Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях судебными приставами




В соответствии со статьёй 64 Закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным Законом действия, «… направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе».[49]

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника – без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены Федеральным законом № 229-ФЗ, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов взыскателя.

Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

1) предъявление исполнительного документа;

2) подача заявления взыскателем;

3) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.[50]

Согласно части 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Возможно возбуждение исполнительного производства и без заявления. Например, согласно ч. 16 ст. 30 Закона № 229, «… после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, штрафов и исполнительского сбора, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа».[51]

Согласно ч. 6 ст. 33 Закона № 229-ФЗ, возможно также возбуждение исполнительного производства без заявления взыскателя, в том числе, в случае необходимости совершения отдельных исполнительных действий и/или применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В таком случае он имеет право поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и/или применить меры принудительного исполнения. Такое поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, и возбуждается исполнительное производство.

Кроме вышеперечисленных случаев, исполнительное производство также может возбуждаться в случае, если суд, либо другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю, на что указывает ч. 5 ст. 30 Закона № 229-ФЗ.

Законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены 3-дневные сроки передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа со дня их поступления в подразделение судебных приставов, а также 3-дневный срок вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, либо отказ по нему. Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства представлен в статье 31 Закона. Отказ от возбуждения исполнительного производства предполагает направление установленных Законом документов взыскателю, а также выдавшим данный документ субъектам.

В рамках Закона № 229-ФЗ возможно добровольное и принудительное исполнение. По мнению А.А. Рассохиной, «… очевидно, что наиболее эффективным является добровольное исполнение судебных актов, но, к сожалению, на практике это происходит не так часто, как хотелось бы».[52]

Особенностью действующей практики исполнения в российских условиях является то, что статьёй 30 в ч. 11 Закона № 229-ФЗ предполагается, что в случае первого поступления исполнительного документа, судебным приставом устанавливается срок исполнения и предупреждение должника о последующем принудительном исполнении требований по истечению срока. Стимулирующая функция добровольного исполнения состоит в том, что при нём на должника не накладывается требование взыскании исполнительского сбора и расходов на исполнительские действия, предусмотренные ст. 112 и 116 Закона № 229-ФЗ.

Интересен вопрос о правовой природе института добровольного исполнения. «Можно говорить о том, что здесь обозначились два основных подхода. Согласно первому из них добровольное исполнение представляет собой право должника».[53] Второй подход основывается на рассмотрении добровольного исполнения в качестве обязанности должника. По мнению В.А. Гуреева, «… именно последнее понимание института добровольного исполнения является обоснованным, так как, с одной стороны, судебное решение обладает свойствами обязательности, а с другой – в соответствии с основополагающим принципом гражданского законодательства обязательства должны исполняться надлежащим образом». [54]

В ряде случаев законодателем сроки добровольного исполнения не устанавливаются, по причине необходимости немедленного исполнения решения в рамках исполнительного производства. Сюда отнесены как процедурные моменты (например, при последующих предъявлениях исполнительного документа, то есть при заведомом пропуске сроков), так и по отдельным административным правонарушениям – восстановлении на работе, административном приостановлении деятельности, конфискации имущества, обеспечительных мерах, что регламентировано ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ.

Все стороны исполнительного производства имеют возможности по представлению отсрочки, либо рассрочки исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения на основании ч. 1 ст. 37 Закона № 229-ФЗ. Также, возможно и отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, однако, как замечает Якимчук С.А., «… отложение и приостановление исполнительного производства должно происходить только по основаниям, которые прямо предусмотрены в законодательстве, регулирующем порядок исполнения судебных решений. При этом взыскатель должен иметь право обжаловать их неправомерность по любому основанию в судебном порядке. В этом плане законодательство не должно предусматривать моратории или иные запреты относительно исполнения судебных решений в отношении определенной группы субъектов. В случае их установления государство должно определять альтернативные способы исполнения судебных решений или пути возмещения ущерба, причиненного кредитору вследствие невозможности исполнения судебных решений». [55]

Значимым направлением деятельности ФССП в части исполнительных производств по значительному кругу административных дел является розыск должника. Здесь, наряду с вышеупомянутым Законом № 229-ФЗ судебными приставами используются следующие нормативные акты:

– Федеральный закон № 118-ФЗ от 21.06.1997 г. «О судебных приставах»;

– Письмо ФССП России от 18 апреля 2014 года № 0014/10 «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов» (утв. ФССП России 17 апреля 2014 г.).

Как указывает Михин А.В., «… объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка производится на основании соответствующего заявления взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство, при наличии оснований, указанных в части 3, 4, 5 статьи 65 Закона».[56]

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника, его имущества по исполнительным документам, содержащим требования:

1) о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. рублей. Судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя также объявляет розыск должника, его имущества, если сумма требований взыскателя по исполнительному документу не превышает 10 тыс. рублей, при этом сумма требований по сводному исполнительному производству превышает 10 тыс. рублей;

2) взыскании алиментов;

3) возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца;

4) возмещении ущерба, причиненного преступлением;

5) об отбывании обязательных работ;

6) о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

«Основным документом, который ведется в ходе исполнительного розыска, является розыскное дело. Оно обязательно включает в себя План разыскных мероприятий, состоящий из конкретных исполнительных и исполнительно-разыскных действий, с указанием конкретных сроков исполнения. Данный План утверждается старшим судебным приставом территориального ПССП.

В качестве особенности организации и производства исполнительного розыска должника-гражданина следует указать время совершения исполнительно-розыскных действий. В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона судебный пристав-исполнитель осуществляет розыскные мероприятия, по общему правилу, в нерабочие дни с 22 часов до 6 часов. Поэтому при планировании разыскных мероприятий необходимо учитывать данное требование Закона».[57]

Судебный пристав-исполнитель может налагать арест, причём назначение ареста состоит как в реализации обеспечительных мер, так и в части исполнения решения суда, что регламентировано ст. 80 Закона № 229-ФЗ. Согласно ст. 80, ч. 2 данного Закона, наложение ареста на имущество по заявлению взыскателя рассматривается судебным приставом в течение следующего за подачей заявления дня, положительное решение оформляется постановлением о наложении ареста.

В рамках Закона «Об исполнительном производстве», судебными приставами также возможно изъятие имущества, и/или его принудительную реализацию, либо передачу взыскателю. При этом, важное значение имеет именно передача информации о наличии имущества. Сокрытие данной информации может быть расценено как воспрепятствование исполнительским действиям. Как справедливо указывает Ю. Гончарук, «…При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе и судебном акте, во вновь установленный срок пристав-исполнитель может применить к нему ст. 17.15 КоАП РФ, на основании которой за неисполнение судебного акта на физическое лицо может быть наложен административный штраф в максимальном размере до 2 500 рублей, на юридическое лицо – до 50 000 рублей.»[58]

Однако, это не исключает деятельности судебного пристава-исполнителя по розыску имущества, путём направления запросов налоговым органам, а также иным организациям – банкам, регистраторам ценных бумаг и прочим, в которых могут находиться счета организации, содержащие те или иные ценности (ст. 69 ч. 9 Закона № 229-ФЗ).

Обращение взыскания на имущество должника-гражданина осуществляется в особом порядке, что обуславливается необходимостью соблюдения принципа «неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи», что корреспондирует с гражданским процессуальным законодательством».[59]

Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, установлен в ст. 79, ч. 1 Закона № 229-ФЗ и конкретизирован ст. 446 ч. 1 ГПК РФ. В то же время, для части имущества необходимым является привлечение оценщика для оценки. Сюда входят такие объекты, как недвижимое имущество, если оно не является единственным у должника, отдельные виды ценных бумаг, драгоценные металлы и камни, имущественные права и ряд других.[60]

Несмотря на то, что деятельность судебных приставов не подразумевает реализации имущества в рамках ст. 87 Закона № 229-ФЗ, тем не менее, возможно рассматривать их деятельность как направленную на создание предпосылок такой реализации, так как данное лицо:

– осуществляет приблизительную оценку имущества (до его оценки оценщиком);

– формирует перечень имущества;

– осуществляет мероприятия, направленные на его сохранение до передачи на реализацию;

– производит уценку имущества (до 15 % ежемесячно);

– контролирует передачу денежных средств взыскателю;

– передаёт нераспроданное имущество взыскателю согласно ст. 14 Закона № 229-ФЗ.

Соответственно, данные действия судебных приставов возможно рассматривать как обеспечивающие реализацию имущества в рамках исполнительного производства, в том числе – по делам об административных правонарушениях.

Особенностью реализации имущества в рамках исполнительного производства является наличие особого порядка передачи периодических платежей в виде зарплаты, пенсии, стипендий и прочего, которые, согласно ст. 9 Закона № 229-ФЗ передаются взыскателю напрямую.

Судебные приставы имеют право прекращения исполнительного производства в соответствии со статьёй 43 Закона № 229-ФЗ. К основаниям прекращения данной статьёй отнесены:

«1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;

8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка».[61]

Рассматривая в целом порядок исполнительного производства по делам об административных правонарушениях возможно сделать следующие выводы по главе:

1) исполнительное производство представляет собой как совокупность процессуальных действий суда общей юрисдикции органов исполнения, так и лиц, в той или иной форме участвующих в исполнении по добровольному и принудительному осуществлению субъективных гражданских прав и законных интересов, подтверждённых постановлениями судебных и юрисдикционных органов;

2) роль органов внутренних дел в исполнительном производстве двоякая. С одной стороны, они имеют право самостоятельного производства по делам об административных правонарушениях согласно норм КоАП РФ, а с другой – они выполняют роль помощника ФССП РФ, предоставляя данной организации как силовую, так и организационно-информационную поддержку при реализации исполнительного производства;

3) исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях предполагает судебными приставами-исполнителями в рамках Закона № 229-ФЗ, в том числе, по делам об административных правонарушениях, предполагает определённую стадийность. Общий порядок таких дел предполагает возбуждение исполнительного производства, его подготовку, принудительное исполнение, распределение взысканных сумм, завершение исполнительного производства, а также обжалование действий судебного пристава-исполнителя. При этом, реализация всех данных стадий проводится исполнительными органами самостоятельно, однако, возможно привлечение и других государственных органов, как в части поддержки реализации решений на физическом уровне, так и с целью информационного обеспечения исполнительского процесса.


3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РФ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных