Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА И СТОИМОСТЬЮ




 

§ 1. Когда производство товара является результатом труда и расходов, независимо от того, может ли количе­ство данного товара быть увеличено бесконечно или нет, существует минимальная стоимость, являющаяся необхо­димым условием его постоянного производства. Во всякое данное время стоимость — результат предложения и спро­са, и ее величина всегда та, которая необходима, чтобы создать рынок для существующего предложения. Но про­изводство товара не будет продолжаться, если эта стои­мость недостаточна для возмещения издержек производ­ства и получения, кроме того, обычно ожидаемой прибыли. Капиталисты не станут продолжать производство, постоян­но приносящее убыток. Они не станут вести даже произ­ведет во, приносящее прибыль меньше той, на какую они могут жить. Лица, капитал которых уже вложен и не мо­жет быть легко высвобожден, будут в течение длительного времени стойко продолжать производство без прибыли и, случалось, упорно продолжали производство даже с убыт­ком для себя в надежде на лучшие времена. По они не бу­дут делать это бесконечно или тогда, когда ничто не ука­зывает на возможную перемену к лучшему. Никакой новый капитал не будет вложен в занятие, если это не обе­щает не только некоторой прибыли, но и прибыли не меньшей, чем можно ожидать от любого другого занятия в данное время и в данном мосте (при этом во внимание принимается и степень приемлемости занятия в других отношениях). Когда очевидно, что нельзя ожидать такой прибыли, капитал если и не изымается фактически, то по крайней мере не замещается новым по мере его потребле­ния. Издержки производства вместе с обычной прибылью могут поэтому быть названы необходимой ценой или стои­мостью всех вещей, произведенных трудом и капиталом. Никто добровольно не занимается производством, имея в перспективе убыток. Тот, кто так поступает, делает это из-за ошибки в расчете, которую он старается исправить как можно быстрее.

Когда товар не только производится трудом и капита­лом, по может быть произведен ими в неограниченном ко­личестве, эта необходимая стоимость — минимум, которым будут довольствоваться производители, — является также, если конкуренция ведется свободно и активно, максиму­мом, на который они могут рассчитывать. Если стоимость товара такова, что она возмещает издержки производства но просто с обычной, а с повышенной нормой, прибыли, капитал стремится участвовать в этой дополнительной прибыли и, увеличивая предложение товара, уменьшает его стоимость. Это не просто предположение или догадка, а факт, известный тем, кто знаком с коммерческими опе­рациями. Как только появляется новый вид предпринима­тельской деятельности, сулящий надежду на исключи­тельную прибыль, и как только какой-либо существующий вид торговли или производства считается приносящим прибыль больше обычной, в короткое время производство или импорт товара становятся столь значительными, что это наверняка не только уничтожает дополнительную при­быль, по и понижает стоимость настолько же ниже необ­ходимого уровня, насколько раньше она была выше его, причем до тех пор, пока избыточное предложение не вы­равнивается общим или частичным прекращением даль­нейшего производства*. Эти колебания в масштабах произ­водства, как уже упоминалось, не предполагают и не требуют, чтобы кто-либо менял свое занятие. Те, у кого дело процветает, увеличивают свое производство, шире пользуясь кредитом, в то время как те, кто не получает обычной прибыли, сокращают свои операции и — по вы­ражению, принятому в промышленности, — работают не­полный рабочий день. Таким путем наверняка и быстро уравнивается если, возможно, и не сама прибыль, то ожи­дание прибыли от занятий разного рода.

Итак, общее правило заключается в том, что вещам присуща тенденция обмениваться друг на друга по таким стоимостям, которые делают возможным возмещение каж­дому производителю издержек производства с обычной прибылью, иными словами, по таким стоимостям, которые приносят всем производителям одинаковую норму при­были на их затраты. Но чтобы прибыль могла быть равной там, где равны затраты, т. е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга пропорционально из­держкам их производства: вещи, у которых издержки про­изводства одинаковы, должны иметь и одинаковую стои­мость, потому что лишь таким образом одинаковые затра­ты будут приносить одинаковый доход. Если земледелец с капиталом, равным 1 тыс. квартеров зерна, может про­извести 1,2 тыс. квартеров, приносящих ему прибыль 20%, то все остальное, что может быть произведено одновре­менно с капиталом в 1 тыс. квартеров, должно стоить 1,2 тыс. квартеров, т. е. должно обмениваться на них, ина­че производитель получит или больше, пли меньше 20%.

Адам Смит и Давид Рикардо называли эту стоимость вещи, пропорциональную издержкам ее производства, ее естественной стоимостью (или ее естественной ценой). Они подразумевали под этим величину, вокруг которой колеблется стоимость и к которой она всегда стремится вернуться, — центральную стоимость, к которой, по выра­жению Адама Смита, постоянно тяготеет рыночная стои­мость вещи и всякое отклонение от которой является вре­менной некорректностью, неправильностью, само сущест­вование которой приводит в действие силы, стремящиеся ее исправить. В среднем за годы, достаточные для того, чтобы дать возможность отклонениям в одну сторону от центральной линии уравновесить колебания в другую сто­рону, рыночная стоимость соответствует естественной стоимости, но она очень редко точно совпадает с ней в лю­бое данное время. Море везде стремится к некоему уров­ню, но оно никогда не бывает точно на этом уровне: его поверхность постоянно изборождена волнами и часто при­водится в волнение бурями. Достаточно того, что, по край­ней мере в открытом море, нет точки, которая была бы постоянно выше другой. Каждый участок попеременно по­вышается и понижается, но океан в целом сохраняет свой уровень.

 

§ 2. Скрытая сила, заставляющая стоимости вещей со­гласовываться в коночном счете с издержками производ­ства, заключается в том, что иначе изменилось бы предложение товара, предложение возросло бы, если бы пред­мет продолжал продаваться дороже, чем это было про­порционально издержкам его производства, и уменьшилось бы, если бы цена упала ниже этой пропорциональности. Но исходя из этого мы не должны предполагать, что предложение в действительности неизбежно должно уменьшаться или увеличиваться. Предположим, что издержки производства определенного предмета уменьшились бла­годаря какому-нибудь механическому изобретению или увеличились за счет обложения налогом. Стоимость пред­мета через короткое время, если не сразу же, упадет в пер­вом случае и повысится во втором; и это произойдет по­тому, что без этого в первом случае предложение увели­чивалось бы, пока не упала бы цепа, а во втором случае уменьшалось бы, пока она не повысилась. По этой причине и из-за ошибочного представления, что стоимость зависит о г соотношения, складывающегося между спросом и пред­ложением, многие предполагают, что это соотношение должно меняться всегда, когда происходит любое изменение в стоимости товара; что стоимость не может упасть вслед­ствие сокращения издержек производства, если предло­жение не будет постоянно увеличиваться, и не может вы­расти, если предложение не будет постоянно уменьшаться. Но это не так: в том или ином реальном изменении пред­ложения нет необходимости, а когда предложение меня­ется, то это изменение, если оно постоянно, является не причиной, а следствием изменения стоимости. Правда, если бы предложение не могло быть увеличено, никакое сокращение издержек производства не привело бы к сни­жению стоимости; по нет никакой нужды в том, чтобы оно действительно было увеличено. Нередко достаточно оказывается одной возможности: торговцы знают, что дол­жно произойти, и взаимное соперничество заставляет их предупреждать этот результат понижением цены. Возра­стет ли постоянное предложение товара после удешев­ления его производства, зависит совершенно от другого, а именно от того, потребуется ли больше товара по этой уменьшенной стоимости. Чаще всего большее количество действительно требуется, но это не обязательно. «Чело­век, — пишет Де Квинси*, — покупает товар, непосредст­венно пригодный для достижения его личных целей, охот­нее и в большем количестве, когда тот становится дешев­ле. Носовых платков, подешевевших вдвое, он, возможно, будет покупать втрое больше, но он не купит больше паро­вых машин оттого, что они подешевели. Размеры его спро­са на паровые машины почти всегда определяются обстоятельствами, в которых он находится. Если он и учитывает стоимость, то в гораздо большей мере стоимость работы этой машины, чем стоимость ее покупки. Но у мно­гих товаров сбыт, безусловно, ограничен только сущест­вующей системой, к которой эти товары привязаны как ее подчиненные части или члены. Можем ли мы благодаря искусственному удешевлению часовых циферблатов до­биться того, чтобы их продавалось больше, чем внутрен­них частей или механизмов таких часов? Может ли про­дажа винных бочек увеличиться без увеличения продажи вина? Или могут ли инструменты корабельных мастеров найти расширенный сбыт, пока судостроение находится в застое?.. Предложите городу с 3 тыс. жителей партию ка­тафалков, и никакая дешевизна не сделает для этого го­рода соблазнительной покупку более одного катафалка. Предложите партию яхт; главные издержки тут связаны с укомплектованием яхты личным составом, снабжением его продовольствием, починкой яхты, и никакое уменьше­ние в цене самой яхты не соблазнит купить ее ни одного человека, чьи привычки и склонности не располагали его к такой покупке. То же самое можно сказать о профес­сиональной одежде епископов, адвокатов, оксфордских студентов». Однако никто не сомневается в том, что цепа и стоимость всех этих вещей в конечном счете понизилась бы при любом уменьшении издержек их производства, и понизилась бы из-за опасения, что появятся новые конку­ренты и предложение возрастет; хотя большой риск, ко­торому подвергся бы новый конкурент в торговле товаром, сбыт которого не может быть значительно расширен, позволил бы прежним торговцам поддерживать их первона­чальную цену гораздо дольше, чем они могли бы делать это с товаром, предоставляющим более заманчивые воз­можности для конкуренции.

Рассмотрим теперь противоположный случай, предпо­ложив, что издержки производства увеличились, например из-за обложения товара налогом. Стоимость товара повы­сится, и, вероятно, сразу же. Уменьшатся ли предложения? Только в том случае, если увеличение стоимости уменьшило спрос. Произойдет ли такой результат — ото обнаружится скоро. И если это произойдет, стоимость не­сколько снизится от избытка предложения, пока не сокра­тится производство, после чего она вновь повысится. Есть много товаров, для существенного сокращения спроса на которые требуется весьма значительное повышение цены: таковы в первую очередь предметы первой необходимо­сти, например обычные продукты питания народа, в Анг­лии — пшеничный хлеб, которого при настоящей цене потребляется, вероятно, почти столько же, сколько потреб­лялось бы нынешним населением и по значительно более низкой цене. Том не менее именно у таких предметов до­роговизна, или высокая цена, смешивается большинством населения с недостаточностью предложения. Пища может быть дорогой оттого, что предложение недостаточно, ска­жем после неурожая; но, например, дороговизна, являю­щаяся следствием налогообложения или принятия хлеб­ных законов, не имеет ничего общего с недостаточным предложением, такие причины не слишком уменьшают ко­личество продуктов питания в стране; они скорее умень­шают количество других предметов, а не продуктов пита­ния, поскольку из-за того, что у тех, кто тратит больше на еду, остается не так много на другие расходы, производ­ство других предметов сокращается до пределов умень­шившегося спроса.

Поэтому совершенно справедливо считать, что стои­мость предметов, количество которых может быть увели­чено по желанию, не зависит (исключая случайность и время, необходимое для приспособления производства) от спроса и предложения; напротив, спрос и предложение зависят от нес. Существует спрос на известное количество товара по его естественной стоимости или стоимости из­держек, и к ней в конечном счете стремится приспосо­биться предложение. Если же предложению не удается приспособиться к стоимости издержек, то это происходит либо из-за ошибки в расчете, либо из-за изменений в ка­ком-то из элементов рассматриваемой проблемы: или в естественной стоимости, т. е. в издержках производства, или же в спросе в результате смены общественных вку­сов, изменения числа потребителей или размеров их бо­гатства. Действие этих причин нарушения равновесия весьма вероятно, и, когда действие любой из них начинает проявляться, рыночная стоимость товара перестает соот­ветствовать естественной стоимости. Истинный закон спро­са и предложения — их уравнивание — продолжает оста­ваться в силе: если стоимость, отличная от естественной стоимости, необходима для уравнивания спроса с предло­жением, рыночная стоимость отклонится от естественной стоимости, но это случится только на время, так как пред­ложению присуща постоянная тенденция приспосабли­ваться к такому спросу, который, как показал опыт, суще­ствует, когда товар продается по своей естественной стои­мости. Существование предложения больше или меньше подобного спроса — явление временное, позволяющее по­лучать прибыль больше или меньше обычного размера, что в условиях свободной и активной конкуренции не может продолжаться долго.

Резюмируем вышесказанное: спрос и предложение уп­равляют стоимостью всех тех предметов, количество ко­торых не может неограниченно возрастать; но и для этих предметов, когда они производятся трудом, существует минимальная стоимость, определяемая издержками произ­водства. У всех же тех предметов, количество которых может увеличиваться неограниченно, спрос и предложе­ние определяют только колебания стоимости в течение пе­риода, по своей продолжительности не превышающего времени, необходимого для тою, чтобы предложение из­менилось. В то время как спрос и предложение управляют таким образом колебаниями стоимости, сами они подчи­няются высшей силе, которая заставляет стоимость тяго­теть к издержкам производства. Эта сила устанавливала и удерживала бы стоимость на этом уровне, если бы по­стоянно не появлялись новые силы, нарушающие равнове­сие, вновь вызывающие ее отклонение от этого уровня. Придерживаясь того же метафорического стиля, скажем, что спрос и предложение всегда стремятся к равнове­сию, по состояние устойчивого равновесия наступает толь­ко тогда, когда предметы обмениваются друг на друга со­размерно их издержкам производства или — по выраже­нию, к которому мы уже прибегали, — тогда, когда цены предметов находятся на уровне их естественной стоимости.

 

 

ГЛАВА IV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных