмотрим теперь противоположный случай, предположив, что издержки производства увеличились, например из-за обложения товара налогом. Стоимость товара повысится, и, вероятно, сразу же. Уменьшатся ли предложения? Только в том случае, если увеличение стоимости уменьшило спрос. Произойдет ли такой результат — ото обнаружится скоро. И если это произойдет, стоимость несколько снизится от избытка предложения, пока не сократится производство, после чего она вновь повысится. Есть много товаров, для существенного сокращения спроса на которые требуется весьма значительное повышение цены: таковы в первую очередь предметы первой необходимости, например обычные продукты питания народа, в Англии — пшеничный хлеб, которого при настоящей цене потребляется, вероятно, почти столько же, сколько потреблялось бы нынешним населением и по значительно более низкой цене. Том не менее именно у таких предметов дороговизна, или высокая цена, смешивается большинством населения с недостаточностью предложения. Пища может быть дорогой оттого, что предложение недостаточно, скажем после неурожая; но, например, дороговизна, являющаяся следствием налогообложения или принятия хлебных законов, не имеет ничего общего с недостаточным предложением, такие причины не слишком уменьшают количество продуктов питания в стране; они скорее уменьшают количество других предметов, а не продуктов питания, поскольку из-за того, что у тех, кто тратит больше на еду, остается не так много на другие расходы, производство других предметов сокращается до пределов уменьшившегося спроса. Поэтому совершенно справедливо считать, что стоимость предметов, количество которых может быть увеличено по желанию, не зависит (исключая случайность и время, необходимое для приспособления производства) от спроса и предложения; напротив, спрос и предложение зависят от нес. Существует спрос на известное количество товара по его естественной стоимости или стоимости издержек, и к ней в конечном счете стремится приспособиться предложение. Если же предложению не удается приспособиться к стоимости издержек, то это происходит либо из-за ошибки в расчете, либо из-за изменений в каком-то из элементов рассматриваемой проблемы: или в естественной стоимости, т. е. в издержках производства, или же в спросе в результате смены общественных вкусов, изменения числа потребителей или размеров их богатства. Действие этих причин нарушения равновесия весьма вероятно, и, когда действие любой из них начинает проявляться, рыночная стоимость товара перестает соответствовать естественной стоимости. Истинный закон спроса и предложения — их уравнивание — продолжает оставаться в силе: если стоимость, отличная от естественной стоимости, необходима для уравнивания спроса с предложением, рыночная стоимость отклонится от естественной стоимости, но это случится только на время, так как предложению присуща постоянная тенденция приспосабливаться к такому спросу, который, как показал опыт, существует, когда товар продается по своей естественной стоимости. Существование предложения больше или меньше подобного спроса — явление временное, позволяющее получать прибыль больше или меньше обычного размера, что в условиях свободной и активной конкуренции не может продолжаться долго. Резюмируем вышесказанное: спрос и предложение управляют стоимостью всех тех предметов, количество которых не может неограниченно возрастать; но и для этих предметов, когда они производятся трудом, существует минимальная стоимость, определяемая издержками производства. У всех же тех предметов, количество которых может увеличиваться неограниченно, спрос и предложение определяют только колебания стоимости в течение периода, по своей продолжительности не превышающего времени, необходимого для тою, чтобы предложение изменилось. В то время как спрос и предложение управляют таким образом колебаниями стоимости, сами они подчиняются высшей силе, которая заставляет стоимость тяготеть к издержкам производства. Эта сила устанавливала и удерживала бы стоимость на этом уровне, если бы постоянно не появлялись новые силы, нарушающие равновесие, вновь вызывающие ее отклонение от этого уровня. Придерживаясь того же метафорического стиля, скажем, что спрос и предложение всегда стремятся к равновесию, по состояние устойчивого равновесия наступает только тогда, когда предметы обмениваются друг на друга соразмерно их издержкам производства или — по выражению, к которому мы уже прибегали, — тогда, когда цены предметов находятся на уровне их естественной стоимости.
ГЛАВА IV Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|